Конспект урока окружающего мира 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кубаева Юлия Ивановна

Страницы Красной книги России. Редкие и исчезающие растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_7.12.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3классе

Учитель: Барабаш Ю.И.

Дата: 7.12.18

Тема урока: Страницы Красной книги России. Редкие и исчезающие растения.

Цели педагогической деятельности:

Формирование знаний об охране растительного мира; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научить различать растения.

Метапредметные:

-  регулятивные: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий, контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы;

-познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о растениях;

- коммуникативные: формулируют  собственное мнение  и позицию; строят понятные высказывания.

Личностные: самоопределение –принимают образ « хорошего ученика»; смыслообразование- осознают значение учебной деятельности.

Метод: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы. Презентация

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

1.Вступительное слово.

2. Разминка для ума.

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

1. Проверка домашнего задания

2. Минута загадок

3. Тестирование

Тест по теме «Размножение и развитие растений.

1.Что привлекает насекомых в цветках?

А) лепестки

Б) нектар

2. Желтовато-коричневые крупинки в цветках – это:

А) пыльца

Б) сок

 

3. Когда насекомое садится на цветок, то…

А) пыльца пристает к его телу

Б)  пыльца падает на землю

4. Опыление растений  с помощью насекомых  происходит, потому что…

А) насекомые садятся на цветки

Б) насекомые переносят пыльцу с одних цветков на другие

5. Какие из растений опыляются ветром?

А) яблони, вишни, сливы

Б) дуб, береза, орешник

6) Если опыления не произойдет, то…

А) плодов и семян у растения не будет

Б) плоды будут мелкие

7) У растений образуются  плоды, поэтому…

А) они падают на землю

Б) семена растений расселяются по земле

8) Когда растение прорастает, то сначала  из семени появляется

А) корешок

Б) стебелек

Ответы: 1б, 2а, 3а, 4б, 5б. 6а,7б, 8а.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Выявление места и причины затруднения

Исправьте ошибки, которые допустили

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Послушайте экологическую сказку  и определите тему урока.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

    Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

     Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

     В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.        

-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Открыть табличку на доске ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построенного проекта.

- Послушайте, какое стихотворение написал поэт Николай Заболоцкий:

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

 На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек и края,

Где ручей, задыхаясь, поет

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув в лицо небосвод…

- О каких растениях написал поэт в стихотворении?

Слайд 2 одуванчик, подорожник, ромашки.

- Назовите растения на слайде. Где вы видели эти растения?

- Как вы думаете, почему поэта волнуют самые обычные растения?

- Почему трудно представить себе на Земле жизнь без растений? (Они насыщают воздух кислородом.  Это пища для человека и животных, дом для животных.  Из растений делают ткани, тетради, мебель, строительные материалы, получают лекарства.)

Слайд 3 Что получают из растений.

- Что видите на слайде?

- Как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения? (Загрязнение и истощение почвы, обмелели реки, загрязнился воздух. Это повлияло на растения: одни их них погибли, а другим грозит гибель. К сокращению численности растений привело их использование в качестве строительного материала, сырья для производства различных товаров. Из-за массового сбора букетов сократилась численность дикорастущих растений с красивыми цветками. Многие обычные растения были вытоптаны в результате посещения людьми лесов и лугов, а так же из-за выпаса скота).

Слайд 4 вытоптанный луг.

-Что видите на слайде?

Слайд 5 ландыш   -  Как называется это растение?

- Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками.

Как вы думаете, почему? (Часто люди, посещая леса, парки, уносят с собой целые охапки поникших растений)

- Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его потомства. Как вы думаете, почему? (Сорванное растение не дало семян. На следующий год на месте сорванного растения уже не вырастет новое, такое же красивое растение.)

- За последние годы многие растения  оказались на грани исчезновения.  В какой книге можно найти сведения об исчезающих растениях?  ( В красной книге). Слайд 6 красная книга.

- Что видите на этом слайде?

- Послушайте стихотворение:

 - На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

Показ книги. Это красная книга Московской области. После уроков мы можем с вами изучать ее.

-Рассмотрим некоторые растения из Красной книги.

- Из-за губительного сбора растений человеком стали редкими: (показ слайдов, учащиеся читают названия растений

 венерин башмачок, сон-трава, горицвет, купальница, кувшинка, водяной орех.  Слайды ,7,8,9, 10,11,12,

- Чтобы сохранить редкие растения, созданы заповедники и природные парки. Там запрещено рвать растения.

Слайд 13. Приокско-террасный  заповедник г. Серпухов

Живые коллекции редких растений создаются в ботанических садах.

Слайд 14 Московский ботанический сад.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа со схемами  «Не навреди природе»

- Выполним следующее задание:

-   Расскажите с помощью этих рисунков, как беречь растения.

(Желтые круги с  правилами поведения на природе).

Чтение памятки «Охрана растений».

-У вас в конвертах памятки о том, как каждый из вас должен охранять растения. Оставьте их себе, запомните и выполняйте эти правила. Прочитаем их. (Учащиеся читают вслух по 1 предложению).

Охрана растений

1.Береги зелёные насаждения в парках и скверах.

2.Не делай букеты из дикорастущих цветов!

3.Не ломай ветки деревьев и кустарников, не повреждай их кору.

4.Ходи по тропинкам, не топчи траву.

5.Лекарственные растения собирай только в чистых местах и там, где их много.

6.Не разводи костры в лесу!

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 работа с учебником.

Откройте учебник на с. 97 – 98. Рассмотрите исчезающие растения. Назовите их.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Экологический светофор»

-Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

“Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст ситуации, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину.   Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

- Молодцы, ребята. Прочитайте, что сказал замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу:

Охранять природу – значит охранять Родину.

Регулятивные: прогнозирование .

Информация о домашнем задании

с. 97 -98 пересказ, в.1,2,3,4.задания в тетради с.  44

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Закончите, пожалуйста,  предложения:

- Теперь я знаю…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...