Методы обучения обществознанию
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Бабичева Наталья Николаевна

Таблица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_metody_obuchenia_obschestvoznaniyu_1.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обучения обществознанию

Вид метода

Название метода

Содержание метода

Словесные методы-

это способ получения знаний учащимися при помощи устного или печатного слова.

Рассказ

Монологическая, непродолжительная по времени форма изложения учебного материала педагогом или учащимися для последовательного, доходчивого, эмоционального преподнесения знаний.

Схема: завязка - кульминация-развязка.

Требования:

  1. Он должен обеспечить идейно-нравственную направленность преподавания;
  2. Способствовать достижению дидактических целей;
  3. Содержать только достоверные и научно проверенные факты;
  4. Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;
  5. Иметь чёткую логику изложения;
  6. Излагаться простым и доступным языком;
  7. Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям,
  8. Д.б. коротким, не более 10 минут;
  9. Д. опираться  на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя и обогащая новыми элементами.

Описание

Раскрытие внешних признаков объекта (черты, детали, свойства, функции, состояние). Характеризует внешние проявления объектов в статичном состоянии.

Главные черты: образность и конкретность. Учитель д. так словесно «нарисовать» предмет, событие, явление, чтобы ученик узнал их, увидев на иллюстрации или «в живую».

Требования:

  1. Подбор точных слов и сравнений;
  2. Связанность и последовательность описания.

Виды описания:

  1. Картинное – для воссоздания быта людей, географической среды, культурной, общественной , хозяйственной жизни. (документальное фотография, географические и исторические карты, схемы, документы, картины, репродукции).
  2. Аналитическое – для описания орудий труда, бытовых предметов, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных объектов ( меловые рисунки, схемы, чертежи, демонстрация макетов и моделей).

Характеристика

Выявление типичных черт общественной жизни, раскрывающих внутреннюю сущность происхождения. Характеризует – внутреннюю сущность объектов в динамическом развитии.

Виды:

  1. Образная х-ра даётся:- единичным фактам с их индивидуальными чертами (памятники искусства, общественная мысль, документы);

-Типичным явлением (ремесленное производство, мануфактура).

-типичным представителям общественных классов (казаки, купцы, крестьяне)

- выдающимся историческим деятелям

  1. Сравнительная х-ра применяется при изложении теоретического учебного материала (сравнение форм государственной власти на разных этапах развития государства)
  2. Обобщающая х-ра подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия.

Беседа

Диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой учитель путём постановки тщательно продуманных вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими изученного. Структура: вопрос – ответ.

Классификация беседы:

  1. По назначению: вводные или организующие

- сообщение новых знаний;

- синтезирующие и закрепляющие;

Контрольно-коррекционные;

  1. По уровню познавательной деятельности:

- аналитические;

- эвристические;

- повторительно-обобщающие.

Требования к вопросам:

  1. Быть чёткими, краткими, содержательными;
  2. Задаваться всему классу;
  3. Формулироваться так, чтобы будить ум ученика;
  4. Быть разной сложности и иметь открытую форму;
  5. Задавая вопрос, его нельзя корректировать по ходу ответа ученика или в момент раздумывания класса.

Требования к проведению:

  1. Необходимо вникать в неправильные ответы и направлять мысль учеников в нужное русло;
  2. После правильного ответа ученика нужно подчеркнуть интересное высказывание;
  3. Необходимо контролировать речь ученика, чтобы ответ был грамотно построен;
  4. Нельзя ограничиваться одним ответом на поставленный вопрос;
  5. Необходимо побуждать учащихся сами задавать вопросы.

Наглядные методы –

Это способы организации деятельности учащихся по обретению ими знаний на основе наглядных пособий.

Наглядные картины на слайдах

По  способу изображения относят к компьютерной наглядности. Совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Картина д.б. показана в нужный момент. Сначала учащимся даётся некоторое время для самостоятельного восприятия картины целиком, а затем предлагаются задания.

Учебные картины:

  1. Событийные дают представление о конкретных исторических событиях. Они требуют сюжетного рассказа или беседы.
  2. Типологические воспроизводят сюжеты, типичные для изучаемой эпохи. Их лучше использовать для беседы.
  3. Культурно-исторические знакомят с предметами быта, памятниками культуры. Здесь уместнее применить описание.
  4. Картины-портреты хорошо сочетать с характеристикой.

Иллюстрации в учебнике

Каждый ученик в силу своих особенностей имеет возможность рассматривать изображение с определённой скоростью. Немало важное значение  имеет и то, что картину можно потрогать. От прикосновения изображении становится понятнее. Иллюстрации имеют своё задание, предложенное авторами учебника. Учителю остаётся его дополнить или подкорректировать, исходя из возможностей класса.

Классификация иллюстраций: событийные, типологические, культурно-исторические, картины- портреты.

Методические методы работы с иллюстрацией: беседа, описание.

Группы иллюстраций:

  1. Изображение главных героев, провоцирующих проблемную ситуацию. Они являются стержнем всего содержания учебника (символ, логотип проблемной ситуации, её фон).
  2. Сюжеты из истории и жизни общества, дополняющие текст учебника, служат основой для беседы.

Несколько изображений служат для сравнительного анализа.

  1. Условные значки к заданиям, к ключевым понятиям. Они расположены в самом тексте или в конце параграфа и призваны привлечь внимание ребёнка. Знакомятся с ними в начале года.
  2. Равноценные тексту иллюстрации, фотографии, рисунки.

Меловой рисунок

Планируется накануне урока. Рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения, благодаря чему значительно облегчается процесс восприятия материала, активизируется внимание. Все детали рисунка вводятся учителем постепенно, именно поэтому они воспринимаются учащимися последовательно. Это обстоятельство определяет создание более глубокого и осмысленного образа.

Схематический рисунок передаёт наиболее существенные черты предмета, что способствует формированию понятий и представлений. При помощи такого изображения раскрывается логическая последовательность события, явления. Доходчивость м.рисунка возрастёт если использовать цветной мел. М. рисунок используется для воссоздания образа и внутреннего устройства материальных предметов (вещей, орудий труда, зданий), а т.ж военных сражений, социально-экономических и культурных явлений. Рисунок учителя на доске служит примером для подражания. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию.

Фотография

Рассматривается с помощью вопросов: кто? Что делает? Где? Почему? Последствия? Вывод. При объяснении наглядность комментирует слова учителя, создаёт ассоциацию понятия и закрепляет его в памяти ребёнка в общей форме, на уровне ощущения.

Практические методы – это способ приобретения знаний учащимися самостоятельно, по определённому плану, заданному учителем, а так же формирование практических умений и навыков.

Письменные упражнения

  1. Составить план параграфа или его части.

План м.б. :

- простым, т.е. текст делится по смыслу на большие отрывки;

- в вопросах, т.е текст делится по смыслу на большие отрывки и к ним формулируются вопросы;

-в цитатах, т.е. в план выносится основная мысль отрывка словами ученика.

План составляется вместе с учениками. Текст параграфа читается вслух по очереди. Учитель останавливает чтение по смысловой логике текста и задаёт вопросы: о чём говорится  в этом отрывке?

Как можно озаглавить?

Предлагается записать в тетрадь понравившийся вариант пункта плана. Учитель может записать на доске.

  1. Найди в тексте определение и выпиши его в словарик.

Графические упражнения

  1. Составление таблицы.

Виды таблиц:

а) тематическая – составляется на основе события (война, восстание, достижение культуры). Они имеют определённый шаблон с заполненной первой строчкой, которая собственно и является заданием.

б) сравнительная – составляются по социально- общественным событиям или явлениям.

    2. Составление логической схемы, которая используется при изучении социальной структуры общества, управления государством, направлений во внешней политике, экономического развития страны.

Игра

Самый понятный и близкий вид деятельности для детей.

Цель игры:

  1. Диагностика, с целью узнать о позиции школьников по какому-либо вопросу, о взаимоотношениях между ними, о наличии знаний и опыта по изучаемой теме;
  2. Контроль, с целью выяснить степень усвоения нового материала учениками;
  3. Накопления опыта совместной деятельности, с целью развития коммуникативных  качеств у учащихся;
  4. Приобретение новых эмоций и ощущений, с целью развития или расширения психологических свойств у школьников;
  5. Развлечение, с целью повлиять на эмоциональное настроение детей.

Любая игра на уроках обществознания  имеет ведущего.

Этапы: инструктаж, ход игры, подведение итогов (коллективное обсуждение).

Принципы проведения:

- участие д.б. добровольным;

- необходимо создать доверительную, доброжелательную обстановку.

- присутствие трудностей.

Элемент игры: ведущий, участники, правила, роли, атрибуты, игровые действия.

Виды игр: ролевые, творческие, игры-соревнования.

Тренинг

Форма интерактивного обучения, направленная на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для общения. Использование тренинговых занятий позволяет эффективно решать вопросы личностного становления школьников, успешно развивать их коммуникативные навыки, эмоции и чувства. Тренинг состоит из ряда упражнений, которые подчинены одной цели и связаны определённой логикой.

Конкурс

Подразумевает состязательность между командами или отдельными учениками в знаниях, умениях, сообразительности, находчивости; жюри; балльную систему оценивания выполнения заданий; поведение итогов; награждение.

Виды конкурсов:

- //- плакатов

-рисунков

-стихов

- сочинений;

- викторина; рыцарский турнир; несерьёзный экзамен.

- конкурсы, связанные с развитием эмоциональной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....