Урок окружающего мира "Путешествие по временам года" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Пошелюжная Галина Ивановна

Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года.

 

Задачи:

- Совершенствовать навыки разговорной речи;
- Обогащать словарный запас детей;

- Развивать познавательную деятельность, творческое мышление, воображение, память;

- Воспитывать любовь к красоте природы, бережное отношение к окружающей среде.

 

Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук, презентация, фонограммы: музыка П. Чайковского «Времена года. Весна», песня «Семь дорожек»; конверты с символами времен года для рефлексии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»

Пошелюжная Галина Ивановна

Урок окружающего мира 1 класс

Тема: Путешествие по временам года.

 

Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года.

Задачи:

- Совершенствовать навыки разговорной речи;
- Обогащать словарный запас детей;

- Развивать познавательную деятельность, творческое мышление, воображение, память;

- Воспитывать любовь к красоте природы, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук, презентация, фонограммы: музыка П. Чайковского «Времена года. Весна», песня «Семь дорожек»; конверты с символами времен года для рефлексии.

1.Орг. момент.

/

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнемся им, улыбнемся друг другу, сделаем глубокий вдох – вдохнем хорошее настроение и выдохнем все плохое. Я желаю вам хорошей работы на занятии.

2.Знакомство с темой и постановка целей занятия.

-Ребята, сегодня я встретила интересного старичка. Он вежливо поздоровался со мной и попросил передать вам этот конверт. Интересно, узнать, что в конверте?

Воспитатель достает бумагу, читает:

Предлагаю вам, ребятки,

Отгадать мои загадки:

Слушайте внимательно,

Отвечайте старательно.

Загадки:

1.Над лугами зной стоит,                         2. Солнце греет все теплей,

   Пчелка над цветком жужжит.                   Начинается капель,

   Речка, лес, фруктовый сад                         Снег с полей бежит ручьями.

   Нас к себе тогда манят.                              Время – то вы угадали? (Весна)

   Скажут все, что это наступило…? (Лето)

3.Все бело кругом, красиво,                   4. С золотым листом приходит

        В инее сияет ива.                                       Грязью – слякотью уходит.

        Холода, мороз, метели                              Крики птиц, летящих вдаль…

        Закружили – завертели                              Что за время, угадай? ( Осень)

        В белых шапках все дома

        Это к нам пришла…? (Зима)

- Ребята, о чем эти загадки? ( О временах года)

- А кто-нибудь догадался, что это был за старичок? (Старичок-годовичок)

- Как вы думаете с какой целью он передал для вас именно эти загадки?

( поговорить о временах года)

- О чем будет наш урок?

- Правильно, Старичок- годовичок предлагает нам попутешествовать по временам года. Для чего, как вы думаете? О чем бы вам хотелось узнать?

3. Работа по теме занятия.

- Правильно, мы совершим путешествие по временам года, чтобы уточнить наши знания о признаках каждого времени года, чем они отличаются друг от друга, отметим особенности каждого времени года.

- Что вы уже знаете о временах года? ( Их четыре, они всегда следуют друг за другом)

- Правильно, они следуют друг за другом и никогда не нарушают этого порядка.

Работа с интердоской в программе Notebook:

-За осенью – зима –весна – лето  (показ на доске стрелками)

- Давайте послушаем стихотворение Е. Трутневой о временах года и покажем на схеме порядок следования времен года в её стихотворении.

Дети читают стихи:

 

Четверо художников,                                   На картинке ТРЕТЬЕГО

Столько же картин.                                       Красок и не счесть:

Белой краской выкрасил                              Желтая, зеленая,

Все подряд ОДИН.                                        Голубая есть…

Лес и поле белые,                                          Лес и поле в зелени,

Белые луга.                                                     Синяя река,

У осин заснеженных                                      Белые, пушистые

Ветки, как рога…                                           В небе облака.

У ВТОРОГО– синие                                      А ЧЕТВЕРТЫЙ золотом

Небо и ручьи,                                                  Расписал сады,

В синих лужах плещутся                               Нивы урожайные,

Стайкой воробьи.                                            Спелые плоды…

На снегу прозрачные                                       Всюду бусы – ягоды

Льдинки – кружева,                                         Зреют по лесам.

Первые проталинки,                                        Кто же те художники?

Первая трава.                                                    Догадайся сам.

- Порядок следования времен года повторили , можно отправляться в путешествие. И начнем мы его с времени, которое сейчас на дворе. Какое это время? (Осень)

Что вы о нем уже знаете?

 Вспомните и расскажите друг другу те приметы о которых мы не говорили.

- Старичок – годовичок приготовил для вас не только загадки, но и разные задания для каждого времени года. Итак, он подготовил различные высказывания про осень, если вы с ними согласны, то хлопаете в ладоши, если нет, то барабаните пальцами по парте:

- Осенью многие птицы улетают на юг. (Да)

- Осенью на деревьях раскрываются почки. (Нет)

- Осенью собирают урожай. (Да)

- Осенью бывает листопад.(Да)

- Осенью на реках начинается ледоход. (Нет)

- Осенью часто идут дожди. (Да)

- Осень – пора сбора клубники(Нет)

- Осенью нужно купаться и загорать. (Нет)

- Осенью бывает первый снег. (Да)

- Осенью отмечается Новый год. (Нет)

- Молодцы, справились с заданием Старичка – годовичка, хорошо знаете приметы осени. А чем занимаются люди осенью?

-Старичок – годовичок подготовил небольшой сюрприз и для этого ему надо два человека. Они должны надеть на себя то, что приготовил Старичок.

Пока они одевают, мы с вами поговорим. В старину про осень говорили так: В осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвет, сверху льет и снизу метет. Как вы считает, почему так говорили об осени? ( Ответы детей)

 

- Я с вами тоже согласна, а сейчас давайте позовем ребят. ( Дети одеты в одежду: один для осени, другой для зимы). Давайте посмотрим, как оделись ребята, что вы можете сказать? Почему вы так считаете?

- Старичок-годовичок не зря приготовил зимнюю одежду. Как вы думаете зачем? (потому что за осенью идет зима).

- Правильно, ребята и мы отправляемся в гости к зиме! ( Слайд)

Мы к Зимушке в лес побыстрее пойдем,

Смекалку, фантазию нашу возьмем.

- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово – зима?

-Молодцы, что еще можете сказать о зиме. (Ответы детей)

Вы сейчас говорили о празднике, который бывает только зимой. (Новый год)

 А какой самый главный атрибут этого праздника? (Елка)

- Вот у Старичка-годовичка для вас такое задание: ( на доске геометрические фигуры) Что вы видите? Как вы думаете какое задание приготовил для вас Старичок? ( Составить из геометрических фигур елку).

-А теперь он хочет проверить, знаете ли вы чем можно наряжать ее.

А сейчас, друзья, сыграем

В интересную игру:

То, чем елку наряжаем,

Я вам, дети, назову.

Если я скажу вам верно,

Говорите «да» в ответ,

Ну, а если вдруг – неверно,

Говорите слово «нет».

Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Раскладушки и кроватки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Бусы разноцветные?

И гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Звездочки блестящие?

Тигры настоящие?

Туфли и сапожки?

Чашки, вилки, ложки?

- Молодцы, знаете, чем нужно украшать елочку. А без чего не может быть зимы?

 ( Без снега). А из чего состоит снег? ( Из снежинок) Кто знает, откуда берутся снежинки?

Давайте представим, что мы снежинки.

( Проводится физминутка)

Мы пушистые снежинки

Мы летаем как пушинки

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова побежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели!

-Передохнули, а Старичок-годовичок приготовил следующие задание. Он предлагает послушать музыку. ( Музыка про весну)

О каком времени года рассказала эта музыка? Почему вы так считаете?

А почему Старичок приготовил именно эту музыку, кто догадался?

- правильно, мы идем в гости к Весне.

Полно беленький снежок на земле лежать,

Время таять, пропадать, ручейками убегать. (Слайд)

- Что вам известно об этом времени года? (дети называют приметы весны)

- Как вы уже сказали, одной из примет весны является прилет птиц, у Старичка-годовичка есть для вас интересное задание. ( На доске картинки птиц)

- Давайте назовем их. Задание Старичка: выбрать из этих птиц тех, которые прилетают весной.

- Ребята, раньше про грачей народ говорил так: грачи прилетели – на крыльях весну принесли. Как вы думаете, почему так говорили?

- Правильно, с их прилетом начинается весна. Наши предки, для того чтобы весна быстрее пришла, закликали весну, выпекали из теста «жаворонков», «грачушек», а дети забирались с ними на крыши сараев и призывали теплую весну вот такими закличками:

Дети читают заклички:

  1. Приди к нам весна со радостью,

Со великой к нам милостью!

  1. Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

С овсом кучерявым

С ячменем усатым.

  1. Со просом, с гречею

С калиной – малиною,

С черной смородиной,

С грушами, со яблоками.

  1. Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой – муравушкой!

- И вот когда весна полностью вступает в свои права, чем начинают заниматься люди? Чем отличаются весенние работы от зимних?

- Молодцы, ребята, хорошо работаете. А тем временем, незаметно, мы попали…? (Лето). Вот пришло и лето красное

             Жарким стало солнце красное. ( Слайд)

- Лето – самое долгожданное время года. Как вы считаете почему?

- Что еще вы знаете о лете? ( Приметы лета)

- И тут у Старичка-годовичка для вас задание, посмотрите на доску:

( на доске пары картинок) Что вы видите? Назовите. Предлагаю вам, запомнить эти пары. (Картинки закрываются) Я буду называть первую картинку, а вы её пару.

- А сейчас мы отправимся на летнюю полянку, чтобы отдохнули ваши глазки.

( Физминутка для глаз)

- Вспомните какое природное явление бывает только летом? (Радуга)

- После чего появляется радуга? (После дождя, когда светит солнце)

- Это одно из самых красивых явлений природы, давайте споем про него песенку.

( Исполнение песни)

- Что вы любите делать летом? А чем занимаются летом ваши родители?

- Ну вот за летом осень золотая, несет корзину урожая. Наше путешествие подходит к концу.

-  Так чем отличаются времена друг от друга?(Погодными явлениями)

- А вы можете сказать какое время года лучшее?

- Послушайте небольшой рассказ К. Ушинского «Четыре желания».

     Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж ка весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!» «Запиши твоё желание в мою записную книжку», - сказал отец. Митя записал.

   Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все время весна была». Отец опять вынул книжку и сказал Мите, чтобы он записал свое желание.

   Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!» И это желание Мити было записано в ту же книжку.

   Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он говорил то же самое и о зиме, и о весне, и о лете.

- Какой можно сделать вывод? ( Каждое время года хорошо по своему)

- У каждого времени свой цвет: у осени – желтый, зимы – белый, весны – зеленый, у лета – красный. В ваших конвертах лежат символы времен года, которые вы делали сами: желтый листик для осени, снежинка для зимы, зеленый листик для весны, цветочек для лета. Выберите символ вашего любимого времени года и мы прикрепим его на доску.

- Посмотрите какой получился красивый ковер времен года, предлагаю подарить его Старичку-годовичку в благодарность за интересный урок.

- Всем спасибо за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по окружающему миру "Машины времени" 2 класс

Проект позволяет   расширить знания детей об истории транспорта, об экологических проблемах, связанных с транспортом, формирует навыки безопасного поведения на...

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года"

В презентации рассматривается причина изменений в живой и неживой природе в разное время года....

Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года", 2 класс

Данная презентация составлена к уроку окружающего мира для 2 класса по УМК "Перспектива"....

Урок окружающего мира. Измерение времени. Нециклические и циклические процессы. Конструирование часов.

Разработку урока  для 2 класса по окружающему миру можно использовать по системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова....