Методы обучения обществознанию
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методы обучения обществознанию
Вид метода | Название метода | Содержание метода |
Словесные методы- это способ получения знаний учащимися при помощи устного или печатного слова. | Рассказ | Монологическая, непродолжительная по времени форма изложения учебного материала педагогом или учащимися для последовательного, доходчивого, эмоционального преподнесения знаний. Схема: завязка - кульминация-развязка. Требования:
|
Описание | Раскрытие внешних признаков объекта (черты, детали, свойства, функции, состояние). Характеризует внешние проявления объектов в статичном состоянии. Главные черты: образность и конкретность. Учитель д. так словесно «нарисовать» предмет, событие, явление, чтобы ученик узнал их, увидев на иллюстрации или «в живую». Требования:
Виды описания:
| |
Характеристика | Выявление типичных черт общественной жизни, раскрывающих внутреннюю сущность происхождения. Характеризует – внутреннюю сущность объектов в динамическом развитии. Виды:
-Типичным явлением (ремесленное производство, мануфактура). -типичным представителям общественных классов (казаки, купцы, крестьяне) - выдающимся историческим деятелям
| |
Беседа | Диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой учитель путём постановки тщательно продуманных вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими изученного. Структура: вопрос – ответ. Классификация беседы:
- сообщение новых знаний; - синтезирующие и закрепляющие; Контрольно-коррекционные;
- аналитические; - эвристические; - повторительно-обобщающие. Требования к вопросам:
Требования к проведению:
| |
Наглядные методы – Это способы организации деятельности учащихся по обретению ими знаний на основе наглядных пособий. | Наглядные картины на слайдах | По способу изображения относят к компьютерной наглядности. Совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами. С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Картина д.б. показана в нужный момент. Сначала учащимся даётся некоторое время для самостоятельного восприятия картины целиком, а затем предлагаются задания. Учебные картины:
|
Иллюстрации в учебнике | Каждый ученик в силу своих особенностей имеет возможность рассматривать изображение с определённой скоростью. Немало важное значение имеет и то, что картину можно потрогать. От прикосновения изображении становится понятнее. Иллюстрации имеют своё задание, предложенное авторами учебника. Учителю остаётся его дополнить или подкорректировать, исходя из возможностей класса. Классификация иллюстраций: событийные, типологические, культурно-исторические, картины- портреты. Методические методы работы с иллюстрацией: беседа, описание. Группы иллюстраций:
Несколько изображений служат для сравнительного анализа.
| |
Меловой рисунок | Планируется накануне урока. Рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения, благодаря чему значительно облегчается процесс восприятия материала, активизируется внимание. Все детали рисунка вводятся учителем постепенно, именно поэтому они воспринимаются учащимися последовательно. Это обстоятельство определяет создание более глубокого и осмысленного образа. Схематический рисунок передаёт наиболее существенные черты предмета, что способствует формированию понятий и представлений. При помощи такого изображения раскрывается логическая последовательность события, явления. Доходчивость м.рисунка возрастёт если использовать цветной мел. М. рисунок используется для воссоздания образа и внутреннего устройства материальных предметов (вещей, орудий труда, зданий), а т.ж военных сражений, социально-экономических и культурных явлений. Рисунок учителя на доске служит примером для подражания. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию. | |
Фотография | Рассматривается с помощью вопросов: кто? Что делает? Где? Почему? Последствия? Вывод. При объяснении наглядность комментирует слова учителя, создаёт ассоциацию понятия и закрепляет его в памяти ребёнка в общей форме, на уровне ощущения. | |
Практические методы – это способ приобретения знаний учащимися самостоятельно, по определённому плану, заданному учителем, а так же формирование практических умений и навыков. | Письменные упражнения |
План м.б. : - простым, т.е. текст делится по смыслу на большие отрывки; - в вопросах, т.е текст делится по смыслу на большие отрывки и к ним формулируются вопросы; -в цитатах, т.е. в план выносится основная мысль отрывка словами ученика. План составляется вместе с учениками. Текст параграфа читается вслух по очереди. Учитель останавливает чтение по смысловой логике текста и задаёт вопросы: о чём говорится в этом отрывке? Как можно озаглавить? Предлагается записать в тетрадь понравившийся вариант пункта плана. Учитель может записать на доске.
|
Графические упражнения |
Виды таблиц: а) тематическая – составляется на основе события (война, восстание, достижение культуры). Они имеют определённый шаблон с заполненной первой строчкой, которая собственно и является заданием. б) сравнительная – составляются по социально- общественным событиям или явлениям. 2. Составление логической схемы, которая используется при изучении социальной структуры общества, управления государством, направлений во внешней политике, экономического развития страны. | |
Игра | Самый понятный и близкий вид деятельности для детей. Цель игры:
Любая игра на уроках обществознания имеет ведущего. Этапы: инструктаж, ход игры, подведение итогов (коллективное обсуждение). Принципы проведения: - участие д.б. добровольным; - необходимо создать доверительную, доброжелательную обстановку. - присутствие трудностей. Элемент игры: ведущий, участники, правила, роли, атрибуты, игровые действия. Виды игр: ролевые, творческие, игры-соревнования. | |
Тренинг | Форма интерактивного обучения, направленная на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для общения. Использование тренинговых занятий позволяет эффективно решать вопросы личностного становления школьников, успешно развивать их коммуникативные навыки, эмоции и чувства. Тренинг состоит из ряда упражнений, которые подчинены одной цели и связаны определённой логикой. | |
Конкурс | Подразумевает состязательность между командами или отдельными учениками в знаниях, умениях, сообразительности, находчивости; жюри; балльную систему оценивания выполнения заданий; поведение итогов; награждение. Виды конкурсов: - //- плакатов -рисунков -стихов - сочинений; - викторина; рыцарский турнир; несерьёзный экзамен. - конкурсы, связанные с развитием эмоциональной сферы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
"Кейс-метод - активный метод обучения"
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в школы России происходит внедрение новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
«Использование метода демонстраций на групповых занятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»
Мастер класс...
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....
Активные методы обучения иностранному языку. Игровой метод.
Дипломная работа...