2018-2019, Рабочая учебная программа по окружающему миру, 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Дугарева Надежда Викторовна

Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».

Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе:

- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373;

- изменений, внесённых в ФГОС НОО, утверждённых приказом МО и Н РФ от 26.11.2010 г.;

- на основании Приказа МОиН РФ №1643 от 29.12.2014г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

- приказа МО и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 г. « О внесении изменений в ФГОС НОО»;

   - требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189;

  -  авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир». М, Просвещение, 2011 г.

 Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом учебного плана МОУ СОШ № 24,  рассмотренном на педагогическом совете (протокол № 1 от 31.08.2018г.).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о. Саранск

УТВЕРЖДАЮ:   Директор МОУ «СОШ № 24»

________________    /С.С. Сурайкин/                                                                                    _________________________ 2018 г.

Рабочая учебная программа

по окружающему миру

Разработчик:  

учитель начальных классов

Дугарева Надежда Викторовна.

                                                         

2018 г.

СОГЛАСОВАНО:     Руководитель МО

___________________  /М. В. Стрежнева/

Пр. №  _1__ от  30 августа  2018 г.

СОГЛАСОВАНО:     Зам. директора по УВР  

___________________  /Т.М. Пимкина/

______________ 2018 г.


Программа  «Окружающий мир»  (А.А.Плешаков)

Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».

Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе:

- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373;

- изменений, внесённых в ФГОС НОО, утверждённых приказом МО и Н РФ от 26.11.2010 г.;

- на основании Приказа МОиН РФ №1643 от 29.12.2014г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

- приказа МО и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 г. « О внесении изменений в ФГОС НОО»;

   - требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189;

  -  авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир». М, Просвещение, 2011 г.

 Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом учебного плана МОУ СОШ № 24,  рассмотренном на педагогическом совете (протокол № 1 от 31.08.2018г.).

УМК:

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.

2.  Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: ВАКО, 2014.

        В урочной деятельности учащихся предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используются здоровьесберегающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастики и др.)

        Курс «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Окружающий мир» в начальной школе изучается с 1-го по 4-ый класс.  На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

        Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №24» на 2018-2019   уч. г. на изучение курса « Окружающий мир» во 2  классе отводится 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени в год составляет 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Время и календарь. Вселенная, время, календарь. (15 ч)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь

Осень. (16 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима.(13 ч +1 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето. (15 ч + 2ч экскурсии + 2 ч подвижные игры на свежем воздухе)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта— «Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

 Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Программа 2 класса  направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-  чувства сопричастности и гордости за свою Родину ;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной   на   наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- смысловому  восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Проверочная работа

Экскурсия

1

Время и календарь. Вселенная, время, календарь

16

1

1

2

Осень.

18

1

3

Зима.

16

1

1

4

Весна и лето.  

18

2

1

Итого

68

5

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  А. А. ПЛЕШАКОВ, 2 класс. УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

по  плану

по факту

Вселенная, время, календарь (16 ч)

1

Мы — союз народов России.

1

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город  и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.

2

Мы ---жители Вселенной.

1

Иметь представление о строении Вселенной,  называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию,  перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров.

3-4

Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом (стороны горизонта, компас, глобус – модель Земли).

2

Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;  определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, узнавать устройство компаса,  определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице,  находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну.

5

Время (настоящее, прошлое, будущее).

1

 Приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, узнавать  устройство часов, определять время по часам.

6

Сутки и неделя.

1

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи,  научно объяснять смену дня и ночи,  называть дни недели и выстраивать их последовательность.

7

Месяц и год.

1

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему,  выстраивать правильную последовательность месяцев года.

8

Времена года.

1

Объяснять смену времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, перечислять времена года в правильной последовательности.

9

Погода (практическая работа с термометром).           ( ОБЖ.  Какими  бывают чрезвычайные ситуации)

1

Конструировать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям.

10

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

1

Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

11

Красные дни календаря.

1

Кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе.

12

Народный календарь.

1

Знать некоторые народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой, наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

13

Экологический календарь.

1

Узнавать  некоторые народные приметы на погоду своего края.  Предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

14

Проверочная работа по разделу «Вселенная, время, календарь».

1

Показывать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.

15

За страницами учебника.

1

Проводить наблюдения за природой, к приметам об изменениях погоды  подбирать народные предсказания по внешнему виду растений и поведению животных своего края. Использовать творчество народов нашего края.

16

Осенняя прогулка (экскурсия).

1

Наблюдать за осенними изменениями в неживой и живой природе. Устанавливать связь между ними. Узнавать о растительном и животном мире. Осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Осень (18 часов).

17

Осенние месяцы.

1

Правильно  чередовать осенние месяцы,  характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев.

18

Осень в неживой природе.

1

Понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости. Называть  осенние погодные и природные явления в неживой природе.

19

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

1

В обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов.  Называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл: благодарность природе.

20

Звездное небо осенью.

1

Понимать, что звёзды, как и Солнце – сгустки раскалённых газов. Отличать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные. Познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

21

Трава у нашего дома. ( ОБЖ. В волшебный лес за ягодами.)

1

Понимать причины пожелтения травы осенью. Распознавать травы с помощью атласа-определителя. Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

22

Старинная женская работа.

1

Определять особенности льняной ткани. Называть последовательность трудовых операций со льном. соотносить эти операции с образами загадки.

23

Деревья и кустарники осенью. ( ОБЖ. Ориентиры местности.)

1

Понимать причины листопада. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные деревья и кустарники по форме листьев. Определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель.

24

Чудесные цветники осенью.

1

Знать растения цветника по материалам учебника. Определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

25

Грибы. (ОБЖ. В волшебный лес за грибами.)

1

Сравнивать грибы по внешнему виду, по строению грибов.  Устанавливать связи грибов с растениями и животными.  Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

26

Шестиногие и восьминогие.

1

Находить отличительные особенности насекомых от паукообразных.  Узнавать изученных насекомых на рисунках.  Определять  последовательность этапов развития бабочки и стрекозы.

27

Птичьи секреты.

1

Различать перелётных и зимующих птиц. Узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам. Приводить примеры птиц. Выявлять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края.

28

Как разные животные готовятся к зиме.

1

Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Узнавать, как животные готовятся к зиме, впадают они в спячку или нет.

29

Невидимые нити в осеннем лесу.

1

Узнавать о взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу. Приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

30

Осенний труд.

1

Иметь представление о  некоторых видах работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными в городах и сёлах. Соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.

31

Будь здоров! (Подвижные старинные игры) . (ОБЖ. Опасные игры)

1

Объяснять товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени. Соблюдать правила, предусмотренные игрой. Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период.

32

Охрана природы осенью.

1

Осваивать правила сбора грибов, ягод, орехов.  Выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

33

За страницами учебника.

1

Узнавать о традициях и обычаях народов нашего края. Посещать экспозиции, рассказывающие о труде и быте наших предков.

34

Проверочная работа по разделу «Осень».

1

Показывать уровень усвоения материала по данному разделу. Анализировать свои ошибки.

Зима  (16 часов).

35

Зимние месяцы.

1

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей. Описывать  красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме.

36

Зима — время науки и сказок.

1

Называть несколько зимних народных примет на погоду. Объяснять смысл народных сказок, их нравственное значение для современной жизни.

37

Зима в неживой природе.

1

Обобщать и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями, называть дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).

38

Звездное небо зимой.

1

Находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду. Ориентироваться по Полярной звезде.

39

Зимняя прогулка (экскурсия).

1

Ознакомиться  с сезонными изменениями в живой природе. Наблюдать за природой, проводить исследования, сравнивать, анализировать, делать выводы.

40

Зима в мире растений.

1

Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель. Определять растения, зимующие под снегом.

41

Зимние праздники. (ОБЖ. Если ты потерялся).

1

Определять особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

42

Растения в домашней аптечке.

1

Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. Рассказывать о лекарственных растениях.

43

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1

Знакомиться с образом жизни и питания зимующих птиц. Узнавать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

44

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

Узнавать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу.

45

В феврале зима с весной встречается впервой.

1

Знакомиться с особым положением февраля в годовом круге. Узнавать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года.

46

Зимний труд.

1

Иметь представление о видах зимнего труда в старину, о современных зимних работах в городе и селе, об особенностях ухода зимой за растениями и животными.

47

Будь здоров! (ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Опасные игры.)

1

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период;  объяснять товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы.

48

Охрана природы зимой.

1

Знать и соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу. Соблюдать чистоту во время прогулки. Узнавать об особенностях жизни зимой диких животных. Рассказывать о некоторых представителях Красной книги России.

49

За страницами учебника. (ОБЖ. Уроки Айболита. Первая медицинская помощь. Перевязываем рану. Как передаются болезни?)

1

Узнавать, что происходит в жизни животных и растений зимой. Познакомиться с обычаями народов родного края, их трудом и забавами в зимнее время.

50

Проверочная работа по разделу «Зима».

1

Показывать уровень усвоения материала по данному разделу.  Анализировать свои ошибки.

Весна и лето (18 ч).

51

Весенние месяцы. (ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах.)

1

Находить  признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев. Понимать  причины потепления весной. Узнавать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

52

Весна в неживой природе. (ОБЖ. Каким бывают наводнения.)

1

Узнавать причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. Продолжать  наблюдать за погодой.

53

Весна — утро года.

1

Узнавать причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. Продолжать  наблюдать за погодой.

54

Звездное небо весной.

1

Определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

55

Весенняя прогулка (экскурсия). Старинные детские игры весной.

1

Знакомиться с раннецветущими растениями. Наблюдать за природой.

56

Весеннее пробуждение растений.

1

Понимать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. Любоваться первоцветами и беречь их.

57

Чудесные цветники весной.

1

Называть  культурные растения весенних цветников,  находить их в атласе-определителе, различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

58

Весна в мире насекомых.

1

Иметь представление о весенних изменениях в жизни насекомых,  определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека.

59

Весна в мире птиц и зверей.

1

Объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, формулировать правила экологической этики.

60

Невидимые нити в весеннем лесу.

1

Объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

61

Весенний труд.

1

 Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время.  Проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами.

62

Старинные весенние праздники.

1

Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края. Определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России.

63

Охрана природы весной.

1

Изучать правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

64

Проверочная работа по разделу «Весна».  

1

Показывать уровень усвоения материала по разделу, находить и анализировать ошибки.

65

Будь здоров! (ОБЖ. Опасные встречи в волшебном лесу)

1

Формулировать и выполнять правила здорового образа жизни весной. Объяснять с помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны.

66

Итоговая проверочная работа за год.

1

Показывать уровень усвоения  изученного материала за год.

67

Работа над ошибками.

Лето красное. (ОБЖ. Как не заблудиться в лесу.)

1

Находить и анализировать свои ошибки.  

 Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников. Объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев.

68

Летние праздники и труд. (ОБЖ. Учимся плавать.)

1

Уметь соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по окружающему миру по образовательной системе «Школа 2100»

Программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС начального общего образования и авторских программ А.А. Вахрушего, А.С. Раутиана (1 час в неделю)....

Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....

Рабочая учебная программа по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

Представлена рабочая программа по окружающему миру   для 4 класса (УМК "Гармония"),  занимающегося  по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В...

Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса

Рабочая учебная программа по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом второго поколения  начального  общег...

Рабочая учебная программа по окружающему миру 4 класс Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образо...