Тема: «Город и село»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: – систематизировать представление учащихся о жизни города и села; - развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; - воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.
Задачи:
Формируемые УУД:
Регулятивные: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учиться высказывать свою точку зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий;
-взаимодействовать в группе при выполнении учебных задач, выполнять взаимопроверку;- определять истинность (ложность) высказываний
Познавательные: - осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и селе.
-ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;
-развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;
-формировать выводы из изученного материала.
Коммуникативные: - работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.
- доносить свою позицию, слушать и слышать партнеров;
- излагать свою точку зрения и анализировать её, отвечать на итоговые вопросы;
- грамотно строить речевые высказывания.
Личностные результаты: - проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу - самостоятельно определять и опираться на общие для всех людей правила поведения при работе;
- понимать необходимости приобретения новых знаний;
- представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей;
- проявлять чувство гордости за свою малую родину
Предметные результаты: - иметь представление о понятиях «город», «село», «горожане», «селяне»; называть их отличительные признаки;
- сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
- сравнивать городской и сельский дома;
- рассказывать о своём доме по плану.
Материально-техническое обеспечение урока: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс; мультимедиапроектор, компьютер, презентация, фотографии города и села, раздаточный материал.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. Момент | - Я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы во втором классе учимся! Всё у нас получится! | Приветствие учителя; самоорганизация к деятельности. |
Целеполага-ние и мотивация.
| - Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно посмотрите на фото. – Что изображено на фото? СЛАЙД 1 -Так о чём мы с вами будем разговаривать сегодня на уроке? Сформулируйте тему, цель нашего урока. ГОРОД и СЕЛО (Слайд 2)
-Сейчас, по моей команде, вы закроете глаза и будете очень внимательно прислушиваться ко всем звукам, которые вас окружают, благодаря этим звукам мы будем с вами путешествовать в разные места. Ваша задача догадаться, куда вы попали, что вас окружает, где можно услышать такие звуки. Для этого нам нужно, чтобы в классе была полная тишина, и вы должны быть очень внимательными! Если вы догадались, надо тихо поднять руку, и я обязательно спрошу. Вы готовы? Закрываем глаза. (Аудиозаписи «Шум города», «Утро в деревне», «Петушиное пение», «Шаги по тротуару», «Мычание коровы») – Молодцы ребята, вы были очень внимательными и справились со всеми моими заданиями. | Слушают учителя.
Формулируют тему урока.
По музыкальным фрагментам определяют свое «местоположение»
|
Изучение нового материала.
| Перед вами различные фотографии. (слайд 3). -Я утверждаю, что на всех этих слайдах изображён город. А как вы думаете? Я вижу, что вы хотите со мной поспорить. Разделите фотографии на группы. – Давайте попробуем выделить отличительные черты города и села. Для этого нам поможет памятка, которая лежит у вас на столах. СЛАЙД 4.
Город | Село | Многоэтажные дома, в которых живет большое количество людей. | Частные дома, в которых живет одна семья. | Дороги покрыты асфальтом. | Дороги могут быть асфальтированы, могут быть проселочными. | Люди работают на заводах, фабриках, на предприятиях. | Люди занимаются разведением растений и выращиванием животных. | Большое количество транспорта. | Основной вид транспорта – автобус, могут ездить на лошадях. | Зелени мало, воздух загазован. | Вокруг много леса, воздух свежий. | Много памятников, музеев, кинотеатров и театров. | |
Сейчас каждый из вас выберет только те иллюстрации, где изображен город. (раздаточный материал в конверте №1) - Что же такое город? ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта. Слайд 5 - Что такое село ? Село СЕЛО– небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных. Слайд 6 -Из русского языка, мы уже знаем, что такое синонимы. Давайте попробуем подобрать синоним к слову -Село. (деревня)
Определения на экране. – Как вы думаете, где лучше жить в городе или селе? Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики. Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойна. |
Находят и определяют отличительные черты города и села.
Подбирают иллюстрации.
Формулирую понятия «Город» и «Село»
Высказывают свое мнение, опираясь на полученные знания. |
Физмину-тка -игра | - Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из- за своих парт, сейчас мы с вами будем играть в игру. Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть. Итак, начали: Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; троллейбус; колодец; кинотеатр; топор; утка; цирк; ржаное поле; много машин. |
Выполняют действия, анализирую и, проводя аналогии. |
Закрепление изученного. Краеведение.
| В России много больших и малых городов, сёл, деревень... все они по-своему красивы. – В каком городе мы живем? - В какой области находится наш город? - Расскажите, что вы о нем знаете - Как называются жители нашего города? – Какие реки протекают в нашем городе? – Есть ли в нашем городе фабрики и заводы? Какие вы знаете? - Что ещё вы знаете о нашем городе? - Чем наш город отличается от сёл, деревень? Рабата в парах.-Давайте вспомним правила работы в парах. -У каждого на столах лежит конверт №2, открываем. -Поднимите руки те, у кого многоэтажный дом? К городу или селу он относится? Почему? -Поднимите руки те, у кого сельский дом? К городу или селу он относится? Почему? -Задача каждой пары: нарисовать многоэтажный дом. Найдите по три плюса и три минуса в городских квартирах; нарисовать сельский дом. Найдите по три плюса и три минуса в сельских домах. По мере готовности, результаты вывешиваются на доску. Посмотрите, что у нас получилось. На доске - кусочек нашего города. | Отвечают на вопросы учителя.
-Бердск -Бердчане -Бердь и Обь
Высказывают свои предположения.
Вспоминают правила работы в парах.
Каждая группа выполняет свое задание. |
Подведение итогов. | Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Всего важнее сохранить красоту и богатство города, села. – Как сохранить красоту и богатство города, села?
– Каждый горожанин и житель села должны беречь красоту своего населенного пункта, приумножать его ценности. Давайте и мы украсим наш город. |
-Любить и защищать СЕЛО, ГОРОД, РОДИНУ. -Беречь природу, приумножать ее богатства. -Охранять памятники архитектуры, уберечь их от гибели |
Рефлексия. | - Оцените свои знания, взятые с урока. Достаньте из конвертов (конверт №3) маленькие частички ваших знаний - цветы. -Если вы узнали много интересного, и урок вам понравился, то тогда выбираем красный цветок. Трудности – синий. Не понравился урок – зелёный. – Что же мы получили в итоге? (Наш город.) – Достигли ли мы все цели, поставленные в начале урока. – С какими понятиями познакомились вы на уроке. | Оценивают свою деятельность на уроке.
- Наш город. Отвечают на вопросы учителя.
|