Выступление на региональном практическом семинаре «Актуальные направления работы с родителями в контексте формирования культуры семейного воспитания»
статья по теме

Стрельникова Галина Николаевна

«Деятельность духовно-просветительского центра по поддержке семейных и родительских объединений, содействующих формированию нравственных ценностей у детей и подростков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

Региональный практический семинар

«Актуальные направления работы с родителями в контексте формирования культуры семейного воспитания»

Стрельникова Г.Н.

«Деятельность духовно-просветительского центра по поддержке семейных и родительских объединений, содействующих формированию нравственных ценностей у детей и подростков»

За последние годы на общегосударственном уровне был  одобрен целый ряд концептуальных документов, призванных  определять государственную политику в различных сферах на  ближайшие годы. Многие из этих документов включают важные положения, подчеркивающие значение семьи, укрепления традиционных семейных и нравственных ценностей, сотрудничества в этой сфере государства с традиционными религиозными общинами.

Федеральный закон от 29 12 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит ряд положений, которые могут и должны ложиться в основу работы по укреплению  и возрождению традиционных семейных ценностей в системе  образования

Так, ст. 2 п. 1 ФЗ определяет «образование» как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства», а п. 2 той же  статьи указывает, что «воспитание» это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социо- культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Важно при этом отметить, что ФЗ «Об образовании в РФ»  признает приоритет прав родителей в воспитании и обучении детей перед всеми иными лицами, включая и образовательные организации. Ст. 44 ч. 1 ФЗ устанавливает:  «1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Дополнительные  важные ориентиры, имеющие значение  для системы образования, дает Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25. 08. 2014), которая прямо указывает, что государственная семейная политика направлена на «укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе», относит к числу приоритетов государственной семейной политики «утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для … повышения авторитета родителей в семье и обществе», к целям государственной семейной политики — «поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни»   Концепция относит к числу принципов, лежащих в основе  государственной семейной политики России,  такие как «самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни», «презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе», к числу задач  государственной семейной политики — «повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании».

Эти общие принципы государственной политики должны служить четкими ориентирами и для системы образования, государственных и муниципальных образовательных организаций, органов управления образованием.

Важные положения, на которые можно опираться в работе по сохранению и возрождению традиционных семейных ценностей в рамках системы общего образования также содержатся в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). В разделе I («Общие положения») Стратегия прямо указывает: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности…». Там же указано: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

К мерам по поддержке семейного воспитания Стратегия  относит, в  частности, «содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами» и «создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми». Развитие воспитания в системе  образования предполагает «содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей … к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной … жизни».

Все эти и иные положения могут и должны использоваться  в работе в системе общего образования, а также в диалоге религиозных общин и общественных объединений с образовательными организациями и органами управления образования.

В настоящее время наша страна переживает один из сложных исторических периодов. Самая большая опасность сегодня заключается в  разрушении личности. В современном обществе доминируют материальные ценности,
у  детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме, семье.

  Духовно-нравственное воспитание - является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе.        
О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил ГосНИИ «Семьи и воспитания» несколько лет назад. В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Выполняя задание, 80,2 процента респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей; 55,4 процента опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей; 53,3 процента - отсутствие возможности контролировать поведение детей;
53 процента - недостаточное знание членами семьи друг друга; 45,7 процента -отсутствие взаимопонимания с детьми.

Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...»

Народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

  Воспитание  детей - труд непрерывный и весьма сложный.

Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Духовно-просветительский центр – это «негосударственное религиозно-
образовательное, многофункциональное объединение, деятельность которого
направлена на возвращение населения в лоно православных ценностей,
основанных на многовековой  истории церкви, ее роли в 
консолидации народа, установлении и развитии государственности
национального самосознания, развитие социального служения».
  Основной задачей
 духовно-просветительских центров является гармоничное духовно-нравственное развитие личности, осознание и освоение
основополагающих принципов нравственности, добра, честности, милосердия, укрепления семейных уз.

Цель работы нашего   ДПЦ  –  способствовать объединению  усилий  педагогов и родителей для решения вопроса  возрождения   лучших отечественных  традиций   духовно- нравственных основ семейного воспитания.

В настоящее время наблюдается дефицит общения родителей и детей. Родители большую часть своего времени вынуждены уделять работе, а не детям. Дети чаще всего находятся дома одни, они предоставлены сами себе. С родителями они практически не общаются, только по каким-то обыденным делам. Обрывается нить взаимопонимания между детьми и родителями, а ведь в семье начинается не только жизнь каждого человека, но и сегодняшнее и будущее духовное и материальное благополучие каждого народа, каждого общества и государства.

Всем понятна истина, что на сегодняшний день в современных семьях практически утрачена традиция семейного чтения, семейные прогулки в лес  на лыжах, традиционным оформлении событий семейного значения, семейные игры, семейные трапезы, зарубки на дверных косяках, семейные альбомы. А ведь именно такие традиции, такая традиция дает чувство семейной сплоченности и уверенность что вместе можно преодолеть любые  трудности.     

Но современных родителей, выросших в век информационных технологий, простыми разговорами не увлечь.

С чего мы начали? Перед нами встал  риторический вопрос: что делать и как быть?

Мы постарались  найти идею, которая сможет сделать  каждую встречу  членов семей живой, яркой, эмоциональной, насыщенной и обязательно  с практической   деятельностью.

Все дети любят мультфильмы. Большинство из нас, даже повзрослев, продолжают их любить. А кто в детстве не мечтал о том, чтобы нарисованные или слепленные им из пластилина герои, персонажи вдруг ожили и сами рассказали захватывающую и интересную историю?! Историю о добре, милосердии, любви и заботе.

Эта идея и легла в основу создания «Семейной лаборатории анимации». Её создателями     стали члены многодетной семьи Клименко.

Многодетная семья - это особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами.  Это мини - социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, он должен налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми, как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость и великодушие. Преимущества многодетной семьи неоспоримы. Дети в большой семье, при условии, что им уделялось должное внимание, вырастут дружными, они всегда будут поддержкой друг для друга и для родителей в старости.

Совместная деятельность укрепляет и развивает детско-родительские отношения, помогает сделать атмосферу в семье более теплой и доверительной, а это имеет большое значение для формирования личности ребёнка.

Идет процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. В ходе реализации проекта дети играют, занимаются, общаются  друг с другом и взрослыми, учатся жить рядом с другими людьми, учитывая их интересы и правила поведения в обществе, приобретают навыки социальной компетентности. Таким образом, повышается уровень развития социальных навыков ребенка, идет формирование личности, начинается процесс социальной адаптации  ребенка в общество.

Участвуя в работе «Семейной лаборатории анимации», дети сами создают героев мультфильма на православную тематику, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер, и даже драматург, и музыкант. И всем этим профессиям понемногу ребята смогут научиться сообща.

Каждый из детей сможет моделировать как реальный, так и фантастический мир, придумывать различных по пластике, характеру и настроению персонажей.

Процесс "оживления" героев очень интересен. Это большая творческая работа, которая нравится всем и каждому: когда из статической поделки вдруг мы получаем живого чувствующего, думающего персонажа.

 Лаборатория – это еще и эстетическое отношение к миру, развитие творческих способностей ребенка, направленность на развитие его творческого мышления, способствующего восприятию целостной картины мира. Ее работа направлена на интеллектуальное, духовно – нравственное, эмоционально-личностное развитие детей. При этом в лаборатории смогут принять участие дети практически любого возраста.

Благополучателями  проекта  «Семейная студия анимации» становятся:

1) многодетные семьи г. Льгова и Льговского района;

2) дети с ОВЗ из социальных учреждений (областное казенное учреждение социального обслуживания населения системы социального обеспечения «Льговский межрайонный центр социальной помощи семье и детям», областное казенное общеобразовательное учреждение «Льговская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

3)  дети и их родители  из образовательных организаций города и района;

4) прихожане Никольского храма г. Льгова

Проект «Семейная лаборатория анимации» очень перспективный метод работы с детьми и семьей. Он дает много возможностей всем его участникам. У детей развивается познавательный интерес и интерес к творчеству, формируются навыки сотрудничества с членами всей семьи, возникают практические навыки и умения. Дети становятся более самостоятельными, у них появляется способность проявить инициативу. Родители повышают свое педагогическое мастерство, открывают в своих детях неизвестные до этого способности и таланты, испытывают чувство огромной радости и гордости за своих детей и удовлетворение от своих собственных успехов. Совместная деятельность укрепляет и развивает детско-родительские отношения, помогает сделать атмосферу в семье более теплой и доверительной, а это имеет большое значение для формирования личности ребёнка. Ребёнок должен  почувствовать, что он часть семьи. Родители и педагоги помогают детям понять ее значимость, воспитывают у них любовь и уважение к родным и близким, прививают детям чувство привязанности к семье и родному дому.

Проект «Семейная лаборатория анимации» стал  победителем  регионального конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся «ЛЕСТВИЦА» в номинации «Лучший проект, посвященный сохранению и укреплению семейных ценностей».

Мы  рады, что  проект продолжает своё существование в новом учебном году.

Вы скажете, что для работы такой студии нужны средства. Конечно, если вы предполагаете сразу охватить весь город или посёлок. Но хочу заметить, что создавая мультфильм «Иов Льговский» нам потребовались деньги лишь на пластилин. Сейчас практически в каждой семье есть фотоаппарат и компьютер. Программу, с помощью которой мы монтировали мультфильм, можно скачать в Интернете бесплатно.

«Аппетит приходит во время еды!» -  так говорится в крылатой фразе. Когда дети, родители, знакомые, прихожане увидели результат   труда семьи Клименко, то желание поработать в Студии возникло у многих. Мы приняли решение принять участие в Международном конкурсе  Малых грантов «Православная инициатива», подали заявку и победили.  ДПЦ получил 120 тысяч на закупку оборудования для нашей лаборатории. Это компьютеры, фотоаппараты, штативы и т.д. Но поверьте мне, родители готовы приносить всё своё, чтобы побыть рядом с детьми. Конечно, сначала  взрослые  испытывают смущение и неловкость от того, что что – то может не получиться, но через десять минут творческий процесс затягивает всех. Мамы и папы возвращаются в детство, чувствуют себя счастливыми и больше понимают своих детей, ведь они встают  с ними на один уровень, на   ступеньку соработничества.

Надеемся, что наш опыт  по поддержке семейных и родительских объединений, содействующих формированию нравственных ценностей у детей и подростков найдет отклик и в ваших сердцах. Мы готовы на каникулах провести несколько занятий для желающих. Звоните, приезжайте. Мы вас ждём!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Деятельность духовно-просветительского центра по поддержке семейных и родительских объединений, содействующих формированию нравственных ценностей у детей и подростков» Стрельникова Г.Н.

Слайд 2

Д окументы Федеральный закон от 29 12 2012 N 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» п . 1 « образование» « единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» п . 2 « воспитание» это «деятельность , направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социо - культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». статья 2 с татья 44 ч . 1 « 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Слайд 3

Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года ( утв. Распоряжением Правительства РФ от 25. 08. 2014) — « укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе » , — относит к числу приоритетов государственной семейной политики « утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для … повышения авторитета родителей в семье и обществе » , — к целям государственной семейной политики — « поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни » .

Слайд 4

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 1 . Развитие социальных институтов воспитания Поддержка семейного воспитания : — содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами ; — повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности; — сохранение , укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России ; — популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных ; — содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей; — создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; — содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций; — расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время; — поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании; — создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим , медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Слайд 5

«реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...». Василий Васильевич Зеньковский протопресвитер

Слайд 6

О сновная проблема в воспитании детей 80,2% ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей 55,4% значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей 53,3 % отсутствие возможности контролировать поведение детей 53% недостаточное знание членами семьи друг друга 45,7% отсутствие взаимопонимания с детьми Независимое комплексное исследование ГосНИИ семьи и воспитания

Слайд 7

Духовно-просветительский центр – это «негосударственное религиозно-образовательное, многофункциональное объединение, деятельность которого направлена на возвращение населения в лоно православных ценностей, основанных на многовековой истории церкви, ее роли в консолидации народа, установлении и развитии государственности национального самосознания, развитие социального служения». Основной задачей духовно-просветительских центров является гармоничное духовно-нравственное развитие личности, осознание и освоение основополагающих принципов нравственности, добра, честности, милосердия, укрепления семейных уз.

Слайд 8

«Семейная лаборатория анимации»

Слайд 9

Благополучатели проекта «Семейная студия анимации» 1) многодетные семьи г. Льгова и Льговского района; 2) дети с ОВЗ, из социальных учреждений: областное казенное учреждение социального обслуживания населения системы социального обеспечения « Льговский межрайонный центр социальной помощи семье и детям » , областное казенное общеобразовательное учреждение « Льговская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья » ; 3) дети и их родители из образовательных организаций города и района; 4) прихожане Никольского храма г. Льгова

Слайд 10

П обедители регионального конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся «ЛЕСТВИЦА»

Слайд 11

«Семейная лаборатория анимации» Реализация проекта : На первом этапе осуществлялась подготовительная и организационная деятельность.

Слайд 12

«Семейная лаборатория анимации» Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Выступление на научно-практическом семинаре «Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» (по УМК «Школа 2100») Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»

УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована систе...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"

Все изменения, которые происходят в жизни  вызвали необходимость  разработки  новых  подходов  к системе обучения и воспитания. Учебный процесс  при изучении всех ра...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»

Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»...

Выступление на практико-ориентировочном семинаре "Современные технологии работы с родителями детей с ОВЗ в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные прграммы"

Выступление учителя -дефектоолога "Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями как форма комплексного сопровождения обучающихся с ТМНР...