Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах.
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

 Обобщение опыта использования ИКТ на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_2.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

         Е. Б. Дамбаева, учитель начальных классов

МКОУ СОШ №1 городского поселения

 «Рабочий поселок Охотск»

Обобщение опыта по теме: «Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах».

Актуальность, теоретическая и практическая значимость использования ИКТ на уроках обусловили мой выбор темы самообразования.

Как же в данное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. Исходя из своего современного образа, педагог сам себе отвечает: «Для того, чтобы смотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ребенка могут удовлетворить активность его пытливого ищущего ума, развить интерес к предмету. К этому стремиться каждый современный педагог.

        Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный.  Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе и правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.    Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем сам подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.
  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.
  • Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.
  • Изменение форм и методов учебной деятельности.
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
  • Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

Для решения выше изложенных задач использую следующие направления:

- создание слайд-презентаций к учебнику;

- создание флэш-анимаций к учебнику;

- подготовка индивидуальных карточек для обучения;

- подготовка дополнительного материала;

- использование готовых электронных учебных материалов.

В моей методической копилке есть немало слайд-презентаций для уроков окружающего мира. Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников”. Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:

Живая и неживая природа

Смена времён года. Смена дня и ночи

Форма Земли. Ориентирование на местности

Размножение и распространение цветковых растений

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Круговорот веществ (жизни) в природе

Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной.

 Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:

  • учитывать возрастные особенности и интересы детей,
  • контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),
  • чередовать виды и формы работы, следить за темпом работы (не должен быть быстрым, навязанным),
  • исключать всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности, учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым.

В заключении хочу добавить, диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ.     Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
  • Повысить объём выполняемой на уроке работы
  • Усовершенствовать контроль знаний
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
  • Формировать навыки исследовательской деятельности
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности. Работа с применением ИКТ позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я:

  • научилась структурировать объемный материал;
  • работать с различными источниками информации;
  • обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме;
  • научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;

Мои ребята очень разные, они отличаются по способностям, интересам, но их роднит одно: любовь к родному краю, стремление лучше узнать его, которые привито детям благодаря использованию на уроках окружающего мира компьютерных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"

Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...

ИКТ в на уроках окружающего мира в начальных классах

ИКТ в на уроках окружающего мира в начальных классах...

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах.

Большая часть знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно ...

"Использование приёма мнемотехники на уроках окружающего мира в начальных классах" (из опыта работы).

Использование мнемотехнических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации на уроках окружающего мира, сделать этот процесс не только быстрым простым и эффективным, ...