Рабочая учебная программа по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Представлена рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (УМК "Гармония"), занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В программу входят календарно-тематическое планирование, сетка НРК, КИМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_4b.docx | 57.09 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
к программе по предмету «Окружающий мир»
1.2. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования ( реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования), и составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также
- программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 1 – 4 классы; автор О. Т. Поглазова (УМК Гармония); программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010 год (в электронном виде).
1.3. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание) развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизненности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле; осознанное отношение к своему здоровью, любви к природе; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
- формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Цели и задачи курса, определяемые для 4 года обучения (4 класса):
- Формирование представления о путешествии как способе познания окружающего мира
- систематизация знаний о начале сезонов по календарю, по Солнцу, по фенологическим признакам
- Ознакомление с разными видами часов, созданных человеком
- Формирование представления об историческом времени
- Формирование знаний о горизонте, сторонах горизонта
- Формирование представлений о способе изображения предметов (с рисунком, разрезом, чертежом планом)
- Формирование представлений о физической и исторической картах
- Ознакомить с природой России; ознакомить с животным и растительным миром природных зон
- Ознакомить с городами – крепостями в Древней Руси
- Формировать представления о географических положении, природе материков
Для реализации Рабочей программы по предмету «Окружающий мир» используется учебно-методический комплекс, предусмотренный по программе «Гармония» (УМК приведен ниже). Обоснованием выбора данного УМК является соответствие программного материала целям и задачам изучения предмета в ОУ и требованиям, целям и задачам, предусмотренным федеральным компонентом образовательного стандарта. С учетом того, что в классе обучаются дети, как с высоким уровнем усвоения знаний, так и дети, которым необходима педагогическая поддержка, использование данного учебно-методического комплекса считаю целесообразным. Во-первых, материал, представленный в данном комплекте, является дифференцированным. Во-вторых, что немало важно, построение курса «Окружающий мир» является интегрированным.
Программа направлена на обеспечение образовательных потребностей учащихся и родителей.
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – Смоленск «Ассоциация XXI век» Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ», 6-е издание, 2010г.
В базисном учебном плане на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год.
. 1.4. Количество часов, отводимое на реализацию НРК - по предмету «Окружающий мир» составляет 10 %. Введение НРК основывается на материалах учебного пособия:
А) Григорьева Е.В. Природа Южного Урала Учебное пособие для учащихся 3-4 классов. – Челябинск: ЮУКИ, 2001.;
Б) Григорьева Е.В. «Книга для чтения по краеведению» хрестоматия 2 – 4 класс, Челябинск «КРАЙ РА», 2011 г.
Из данных пособий отобраны материалы в соответствии с темами, указанными в планировании.
Используется также электронное учебные пособия для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество», «Верблюжонок».
Реализация регионального компонента в процессе изучения окружающего мира в 4 классе
№ | Дата | Раздел | № урока | Тема | Региональное содержание изучаемых вопросов | Количество времени | Форма проведения |
1 | Как изображают Землю. | 21 | Горные породы. | Полезные ископаемые Урала Б)22-24 | 5-7 мин | Групповая, Анализ, наблюдение | |
2 | 24 | Использование металлов и горючих полезных ископаемых. | Полезные ископаемые Урала Б)19-22 | 5-7 мин | Фронтально, сообщение, беседа | ||
3 | Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России. | 28 | Ранимая тундра. | Растения тундры в Уральских горах Б) 39-40 | 7 мин | Индивидуальное выступление, анализ фактов | |
4 | 29 | Россия – страна лесов | Растения лесов Урала Б) 41-45 | 10 мин | Индивидуальные сообщения – ознакомление, анализ | ||
5 | 31 | Степные просторы | Как растения приспособились к жизни в степи Б)46-47 | 7-10 мин | Фронтально, сообщение, беседа | ||
6 | 36 | Озёра. Пруд. | Реки и озера нашего края А) 47-57 | 10-15 мин | Сообщение, беседа | ||
7 | Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России. | 59 | Начало перестройки. Современная Россия | Города Челяб. Области А)с.11-19 | 8мин | Групповая, анализ, беседа. |
2.Учебно-методический комплекс (УМК),
обеспечивающий реализацию рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы.
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
- Календарно – тематическое планирование представлено ниже.
Содержание Рабочей программы полностью соответствует программе четырехлетней начальной школы «Окружающий мир » (УМК «Гармония») и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. (Смотреть: программа четырехлетней начальной школы «Литературное чтение» Автор: О.В. Кубасова, 2010 год, в электронном виде). Оставляю право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса за собой.
Содержание программы
4 класс (70 часов)
Учебно-тематический план и реализация федерального компонента
Изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым линиям:
1.Окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;
2.Опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;
3.Природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонии
Материал данного года обучения представлен в следующих разделах:
- Ориентирование в пространстве и во времени (7ч)
- Способы изображения предметов и местности. (5ч)
- Как изображают Землю.(13ч)
- Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России.(13ч)
- Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России.(21ч)
- Путешествие по океанам и материкам Земли.(11ч)
В результате формирования новых знаний и закрепления ранее изученного материала учащиеся должны знать и уметь:
- Ориентирование в пространстве и во времени:
Знать: понятия: «исторические источники», «краеведческий музей», «исторический музей»; способы познания окружающего мира; о старинных способах счёта времени; о периодически повторяющихся изменениях в природе; разные виды часов; единицы времени; солнечный и лунный календарь; что такое историческое время; понятие об ориентировании; о горизонте, сторонах горизонта; устройство компаса и механизм его действия;
Уметь: рассуждать о путешествии как способе познания окружающего мира, о значении наук, использующих результаты путешествий; определять начало сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам; пользоваться разными видами часов; пользоваться римскими цифрами; оценивать свои знания, наблюдательность; ценить своё время; пользования компасом; развивать наблюдательность и мышление;
- Способы изображения предметов и местности.
Знать: о способах изображения предмета; понятие «масштаб» и его виды; старинные меры длины;
Уметь: использовать масштаб при выполнении плана предмета; читать план местности и составлять его; пользоваться условными знаками; представления о физической и исторической карте; читать карту;
- Как изображают Землю.
Знать: об условных точках и линиями на глобусе; материки, острова и океаны земли; о солнечной системе, её составе; о месте Земли в Солнечной системе; о роли космонавтов в развитии науки космонавтики; особенности природы России, крупнейшие равнины и горные системы, реки, озёра, омывающие её моря; историю карты России; о разнообразии полезных ископаемых, способы их добычи; свойства горючих ископаемых, их использования;
Уметь: рассуждать и доказывать; моделировать объекты окружающего мира; работать со схемами; читать карту; выполнять проверочную работу; работать с дополнительной литературы; выполнять задания по нахождению сходства и различий между звёздами и планетами; объединять космические объекты в группы: звёзды, планеты, созвездия; работать с контурной карты; представления о разнообразии горных пород; представление о разнообразии минералов; бережно относиться к богатствам земных недр; выполнять задания; давать ответы на вопросы;
- Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России.
Знать: о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктики; о климатических условиях, характерных растениях и животных; о занятиях людей в тундре; об отличиях тайги, смешанных и широколиственных лесов; о значении леса в природе и жизни человека; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир; роль человека в освоении степей; о географическом положении зоны пустынь, её особенностях, растительном и животном мире, деятельности людей; растения и животных моря; правила экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств; о возможном негативном воздействии человека на водоёмы; о природоохранных мероприятиях по сохранению красоты и разнообразия растений и животных; о значении лугов для человека;
Уметь: выявлять причинно следственные связи; читать карту; представление об изменении температуры воздуха от подножия гор к вершине, о сменяемости видов растительности на разных высотах, о животных, обитающих в горах, о занятиях людей; ответственно относится сохранению красоты и многообразие природы; рассуждать, объяснять возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком; узнавать природное сообщество, растение, по загадкам, описанию, называть место обитания растения;
- Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России.
Знать: понятия «род», «старейшина», «племя», « вождь», «исторические источники»; об истории возникновения Древнерусского государства, образовании Киевской Руси; причины распада Киевской Руси и установления монголо-татарского ига; о выдающихся победах наших предков под руководством Александра Невского; о значении Куликовской битвы и создания Московского государства; причины ослабления Московского государства; значение героизма народных масс организаторов освободительных войн в борьбе с польскими и шведскими захватчиками; портреты, архитектурные памятники, выдающихся личностей Эпохи; об истории Бородинского сражения; о героях Отечественной войны 1812 г.; об изменениях в России после победы над Наполеоном; причины революции и Гражданской войны; причины отставания уровня жизни народов Советского союза в сравнении с другими развитыми странами мира; причины начала перестройки в стране; о российских путешественниках и их вкладе в открытие новых земель;
Уметь: пользоваться исторической картой; определять период развития России по иллюстрациям; анализировать факты; рассуждать, делать выводы; работать с научным текстом и со схемами; выделять главную мысль; делать выводы и обосновывать их; проводить сравнительный анализ; работать с текстом, анализировать, обобщать; выполнять задания по изученному материалу (развитие нашего государства от Новгородской республики до Российской империи); добывать информацию; выявлять причины и следствия изменений в жизни общества;
Иметь: представление об освободительной борьбе русского народа против монгола-татарского ига; представление о времени царствования Ивана Грозного; представлении о Петре I; преобразования Петра I; представлении об этапах развития государством после Гражданской войны; целостное представление от рудовом и славном пути нашей Родины;
- Путешествие по океанам и материкам Земли.
Знать: географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия; о материке Африка, растительном и животном мире Африки, истории её открытия; об особенностях Мирового океана; об использовании природных богатств родного края;
Уметь: работать с картой полушарий и глобусом; выступать с сообщениями; участвовать в конкурсах и викторинах;
Иметь: представление о географическом положении, природе Америки; представление о географическом положении, природе Австралии; представление о географическом положении Антарктиды;
4.Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета
В результате изучения окружающего мира ученики 4 класса должны
- знать:
– смысл понятий: сутки, неделя, год, век, тысячелетие, календарь; горизонт, стороны горизонта, компас, масштаб, план,
карта, глобус; планета, естественный спутник, звезда, созвездие, Солнечная система, космонавт, космический корабль, искусственный спутник; полезное ископаемое, природная зона, природное сообщество, полярная ночь (день); исторический
источник, род, племя, княжество, государство, дань, иго, революция, Гражданская война, Отечественная война, Президент,
Государственная Дума, Совет Федерации; материк, океан, море, кругосветное путешествие;
– причины смены дня и ночи и изменения их длительности, смены сезонов, изменения вида Луны, смены климатических
условий в природных зонах, экологических проблем, возникающих по вине человека;
– названия материков и океанов Земли, 3–4 планет Солнечной системы; 2–3 морей, омывающих Россию, крупных рек,
озёр, гор, равнин на территории России и родного края, полезных ископаемых, добываемых в России и в родном крае; при-
родных зон, расположенных на территории России; названия Российского государства, его столиц, имена правителей в разные исторические периоды, изученных исторических памятников России и родного края;
– 2–3 примера растений и животных, обитающих в разных природных зонах, природных сообществах, их взаимосвязи
и приспособляемость к природным условиям; растений и животных разных материков; коренных жителей природных зон
и материков, наиболее многочисленных народов России и родного края; первооткрывателей новых земель; экологичес
ких проблем, возникающих по вине хозяйственной деятельности людей в природных зонах, при добыче и транспортировке полезных ископаемых, нерационального их использования; ярких событий в истории России и родного края; великих
географических открытий;
– способы сохранения видового многообразия растительного и животного мира природных зон и сообществ (Красная
книга, заповедник, заказник, национальный парк), меры по сохранению природы своего края;
– наблюдаемые свойства минералов и полезных ископаемых (цвет, блеск, прозрачность, запах, твёрдость, рыхлость,
пластичность, горючесть, магнитные свойства);
– условные знаки, с помощью которых изображаются горы, равнины, возвышенности, водоёмы на физической кар-
те, 2–3 топографических знака плана местности, 3–4 знака полезных ископаемых, 2–3 условных обозначения на исторической карте;
понимать:
– в окружающем нас мире «всё связано со всем»; деятельность людей может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающей
среде и собственного участия в сохранении красоты и гармонии при роды;
– открытие новых земель – великий подвиг исследователей; освоение новых земель сопряжено не только с большими
трудностями и опасностями, но и с экологическими проблемами планетарного масштаба; сохранение чистоты воздуха,
воды, земли – важнейшая задача всего человечества;
– наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашего многонационального государства про-
шли вместе трудный и славный путь его создания, отстояли независимость России; россияне могут гордиться нравствен-
ным наследием своих предков, памятниками истории и культуры, поэтами, писателями, художниками, композиторами,
скульпторами, полководцами, путешественниками, космонавтами, снискавшими мировую славу и признание народов на-
шей планеты;
– родной край – частица нашего великого Отечества, и он имеет свою богатую историю;
уметь:
– различать основные и промежуточные стороны горизонта, условные линии и точки глобуса (параллели, меридианы,
полюсы, экватор), план местности и карту, географическую и историческую, арабские и римские цифры, условные знаки
местности, физической и исторической карт, полезных ископаемых;
– кратко характеризовать географическое положение изучаемых объектов; географические объекты и территории на основе учебного текста и карты; местность по плану и карте, используя их условные обозначения; условия жизни на Земле и их изменения, связанные с суточным и годовым движением Земли; особенности климатических условий в природных зонах и приспособляемость растений и животных к этим условиям; особенности жизни и хозяйственную деятельность людей в разных природных зонах; особенности природы гор, болота, озера, леса, луга, взаимосвязи между живыми организмами, обитающими в этих природных сообществах; исторические со бытия, происходившие в нашем государстве в течение столетий; значение Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга в истории государства, их основные достопримечательности; историю родного края, его достопримечательности;
– приводить примеры способов ориентирования на местности; использования полезных ископаемых; растений и животных, обитающих в природных зонах и сообществах, цепей питания в них; приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; негативных последствий экологически неграмотной деятельности людей; основных (судьбоносных) событий, происходивших в истории России, современных социальных явлений; правителей России, князей, полководцев, оставивших яркий след в истории России; столиц России, крупных городов и городов-героев, городов родного края; географических открытий, крупнейших государств мира, их столиц, государств, являющихся соседями России;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые географические объекты, называя их существенные признаки, сходства и различия;
– объяснять взаимосвязи неживой и живой природы в природных зонах, живых организмов в природных сообществах;
роль и место человека в природе и обществе; влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду;
– читать план и карту, определять по условным знакам формы рельефа, виды водоёмов, полезных ископаемых; находить
и показывать на карте полушарий местоположение России и родного края, материков и океанов, рек, озёр, пустынь,
городов, государств, природных зон; на исторической карте показывать места исторических событий;
– пользоваться компасом для определения сторон горизонта и объяснять его устройство; лупой для определения свойств минералов; словарём для определения значения незнакомых слов;
– соотносить арабские и римские цифры, век и дату исторического события, упорядочивать события во времени; местоположение географических объектов физической и контурной карт; текстовую информацию и её отображение на карте;
– наблюдать деятельность людей в разных сферах; природные явления, сезонные изменения в природе и систематически
отражать их в дневнике наблюдений; исторические памятники, старинные дома, храмы, старинные предметы быта, посещая
исторический центр родного города, исторический или краеведческий музей;
– выполнять и фиксировать результаты проведённых наблюдений, опытов и практических работ, объяснять их цели,
условия проведения, полученные выводы, устройство и назначение используемых приборов;
– осуществлять поиск учебной информации, извлекая её из рассказа учителя, рисунка, учебного, научно-популярного и художественного текстов, словаря, СМИ, видеофильма, диафильма, схемы, таблицы, диаграммы, наблюдений, эксперимента;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, диаграммы, участвуя в проектной деятельности);
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, со-
общения) с использованием дополнительных источников информации;
– оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения экологической грамотности,
социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, не успех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения
и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;
– ориентирования в пространстве и во времени, ориентирования на местности с помощью компаса, Солнца, местных
природных признаков; чтения карт географического и исторического содержания;
– определения растений, животных, климатических условий, характерных для данной местности; принадлежности растений, грибов, животных к определённым систематическим группам (травоядные, хищники, всеядные, ядовитые, опасные для жизни);
– освоения способов познания окружающего мира, изучения свойств веществ (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования);
– овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами,
таблицами, блок-схемами алгоритмов, диаграммами, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной
литературой);
– выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; техники без-
опасности во время проведения экскурсий, опытов и практических работ;
– участия в сохранении исторических памятников и в природоохранительной деятельности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;
– ориентирования в пространстве и во времени, ориентирования на местности с помощью компаса, Солнца, местных
природных признаков; чтения карт географического и исторического содержания;
– определения растений, животных, климатических условий, характерных для данной местности; принадлежности растений, грибов, животных к определённым систематическим группам (травоядные, хищники, всеядные, ядовитые, опасные
для жизни);
– освоения способов познания окружающего мира, изучения свойств веществ (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования);
– овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, диаграммами, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);
– выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; техники безопасности во время проведения экскурсий, опытов и практических работ;
– участия в сохранении исторических памятников и в природоохранительной деятельности.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать:
- название нашей планеты: родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе);
уметь:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, ещё 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирование на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
5.Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
I четверть
Форма проведения | Кол - во | Тема | дата | Цель проведения |
Проверочная работа | 4 | * Повторяем материал 3 класса. * Счёт времени. *Ориентирование в пространстве. *Солнечная система | Проверить усвоение материала 3 класса. Проверить усвоение знаний о счёте времени. Проверить усвоение знаний об ориентировании в пространстве. Проверить усвоение знаний о Солнечной системе. | |
Тесты | 3 | * Счёт времени. *Ориентирование в пространстве.(2) | Проверить усвоение знаний о счёте времени Проверить усвоение знаний об ориентировании в пространстве |
II четверть
Формы проведения | Кол - во | Тема | дата | Цель проведения |
Тест | 2 | *Географическая карта *Природные зоны | Проверить усвоение знаний о формах суши, видах водоёмов и умении пользоваться географической картой. Проверить уровень усвоения знаний по теме «Природные зоны». | |
Проверочная работа | 2 | * Географическая карта * Природные зоны
| Проверить усвоение знаний о формах суши, видах водоёмов и умении пользоваться географической картой. Проверить уровень усвоения знаний по теме «Природные зоны». |
III четверть
Формы проведения | Кол - во | Тема | дата | Цель проведения |
Тест | 2 | * Природные сообщества *Основные события из истории своего Отечества | Проверить уровень усвоения знаний по теме «Природные сообщества». Проверить усвоение знаний по теме «Основные события из истории своего Отечества» | |
Проверочная работа | 1 | *Природные сообщества | Проверить уровень усвоения знаний по теме «Природные сообщества». |
IV четверть
Формы проведения | Кол -во | Тема | дата | Цель проведения |
Проверочная работа | 1 | * Основные события из истории своего Отечества
| * Проверить усвоение знаний по теме « Основные события из истории своего Отечества» | |
Тест | 4 | * Основные события из истории своего Отечества * Исторические события, происшедшие в XX веке(2) *Материки и океаны Земли | Проверить усвоение знаний по темы «Основные события из истории своего Отечества» Проверить усвоение знаний об исторических событиях, происшедшие в XX веке. Проверить усвоение знаний о материках и океанах Земли. | |
Контрольная работа | 1 | По курсу «Окружающий мир» | Проверить усвоение знаний по темам 4 класса |
Практическая часть программы по окружающему миру
Практическая часть | № урока | Раздел | Тема практической работы | дата |
Практическая работа | Ориентирование в пространстве и во времени | Как пользоваться компасом | ||
Способы изображения предметов и местности. | Составление плана классной комнаты | |||
Как изображают Землю. | Ориентирование в пространстве и во времени | |||
Экскурсия | Путешествия по океанам и материкам Земли. | Краеведческая экскурсия «Достопримечательности родного края» |
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету «Окружающий мир» Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания тою или иною явления, процесса;
- неумение сравнивать, объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
«5» («отлично») – выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
«4» («хорошо») – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
«3» («удовлетворительно») – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
«2» («плохо») – ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | НРК | ЦОР, ИКТ, практ. часть |
I ЧЕТВЕРТЬ 18 часов | ||||||
1 | Ориентирование в пространстве и во времени (7ч) | Путешествия – источник знаний. Проверочная работа № 1 | 1 | 04.09 | ||
2 | Природные явления и счёт времени. Как человек научился считать время. Тест № 1 Счёт времени. | 1 | 06.09 | |||
3 | Устройства для счёта времени. | 1 | 11.09 | |||
4 | Историческое время. Проверочная работа № 2 Счёт времени. | 1 | 13.09 | |||
5 | Ориентирование на местности. | 1 | 18.09 | |||
6 | Стороны горизонта. Компас. Тест № 2 Ориентирование в пространстве. | 1 | 20.09 | |||
7 | Как пользоваться компасом. Практическая работа | 1 | 25.09 | Как пользоваться компасом | ||
8 | Способы изображения предметов и местности. (5ч) | Изображение предметов. Масштаб. Практическая работа | 1 | 27.09 | Составление плана классной комнаты | |
9 | Масштаб и его использование. | 1 | 02.10 | |||
10 | План местности. Проверочная работа №3 Ориентирование в пространстве. | 1 | 04.10 | ) | ||
11 | Географические и исторические карты. Условные знаки карт. | 1 | 09.10 | |||
12 | Представление древних народов о Земле. Модель Земли. | 1 | 11.10 | |||
13 | Как изображают Землю.(7ч) | Как устроен глобус. | 1 | 16.10 | ||
14 | Карта полушарий. Материки и океаны Земли на карте и глобусе. | 1 | 18.10 | |||
15 | Ориентирование в пространстве и во времени. Практическая работа | 1 | 23.10 | Сриентирование в пространстве и во времени | ||
16 | Земля – планета Солнечной системы. Тест №3 «Ориентирование в пространстве» | 1 | 25.10 | |||
17 | Освоение человеком космического пространства | 1 | 30.10 | |||
18 | Солнце и звёзды. Влияние солнца на Землю. Проверочная работа №4 «Солнечная система» | 1 | 01.11 | |||
II ЧЕТВЕРТЬ 14 часов | ||||||
19-20 | Как изображают Землю.(6ч) | Россия на географической карте. Тест №4 «Географическая карта» | 2 | |||
21 | Горные породы. | 1 | Полезные ископаемые Урала Б)22-24 | |||
22 | Минералы и их свойства. | 1 | ||||
23 | Полезные ископаемые. Разведка и добыча полезных ископаемых. | 1 | ||||
24 | Использование металлов и горючих полезных ископаемых. | 1 | Полезные ископаемые Урала Б)19-22 | |||
25 | Горючие ископаемые, их использование. | 1 | ||||
26 | Чем богата природа России. Обобщающий урок. Проверочная работа №5. «Географическая карта» | 1 | ||||
27 | Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России.(13ч) | Природная зона. Суровая Арктика. | 1 | |||
28 | Ранимая тундра. | 1 | Растения тундры в Уральских горах Б) 39-40 | |||
29 | Россия – страна лесов. | 1 | Растения лесов Урала Б) 41-45 | |||
30 | Россия – страна лесов. Что даёт лес человеку. | 1 | . | |||
31 | Степные просторы. Тест №5 «Природные зоны» | 1 | Как растения приспособились к жизни в степи Б)46-47 | |||
32 | Жаркие пустыни. Проверочная работа № 6 «Природные зоны» | 1 | ||||
III ЧЕТВЕРТЬ 20 часов | ||||||
33 | Горные районы. | 1 | ||||
34 | Природные зоны России. Обобщающий урок. Тест №6 «Природные сообщества» | 1 | ||||
35 | Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны Земли. | 1 | ||||
36 | Озёра. Пруд. | 1 | Реки и озера нашего края А) 47-57 | |||
37 | Болото. Важное значение болот для рек. | 1 | ||||
38 | Луга. Значение лугов для человека. | 1 | ||||
39 | Обобщение по теме: «Путешествие по природным сообществам». Проверочная работа № 7 «Природные сообщества» | 1 | ||||
40 | Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России.(21ч) | Откуда пошла Русь. | 1 | |||
41 | Киевская Русь. Крещение Руси. | 1 | ||||
42 | Крещение Руси. | 1 | ||||
43 | Власть Золотой Орды. Тест №7 «Основные события из истории своего Отечества» | 1 | ||||
44-45 | Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский. Как объединяли и освобождали Русь. | 2 | ||||
46 | Расширение Московского княжества. Иван Грозный. | 1 | ||||
47 | Смутное время. Борьба за независимость России. | 1 | ||||
48-49 | Пётр Великий. Российская империя. | 2 | ||||
50 | Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства. | 1 | ||||
51 | Нашествие Наполеона. | 1 | ||||
52 | Россия в XIX веке. | 1 | ||||
IVЧЕТВЕРТЬ 18 часов | ||||||
53 | Обобщающий урок по теме «Путешествие в прошлое России». Проверочная работа №8. «Основные события из истории своего Отечества» | 1 | ||||
54 | Октябрьская революция. Конец Российской империи. | 1 | ||||
55 | Образование СССР. Тест №8. «Основные события из истории своего Отечества» | 1 | ||||
56-57 | Великая Отечественная война. | 2 | Подвиг односельчан. | |||
58 | Послевоенные годы в Советском Союзе. | 1 | ||||
59 | Начало перестройки. Современная Россия. Тест №9 «Исторические события, происшедшие в XX веке» | 1 | Города Челяб. Области А)с.11-19 | |||
60 | Кем и чем гордится Россия. Обобщающий урок. Тест № 10 «Исторические события, происшедшие в XX веке». | 1 | ||||
61 | Путешествие по океанам и материкам Земли.(11ч) | Россия на карте мира. Открытие Азии. | 1 | |||
62 | Материк Евразия. | 1 | ||||
63 | Африка. | 1 | ||||
64 | Америка. | 1 | ||||
65 | Австралия. | 1 | ||||
66 | Антарктида. Работа с контурными картами. | 1 | ||||
67 | Обобщающий урок. Материки Земли. Тест№11. «Материки и океаны Земли» | 1 | ||||
68 | Путешествие по океанам и материкам. | 1 | ||||
69 | Контрольная работа по курсу «Окружающий мир». | 1 | ||||
70 | Краеведческая экскурсия «Достопримечательности родного края» | 1 | Экскурсия по селу, г. Троицку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по окружающему миру по образовательной системе «Школа 2100»
Программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС начального общего образования и авторских программ А.А. Вахрушего, А.С. Раутиана (1 час в неделю)....
Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общег...
Рабочая учебная программа по окружающему миру, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа по окружающему миру....
Рабочая учебная программа по окружающему миру 4 класс Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образо...
Адаптированная рабочая учебная программа по окружающему миру _ 1 класс (ОВЗ ЗПР)
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир"...
2018-2019, Рабочая учебная программа по окружающему миру, 2 класс
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:- Фед...