Земля-кормилица
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Машнева Надежда Григорьевна

урок окружающего мира для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_kl._zemlya-kormilitsa.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

          Урок окружающего мира по теме: ЗЕМЛЯ – КОРМИЛИЦА

УМК «Школа России»

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная, в парах

Оборудование

Ноутбук, экран, проектор; интерактивная система опроса; схема «Типы почв»; схема «Состав почвы»

Организационная структура урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! 
Вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

  1. Актуализация знаний.

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы подготовились к работе.

Словарный диктант (работа в парах)

Подготовьте карточки, которые лежат у вас на столе. Узнайте полезное ископаемое и покажите нужную карточку.

  • Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой для скота, удобрением. (ТОРФ)
  • Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, состоит из мелких, плотно соединенных зерен (ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА)
  • Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (КАМЕННЫЙ УГОЛЬ)
  • Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из полевого шпата, кварца и слюды (ГРАНИТ)
  • Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов (ИЗВЕСТНЯК)
  • Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут (НЕФТЬ)
  • Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле (ГЛИНА)

Тест «Полезные ископаемые» (интерактивная система опроса)

  1. Самоопределение к деятельности

В названии темы нашего урока не хватает одного слова. Узнать его вам поможет загадка

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу.    (ЗЕМЛЯ)

Прочитайте тему урока «ЗЕМЛЯ – КОРМИЛИЦА» Какой вопрос возникает?

Какая цель может быть поставлена?

Что мы будем делать для достижения этой цели? (работать в парах,  читать учебник, рассуждать, делать выводы)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы?

  1. Открытие новых знаний

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».

- Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой)

- Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

 

 Практическая работа

Опыт 1.

- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

- О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

Опыт 2.

- Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

- Вывод? (В почве есть вода.)

Опыт 3.

- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

- Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху - глина.)

Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

Опыт 4.

- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)

Опыт 5.

- Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

- Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)

В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

Беседа

- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

Сам. Работа с учебником с. 160-161

Перечислите типы почв.

Какие самые распространенные в нашей стране? (подзолистые)

Самые плодородные? (чернозёмные)

Чем интересны болотные почвы? (торф)    луговые? (дёрн)

Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей»

Давайте послушаем сказку ….. (рассказывает ученик)

Что называют волшебной кладовой  и почему?

Что издавна делает земля-матушка? (кормит людей)

И не только людей, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю?

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!

а) Работа по учебнику.

- Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 162 -163

  1. Закрепление изученного.

 Тестирование.

- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

Интерактивная система опроса.

  1. Подведение итогов

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание

Стр. 171-174, р. т. стр. 53-54 Доп. ПОДОБРАТЬ СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ-КОРМИЛИЦЕ.

        

Чернозём – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмна в ней достаточно влаги и воздуха. На чернозёмных почвах выращивают высокие урожаи. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, т.к. там почва не такая плодородная.

        Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмы. Но люди научились получать хорошие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесению необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

        Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

        Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного увлажнения. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дёрна, который образован корнями.

        Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно формируется в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Земля- кормилица" 4 класс

Данный урок познакомит уч-ся с различными видами почв  и  их составом, природоохранной деятельностью человека.На  этом уроке ребята найдут ответ на главный вопрос, почему землю называют...

Конспект урока "Земля - кормилица"

Урок разработан на основе "Р/К"...

Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...

Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

Презентация "Земля - кормилица"

В презентации собраны материалы для проведения урока окружающего мира в 4 классе "Земля - кормилица"...

План-конспект урока "Земля-кормилица"

На уроке применяются разнообразные формы работы.  Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....