Открытый урок по окружающему миру "Лекарственные растения в домашней аптечке", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Занимаясь сбором плодов , кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta_otkr_uroka_rasteniya_v_domashney_aptechke.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Лекарственные растения в домашней аптечке |
Цели урока | Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования. |
Планируемые результаты | Учащиеся научатся называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используются для лечения, рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, отвечать, доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, музыка, ИЗО. |
Ресурсы | Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, карточки. |
Технологическая карта урока « Лекарственные растения в домашней аптечке»
Этапы урока | Деятельность учителя |
1.Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на урок. Вам, ребятки, будет прок. Постарайтесь всё понять, Всё запомнить, рассказать. Постарайтесь- не ленитесь А для начала - улыбнитесь!!! Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И пожелайте друг другу успеха. Желаю успеха большого во всем и везде Удачи тебе на уроке. И я вам желаю удачи, она нам сегодня понадобится. А теперь тихо сели. |
2.Постановка учебной задачи. | Пока мы были на перемене , нам пришло видео письмо, давайте его посмотрим. (Отрывок из сказки «Айболит») - Что случилось со зверями?(заболели) А что у них болит?(горло, животики) - Как вы думаете, кто им сможет помочь? (доктор Айболит) - К кому вы обращались за помощью? - Но доктора Айболита нет рядом. Как вы думаете, ребята смогли бы вы сами вылечить этих зверей? Я предлагаю сегодня вам поиграть. А во что догадались? Мы превращаемся с вами в докторов, а лечить мы будем своих игрушечных зайчат, медвежат, котят и т.д. - Где ваши пациенты? (Класс разбивается на группы, каждая получает мягкую игрушку) Представьте себе, что они заболели, и мы будем их лечить. Ребята посовещайтесь все вместе и расскажите, что же болит у вашей зверюшки, как и чем вы предлагаете их лечить (температура, горло, ушиб, кашель). Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?( Рассказы детей Мы посовещались и решили) - Ребята, а вы сами оказывались в такой ситуации? (да ) - Кто расскажет, как лечат вас мамы . - Что мама ваша делает, когда вы болеете? (дает лекарства, вызывает врача Даёт таблетки, микстуры, сиропы, растирает мазью, поит отварами) - Где берет мама лекарства? (в аптеке) - Что такое аптека? (Аптека - это учреждение, в котором продаются или изготавливаются лекарства, лечебные средства). А еще бывают домашние аптечки, где мамы хранят лекарства. У вас дома есть такие аптечки? Ребята мы с вами еще маленькие и поэтому в аптеке нам не продадут лекарства, чтобы вылечить наших зверюшек. Давайте подумаем другой способ лечения. И этот способ будет являться темой нашего сегодняшнего урока. А чтобы догадались быстрее, я предлагаю вам отгадать загадку. Но я знаю, где мы их раздобудем. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом - Чудеса увидишь в нём! (лес) - Сможем ли мы в лесу раздобыть лекарства? И какие это лекарства? (травы) - Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить и какая тема нашего урока? - Что вы хотите узнать на уроке и чему научиться? Какие цели поставим перед собой? 1. Как л/р появились в домашней аптечке? 2. Какие бывают л/р? 3. Какие части растения используют? 4. Как правильно собирать лекарственные растения? 5. Для лечения каких болезней применяют? Вот по этому плану мы сегодня будем работать. |
4.Решение учебной задачи. а)Как л/р появились в домашней аптечке? б) Какие бывают л/р? в) Какие части растения используют? | -Начинаем нашу работу. Я вам расскажу о том, как появились лекарственные травы в домашней аптечке. - Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов , кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ. Посмотрите, мы узнали о том, как давно начали применять лекарственные травы. Вы об этом знали? Возьмите цветочек.(на каждом этапе урока проводится самооценка. Ученики заранее получают ромашку с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, желтый или красные цвета) -Какой же наш следующий шаг? Мы на время становимся исследователями. ( Узнаем, какие бывают лекарственные растения) -Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.) -Предлагаю открыть учебник на стр.28-29 и рассмотреть, как выглядят некоторые зеленые целители. -Прочтите названия растений. Есть ли среди них деревья, кустарники, травянистые растения? Чем они отличаются друг от друга? Кому знакомы? Это все лекарственные растения , которые есть на Земле? -Еще какие лекарственные растения вы знаете? Какие есть в вашей домашней аптечке? (Дети читают, я рассказываю) - Я вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ.Слайд -Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе. Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки. - Какое это растение? Как называется? -Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям) -А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать) Одна сторона гладкая, холодная, а другая мягкая и теплая.(показать гербарий) Посмотрите, со скольки лек растений мы познакомились. (на каждом этапе урока проводится самооценка) Продолжаем нашу работу. Сейчас мы послушаем рассказ и узнаем, какие части у лекарственных растений используют в медицине. Для этого вы заполняйте таблицу, которая у вас на партах. - Жила-была бабушка. Как-то раз к ней в гости пришла ее внучка, застала ее за любимым занятием – заготовкой лекарственных трав. - Зачем они тебе?-спросила внучка. - Если ты поранишь ногу, я приложу на ранку лист подорожника. Чтобы ты не болела зимой, я приготовила плоды шиповника. Заболит у тебя горло, заварю цветы календулы , а при температуре - листья и цветы липы. Еще очень полезны корни валерианы, они успокаивают. А чтобы у тебя появился аппетит, я заварю тебе цветки тысячелистника и дам выпить перед едой. Поняла? - Ух, как интересно!- сказала внучка. - Итак, какие части используют. Прочитайте нам, что у вас получилось.(Взаимопроверка) (на каждом этапе урока проводится самооценка) |
6.Динамическая пауза | Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись, И за парты все уселись Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем: 1,2,3,4,5 Открываем, поморгаем, и работать начинаем. - Кто узнаёт растение как лекарственное – прыжки с хлопками, кто нет – присесть, обнять коленки руками, голову прижарь тоже к коленям. (Клевер, крапива, астра, зверобой, георгин, пустырник, ирис, жасмин, гладиолус, сирень, цикорий, липа…) |
7 7.Продолжение работы над материалом. а) Где и когда собирают и как хранят? б) Для лечения каких болезней применяют? | - В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными. -Почему их так назвали люди? -Где их можно приобрести? -А в аптеку как они попадают? -А кто их собирает? -Какие люди их собирают?(знающие) -Какой же наш следующий вопрос? - мы узнаем как правильно собирают лекарственные растения. -Где это можно узнать? -Для чего нам это нужно? -Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свой небольшой гербарий . Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения? Мы теперь будем работать по карточкам. Вам надо соединить начало и конец предложения. В первой графе начало, надо найти конец из 2 графы.(каждая группа читает) (на каждом этапе урока проводится самооценка) Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своих зверюшек. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните, кто из больных на что жаловался? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле , простуде и порезах. Ваши одноклассники приготовили выступления. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. (на каждом этапе урока проводится самооценка) |
8. Закрепление материала. | Вы узнали много интересного и полезного о лекарственных растениях. А сейчас мы проверим, готовы ли вы применить свои знания на практике. Откройте рабочие тетради страницы 16-17. Выполните задания 1, 2. Вот перед вами образцы лекарственных растений, которые даны в учебнике. Вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться, какие части используют для лечения. - Разгадайте кроссворд (Проверяем правильность выполнения) Вернемся к нашим больным. Вспомните, у кого что болело. (горло, кашель, простуда, ушиб и т.д.) - Какие лекарственные растения им помогут? Нам с вами сейчас нужно выдать им рецепты, у каждого он имеется на парте. Ваша задача, найти верные утверждения и поставить знаки «+» или «-» Ребята, вы молодцы, из вас получились замечательные доктора и поэтому наши зверюшки выздоровели. |
7.Рефлексия. | - Вот подходит к концу наш урок. Вам он понравился? - Что было легко? Что было трудно? - Что нового узнали на уроке? Кто из вас считает, что пополнил свои знания о лекарственных растениях? Я хочу, чтобы вы еще раз обратите внимание на последнее предложение вывода из учебника: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых». |
8. Домашнее задание. | - Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде. В рабочих тетрадях запишите название растений и нарисуйте признаки, по которым вы определили эти растения. - Я, ребята, хочу похвалить вас, вы сегодня очень хорошо потрудились, были внимательны и активны, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю). Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы! Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ для 3 класса
Урок открытия новых знаний разработан в свете требований новых ФГОС.Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира в 3 классе....
Открытый урок по окружающему миру "Каменных дел мастера" (4 класс)
Знакомство с зодчими России 18-19 вв. и с их архитектурными творениями...
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...
Фрагмент открытого урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные", 1 класс.
2013г. «Дикие и домашние животные», фрагмент урока по окружающему мирув ходе городского семинара для учителей начальных классов «Создание образовательного пространства, направленного на фо...
Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"
Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....
Конспект урока по окружающему миру « Растения в домашней аптечке»
Цель. Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.Задачи: 1) формирование представления о лекарственных расте...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности" 3 класс
Обобщение знаний детей по теме безопасности в домашних условиях.По мере прохождения урока дети:- выделяют группы домашних опасностей;- участвуют в групповой игре "Лото";- повторяют правила п...