Конкурсный урок окружающего мира на профессиональном конкурсе "Учитель года".
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира в 3 кл.
Тема урока: «Воздух и его охрана»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vozduh_i_ego_ohrana_mihaylova.doc | 122.5 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 18.43 КБ |
vozduh_i_ego_ohrana.rar | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 кл.
Тема урока: «Воздух и его охрана»
Цели: Образовательные:
- Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
- Расширить представление об использовании воздуха;
- Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
- Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.
Развивающие:
- Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
- Развивать умение объективно оценивать свои знания.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные:
- Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о составе, свойствах, использовании и охране воздуха.
- Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
- Формировать познавательный интерес к окружающей природе.
Оборудование:
- Учебник “Окружающий мир” 3 класс, А.А.Плешаков.
- Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
- Карточки для рефлексии.
- Духи
- Карточки с выводами
- Карточки приложения 1,2 (по количеству учащихся)
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу с вами урок окружающего мира. Я рада встрече с вами и у меня прекрасное настроение. Я вам его дарю.
- Покажите свое настроение смайликом.
II. Введение в тему урока.
- Отгадайте загадку.
1 слайд
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это? (воздух)
- Сообщение темы и целей урока.
2 слайд
- Как вы думаете, какова тема урока? (Воздух и его охрана)
- Что вы хотите узнать по этой теме?
3 слайд
- Познакомьтесь с задачами урока.
IV. Изучение нового материала.
Подуйте на ладошки.
Что мы ощущаем? (лёгкий ветерок- это и есть воздух)
4 слайд
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Чтобы справиться с поставленными задачами, поработаем с заданиями кейсов, используя различные источники информации: учебник, интернет- ресурсы, энциклопедии.
5 слайд
1 группа – теоретики.
2 группа – исследователи
3 группа- экологи
Возьмите кейсы. Озвучьте тему кейса и цель.
1 группа – теоретики. Вам слово.
(Говорят дети: Тема кейса. Состав воздуха. Цель: изучить состав воздуха)
2 группа – исследователи
(Говорят дети: Тема кейса. Свойства воздуха. Цель: исследовать свойства воздуха.)
3 группа- экологи
(Говорят дети: Тема кейса. Охрана воздуха. Цель: изучить источники загрязнения воздуха и способы его охраны.)
Ребята, к нам пришло письмо от жителей города Челябинска, где много фабрик и заводов. Они обращаются к нам с просьбой.
6 слайд
(слушаем письмо)
«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Что нам делать? Как быть? Помогите!!!».
Чтобы помочь жителям города, вам необходимо решить проблему охраны воздуха, выполнив задания кейса.
7 слайд
Работу выполним по алгоритму.
- Прочитайте текст.
- Ответьте на вопросы.
- Запишите ответы в карточку.
- Подготовьте выступление.
В группе работайте дружно и слушайте друг друга внимательно.
Начинаем работу. Желаю вам успешно справиться с заданиями.
Дети выполняют задания, учитель консультирует.
V. Защита работы в группах
-Группы закончили работу. Готовы к выступлению.
1 группа. Дети выступают.
8 слайд
Вывод учителя: Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы.
2 группа Дети выступают
9 слайд
Вывод учителя: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что он прозрачный, бесцветный, не имеет запаха.
Проблемный вопрос. (работают все вместе)
Мы познакомились с некоторыми свойствами воздуха.
- Давайте предположим, что произойдет с воздухом, если его нагреть?
- Проверим ваше предположение на опыте.
10 слайд
Опыт 1 (показывает учитель)
- Что происходит с воздухом?
11 слайд
Вывод: При нагревании воздух расширяется
- Давайте предположим, что произойдет с воздухом, если его охладить?
Проверим ваше предположение.
«Опыт 2» (показывает учитель)
Вывод: При охлаждении воздух сжимается.
- О каких свойствах воздуха мы узнали? (прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. )
VI. Физкультминутка.
12 слайд
Давайте отдохнем.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарик)
13 слайд
- Как вы считаете, почему зимой растения не замерзают под снегом?
«Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни, растений.
- Для чего многие звери меняют свой мех к зиме?
Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
- Почему мы ставим на окна двойные рамы?
Это происходит потому, что воздух хорошо сохраняет тепло
Вывод: Воздух плохо проводит тепло, но долго его сохраняет.
- Свойства мы выяснили, а какое значение имеет воздух для нас, животных и растений?
Об этом нам расскажут экологи и дадут ответ на письмо жителей города.
Выступление 3 группы. Дети выступают.
Вывод учителя:
14 слайд
Чтобы воздух в городе был чистым необходимо:
1. Высаживать деревья
2. Убирать мусор.
3. Устанавливать очистные установки на предприятиях.
15 слайд
Людям необходимо заботиться о чистоте воздуха. Снижение загрязнения атмосферы - одна из важнейших задач Нижневартовской ГРЭС. Поэтому в коллективе компании трудится группа экологов, ответственная за чистоту окружающей среды. Нижневартовская ГРЭС считается одной из самых экологически чистых электростанций.
VII. Итог урока.
Мы закончили исследовать воздух, узнали об источниках загрязнения и способах охраны воздуха. Сейчас мы обобщим знания о ВОЗДУХЕ, составив синквейн.
16 слайд
Воздух
Чистый, прозрачный
Дышим, расширяется, сжимается
Воздух необходим всему живому
Жизнь
- Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
- А вы хотите проверить свои знания по теме урока?
Предлагаю выполнить тест.
Приготовьте сигналы.
- Я буду называть утверждения. Если вы согласны, покажите «+», если нет «-»
1. Воздух – смесь газов.
2. Воздух имеет запах.
3. Воздух цветной.
4. Чтобы воздух был чистым, нужно высаживать деревья.
5. Воздух – это жизнь.
- Молодцы! Все справились с тестом.
VIII. Рефлексия.
Над какой темой работали на уроке?
Все ли задачи мы решили?
Кому сегодня было легко, интересно? Встаньте.
У кого остались еще вопросы? Чтобы найти ответы, обратитесь к энциклопедии.
Мне приятно было с вами работать.
А какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайликом.
Спасибо за работу на уроке.
На память о нашей встрече я дарю вам памятку.
17 слайд
Карточка 1.
1 кейс. Теоретики
Тема кейса. Состав воздуха | |
Цель: изучить состав воздуха. | |
Источники: учебник с. 46, информация из интернета. | |
Задание: Прочитайте текст. Рассмотрите схему в учебнике. Заполните таблицу. | |
Хочу узнать | Мы узнали, что |
1.Какие газы входят в состав воздуха? | В состав воздуха входят ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ |
2. Какого газа в воздухе больше всего? | В воздухе больше всего__________________________________________ |
3. Какой газ из воздуха поглощают живые существа при дыхании? | При дыхании живые существа поглощают________________________ |
4. Какой газ выделяют живые существа при дыхании? | А выделяют __________________________________________________ |
Вывод: | Воздух – это _________________________________________________ |
5.Сколько литров кислорода необходимо человеку для дыхания на один день? | Человеку для дыхания на один день необходимо __________литров кислорода. |
Карточка 2
СИНКВЕЙН | |
1 существительное | Воздух |
2 прилагательных | |
3 глагола | |
Предложение из 4 слов | |
1 существительное |
Информация из интернета Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. |
Карточка 1
2 кейс. Исследователи
Тема кейса. Свойства воздуха. | ||
Цель: исследовать свойства воздуха. | ||
Источники: учебник с.46 -47. | ||
Задание: прочитайте текст. Рассмотрите схему в учебнике. | ||
Что изучаем | Что выполняем | Мы провели опыты и сделали выводы, что |
Опыт 1. Воздух прозрачен или не прозрачен. | Сравниваем. Видно ли другие предметы через дверь? (да, нет) Видно ли другие предметы через воздух? (да, нет) | Через дверь______________ другие предметы. Через воздух______________ Значит воздух_________________ |
Опыт 2. Имеет ли воздух цвет. | Сравниваем. Какого цвета комнатные растения_________ Какого цвета воздух_____________________ | Комнатное растение ____________цвета. Воздух______________цвета. |
Опыт 3. Имеет ли воздух запах. | Сравниваем. 1. Вдохните глубоко. Что Вы почувствовали? Пахнет чем–нибудь воздух? (да, нет) 2. Закройте глаза. Брызните освежителем воздуха. Изменился ли запах, распространяющийся в помещении? (да, нет) 3.Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами? ________ | Чистый воздух__________________запаха. |
Карточка 1
3 кейс. Экологи
Тема кейса. Охрана воздуха. | |
Цель: Изучить источники загрязнения воздуха и способы его охраны. | |
Источники: учебник с.48-49, информация из интернета. | |
Задание. Прочитайте текст, информацию из интернета. | |
Хочу узнать | Мы узнали, что |
1. Что нужно человеку и другим живым существам для дыхания? | Человеку и другим живым существам для дыхания нужен _____________________________________ |
2. Перечисли источники загрязнения воздуха. | К источникам загрязнения воздуха относятся ___________________________________________________, которые выбрасывают из своих труб______________________ ____________ |
3. Чему угрожает загрязнение воздуха? | Загрязнение воздуха угрожает________________________________ __________________________________________________________ |
4. Перечисли способы охраны чистоты воздуха. | Для охраны чистоты воздуха на предприятиях работают____________________, которые улавливают___________ _____________________. Учёные разработали __________________ |
5. Что делается в нашей местности для охраны воздуха. | В нашей местности ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ |
Теоретики |
Исследователи |
Экологи |
Бесцветный |
Прозрачный |
Не имеет запаха |
При нагревании расширяется |
При охлаждении сжимается |
Плохо проводит тепло |
Долго сохраняет тепло |
На протяжении многих лет в ХМАО-Югре проводится акция «Спасти и сохранить» с целью – спасти и приумножить природные богатства нашего округа для будущих поколений. Жители высаживают тысячи новых саженцев, очищают огромные территорий от мусора. |
+ | - | + | - |
+ | - | + | - |
+ | - | + | - |
+ | - | + | - |
+ | - | + | - |
+ | - | + | - |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока окружающего мира
по теме «Воздух и его охрана»
3 класс
Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию сегодня было предложено учебное занятие окружающего мира в 3 классе по теме «Воздух и его охрана», содержание которого основывалось на программе автора А.А. Плешакова.
В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы (основные правила):
- Принцип развития, означающий выстраивание обучения в «зоне ближайшего развития» школьника и учет особенностей конкретного возрастного этапа.
- Принцип поиска, предполагающий, что знания не даются в готовом виде, а выводятся в процессе решения кейсов. Во время УЗ применяла задания, содержащие проблемную ситуацию.
- Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных материалов, как средств, улучшающих восприятие учебного материала. Учащимся были предложены слайдовая презентация к основным этапам УЗ, карточки, опыты.
- Принцип систематичности и последовательности, главным в котором является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов УЗ.
Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней (например, актуализация знаний перешла в целеполагание и изучение нового материала).
Моей основной целью в данном УЗ, было создание условий для формирования учащимися универсальных учебных действий по теме «Воздух и его охрана» (учебно-логические умения: анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, решать проблемные вопросы, обобщать и делать выводы)
Учащиеся включились в процесс целеполагания.
Решалась триединая задача (образовательная, развивающая, воспитывающая):
- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с составом и
свойствами воздуха;
- рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.
Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы следующие методы и приёмы: создание ситуации успеха, доверия; проблемная ситуация, которую дети пытались разрешить; частично-поисковые методы.
На уроке реализованы следующие линии развития личности ребёнка
средствами предмета «Окружающий мир»: овладение научной картиной мира; формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – экологическое воспитание.
Использованы различные формы работы: исследовательская, фронтальная, индивидуальная, в малых группах.
Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, которые способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели.
На этапе изучения нового материала для выхода из проблемной ситуации предложено самостоятельное выполнение опытов в малых группах, в результате которых дети доказывали наличие воздуха, «открывали» свойства воздуха, опираясь при этом и на предыдущие знания. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Дети учатся выдвигать свои гипотезы, строить предположения. В этом процессе развиваются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.
Из урока видно, что данная исследовательская работа эффективна, так как она выполнима, соответствует возрастным особенностям детей, решение её полезно участникам исследования.
Применены здоровьесберегающие технологии. В середине урока проведена физкультминутка, которая предупреждает и снимает умственное утомление.
Большая работа ведётся по экологическому воспитанию учащихся. Дети осознают важность воздуха, необходимость его охраны. На этом этапе
используются нестандартные задачи, решая которые, дети самостоятельно,
работая в группе, находят способы защиты воздуха.
На этапе закрепления дети применяют полученные знания на практике,
составляя «синквейн», повторяя свойства воздуха.
Для проверки усвоения знаний на уроке предложила тест.
Анализируя результативность работы кейс-метода на уроке, можно сделать выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию
научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяет кругозор школьников;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, самоорганизации.
Использованные приёмы, новые технологии, применяемые на уроке, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию
любознательности, повышают активность, приносят радость, формируя у
ребёнка желание учиться.
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с
образовательными.
Поставленная мною цель достигнута, планируемые задачи занятия удалось реализовать, используя современные педагогические технологии, в частности кейс-методику и ИКТ.
Подписи к слайдам:
Задачи: изучить состав и свойства воздуха; выяснить источники загрязнения воздуха и способы охраны.
Слой воздуха, окружающий нашу планету называется атмосферой .
1 кейс- теоретики. Состав воздуха 2 кейс – исследователи. Свойства воздуха. 3 кейс – экологи. Охрана воздуха
Письмо с просьбой о помощи . г. Челябинск Жители города Конкурс «Учитель года - 2018» Михайловой Елене Николаевне пер. Строителей, д. 5, г.п. Излучинск, Нижневартовский р-н, ХМАО-Югра 628634 454025
1. Прочитайте текст. 2. Ответьте на вопросы. 3. Запишите ответы в карточку. 4. Подготовьте выступление.
1. Прозрачен. 2. Бесцветен. 3. Не имеет запаха.
Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.
- ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. - ВОЗДУХ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ
Воздух плохо проводит тепло, но долго его сохраняет.
Нижневартовская ГРЭС
Тест 1. Воздух – смесь газов. 2. Воздух имеет запах. 3. Воздух цветной. 4. Чтобы воздух был чистым, нужно высаживать деревья. 5. Воздух – это жизнь.
Задачи: изучить состав и свойства воздуха; выяснить источники загрязнения воздуха и способы охраны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект конкурсного урока окружающего мира
Урок окружающего мира с использованием ИКТ был представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место...
урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"
Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....
Презентация к уроку окружающего мира "Отечественная война 1812 года"
Данная презентация является материалом к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...
Урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"
Методическое рекомендациипо использованию проекта в учебном процессе.Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А.Плешакова на тему « Отечественная война 1812 года» связан с проблемой патри...
Урок окружающего мира по теме "Времена года"
Урок окружающего мира по теме «Времена года» по программе « Планета знаний». На этом уроке дети узнают о том, как происходит смена времен года на Земле, какие изменения в природе происходят со сменой ...
Урок окружающего мира "Путешествие по временам года" 1 класс
Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года. Задачи:- Совершенствовать навыки разговорной речи;- Обогащать словарный запас детей;- Развив...
Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"
Урок проведён в 4 классе УМК "Планета знаний"....