Две стороны экономики в контексте экологической культуры
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема: «Две стороны экономики в контексте экологической культуры»
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России».
Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2016г.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_ekonomika_urok.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Две стороны экономики в контексте экологической культуры»
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России».
Учитель: Пицхелаури Нина Игоревна
- Место урока в образовательном процессе
- Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2013г.
- Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика» .
- Технологическая карта изучения темы
Тема: | Две стороны экономики в контексте экологической культуры |
Тип урока по целеполаганию: | Урок закрепления и обобщения знаний. |
Цель урока: | 1.Закрепить понятия «экологическая катастрофа», «экологический прогноз», правила личной экологической безопасности. 2.Дать учащимся представление о второй стороне экономики. 3.Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы. |
Задачи урока: |
-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе, -формировать представление о том, что такое экологический прогноз. 2. развивающие: -содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; - развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; 3. воспитательные: - создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, - создавать атмосферу радости от совместного труда. |
Основные термины и понятия темы: | «Экологическая катастрофа», «Экологический прогноз», «Экологическая безопасность» |
Личностные УУД: | -Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Предметные результаты: | - знать об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе»; - рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»; - приводить примеры; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, - высказывать свое предположение; Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент 2 мин | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня наш урок на тему «Две стороны экономики в контексте экологической культуры» посвящен изучению полезной и опасной сторон экономики, и как человек, обладающий экологической культурой, может повлиять на благоприятный исход опасных сторон экономики. -Вы научитесь определять связи экономики и экологии, строить экологические прогнозы, проектировать свой маленький вклад в дело сохранения планеты. -Работа будет групповая и каждый из вас ответственен за работу своей группы ( культура общения внутри группы, культура труда). | Слушают учителя, отвечают на вопросы, | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы | |
Понятия «Экономика», «Экология» | ||||||
I1. Актуализация знаний, целеполагание. | Выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся | «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание. Слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.» В.А.Сухомлинский - Представьте, что вам предложили обустроить вашу планету или участок земли (Рисунок на доске). Здесь есть все необходимое : море и реки, горы и леса, множество полезных ископаемых. Составьте план развития вашей «планеты»: 1 – с точки зрения потребителя - какие потребности вы испытываете? Что необходимо вам для полноценной жизни? 2 – экономисты – какие предприятия нужны для обеспечения потребностей? 3 – экологи – к чему приводит хозяйственно-бытовая деятельность человека (выступают позже) По ходу выступления детей рисунок на доске дополняется деталями ( дом, школа, заводы, дороги, с/х….) Помогает анализировать результаты. Как изменилась ваша «планета»? Почему? К чему это приводит? Выслушивание группы экологов Просмотр видеосюжета «Экологические катастрофы» | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Составляют план: - потребности - обеспечение потребностей - результат хозяйственной деятельности Выступают с предложениями обустройства Выслушивают ответы, задают вопросы. Формируют цель урока | Групповая работа | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать вопросы взрослому человеку, умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы | Фр. |
III.Практический этап выявление и решение проблемы | Определение полезных и опасных сторон экономики | |||||
выявление проблемы | У экономики две стороны. Одна- необходимая и полезная продукция, без которой нам не прожить. А другая- вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции. Все отрасли экономики в той или другой мере вредят окружающей среде. - Определите, пожалуйста, полезные и опасные стороны экономики. выявление проблемы -У нас существует проблема – какая? ( загрязнение окружающей среды.) Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути решения -Вам даны таблицы. Выявите плюсы и минусы отраслей промышленности.( Работа по учебнику с. 82 – 83) Ребята работают в группах. После – защита работ. -Опасно ли жить с такой экономикой? -Сделайте вывод. Какой должна быть экономика? Экономика должна быть безопасной. -Это является одной из важнейших задач XXI века. Как сделать экономику безопасной? решение. Обратите внимание, что ваши идеи во многом совпадают. -Скажите, а могут ли в отдельности промышленники, экологи, население сделать экономику безопасной? -Мы можем это сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом. Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, человек должен предвидеть вероятность их возникновения, использовать экологические прогнозы. | Дети отвечают, что полезная сторона сельского хозяйства- это продукты питания, а опасная сторона- загрязнение почвы ядохимикатами, выращивание опасных для здоровья продуктов. Полезная сторона металлургии- это производство металлов, а опасная- загрязнение воздуха и воды, нерациональное использование природных богатств… Формулируют выводы | Фр. | планируют свои действия в соответствии с учебной и творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника. | Фр. | |
IV. Закрепление | Сделайте экологический прогноз такой ситуации: В нашем школьном дворе перестали сажать цветы, вырубили все кустарники и деревья, площадку покрыли асфальтом. Рефлексия: - А теперь послушайте выступление о роли растений на школьном дворе. -Деревья и кустарники, произрастающие в городе, ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно-защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города. Устойчив к загрязнению воздуха тополь. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха – почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль. Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии. Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дубы зимний и красный, ель, сосна, тополь, черемуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных. Для сравнения за 5 летних месяцев поглощает углекислого газа , сосна -10 кг, ель – 6кг, а взрослый тополь - целых 44 кг. Посмотрите, сколько кг углекислого газа поглощают деревья на школьном дворе. Обсуждение услышанного, экологический прогноз Вы делаете первые шаги в овладении экологической культурой , ребята. От того, как мы будем относиться к природе, зависит наше будущее. | Делают прогноз Слушают выступление, делают выводы | принимают и сохраняют учебную задачу. умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы | фр | ||
V. Проверка | Тест | инд | ||||
V1. Итог. | Какой вред окружающей среде наносит экономика?. - Можно ли назвать наш урок проектным? Почему? -Возьмите в руки чистый зелёный лист бумаги и сомните его. Передавая его друг другу, мните. А теперь расправьте и разгладьте. Удалось его разгладить? Нет. Вот такие следы оставляют опасные стороны экономики на «лице» Земли. -Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, человек должен предвидеть вероятность их возникновения, использовать экологические прогнозы. Зная законы экологии, люди должны выполнять главную задачу- сохранить нашу планету для потомков. Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию -А теперь попробуйте ответить самому себе: Что лично я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию? Какие конкретно действия сделаю? ( посажу растения, уберу мусор) Ученики пишут на индивидуальных листочках свои идеи и вывешивают их на «Ковре идей». | Высказывают свои предположения. Высказывают свои идеи и защищают их. Обсуждают интересные идеи. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. что получилось, что не получилось и почему. Осуществляют самооценку. | умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс. УМК "Школа России". Тема:" Две стороны экономики""
Тип урока: закрепление и совершенствование знанийЦель: Познакомить с двумя сторонами экономики, влияние экономики на окружающую среду.Задачи:Повторить с учащимися главные задачи экономики и экологии; ...
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....
Презентация"Экологические катастрофы" к уроку окружающий мир 3 класс по пограмме Школа России тема урока "Две стороны экономики"
В презентации представлены основные виды экологических катастроф: лесные пожары, загрязнение воздуха, сточные воды, отходы и мусор, разлив нефти. Дан экологический прогноз на будущее....
конспект урока окружающего мира в 3 классе " Две стороны экономики в контексте экологической культуры"
Урок построен в соответствии с ФГОС. Рассматриваются понятия " Экономика", " Экология", " Опасные сторны экономики", " Проект", " Экологический прогноз"...
Выступление на региональном практическом семинаре «Актуальные направления работы с родителями в контексте формирования культуры семейного воспитания»
«Деятельность духовно-просветительского центра по поддержке семейных и родительских объединений, содействующих формированию нравственных ценностей у детей и подростков»...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».. 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».Цели урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизировать и расширить знания учащихся о...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Экономика и экология. Две стороны экономики". (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как экономика влияет на экологию.Планируемые результатыПредметные: знатькак экономика влияет на экологию;какое действие оказывают различные отрасл...