«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
статья по окружающему миру (4 класс) по теме
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Развитие экологической культуры младших школьников
как средство формирования экологических компетентностей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Седельниковского муниципального района Омской области
Юридический адрес
646480
Омская область,
с.Седельниково,
ул.Советская, 22
тел. (264) 21- 5 - 56
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
(Тезисы)
Директор МОУ Руководитель проекта
«Седельниковская средняя Т.В.Коршукова,
общеобразовательная школа № 1» учитель начальных классов
Л.А.Новолодская
2008г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На современном этапе развития школы одной из приоритетных задач является экологическое образование и воспитание учащихся. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе и учреждениях дополнительного образования, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений к окружающей среде.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Рассматривая младший школьный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребенка от «Я – природа» до «Я и природа» и идет формирование ценностного отношения к окружающему миру, собственного жизненного опыта по взаимодействию с ним, можно выделить следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
- потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
- умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
- проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для формирования у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций и экологических компетентностей.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач.
1.Изучить специальную литературу по данной проблеме.
2.Разработать и реализовать программу факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».
3.Создать условия для реализации программы.
4.Проследить динамику развития экологической культуры младших школьников МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1» через диагностический комплекс методик.
ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – экологическое образование младших школьников.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс формирования устойчивого развития экологической культуры младшего школьника.
ГИПОТЕЗА: если правильно организовать и разумно направить деятельность по развитию экологической культуры младших школьников, то это позволит сформировать экологические компетентности личности.
В процессе реализации данного проекта использовались следующие методы исследования:
- Теоретические (изучение литературы).
- Экспериментальные (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование).
- Эмпирические (количественный и качественный анализ).
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: начальные классы МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1».
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные теоретические положения, используемые в работе, основаны на теориях:
- «Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру» (И.П.Товтенец).
- «Воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности» (О.Т.Поглазова и др.)
- «Формирование ценностно окрашенного образа мира» (А.А.Плешаков)
- «Муниципальная система непрерывного экологического образования» (С.В.Алексеева)
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
- Разработана программа факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».
- Создана схема-модель учащегося – активного участника охраны окружающей его среды.
- Выявлены пути реализации экологического образования в современной сельской школе.
- Сформирована мотивация повышения экологической культуры ученика начальных классов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОСТОИТ:
- в определении путей реализации экологического образования;
- в разработке диагностического комплекса методик для определения уровня экологического образования младших школьников;
- в разработке программы факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом», которая включает пояснительную записку, задачи, предполагаемые результаты, а также учебно-тематический план занятий для всех классов начальной школы.
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I.Подготовительный (январь 2008г.)
ЗАДАЧИ:
1.Изучить проблему экологического образования в начальной школе.
2.Выявить возможности школы для реализации данного проекта.
II.Проектный (февраль-март 2008г.)
ЗАДАЧИ:
1.Провести диагностику уровня экологического образования школьников младшего возраста.
2.Разработать проект «Развитие экологической культуры младших школьников как средство формирования экологических компетентностей».
3.Для реализации проекта разработать программу факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».
III.Экспериментальный (март 2008г. – февраль 2011г.)
ЗАДАЧА:
Осуществить апробацию и внедрение программы факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».
IV.Аналитический (март-апрель 2011г.)
ЗАДАЧА:
Проследить динамику развития экологического образования учащихся начальной школы МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1».
V.Итоговый (май 2011г.)
ЗАДАЧИ:
1.Проанализировать результаты.
2.Подвести итоги и сделать выводы.
3.Обобщить и распространить опыт среди школ района.
Основные пути реализации экологического образования младших школьников:
- Обязательное введение в план учебно-воспитательной работы факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».
- Включение экологических сведений в содержание различных дисциплин (русский язык, математика, литературное чтение, технология и др.)
- Создание школьного научного экологического центра.
- Сбор литературы экологической направленности.
- Создание и применение авторских программ, составленных с учетом локальных особенностей, специфики экологического образования младших школьников.
- Проведение внеклассной работы по экологии (бесед, праздников экологической направленности, выпуск экологических газет, бюллетеней, обращений по охране природы родного края).
Систему управления проектом осуществляет администрация МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате подготовительного и проектного этапов я пришла к следующим выводам:
- экологическое образование сельских школьников обладает возможностью целенаправленной, координационной и систематической передачи информации, что позволяет обеспечить необходимую и осмысленную координацию между теоретическими экологическими знаниями и практической природоохранной деятельностью, заложить основы экологической культуры личности;
- очень важно научить школьников осознавать экологические проблемы сельской местности, ответственно относится к окружающей природе и ее богатствам в течение всей жизни;
- успешность экологического образования на начальном этапе обучения во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения;
- разработанная программа факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом» поможет в развитии экологической культуры младших школьников;
- наиболее благоприятными формами для проведения занятий факультативного курса являются экскурсии, наблюдения, экологические праздники, экологические игры, экологические КВНы, викторины;
- для повышения экологической компетентности учащихся необходимо включить экологические сведения в содержание различных дисциплин (русский язык, литературное чтение, математика, технология и др.)
ПЕРСПЕКТИВА:
Таким образом, особая роль в начальной школе должна отводиться факультативному курсу по экологии «Природа – наш общий дом», направленного на формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек- природа- общество», воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Поэтому, администрациям школ необходимо обратить внимание на развитие экологической культуры у младших школьников и ввести факультативный курс по экологии для дополнительного образования в начальную школу.
В приложениях имеется диагностический комплекс методик по определению уровня экологического образования младших школьников; методические разработки занятий факультативного курса «Природа - наш общий дом»; методические разработки уроков по окружающему миру экологической направленности.
Коршукова Татьяна Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» ...
Статья "«Формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности»
Статья "Формирование экологической компетентности младших школьников через развитие экологической культуры личности"....
Формирование экологического отношения к природе в начальных классах как способ развития экологической культуры детей.
Материал содержит программу по формированию экологического отношения к природе. Описаны формы работы по годам обучения в начальной школе....
Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности
Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...
Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности
страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массово...
Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности
Педагогическая теория и практика, пытаясь соответствовать требованиям общества, вынуждена искать все новые и новые пути реализации предложенных ей целей обучения и воспитания подрастающего поколения. ...
Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций
Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...