Урок окружающего мира "Путешествие по временам года" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года.
Задачи:
- Совершенствовать навыки разговорной речи;
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать познавательную деятельность, творческое мышление, воображение, память;
- Воспитывать любовь к красоте природы, бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбук, презентация, фонограммы: музыка П. Чайковского «Времена года. Весна», песня «Семь дорожек»; конверты с символами времен года для рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»
Пошелюжная Галина Ивановна
Урок окружающего мира 1 класс
Тема: Путешествие по временам года.
Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года.
Задачи:
- Совершенствовать навыки разговорной речи;
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать познавательную деятельность, творческое мышление, воображение, память;
- Воспитывать любовь к красоте природы, бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбук, презентация, фонограммы: музыка П. Чайковского «Времена года. Весна», песня «Семь дорожек»; конверты с символами времен года для рефлексии.
1.Орг. момент.
/
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнемся им, улыбнемся друг другу, сделаем глубокий вдох – вдохнем хорошее настроение и выдохнем все плохое. Я желаю вам хорошей работы на занятии.
2.Знакомство с темой и постановка целей занятия.
-Ребята, сегодня я встретила интересного старичка. Он вежливо поздоровался со мной и попросил передать вам этот конверт. Интересно, узнать, что в конверте?
Воспитатель достает бумагу, читает:
Предлагаю вам, ребятки,
Отгадать мои загадки:
Слушайте внимательно,
Отвечайте старательно.
Загадки:
1.Над лугами зной стоит, 2. Солнце греет все теплей,
Пчелка над цветком жужжит. Начинается капель,
Речка, лес, фруктовый сад Снег с полей бежит ручьями.
Нас к себе тогда манят. Время – то вы угадали? (Весна)
Скажут все, что это наступило…? (Лето)
3.Все бело кругом, красиво, 4. С золотым листом приходит
В инее сияет ива. Грязью – слякотью уходит.
Холода, мороз, метели Крики птиц, летящих вдаль…
Закружили – завертели Что за время, угадай? ( Осень)
В белых шапках все дома
Это к нам пришла…? (Зима)
- Ребята, о чем эти загадки? ( О временах года)
- А кто-нибудь догадался, что это был за старичок? (Старичок-годовичок)
- Как вы думаете с какой целью он передал для вас именно эти загадки?
( поговорить о временах года)
- Правильно, Старичок- годовичок предлагает нам попутешествовать по временам года. Для чего, как вы думаете? О чем бы вам хотелось узнать?
3. Работа по теме занятия.
- Правильно, мы совершим путешествие по временам года, чтобы уточнить наши знания о признаках каждого времени года, чем они отличаются друг от друга, отметим особенности каждого времени года.
- Что вы уже знаете о временах года? ( Их четыре, они всегда следуют друг за другом)
- Правильно, они следуют друг за другом и никогда не нарушают этого порядка.
Работа с интердоской в программе Notebook:
-За осенью – зима –весна – лето (показ на доске стрелками)
- Давайте послушаем стихотворение Е. Трутневой о временах года и покажем на схеме порядок следования времен года в её стихотворении.
Дети читают стихи:
Четверо художников, На картинке ТРЕТЬЕГО
Столько же картин. Красок и не счесть:
Белой краской выкрасил Желтая, зеленая,
Все подряд ОДИН. Голубая есть…
Лес и поле белые, Лес и поле в зелени,
Белые луга. Синяя река,
У осин заснеженных Белые, пушистые
Ветки, как рога… В небе облака.
У ВТОРОГО– синие А ЧЕТВЕРТЫЙ золотом
Небо и ручьи, Расписал сады,
В синих лужах плещутся Нивы урожайные,
Стайкой воробьи. Спелые плоды…
На снегу прозрачные Всюду бусы – ягоды
Льдинки – кружева, Зреют по лесам.
Первые проталинки, Кто же те художники?
Первая трава. Догадайся сам.
- Порядок следования времен года повторили , можно отправляться в путешествие. И начнем мы его с времени, которое сейчас на дворе. Какое это время? (Осень)
Что вы о нем уже знаете?
Вспомните и расскажите друг другу те приметы о которых мы не говорили.
- Старичок – годовичок приготовил для вас не только загадки, но и разные задания для каждого времени года. Итак, он подготовил различные высказывания про осень, если вы с ними согласны, то хлопаете в ладоши, если нет, то барабаните пальцами по парте:
- Осенью многие птицы улетают на юг. (Да)
- Осенью на деревьях раскрываются почки. (Нет)
- Осенью собирают урожай. (Да)
- Осенью бывает листопад.(Да)
- Осенью на реках начинается ледоход. (Нет)
- Осенью часто идут дожди. (Да)
- Осень – пора сбора клубники(Нет)
- Осенью нужно купаться и загорать. (Нет)
- Осенью бывает первый снег. (Да)
- Осенью отмечается Новый год. (Нет)
- Молодцы, справились с заданием Старичка – годовичка, хорошо знаете приметы осени. А чем занимаются люди осенью?
-Старичок – годовичок подготовил небольшой сюрприз и для этого ему надо два человека. Они должны надеть на себя то, что приготовил Старичок.
Пока они одевают, мы с вами поговорим. В старину про осень говорили так: В осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвет, сверху льет и снизу метет. Как вы считает, почему так говорили об осени? ( Ответы детей)
- Я с вами тоже согласна, а сейчас давайте позовем ребят. ( Дети одеты в одежду: один для осени, другой для зимы). Давайте посмотрим, как оделись ребята, что вы можете сказать? Почему вы так считаете?
- Старичок-годовичок не зря приготовил зимнюю одежду. Как вы думаете зачем? (потому что за осенью идет зима).
- Правильно, ребята и мы отправляемся в гости к зиме! ( Слайд)
Мы к Зимушке в лес побыстрее пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово – зима?
-Молодцы, что еще можете сказать о зиме. (Ответы детей)
Вы сейчас говорили о празднике, который бывает только зимой. (Новый год)
А какой самый главный атрибут этого праздника? (Елка)
- Вот у Старичка-годовичка для вас такое задание: ( на доске геометрические фигуры) Что вы видите? Как вы думаете какое задание приготовил для вас Старичок? ( Составить из геометрических фигур елку).
-А теперь он хочет проверить, знаете ли вы чем можно наряжать ее.
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я вам, дети, назову.
Если я скажу вам верно,
Говорите «да» в ответ,
Ну, а если вдруг – неверно,
Говорите слово «нет».
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Раскладушки и кроватки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Бусы разноцветные?
И гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Звездочки блестящие?
Тигры настоящие?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
- Молодцы, знаете, чем нужно украшать елочку. А без чего не может быть зимы?
( Без снега). А из чего состоит снег? ( Из снежинок) Кто знает, откуда берутся снежинки?
Давайте представим, что мы снежинки.
( Проводится физминутка)
Мы пушистые снежинки
Мы летаем как пушинки
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели!
-Передохнули, а Старичок-годовичок приготовил следующие задание. Он предлагает послушать музыку. ( Музыка про весну)
О каком времени года рассказала эта музыка? Почему вы так считаете?
А почему Старичок приготовил именно эту музыку, кто догадался?
- правильно, мы идем в гости к Весне.
Полно беленький снежок на земле лежать,
Время таять, пропадать, ручейками убегать. (Слайд)
- Что вам известно об этом времени года? (дети называют приметы весны)
- Как вы уже сказали, одной из примет весны является прилет птиц, у Старичка-годовичка есть для вас интересное задание. ( На доске картинки птиц)
- Давайте назовем их. Задание Старичка: выбрать из этих птиц тех, которые прилетают весной.
- Ребята, раньше про грачей народ говорил так: грачи прилетели – на крыльях весну принесли. Как вы думаете, почему так говорили?
- Правильно, с их прилетом начинается весна. Наши предки, для того чтобы весна быстрее пришла, закликали весну, выпекали из теста «жаворонков», «грачушек», а дети забирались с ними на крыши сараев и призывали теплую весну вот такими закличками:
Дети читают заклички:
- Приди к нам весна со радостью,
Со великой к нам милостью!
- Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым
С ячменем усатым.
- Со просом, с гречею
С калиной – малиною,
С черной смородиной,
С грушами, со яблоками.
- Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой – муравушкой!
- И вот когда весна полностью вступает в свои права, чем начинают заниматься люди? Чем отличаются весенние работы от зимних?
- Молодцы, ребята, хорошо работаете. А тем временем, незаметно, мы попали…? (Лето). Вот пришло и лето красное
Жарким стало солнце красное. ( Слайд)
- Лето – самое долгожданное время года. Как вы считаете почему?
- Что еще вы знаете о лете? ( Приметы лета)
- И тут у Старичка-годовичка для вас задание, посмотрите на доску:
( на доске пары картинок) Что вы видите? Назовите. Предлагаю вам, запомнить эти пары. (Картинки закрываются) Я буду называть первую картинку, а вы её пару.
- А сейчас мы отправимся на летнюю полянку, чтобы отдохнули ваши глазки.
( Физминутка для глаз)
- Вспомните какое природное явление бывает только летом? (Радуга)
- После чего появляется радуга? (После дождя, когда светит солнце)
- Это одно из самых красивых явлений природы, давайте споем про него песенку.
( Исполнение песни)
- Что вы любите делать летом? А чем занимаются летом ваши родители?
- Ну вот за летом осень золотая, несет корзину урожая. Наше путешествие подходит к концу.
- Так чем отличаются времена друг от друга?(Погодными явлениями)
- А вы можете сказать какое время года лучшее?
- Послушайте небольшой рассказ К. Ушинского «Четыре желания».
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж ка весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!» «Запиши твоё желание в мою записную книжку», - сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все время весна была». Отец опять вынул книжку и сказал Мите, чтобы он записал свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!» И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он говорил то же самое и о зиме, и о весне, и о лете.
- Какой можно сделать вывод? ( Каждое время года хорошо по своему)
- У каждого времени свой цвет: у осени – желтый, зимы – белый, весны – зеленый, у лета – красный. В ваших конвертах лежат символы времен года, которые вы делали сами: желтый листик для осени, снежинка для зимы, зеленый листик для весны, цветочек для лета. Выберите символ вашего любимого времени года и мы прикрепим его на доску.
- Посмотрите какой получился красивый ковер времен года, предлагаю подарить его Старичку-годовичку в благодарность за интересный урок.
- Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по окружающему миру "Машины времени" 2 класс
Проект позволяет расширить знания детей об истории транспорта, об экологических проблемах, связанных с транспортом, формирует навыки безопасного поведения на...
Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс
.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...
Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года"
В презентации рассматривается причина изменений в живой и неживой природе в разное время года....
Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года", 2 класс
Данная презентация составлена к уроку окружающего мира для 2 класса по УМК "Перспектива"....
Урок окружающего мира. Измерение времени. Нециклические и циклические процессы. Конструирование часов.
Разработку урока для 2 класса по окружающему миру можно использовать по системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова....