2018-2019, Рабочая учебная программа по окружающему миру, 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- изменений, внесённых в ФГОС НОО, утверждённых приказом МО и Н РФ от 26.11.2010 г.;
- на основании Приказа МОиН РФ №1643 от 29.12.2014г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- приказа МО и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 г. « О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189;
- авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир». М, Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом учебного плана МОУ СОШ № 24, рассмотренном на педагогическом совете (протокол № 1 от 31.08.2018г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая учебная программа по окружающему миру | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о. Саранск
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 24»
________________ /С.С. Сурайкин/ _________________________ 2018 г.
Рабочая учебная программа
по окружающему миру
Разработчик:
учитель начальных классов
Дугарева Надежда Викторовна.
2018 г.
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО ___________________ /М. В. Стрежнева/ Пр. № _1__ от 30 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ___________________ /Т.М. Пимкина/ ______________ 2018 г. |
Программа «Окружающий мир» (А.А.Плешаков)
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- изменений, внесённых в ФГОС НОО, утверждённых приказом МО и Н РФ от 26.11.2010 г.;
- на основании Приказа МОиН РФ №1643 от 29.12.2014г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- приказа МО и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 г. « О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189;
- авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир». М, Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом учебного плана МОУ СОШ № 24, рассмотренном на педагогическом совете (протокол № 1 от 31.08.2018г.).
УМК:
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.
2. Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: ВАКО, 2014.
В урочной деятельности учащихся предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используются здоровьесберегающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастики и др.)
Курс «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Окружающий мир» в начальной школе изучается с 1-го по 4-ый класс. На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №24» на 2018-2019 уч. г. на изучение курса « Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени в год составляет 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Время и календарь. Вселенная, время, календарь. (15 ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь
Осень. (16 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима.(13 ч +1 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето. (15 ч + 2ч экскурсии + 2 ч подвижные игры на свежем воздухе)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта— «Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа 2 класса направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Проверочная работа | Экскурсия |
1 | Время и календарь. Вселенная, время, календарь | 16 | 1 | 1 |
2 | Осень. | 18 | 1 | |
3 | Зима. | 16 | 1 | 1 |
4 | Весна и лето. | 18 | 2 | 1 |
Итого | 68 | 5 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ А. А. ПЛЕШАКОВ, 2 класс. УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |||
по плану | по факту | ||||||
Вселенная, время, календарь (16 ч) | |||||||
1 | Мы — союз народов России. | 1 | Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. | ||||
2 | Мы ---жители Вселенной. | 1 | Иметь представление о строении Вселенной, называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров. | ||||
3-4 | Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом (стороны горизонта, компас, глобус – модель Земли). | 2 | Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, узнавать устройство компаса, определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну. | ||||
5 | Время (настоящее, прошлое, будущее). | 1 | Приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, узнавать устройство часов, определять время по часам. | ||||
6 | Сутки и неделя. | 1 | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, научно объяснять смену дня и ночи, называть дни недели и выстраивать их последовательность. | ||||
7 | Месяц и год. | 1 | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, выстраивать правильную последовательность месяцев года. | ||||
8 | Времена года. | 1 | Объяснять смену времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, перечислять времена года в правильной последовательности. | ||||
9 | Погода (практическая работа с термометром). ( ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации) | 1 | Конструировать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям. | ||||
10 | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | 1 | Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. | ||||
11 | Красные дни календаря. | 1 | Кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе. | ||||
12 | Народный календарь. | 1 | Знать некоторые народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой, наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. | ||||
13 | Экологический календарь. | 1 | Узнавать некоторые народные приметы на погоду своего края. Предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | ||||
14 | Проверочная работа по разделу «Вселенная, время, календарь». | 1 | Показывать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу. | ||||
15 | За страницами учебника. | 1 | Проводить наблюдения за природой, к приметам об изменениях погоды подбирать народные предсказания по внешнему виду растений и поведению животных своего края. Использовать творчество народов нашего края. | ||||
16 | Осенняя прогулка (экскурсия). | 1 | Наблюдать за осенними изменениями в неживой и живой природе. Устанавливать связь между ними. Узнавать о растительном и животном мире. Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | ||||
Осень (18 часов). | |||||||
17 | Осенние месяцы. | 1 | Правильно чередовать осенние месяцы, характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев. | ||||
18 | Осень в неживой природе. | 1 | Понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости. Называть осенние погодные и природные явления в неживой природе. | ||||
19 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | 1 | В обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов. Называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл: благодарность природе. | ||||
20 | Звездное небо осенью. | 1 | Понимать, что звёзды, как и Солнце – сгустки раскалённых газов. Отличать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные. Познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них. | ||||
21 | Трава у нашего дома. ( ОБЖ. В волшебный лес за ягодами.) | 1 | Понимать причины пожелтения травы осенью. Распознавать травы с помощью атласа-определителя. Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. | ||||
22 | Старинная женская работа. | 1 | Определять особенности льняной ткани. Называть последовательность трудовых операций со льном. соотносить эти операции с образами загадки. | ||||
23 | Деревья и кустарники осенью. ( ОБЖ. Ориентиры местности.) | 1 | Понимать причины листопада. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные деревья и кустарники по форме листьев. Определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель. | ||||
24 | Чудесные цветники осенью. | 1 | Знать растения цветника по материалам учебника. Определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. | ||||
25 | Грибы. (ОБЖ. В волшебный лес за грибами.) | 1 | Сравнивать грибы по внешнему виду, по строению грибов. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. | ||||
26 | Шестиногие и восьминогие. | 1 | Находить отличительные особенности насекомых от паукообразных. Узнавать изученных насекомых на рисунках. Определять последовательность этапов развития бабочки и стрекозы. | ||||
27 | Птичьи секреты. | 1 | Различать перелётных и зимующих птиц. Узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам. Приводить примеры птиц. Выявлять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края. | ||||
28 | Как разные животные готовятся к зиме. | 1 | Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Узнавать, как животные готовятся к зиме, впадают они в спячку или нет. | ||||
29 | Невидимые нити в осеннем лесу. | 1 | Узнавать о взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу. Приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | ||||
30 | Осенний труд. | 1 | Иметь представление о некоторых видах работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными в городах и сёлах. Соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. | ||||
31 | Будь здоров! (Подвижные старинные игры) . (ОБЖ. Опасные игры) | 1 | Объяснять товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени. Соблюдать правила, предусмотренные игрой. Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. | ||||
32 | Охрана природы осенью. | 1 | Осваивать правила сбора грибов, ягод, орехов. Выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | ||||
33 | За страницами учебника. | 1 | Узнавать о традициях и обычаях народов нашего края. Посещать экспозиции, рассказывающие о труде и быте наших предков. | ||||
34 | Проверочная работа по разделу «Осень». | 1 | Показывать уровень усвоения материала по данному разделу. Анализировать свои ошибки. | ||||
Зима (16 часов). | |||||||
35 | Зимние месяцы. | 1 | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей. Описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме. | ||||
36 | Зима — время науки и сказок. | 1 | Называть несколько зимних народных примет на погоду. Объяснять смысл народных сказок, их нравственное значение для современной жизни. | ||||
37 | Зима в неживой природе. | 1 | Обобщать и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями, называть дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | ||||
38 | Звездное небо зимой. | 1 | Находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду. Ориентироваться по Полярной звезде. | ||||
39 | Зимняя прогулка (экскурсия). | 1 | Ознакомиться с сезонными изменениями в живой природе. Наблюдать за природой, проводить исследования, сравнивать, анализировать, делать выводы. | ||||
40 | Зима в мире растений. | 1 | Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель. Определять растения, зимующие под снегом. | ||||
41 | Зимние праздники. (ОБЖ. Если ты потерялся). | 1 | Определять особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; | ||||
42 | Растения в домашней аптечке. | 1 | Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. Рассказывать о лекарственных растениях. | ||||
43 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | 1 | Знакомиться с образом жизни и питания зимующих птиц. Узнавать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | ||||
44 | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 | Узнавать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу. | ||||
45 | В феврале зима с весной встречается впервой. | 1 | Знакомиться с особым положением февраля в годовом круге. Узнавать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года. | ||||
46 | Зимний труд. | 1 | Иметь представление о видах зимнего труда в старину, о современных зимних работах в городе и селе, об особенностях ухода зимой за растениями и животными. | ||||
47 | Будь здоров! (ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Опасные игры.) | 1 | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; объяснять товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы. | ||||
48 | Охрана природы зимой. | 1 | Знать и соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу. Соблюдать чистоту во время прогулки. Узнавать об особенностях жизни зимой диких животных. Рассказывать о некоторых представителях Красной книги России. | ||||
49 | За страницами учебника. (ОБЖ. Уроки Айболита. Первая медицинская помощь. Перевязываем рану. Как передаются болезни?) | 1 | Узнавать, что происходит в жизни животных и растений зимой. Познакомиться с обычаями народов родного края, их трудом и забавами в зимнее время. | ||||
50 | Проверочная работа по разделу «Зима». | 1 | Показывать уровень усвоения материала по данному разделу. Анализировать свои ошибки. | ||||
Весна и лето (18 ч). | |||||||
51 | Весенние месяцы. (ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах.) | 1 | Находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев. Понимать причины потепления весной. Узнавать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. | ||||
52 | Весна в неживой природе. (ОБЖ. Каким бывают наводнения.) | 1 | Узнавать причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. Продолжать наблюдать за погодой. | ||||
53 | Весна — утро года. | 1 | Узнавать причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. Продолжать наблюдать за погодой. | ||||
54 | Звездное небо весной. | 1 | Определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. | ||||
55 | Весенняя прогулка (экскурсия). Старинные детские игры весной. | 1 | Знакомиться с раннецветущими растениями. Наблюдать за природой. | ||||
56 | Весеннее пробуждение растений. | 1 | Понимать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. Любоваться первоцветами и беречь их. | ||||
57 | Чудесные цветники весной. | 1 | Называть культурные растения весенних цветников, находить их в атласе-определителе, различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. | ||||
58 | Весна в мире насекомых. | 1 | Иметь представление о весенних изменениях в жизни насекомых, определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека. | ||||
59 | Весна в мире птиц и зверей. | 1 | Объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, формулировать правила экологической этики. | ||||
60 | Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 | Объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | ||||
61 | Весенний труд. | 1 | Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время. Проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами. | ||||
62 | Старинные весенние праздники. | 1 | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края. Определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России. | ||||
63 | Охрана природы весной. | 1 | Изучать правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. | ||||
64 | Проверочная работа по разделу «Весна». | 1 | Показывать уровень усвоения материала по разделу, находить и анализировать ошибки. | ||||
65 | Будь здоров! (ОБЖ. Опасные встречи в волшебном лесу) | 1 | Формулировать и выполнять правила здорового образа жизни весной. Объяснять с помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны. | ||||
66 | Итоговая проверочная работа за год. | 1 | Показывать уровень усвоения изученного материала за год. | ||||
67 | Работа над ошибками. Лето красное. (ОБЖ. Как не заблудиться в лесу.) | 1 | Находить и анализировать свои ошибки. Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников. Объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев. | ||||
68 | Летние праздники и труд. (ОБЖ. Учимся плавать.) | 1 | Уметь соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по окружающему миру по образовательной системе «Школа 2100»
Программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС начального общего образования и авторских программ А.А. Вахрушего, А.С. Раутиана (1 час в неделю)....
Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
Рабочая учебная программа по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
Представлена рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (УМК "Гармония"), занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В...
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общег...
Рабочая учебная программа по окружающему миру, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа по окружающему миру....
Рабочая учебная программа по окружающему миру 4 класс Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образо...
Адаптированная рабочая учебная программа по окружающему миру _ 1 класс (ОВЗ ЗПР)
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир"...