"жизнь на селе в старину"- конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

О старинном быте сельских жителей-ролевая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_na_sele_v_starinu.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИЗНЬ НА СЕЛЕ В СТАРИНУ
(ролевая игра)

Цели: сформировать представление о старинном быте сельских жителей; развивать воображение и творческие способности; воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду, к старшим в семье, желание быть помощниками в семейных трудах и заботах, следовать нравственным принципам своих предков.

Оборудование: комплект карточек «Предметы крестьянского быта».

Подготовительная работа: задания можно распределить между группами учащихся, каждая группа готовит рассказ или представление, сценку из старинного быта сельских жителей.

Возможен такой вариант распределения заданий по группам: иллюстрации частей избы, внутреннего убранства.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы с вами осуществим очередное путешествие в прошлое. Узнаем, как раньше жили крестьяне.

                        Интересная игра сегодня у нас,

                        К ней готовился каждый из вас.

                        Чтоб победить, надо много знать,

                        Уметь думать, логически рассуждать.

 Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушел на чужбину – заплакал. (Русская пословица.)

– Как вы понимаете смысл пословицы?

– Каждый человек любит свою страну, свою родину. Что значит «любить родину»? (Знать историю, традиции народа, чтить и уважать их.)

– Сегодня тема нашего урока: «Жизнь на селе в старину».

Вступительная беседа.

– Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются? («Теремок» – терем; «Василиса Премудрая» – палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» – землянка; «По щучьему веленью» – изба, дворец.)

На доске в ходе беседы учитель прикрепляет карточки со словами: терем, палаты, изба, дворец, землянка.

– В каком жилище мы побываем сегодня на уроке? На этот вопрос мы сможем ответить, разгадав кроссворд:

1. Назовите одним словом: куклы, свистульки, матрешки.

2. Завтрак, обед и ужин.

3. Уклад жизни.

4. Предметы домашнего обихода.

Ответы. 1. Игрушки. 2. Трапеза. 3. Быт. 4. Утварь.

Ключевое слово: изба.

– Что же обозначало слово изба?

Изба – звучало первоначально как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри, а значит, служило надежным укрытием от холода и ненастья.

II. Актуализация опорных знаний.

– Как звали мастера-древодела? (Плотник.)

– Послушайте загадку и определите главный рабочий инструмент плотника:

                        Замечательный дружище:

                        Деревянная ручища,

                        Да железный обушок,

                        Да каменный гребешок.

                        Он у плотника в почете,

                        Каждый день с ним на работе. (Топор.)

Топор (тесло) – главный инструмент древоделов. Набор инструментов древнего плотника был очень скуден: кроме топора, в нем числились бурав, лопата, нож и веревка. В конце XIV – начале XV века к этим инструментам добавились долото, сверла.

Рассказ учителя.

Приглашение в избу

До сих пор наши рассказы вокруг избы ходили. Теперь пора поближе с ней познакомиться. Что там внутри бревенчатого сруба?

По ходу рассказа дети у доски, используя аппликацию, создают изображение крестьянской  избы.

Основные части дома таковы: изба, сени, клеть, подклеть, подполье. Подклеть, или двор, – нижний нежилой этаж дома, обширное помещение, которое предназначалось для домашнего скота. Подполье – помещение под полом, подвал, своего рода холодильник. Здесь хранятся съестные припасы.

Перед дверью, ведущей в сени, устраивается крыльцо. Вот какое оно нарядное – с лестницей и резным рундуком (крытая площадка).

Открыв дверь, мы попадаем в сени – своеобразную прихожую, где хозяева часто хранят посуду и инструмент.

Налево от сеней клеть – большая кладовая. Сундуки с имуществом (одежда, посуда) и «сусеки» (закрома для зерна) точно указывают на ее назначение.

Около клети помещались амбары. Изба, клеть и амбар – это крестьянский двор. Ограждала его изгородь.

Направо от сеней сама изба – жилая комната. (Не забудьте наклониться, переступая порог.)

Первое, что видим мы, – это печь. Она занимает четвертую часть избы.

У входа, рядом с печью, висел глиняный горшок с носиком, наполненный водой. Это рукомойник. На печи зимой спали дети и старики. А рядом, под потолком, деревянный настил – полати. На них тоже можно было спать. Место в печи, куда закладывают дрова, называется устьем.

Между устьем и стеной небольшое пространство. Это «царство» хозяйки, бабий кут. Здесь стояли ушаты, ведра, квашня, висела полка, на которой аккуратно расставлялись деревянные миски и ковши, чугуны, глиняные плошки и миски, кринки. Хозяйка ловко подцепляла ухватом горшок и сажала в печь, где жарко горели дрова. Выражение «закуток» – маленькое пространство – и пошло от бабьего кута в русской избе.

По диагонали от печи располагается передний – «красный» – угол. Здесь висела икона, под ней – широкая лавка, куда сажали дорогих и почетных гостей. Перед лавкой – деревянный стол. Все было чисто выскоблено. Очень любил крестьянин чистоту. Хотя изба топилась по-черному, но в ней всегда было чисто.

Дым из печи стлался выше человеческого роста, копоть и сажа оседали на потолке. А пол, лавки в избе, деревянная посуда всегда были выскоблены до блеска. От сухих бревен в избе исходил приятный дух. Освещались избы в долгие зимние вечера лучинами. А чтобы от искр не загорелась изба, под светец, в котором закрепляли лучину, ставили лохань с водой.

Зимой, в лютую стужу, в избу приносили и выхаживали новорожденных ягнят и телят.

Надо сказать, что каждая часть избы имеет свое назначение.

Передний угол – самый почетный. Здесь совершались важнейшие события в жизни семьи. Трижды в день семья собиралась за длинным столом в переднем углу. Рассаживались по старшинству, ели из общей миски деревянными ложками, под ложку подставляя кусок хлеба.

Еда была самая простая: щи, кулеш – жидкая пшенка, хлеб. Вставали ни свет, ни заря, завтракали куском хлеба и кружкой молока. При этом дед говорил: «Дневную еду еще заработать надо». Прямо за утренней трапезой он же распределял обязанности членов семьи на текущий день. От мала до велика каждый имел свое дело. Праздных не было.

Строение и убранство русской избы не менялось на Руси сотни лет.

Не каждый деревянный дом мог называться избой, а только тот, в котором была печь.

Работа по группам.

– На партах у вас лежит комплект карточек «Предметы крестьянского быта». Ваша задача  – назвать предмет и определить его назначение.

Дрова – ими топили печь; топор – им рубили дрова; помело – им выметали золу из внутренности печи (печного пода) перед тем, как посадить туда хлебы; глиняный горшок – для хранения продуктов и варки пищи; ухват – им доставали горшки из печи; кочерга – клюка, которой перемешивали в печи прогоревшие дрова; бочка – в ней хранили воду; деревянное ведро – в нем приносили воду из колодца; коромысло – деревянная дуга, на концах которой женщины на плечах переносили ведра с водой; ковш – им черпали жидкость, сыпучие вещества.

– Кому приходилось ранее видеть и где  именно что-либо из названных предметов быта?

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (ч. 2, с. 121).

– Что вы на ней видите, расскажите.

Рассказ учителя.

День крестьянской семьи начинался с трапезы. Еда подавалась в общей деревянной миске, ели деревянными ложками. Удивительно хороша была их форма. Зимними вечерами с любовью вырезались они хозяином семьи и его сыновьями. Хозяйка зачерпнула деревянным ковшом воду, и кажется, будто уточка расписная или лебедушка с изогнутой шеей выплыли на стол. Первым начинал есть хозяин, остальные после него. Этот порядок соблюдался строго. А нетерпеливый и непослушный мог получить в наказание и в назидание ложкой по лбу. Старшим всегда и везде – почет и уважение.

– Что же ели крестьяне?

В русских народных сказках, пословицах, поговорках часто упоминаются названия продуктов, встречающихся на столе.

– Послушайте отрывки из некоторых сказок, вспомните их название, а потом назовите и продукты, упоминаемые в этих произведениях:

«Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку.

– Вот уха будет сладка!» («По щучьему веленью».)

Сохранившаяся доныне традиция древней кухни – горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое.

Такая пища от голода спасает и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня. Не зря в России главный столовый прибор – ложка: «Ложкой, как неводом, а вилкой, что удой». Варили славяне и мучные супы из ржаной муки, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью. «Щи да каша – еда наша».

«Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля...» («Лиса и журавль».)

Любимое блюдо – каша. Каше очень много лет. Она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, рис, ячмень, гречиху, он научился обрабатывать, очищать зерно, зерно варить. «Каша – матушка наша», – говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным.

По данным археологов, в Древней Руси выращивали 4 основных злака: пшеница, рожь, ячмень, просо. Просо было основной пищей славян, но готовили каши и из других зерновых культур. Летопись сообщает, что предки варили пшеницу и приправляли ее медом.

Однажды человек забыл снять кашу с огня. Спохватились, когда каша превратилась в твердую лепешку. Попробовали – понравилось. Кашу для лепешек стали готовить по особым рецептам и назвали тестом. Здесь не обошлось без приключений. Это произошло 4–5 тысяч лет назад. Тесто случайно скислось и поднялось в горшке пышной пеной. Лепешка на этот раз получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать.

Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово каша означало то же, что и «пир». Царь Петр I, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу. На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, размазни и рассыпчатые.

Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Каши-размазни обычно на Руси не жаловали, считали неправильно сваренными, испорченными. Кроме сахара, добавляли мед, варенье, сухие и свежие фрукты и ягоды. Крутые каши (рассыпчатые) ели с маслом – сливочным или топленым: «Кашу маслом не испортишь».

Самая любимая в России каша – гречневая. Гречневая крупа богата белком, содержит много минеральных веществ, особенно солей железа, так что гречневую кашу, наравне с красным вином, гранатовым соком и печенью, можно рекомендовать при пониженном гемоглобине. Любили на Руси и каши из проса и ячменя. Ели их с молоком, сливками, тыквой.

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

 («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

– Поешь моего простого киселька с молочком, тогда и скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся!..» («Гуси-лебеди».)

Любили славяне кисель. В старину готовили его плотным, упругим, похожим на студень. И не разливали по кружкам, а резали ножом на порции. К киселю подавали мед, варенье, соки.

                Я Колобок, Колобок!.. На сметане мешён

                Да в масле пряжён... («Колобок».)

– Что такое колобок? (Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обычно пекли из остатков пирогов или хлебов. Поэтому бабка и мела «по сусекам», чтобы намести остатки муки.)

«И я там был, мед-пиво пил…» (Концовка многих сказок.)

Любимым хмельным напитком славян был вареный мед. А самым древним напитком наших предков является квас. Квас да хлеб не раз от голодной смерти спасали славян. Квасы делали разные: сладкий, кислый, мятный, окрошечный, душистый…

Любимым блюдом была пареная репа. Готовить ее было просто. Отсюда и пошло выражение «проще пареной репы». О картошке в те времена и не слыхивали. Много ели овощей: капусты, свеклы, огурцов, редьки, лука. Очень бережно относились к хлебу. Отрезали ломти от каравая, прижимая его к груди, крошки тщательно собирали, а уж выбросить корку или кусочек хлеба считалось великим грехом. Тяжело давался хлеб, и знали ему цену предки!

Хлеб был самым важным продуктом, его ставили на почетное место на столе. Хлебом-солью встречали дорогих гостей.

Хлеб у славян был разный. Некоторые пекли его без соли, так как соль была очень дорогой. Из муки, просеянной через решето, пекли решетный хлеб, из просеянной через сито – ситный.

                        Хлеб черный был тяжел и липок:

                        Ржаной муки был груб помол,

                        Но расплывались лица от улыбок,

                        Когда буханку ставили на стол.

                        Ржаной был хлеб.

                        Он к щам годился постным,

                        Раскрошенный он был неплох с кваском,

                        Хоть прилипал порою к деснам,

                        Когда его месили языком.

– По праздникам пекли пироги с различными начинками: с рыбой, курицей, говядиной, капустой, грибами, ягодами. Вспомните русскую пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)

– Древним блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, Масленицу провожать.

Выручала людей и тюря – кусочки черного хлеба, размоченные в квасе или воде, иногда с добавлением чеснока или конопляного масла.

Пили квас, который делали из хлеба. Он прекрасно утолял жажду, особенно в дни деревенской страды. Когда кончали есть, не выскакивали из-за стола, кто когда хочет. Все сидели смирно. Выйти из-за стола можно было только по разрешению старших.

Физкультминутка

                        Я куплю себе

                        Косу новую;

                        Отобью ее,

                        Наточу ее, –

                        И прости-прощай,

                        Село родное!..

                        Раззудись, плечо!

                        Размахнись, рука!

                        Ты пахни в лицо,

                        Ветер с полудня!

                        Освежи, взволнуй

                        Степь просторную!

                        Зажужжи, коса,

                        Как пчелиный рой!

                        Молоньей, коса,

                        Засверкай кругом!

                        Зашуми, трава,

                        Подкошённая;

                        Поклонись, цветы,

                              Головой земле!.. 

                А. В. Кольцов

Жизнь крестьянина в деревне была как на ладони: все знали друг о друге все. И если кто-то поступал дурно, не по заповедям, то односельчане переставали его уважать. Благополучие семьи зависело не только от природы, но и от отношений с соседями. Именно поэтому крестьянин предпочитал жить в мире и дружбе со всеми. «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Ведь в случае беды односельчане придут на помощь.

Повседневная жизнь формировала добрые традиции, стиль поведения: трудолюбие, доброжелательность, гостеприимство.

III. Изучение нового материала (ролевая игра).

Работа по группам.

Каждая группа представляет сценку, выступление, сообщение из истории старинного быта сельских жителей.

Старинный быт сельских жителей

Группа 1. Осень в сельском доме. 

В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки. За окном мороз, вьюга, а в избе печь трещит, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице, «от скуки бери дело в руки». Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают.

И сегодня не забыты старинные ремесла. В каждом крае, в каждом городе есть свои искусные мастера.

Много сложено пословиц о труде. Давайте их вспомним. Я начну, а вы продолжите.

– Дело мастера... (боится).

– Маленькое дело... (большая польза).

– Семь раз... (отмерь, один раз отрежь).

– Есть терпение... (будет умение).

Но есть и другие пословицы, например: «Спишь, спишь и отдохнуть некогда». Про кого это? (Про лодыря, лентяя, лежебоку.)

На стене висят иллюстрации. У детей – листы с  текстом пословиц.

– Найдите, у кого пословица про лентяя с ложкой. Что посоветуем ему? («Хочешь есть калачи, не сиди на печи».)

Дети читают пословицы и крепят их на доску. Другие читают с планшетов пословицы и шутки.

– А над доской какая пословица спрятана? («Хочется есть, да не хочется лезть».)

Шутки были не только в стихах, но и в песнях, хороводах (старинная русская хороводная «А мы просо сеяли»):

                        А мы просо сеяли, сеяли...

                        А мы просо вытопчем, вытопчем...

– Я вам загадаю загадку, а вы найдите у меня на столе предметы, которые являются отгадкой:

Сама не ест, а всех кормит. (Деревянная ложка.)

Ростом разные игрушки, но живут они друг в дружке. (Матрешка.)

Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок.)

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)

Дети рассказывают об истории возникновения матрешки, дымковской игрушки, филимоновских свистулек, об изделиях Городца, Хохломы, Палеха и т. д.

Группа 2. Зима в деревенском подворье.

– Переместимся на время в сельскую избу. Вот печь, которая топилась по-черному, а освещалась изба светцом.

Отец. Егор, нащепи лучины для светца.

Егор. Хорошо, батюшка.

Мать. Ванюша, засвети светец.

Ваня. Сейчас, матушка.

Мать. Илья, заслонку не забыл закрыть?

Илья. Закрыл, как солнце зашло.

Мать. Дуняша, не забыла тазик с водой поставить под светец?

Дуня. Как можно, матушка! Пожар может быть.

– Кто отвечал за ведение хозяйства? (И мужчина, и женщина.)

– Какую живность держали в хозяйстве? (Коров, лошадей, овец, свиней, кур, пчел, кошек, собак...)

– Кто из вас был в деревне?

– Практически ту же скотину держали и раньше в большом количестве. Больше всего держали коров, затем свиней, лошадей, овец, коз. Молоко перерабатывали дома вручную. Из него сбивали масло, делали творог и сыр. Что люди получали от коров, свиней, коз? (Корова давала молоко, мясо, кожу. Свинья – сало, мясо, кожу, щетину. Коза – молоко, мясо, шерсть, кожу.)

– Как использовали лошадей? (На них ездили, пахали.)

– Послушайте разговор животных.

Спор животных

Корова, лошадь и собака поспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

– Конечно, меня,  – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

– Нет, хозяин любит больше всего меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.

Послушал хозяин этот спор и говорит:

– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

К. Д. Ушинский

– Какая главная мысль этой сказки?

Сценка.

– Куда, Фома, едешь, куда погоняешь?

– Сено косить.

– На что тебе это сено?

– Коровок кормить.

– На что тебе коровы?

– Молоко доить.

– На что тебе молоко?

– Ребяток поить.

В каждом крестьянском дворе была коровушка-кормилица. Чтобы она давала много молочка, о ней постоянно заботились.

Дети исполняют русскую народную песню.

                        Уж как я ль мою коровушку люблю!

                        Сытна пойла я коровушке налью.

                        Чтоб сыта была буренушка моя,

                        Чтобы сливочек буренушка дала.

                        Уж как я ль мою коровушку люблю!

                        Уж как я ли свежей травки ей нарву.

                        Кушай вволюшку, коровушка моя!

                        Ешь ты досыта, буренушка моя!

Группа 3. Весна в жизни предков.

Дети исполняют русскую народную песню.

Веснянка

                        Весна, весна красная!

                        Приди, весна, с радостью, радостью,

                        С великой милостью;

                        Со льном высоким,

                        С корнем глубоким,

                        С хлебом обильным…

– Подумайте, почему народ с таким нетерпением ждал прихода весны? (Ответы детей.)

                           …На поля, сады

                           На зеленые

                           Люди сельские

                           Не насмотрятся…

                           Заодно с весной

                           Пробуждаются

                           Их заветные

                           Думы мирные.

                           Дума первая:

                           Хлеб из закрома

                           Насыпать в мешки,

                           Убирать воза;

                           А вторая их

                           Была думушка:

                           Из села гужом

                           В пору выехать…

                           Чуть свет по полю,

                           Все разъехались –

                           И пошли гулять

                           Друг за дружкою,

                           Горстью полною

                           Хлеб раскидывать;

                           И давай пахать

                           Землю плугами,

                           Да кривой сохой

                           Перепахивать,

                           Бороны зубьем

                           Порасчесывать…

                    А. В. Кольцов

Крестьяне свято чтили традиции отцов и дедов: уважали старших в роду, помнили о своих «корнях», о тех, кто дал им жизнь, строго соблюдали все церковные праздники и обряды. Почитали мертвых. В Троицу и родительские субботы посещали могилы близких и украшали их березовыми ветвями.

IV. Закрепление изученного материала.

– Где селились славяне и каким было их жилище? (Славяне селились рядом с реками, чтобы с их помощью можно было оградить себя от врагов. Первым жильем были землянки, которые выкапывали в земле.)

– Что можно было увидеть внутри таких землянок? (Окон не было, свет в жилище попадал через дверь. Внутри стояли лавки и стол. Обязательно была печь.)

– Что стали строить после землянок? (Избы.)

– Что располагалось внутри (выбери правильный ответ):

1) кровать;

2) печь;

3) зеркало;

4) стол;

5) паркетный пол;

6) постель из соломы;

7) кожаный диван;

8) деревянные лавки?

Работа в группах.

Задание 1.

Каждой группе надо определить, почему так назывались предметы. Предложены слова: рукомойник, самовар, наличники.

Задание 2.

Каждой группе дано толкование слова из словаря, нужно нарисовать этот предмет.

Ушат – большая деревянная кадка с двумя расположенными друг против друга ушами – удлинениями боковых дощечек с круглыми отверстиями (сквозь отверстия продевается болт – металлическая палка, за концы которой эту посудину можно было поднять).

Кочерга – длинный железный прут с загнутым концом, употребляемый для перемешивания топлива в печи, для сгребания горящих дров и сохранения жара.

– Что стояло (лежало) на столах? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Миски, самовар, стеклянные бокалы, горшки, вилки, ножи, салфетки, ложки.

– Что ели в древности? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Пироги, картофель, щи, кисель, чай, плов, квас, огурцы, репу, виноград, грибы, мед, курагу, капусту, молоко, хлеб, кофе.

– Какие напитки готовили в Древней Руси? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Соки, мед, квас.

– Привычных для нас чая и кофе раньше не было. Гораздо позже их завезли в Россию из других стран. На какие дни делился кулинарный год? (На мясные и постные.)

– Что это значит? (В постные дни не ели пищу животного происхождения.)

– Каких дней в году было больше? (Постных.)

– В это время ели много овощей и фруктов. Какие овощи употребляли в пищу? (Огурцы, капусту, тыкву, щавель, лук, чеснок, морковь, репу.)

V. Итог урока.

– Что вы узнали о хозяйстве в Древней Руси? Каких домашних животных и с какой целью держали древние славяне? Какой из продуктов считался самым почетным?

Каждый народ имеет свои ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники. У всех свои диковинные выдумки, костюмы, любимые блюда.

Домашнее задание: если дома сохранились предметы крестьянского быта, принести в школу их или рисунки, фотографии; подготовить рассказ об истории появления этих предметов.

По желанию можно составить меню летнего и зимнего месяцев.

Учебник – чтение текста, подготовить ответы на вопросы:

I ряд – первый раздел;

II ряд – второй;

III ряд – третий.

Рабочая тетрадь № 2 (задания 16, 17, с. 42–43)

Устно составить рассказ по картинке «Семья за трапезой».

Учебник (ч. 2, с. 119–125; дополнительно материал на с. 170).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Город и село. Наш дом"

Знакомство детей с жизнью города и села. Выявление особенностей города и села и их сравнение....

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Особенности труда людей родного края, их профессии. Мы в городе, селе."

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Особенности труда людей родного края, их профессии. Мы в городе, селе."...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Старинная женская работа" (УМК "Перспектива") + презентация и раздаточный материал

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Старинная женская работа».Цели деятельности учителя: ·        формирование представлений о содержании и п...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Город и село"

дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу), развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать вы...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "ПНШ" Имя города, села, поселка

Цели деятельности учителя: формирование представления  о истории происхождения названий городов России и их достопримечательностями, творчеством и искусством прославивших их.Предметные: -развиват...