"Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: « Органы чувств»
Предмет: Окружающий мир
Учитель: Коляева Надежда Ивановна
Класс: 3
Тип урока: урок – исследование, получение новых знаний
Цель урока: - познакомить учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека;
Задачи: - учить беречь органы чувств;
- познакомить с правилами гигиены органов чувств;
- учить распознавать органы чувств.
ХОД УРОКА.
- Проверка домашнего задания: (фронтальный опрос)
- К изучению какого раздела мы приступили с вами на предыдущем уроке?
( Мы и наше здоровье)
- Под каким девизом проходил наш урок?
( Научись жить в ладу со своим организмом)
- Что же такое организм и из чего он состоит?
( Организм – это система органов. Состоит организм человека, из внутренних органов)
Проведем игру: « Угадай орган человека» (смотри карточки в приложении к уроку)
Этот внутренний орган входит в состав нервной системы. Он находится в черепной коробке. Он серого цвета, имеет множество извилин. Он передает сигналы, анализируя Анализируя ситуацию окружающего нас мира. | Этот внутренний орган помогает человеку дышать. Он похож на две большие розовые губки. Они состоят из множества крохотных пузырьков. При вдохе - этот орган расширяется, при выдохе сжимается. |
Этот внутренний орган является главным в системе кровообращения. Он работает как насос, помогая крови двигаться по кровеносным сосудам. Этот орган работает день и ночь не останавливаясь ни на минуту. | Этот внутренний орган входит в состав пищеварительной системы. Его называют главным отделением твоей « внутренней кухни». Он переваривает пищу при помощи специальных соков. |
- А какая же наука изучает работу всех органов человека? ( Физиология)
- Наука, которая учит нас сохранять и укреплять наше здоровье, как называется?
( Гигиена)
О здоровье и нездоровье сложено много пословиц и поговорок. Вспомним их.
-Дал бы Бог здоровья, а счастье найдем.
- Здоровье не купишь, его разум дарит.
- У кого болят кости, тот не ходит в гости.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- Здоров будешь, все добудешь.
Молодцы, ребята, предыдущий урок усвоили на « отлично»!
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
- Чему же посвятим урок сегодняшний? Ответим на поставленный вопрос, разгадав кроссворд. (см. Приложение к уроку)
- Назови тему нашего урока.
(Органы чувств)
- Да, сегодня мы продолжим разговор про органы, но не про те, что внутри нас, а про органы, которые помогают человеку воспринимать окружающий мир.
Работа с учебником.
Раскроем учебник и прочтем тему урока.
- Я загадаю загадку, разгадав её узнаешь, какой орган чувств мы начнем обсуждать.
Два Егорки живут возле горки
Живут дружно, а друг друга не видят. ( Глаза)
- Да- это глаза. Самые совершенные и самые загадочные органы. Через них мы больше всего узнаем о том, что происходит вокруг нас. И в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.
Проведем опыт: Посмотри мне в глаза.
- Из чего состоят глаза?
(Из зрачка, Радужной оболочки и глазного яблока).
- При помощи зрачка мы видим предметы, определяем их форму, цвет, далеко они от нас или близко. Радужная оболочка говорит о цвете глаз. А глазное яблоко очень подвижно и обеспечивает человеку широкий обзор. Закройте ладонью один глаз, затем другой. Сравните ширину обзора.
(Одним глазом мы видим меньше предметов, расположенных вокруг нас, а двумя - больше. Значит, обзор шире, если смотреть двумя глазами.)
- Чтобы наши глазки хорошо видели, познакомимся, прочитав в учебнике, правила гигиены органа зрения.
(Дети читают абзац в учебнике стр. 132)
ГЛАЗА | ОРГАН ЗРЕНИЯ |
ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
- Продолжим урок.
Загадка: У зверюшки на макушке,
А у нас ниже глаз. ( уши)
- Для чего человеку нужны органы слуха - уши?
(С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.)
- Второй по важности орган чувств у человека - это ухо. Оказывается их у вас не одно, а целых три! Наружное, среднее и внутреннее. На самом деле то, что мы называем ухом, совсем не ухо, а ушная раковина.
- Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит, а потом только учится говорить. Отсутствие слуха обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Чтобы не потерять слух надо соблюдать ряд правил. Закрой уши ладонями на 1 минуточку, посидим и представим, что чувствует человек потерявший слух. Страшно правда? Чтобы этого не произошло – береги уши!
(Прочитываются правила гигиены на стр. 133 учебника)
УШИ | ОРГАН СЛУХА |
- Следующая загадка:
Между двумя светил
В середине я - один. (нос)
- Нос – это орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать разные запахи. Чувство запаха возникает тогда, когда человек делает вдох. Если задержать дыхание на некоторое время, то и запаха не почувствуешь, хотя источник запаха будет находиться у самого носа.
- Плохо чувствуют запахи люди, которые часто огорчаются, нервничают, волнуются, простужаются. Обоняние ухудшается у курящих людей.
- Если человек теряет чувство обоняния, то для него пища теряет вкус, падает аппетит. Человек с плохим обонянием не может чувствовать опасные запахи: запах дыма, газа! Как же сохранить обоняние.
НОС | ОРГАН ОБОНЯНИЯ |
- Хорошо! А о чем же нам расскажет следующая загадка:
Всегда во рту,
А не проглотишь? (язык)
- Для чего же нам он нужен? Наверное , не только для того, чтобы показывать его друг другу. Язык помогает произносить звуки, то есть говорить. Он гибкий и сильный, поэтому легко переворачивает во рту кусочки пищи.
- Снаружи он покрыт бесчисленным множеством сосочков. Вот они то и определяют вкус того, что попало в рот. Сосочки – это вкусовые рецепторы. Их на языке около 9000. Сладкий и соленый вкус чувствуют рецепторы, которые находятся на кончике языка, поэтому чтобы понять вкус мороженого нам достаточно его лизнуть. Рецепторы отвечающие за кислое, находятся по бокам, а за горькое – на корне языка, там откуда он
«вырастает».
Язык – тоже один из наших сторожей. Если мы, нечаянно, возьмем в рот что-то несвежее, противное, язык тот час донесет об этом и мы, не задумываясь, выплюнем то, что вредно организму.
Помните! Аппетит зависит от вкусовых ощущений!
ЯЗЫК | ОРГАН ВКУСА |
- Есть у человека еще один орган чувств.
Алексей Дорохов в своей книге « Про себя самого» так описывает этот орган…
(Учитель демонстрирует книгу и читает информацию, не произнося слово кожа. Дети называют орган осязания – КОЖА)
- Конечно, это кожа! Об этом органе осязания мы подробно поговорим на следующем уроке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ:
1. Прочитать материал учебника и ответить на вопросы рубрики « Проверь себя» .
2. Из дополнительной литературы пополнить «Копилку интересных фактов» со стр.133 уч.
3. Нарисовать знаки по теме: «Гигиена органов чувств».
ИТОГ УРОКА
Я показываю запрещающие знаки, а ты называешь то, что они запрещают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.
Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...
Новые знания о человеке. Органы чувств.
Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....
Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.
Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...
Урок"Наши помощники - органы чувств"
Интересный конспект урока. Урок - исследование....