Урок по окружающему миру 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока: Ранимая тундра
Цели:
создать условия для знакомства с природной зоной «Ранимая тундра» через самостоятельную творческую деятельность.
Задачи:
обучающие - познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, а также хозяйственной деятельностью людей, выявить причины, по которым тундра названа «ранимой»;
развивающие – развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны, рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека и задумываться над их решением;
Формируемые УУД:
Регулятивные: 1.- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 2- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; 3- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; 4 - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; 5- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные: 1-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; 2 - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; 3 - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений.
Коммуникативные: 1- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; 2 - планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; 3 - проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; 4 - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Личностные: 1- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; 2 - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 3 - осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей .
Оборудование: учебник; карточки для работы в группе, презентация, карта «Природные зоны России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr1212.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект № 27
Дата:12.12.2018
Тема урока: Ранимая тундра
Цели:
создать условия для знакомства с природной зоной «Ранимая тундра» через самостоятельную творческую деятельность.
Задачи:
обучающие - познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, а также хозяйственной деятельностью людей, выявить причины, по которым тундра названа «ранимой»;
развивающие – развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны, рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека и задумываться над их решением;
Формируемые УУД:
Регулятивные: 1.- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 2- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; 3- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; 4 - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; 5- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные: 1-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; 2 - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; 3 - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений.
Коммуникативные: 1- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; 2 - планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; 3 - проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; 4 - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Личностные: 1- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; 2 - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 3 - осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей .
Оборудование: учебник; карточки для работы в группе, презентация, карта «Природные зоны России».
Ход урока
1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друг другу рассказать.
2).Этап актуализации и пробного учебного действия.
а) Тест "Арктика” (обведите правильный ответ)
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия.
4. В ледяной зоне растут…
а) кедры, берёзы, черёмуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, белые медведи, хомяки;
в) моржи, тюлени, белые медведи.
6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.
7. Арктический заповедник расположен…
а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в) на острове Врангеля.
8. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) "птичьи рынки”;
б) "птичьи базары”.
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба,
запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”.
3).Этап локализации индивидуальных затруднений
Работа с кроссвордом (на доске, ключевое слово пишем цветными мелками)
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
2. Птица с необычным красным клювом (Тупик)
3.Название острова, на котором расположен заповедник зоны Арктики ( о. Врангеля)
4.Арктика – царство снега и … (льда)
5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли)
6.Вид рыбы, обитающей в северных морях. (Палтус)
4). Этап построения проекта выхода из затруднения-
- Прочитайте ключевое слово нашего кроссворда (тундра). Кто мне скажет, какая тема сегодняшнего урока? (ответы детей, слайд)
– Что вы хотите узнать о новой природной зоне?
(Ответы детей)
– Местонахождение
– Погодные условия
– Растительный мир
– Животный мир
– Экологическая обстановка
5).Этап реализации построенного проекта.
- Посмотрите на слайд (ранимая тундра) Вот так выглядит тундра
- Какое впечатление производит тундра?
(Ответы учащихся: Голое, безжизненное пространство, покрытое болотами или камнями) слайд
- Вас не удивило название природной зоны?
- Когда вы употребляете слово ранимая?
(Ранимый человек - что это мы имеем ввиду? Очень чувствителен к изменениям всего окружающего. Изменения в окружающем мире на него влияют не самым лучшим образом)
-Давайте заглянем в Толковый словарь Ожегова. слайд
Ранимый - это остро воспринимающий любую обиду, несправедливость
Пример: Ранимая душа
- Каким образом это определение может быть связано с темой нашего урока?
- На протяжении урока мы будем находить, выделять эту связь и в итоге должны будем дать ответ.
Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная» слайд
Проблемный вопрос: Могут ли жить растения и животные в таких условиях? (ответы детей)
-Нет. Почему? Да. А как?
– Чтобы изучить зону тундры и ответить на все вопросы, нам необходимо отправиться в экспедицию
- Какова цель нашей экспедиции? (зона тундры)
- Сопровождать нас будут географы, ботаники, зоологи, экологи (деление на группы)
- Для более плодотворной работы каждая группа получит карточку-помогайку.
Хорошим помощником для вас будет учебник
Используйте в своей работе прием «Инсерт» (В своей работе используйте следующие значки «!» - Я это знал, «+» - Новое для меня, «-» - Вызывает сомнение, «?» - Вопрос или не понял)
Группа географов:
А) Атлас России
Б) карточка «Помогайка» с вопросами:
1) Где протянулась зона тундры?
2) Назови форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность)
3)Какие города расположены на этой территории
4) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры)
5) Почему в тундре много болот?
Помощник – учебник стр.117.
Группа ботаников:
Карточка «Помогайка» с вопросами:
1) Какие растения растут в тундре?
2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о стеблях, корнях, листьях на примере лишайника, одного травянистого растения, дерева).
Помощник – учебник стр.118-120
Группа зоологов:
1) Какие животные и птицы обитают?
2) Как приспособились они к жизни?
Птицы (нехищные) чем питаются, оперение, окрас.
Травоядные животные: (чем питаются, мех, окраска)
Хищные птицы (кем питаются, оперение, окраска)
Хищные животные (кем питаются, мех, окраска )
Помощник – учебник стр.121-123
Физкультминутка
-чем же занимаются местные жители в тундре?
-Узнаем об этом из учебника стр. 124-125
-ребята, а почему тундру называют ранимой?
Тундра очень ранима.
При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных.
6). Этап включения знаний и повторения
-С какой природной зоной познакомились?
_Какие условия для существования животных и растений?
-Чем занимаются жители?
7).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Продолжи фразу:
Я сегодня узнал…
Мне было интересно…
Я все понял…
Д.З.: прочитать с.117-126, ответить на вопросы. Составить кроссворд 1в.: О растениях тундры, 2в. :О животных тундры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...