Окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Зулаева Анна Захаровна

Тема "Водные богатства нашего края" 2 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_4_dek.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Окружающий мир», 4 класс

Тема: «Водные богатства нашего края»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов Тульской области, раскрыть значение водоемов  в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятия река и ее части, научатся различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни человека.

Личностные: ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карта Тульской области, тесты на листочках, кроссворд на доске, индивидуальные карточки.

                                           Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Для начала давайте проверим ваши знания. Попробуйте решить тест (фронтальная работа, тесты у каждого ученика):

 1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина;          б) горы.

2. Углубление  в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка;         б) холм;        в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым;        в) светло-коричневым;

б) зеленым;        г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы;         б) терриконы;        в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва;         б) склон;        в) равнина.

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина;         б) склон;        в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка;         б) овраг;        в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора;         б) холм;        в) терриконы.

Взаимопроверка и оценивание работ. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест. (на доске ответы)

Без ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 5 и более – 2

Поднимите руку у кого не было ни одной ошибки. У кого 1-2? У кого 3-4? А есть такие, у кого 5 и более ошибок?

Индивидуальная работа. Работа на карточке – образование оврагов и способы борьбы с ними.

3. Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода…

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд вам надо разгадать.

(кроссворд на доске)

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)

2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

5. Самое теплое море России. (Черное море.)

6. Форма поверхности. (Холм.)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).

Ключевое слово: ВОДОЕМЫ

4. Постановка учебной задачи.

Кто может предположить, какая тема нашего урока?

Какие цели мы можем поставить?

5. Открытие нового знания.

1) Беседа.

- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)

- Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)

- Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах)

- Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.

- Оставшиеся слова разделите на группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)

Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

Что дает начало любой реке? (Родник.)

Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.

Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?

– Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

– Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.)

2) Работа в группах.

- Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, составим их список. Расскажем о них. ТПО, стр. 68 №1,2.
            Река Шаловка- 27 км, впадает в Клязьму, вдоль реки почти не растут деревья, рыба также встречается редко. На землях вокруг Старой Купавны действует значительное количество промышленных производств, складов хранения химии. Сброс городских сточных вод в реку осуществляется через очистные сооружения.

             Кроме непосредственно берегов, в бассейне реки находятся такие крупные населённые пункты не имеющие очистных сооружений, как Вишняковские Дачи, Кудиново, а также менее крупные деревни и дачные посёлки.

             На левом берегу около Старой Купавны располагается крупная закрытая свалка, а в водосборном бассейне реки находится крупнейшая (более 8 млн. тонн) в регионе Тимоховская свалка. Вдоль реки проложены трассы нефте- и нефтепродуктопроводов.

            Река Клязьма – 686 км. На берегах реки и всего бассейна издавна селился человек. Это подтверждают раскопки археологов. Когда река была гораздо шире, она была судоходной. Сейчас её ширина уже не везде большая.
           На реке расположены такие крупные города, как
Химки, Долгопрудный, Щёлково, Королёв, Лосино-Петровский, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Собинка, Владимир, Ковров, Вязники, Гороховец.

Река обеспечивает водой как многочисленные производства, так и жителей крупных поселений в среднем и нижнем течении.
           От города Щёлково до притоков Владимирской области непригодны для употребления в пищу как вода, так и её обитатели, непригодна вода и для купания.

Клязьма сильно загрязнена в своём верхнем течении, но всё же довольно богата рыбой (лещ, язь, подуст, жерех, окунь, щука, плотва, ёрш, налим, пескарь, уклейка, голавль, ротан, вьюн, карась). В наше время в Клязьме почти не встречаются сом и стерлядь, которыми река славилась в XIX и XX веке.

6. Работа по учебнику.

Чтение и обсуждение статьи «Значение водных богатств и их охрана». Стр. 146

7. Творческая работа.

Составление памятки «Правила поведения у водоёма». ТПО, стр. 70 № 3

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какое значение в природе имеют водоёмы? А для человека?

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Что нового узнали?

– Какое значение в природе имеют водоемы?

– Где могут пригодиться в жизни новые знания?

– Какие трудности возникли в работе?

– Что показалось наиболее интересным?

- Кого можно поблагодарить за работу?

– Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

9. Домашнее задание.

ТПО, стр. 69 № 1(табл.2), №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...