рабочая программа по предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-для педагогических работников МАОУ СОШ №19 программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-для администрации МАОУ СОШ №19 программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_rab_programma_gotovaya.doc | 411 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Паспорт рабочей программы
- Пояснительная записка
- Общие цели начального общего образования по курсу «Окружающий мир»;
- Общая характеристика учебного предмета;
- Описание ценностных ориентиров содержания курса «Окружающий мир»;
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»;;
- Содержание курса «Окружающий мир»;
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся»
- Календарно - тематическое планирование курса «Окружающий мир»;
3.Лист корректировки рабочей программы
4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Окружающий мир
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-для педагогических работников МАОУ СОШ №19 программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-для администрации МАОУ СОШ №19 программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся МАОУ СОШ №19
Сроки освоения программы: 4 года.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2часа в неделю
.Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
Принципы отбора учебного материала:
учет возрастных особенностей;
органическое сочетание обучения и воспитания;
усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
практическая направленность преподавания.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный.
Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.
Функции документа.
- нормативная, т. е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, т. е. определяет ценности и цели;
- определения содержания образования, т. е. фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, т. е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, т. е. выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Цели и задачи обучения
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание курса (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 класс
№ | Раздел | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Введение | Задавайте вопросы! | Познакомить с новым предметом, с учебником, рабочей тетрадью. | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Знакомство с учебником и учебными пособиями. Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | |
2 | Раздел «Что и кто?» | Что такое Родина? Что такое безопасность? | Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна. | Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью. Познавательные: Формировать представление о стране, как об Отечестве. Коммуникативные: Формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как соотечественников. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. | Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | |
3 | . | Что мы знаем о народах России? | Познакомить с основными национальностями, проживающими в России. | Регулятивные: ставить учебные задачи Познавательные: формир. представление о стране, о народах. Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. | Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов. | |
4 | . | Что мы знаем о Москве? Что такое безопасность ? | Познакомить с основными достопримечательностями Москвы. | Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: формир. представление о Москве, как о столице Родины. Коммуникативные: Строить понятные высказывания. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей разнообразную культуру, природу, историю. | Познакомить со столицей России. | |
5 | Проект «Моя малая Родина» | Подготовить к выполнению проекта. | Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: формир. представление о малой Родине. Коммуникативные: Строить понятные высказывания | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | |||
6 | Что у нас над головой? Город, где мы живем. | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: ставить учебные задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монолог. высказывание. | Ценностное отношение к природному миру. | Что можно увидеть на небе днем, а что- ночью? | ||
7 | Что у нас под ногами? | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: ставить учебные задачи. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: строить монолог. высказывание. | Оценить себя с позиции коллекционера. | Дать представление о значении камней в жизни людей. | ||
8 | Что общего у разных растений? Что такое чрезвычайная ситуация. | Определять, из каких частей состоит растение. Находить, показывать и называть эти части. | Регулятивные: умение удержать учебную задачу. Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить высказывания. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Из каких частей состоит растение? | ||
9 | Что растёт на подоконнике? | Уметь ухаживать за комнатными растениями. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: Осмысл. необходимости ухода за комнатными растениями. Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания. | Ценностное отношение к природному миру. | Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | ||
10 | Что растёт на клумбе? Безопасность на улице. | Распознавать растения цветника. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: Осмысл. необходимости ухода за растен. на клумбе Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания. | Бережное отношение к культурным растениям. Ценностное отношение к природному миру. | Что растет на клумбе? Воспитывать бережное отношение к природе у учащихся. | ||
11 | Что это за листья? | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания. | Ценностное отношение к природному миру. | Чем различаются листья разных деревьев? Осенние изменения в природе | ||
12 | Что такое хвоинки? Как правильно переходить дорогу. | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания | Ценностное отношение к природному миру. | Выявить отличительные особенности хвойных деревьев. | ||
13 | Кто такие насекомые? | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам насекомых. | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы | Ценностное отношение к природному миру. | Познакомить с насекомыми как с группой животных. | ||
14 | Кто такие рыбы? Наиболее безопасный путь в школу и из школы | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные. | Ценностное отношение к природному миру. | Познакомить с рыбами, как с группой животных. | ||
15 | Кто такие птицы? | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | признаки Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру. | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Первоначальное знакомство со строением пера | ||
16 | Кто такие звери? Сигналы регулирования дорожного движения | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | Ценностное отношение к природному миру. | Знак-тво со зверьми как одной из групп жив-ых. Разнообраз. зверей. Связь строения тела с образом жизни | |||
17 | Что окружает нас дома? | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Систематизация представлений о предметах домашн. обихода. Группиров. предметов по их назначению | |||
18 | Что умеет компьютер? Сигналы регулирования дорожного движения | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Отличие ноутбука от компьютера. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль в совр. жизни. Правила безопасного обращения | |||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | Составить правила безопасного поведения в быту и на улице. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Знакомство с опасными окруж. предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | |||
20 | На что похожа наша планета? Виды перекрестков | Уметь обосновывать свою точку зрения. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Дать сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. | |||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. | |||
22 | Раздел «Как, откуда и куда?» | Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с дорожными знаками. | Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материал. учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные | Формировать у учащихся положительное отношение к семье. | Что такое семья? Знакомство с целями и задачами раздела. | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку. | задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Откуда в наш дом приходит вода? Выяснить значение воды в доме. | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? Угадай, какой знак | Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Выяснить значение электроприборов в жизни современного человека. Выяснить, какие существуют способы выработки электричества и доставки его потребителям. | ||
25 | Как путешествует письмо? | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Для чего нужны письма? Кто такие отправитель и адресат? Научить различать виды почтовых отправлений. | ||
26 | Куда текут реки? Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Расширение и уточн. представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | |||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | Изучить свойства снега и льда. | Исследование свойств снега и льда | ||||
28 | Как живут растения? Будь внимательным и осторожным. | Приемы ухода за растениями. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой. | Формирование позитивного отношения к природе. | Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | ||
29 | Как живут животные? | Учить правильному обращению с животными. | информации Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. | |||
30 | Как зимой помочь птицам? Движение группами. | Помощь птицам зимой. | Какие птицы зимуют в наших краях? Показать важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | ||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | Бережное отношение к природе. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и | Формирование позитивного отношения к природе. | Откуда берется мусор? Показать необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ. окружении. | ||
32 | Откуда в снежках грязь? Особенности движения по мокрой и скользкой дороге | Распространение загрязнений в окружающей среде. Как сделать Землю чище? | выделение необходимой. информации Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Формирование позитивного отношения к природе. | Выявить источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: учиться высказывать предположен. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: строить монологич. высказывание, работа в паре. | Формирование адекватной оценки своих достижений | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | ||
34 | «Где и когда?» | Когда учиться интересно? Где можно и где нельзя играть. | Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классн. помещения, дружный коллектив класса, доверительные отношения с учителем. | Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на вопрос. Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающ. мира. Коммуникативные: овладение способами взаимод-ия со сверстн-ми. | Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам. | Какое оснащение класса помогает в учебе? | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | Знать и правильно употреблять термины и понятия | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. | Формирование адекватной оценки своих достижений | Подготовка к выполнению проекта | ||
36 | Когда придёт суббота? Практичес. занятие | Научить различать прошлое, настоящее и будущее. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Что такое настоящее? | |||
37 | Когда наступит лето? | Научить соотносить времена года и месяца. | Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в группе | В какой последовательности времена года сменяют друг друга? | |||
38 | Где живут белые медведи? Городской транспорт | Научить находить холодные районы на глобусе. | Какие холодные районы есть на Земле? | ||||
39 | Где живут слоны? | Научить находить жаркие районы на глобусе. | Какие жаркие районы есть на Земле? | ||||
40 | Где зимуют птицы? Правила поведения в транспорте. | Различие зимующих и перелетных птиц. | Каких птиц назыв. перелетными, а каких –зимующими? | ||||
41 | Когда появилась одежда? | Учить подбирать для каждого случая подходящую одежду | Формирование адекватной оценки своих достижений | Познакомить с историей появления одежды и моды. | |||
42 | Когда изобрели велосипед? Встреча с работником ГИБДД | История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Выявить знания детей о велосипедах, расширить представление о данном виде транспорта. | ||
43 | Когда мы станем взрослыми? Обобщающий урок «Улица полна неожиданностей» | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии. Ответственность человека за состояние окружающего мира | информации Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Как со временем меняется человек? Выявить отличие жизни взрослого от жизни ребенка. | ||
44 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | Формирование адекватной оценки своих достижений | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | ||||
45 | «Почему и зачем?» | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Оценивать свои достижения на уроке. | Почему днем на небе не видно звезд? | |
46 | Почему Луна бывает разной? | Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Оценивать свои достижения на уроке. | Что такое луна? | ||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? Практическое занятие | Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Оценивать свои достижения на уроке. | Почему идет дождь и дует ветер? | ||
48 | Почему звенит звонок? | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникнов. и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | Оценивать свои достижения на уроке. | Как возникают звуки? Ц.: выяснить как возникают звуки. | |||
49 | Почему радуга разноцветная? Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период. | Причины возникновения радуги | Оценивать свои достижения на уроке. | Как возникает радуга?Научить перечислять цвета радуги в правильной последовательности. | |||
50 | Почему мы любим собак и кошек? Проект «Мои любимые домашн. питомцы» | Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой. | Чувство ответственности за домашних животных. | Формировать бережное отношение к питомцам | |||
51 | Проект «Мои любимые домашн питомцы» | Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой. | Оценивать свои достижения на уроке. | ||||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период. | Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природн. окружения человека. Правила поведения на лугу | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Оценивать свои достижения на уроке. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Формулировать правила поведения в природе | ||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Необходимость соблюдения тишины в лесу | Коммуникативные: строить монологичное | Какие звуки природы можно услышать в лесу | |||
54 | Зачем мы спим ночью? Правила и меры безопасного поведения на воде в летний период. | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. | высказывание | Зачем нужно спать? Познакомить со значением сна в жизни человека. | |||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. | Что такое витамины? Показать значение овощей и фруктов в питании. | ||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Основные спасательные средства. | Правила гигиены. Приёмы чистки зубов и мытья рук | Почему нужно соблюдать правила гигиены? | ||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | Значение средств связи. | Что такое средства связи? | ||||
58 | Зачем нужны автомобили? Какие опасности нас подстерегают в помещении. | Значение автомобилей. | Зачем люди создают автомобили? | ||||
59 | Зачем нужны поезда? | Представление о развитии жел-дор. транспорта | Зачем люди создают поезда? | ||||
60 | Зачем строят корабли? Основные правила пожарной безопасности. | Устройство корабля | Какие бывают корабли? | ||||
61 | Зачем строят самолёты? | Значение воздушн. транспорта. | Зачем люди строят самолеты? | ||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Детские шалости с огнем. | Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле и поезде? | |||||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | Какие спасательные средства есть на корабле? Какие правила безопасн-ти нужно соблюдать в самолете? | |||||
64 | Зачем люди осваивают космос? Как действовать при пожаре дома, в школе, в транспорте. | Освоение человеком космоса: цели полётов в космос. | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. | ||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | Дать первоначальное представление об экологии. | ||||
66 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений | Проверка знаний и умений |
Календарно-тематическое тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество час | ФГОС | Вид контроля | ||
Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды деятельности обучающихся | |||||
1 | 1 четверть Введение (1ч). Что и кто? (20ч.) Задавайте вопросы! | 1 | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба»,). | Основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). | — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке | Т екущий | |
2 | Что такое Родина? | 1 | Россия – наша Родина. Родное село | Название родной страны, родного села | Участвовать в экскурсии по своему селу, к историческим памятникам с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края. Находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом. | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Текущий | ||||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |||||
5 | Проект «Моя Малая Родина» | 1 | |||||
6 | Что у нас над головой? ПДД | 1 | Неживая и живая природа | Различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями. | Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства. | Проект | |
7 | Что у нас под ногами? | 1 | Беседа | ||||
8. | Что общего у разных растений? ОБЖ | 1 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. | Беседа | ||
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) | Различать объекты неживой и живой природы, части растения. | Текущий. | ||
10 | Что растет на клумбе? ОБЖ | 1 | Беседа по вопросам | ||||
11 | Что это за листья? | 1 | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличитель-ных признаков (с исполь-зованием сравнения) | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. | Текущий. | |
12 | Что такое хвоинки? | 1 | Наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать. | Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия. | Фронт. Опрос | ||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например: перья у птиц, шерсть у зверей) Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Приводить примеры представителей разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Разнообразие животного мира. | Приводить примеры, описывать внешний вид насекомых. | Текущий | |
14 | Кто такие рыбы? ОБЖ | 1 | Приводить примеры, описывать внешний вид рыб. С помощью учителя характеризовать способы питания, размножения. | Тест (7 мин) | |||
15 | Кто такие птицы? ОБЖ | 1 | Приводить примеры, описывать внешний вид птиц, характеризовать с помощью учителя способы питания, размножения птиц. | Текущий | |||
16 | Кто такие звери? | 1 | Приводить примеры, описывать внешний вид зверей. Характеризовать способы питания, размножения. Сравнивать повадки домашних и диких животных. | Текущий | |||
17 | Что такое зоопарк? ОБЖ | 1 | Рассказывать учащимся о роли животных в природе и в жизни людей. Наблюдать за поведением животных в зоопарке, обсуждать совместно с учителем. | Тест (5 мин) | |||
18 | Что окружает нас дома? ОБЖ | 1 | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Выполнять изученные правила безопасного поведения. | Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Моделировать ситуации, при которых необходимо вызывать пожарных, электрика и т.д. | Беседа | |
19 | Что умеет компьютер? ПДД | I | Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные навыки) | Основные свойства и функции компьютера, их назначение. Выполнять по просьбе учителя элементарные операции на компьютере. | Изучать, соблюдать правила безопасной работы на компьютере. Выполнять элементарные операции на компьютере под руководством учителя. | Текущий | |
20 | Что вокруг нас может быть опасным? ОБЖ | 1 | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Выполнять изученные правила безопасного поведения | Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Моделировать ситуации, при которых необходимо вызывать пожарных, электрика, службу газа. | Фронтальный опрос | |
21 | На что похожа наша планета? | 1 | Земля - планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли | Название нашей планеты | Знакомиться с планетой, на которой мы живём – Земля, понимать отличия звёзд и планет, находить необходимую информацию ( по заданию учителя ) в учебниках, дополнительных источниках о планетах Солнечной системы. Характеризовать глобус как модель Земли. | Текущий | |
22 | Как, откуда и куда? (13 ч) Как живет семья? | 1 | Семья, члены семьи, традиции. | Научиться называть по имени, отчеству и фамилии всех членов семьи, рассказывать о своей семье. | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | Тест (7 мин) | |
23 | Проект «Моя семья» | 1 | Фронтальный опрос | ||||
24 | Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит? | 1 | Правила обращения с водой | Свойства воды. Выполнять изученные правила поведения | Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды: текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда. Понимать огромное значение воды в жизни человека. Выполнять изученные правила поведения на воде. | Проект | |
25 | Откуда в наш дом приходит электричество? ОБЖ | 1 | Основные правила обращения с электричеством | Свойства энергии. Выполнять изученные правила поведения | Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Объяснять основные правила обращения с электричеством. Познакомить детей с тем, что энергия – источник движения, её роль в природе и жизни человека огромна. | Беседа по вопросам | |
26 | Как путешествует письмо? | 1 | Способы познания окружающего мира | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | Участвовать в экскурсии на почту с целью ознакомления с трудом почтальона. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Моделировать ситуации, при которых необходимы средства связи. | Беседа | |
27 | Куда текут реки? | 1 | Река, использование человеком. | Выполнять изученные правила безопасного пове-дения. Названия больших рек, их значение в жизни человека | Наблюдать объекты природы: реки, водоемы. Различать природные объекты и изделия, характеризовать свойства воды. Выполнять правила безопасного поведения на воде. | Текущий | |
28 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко опреде-ляемые свойства воды (теку-чая, не имеет цвета и запаха) | Основные свойства снега и льда. | Характеризовать признаки времён года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии « Времена года «, анализировать. Обсуждать, почему появляется снег, откуда берётся лёд?. | Текущий | |
29 | Как живут растения? | 1 | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Общие условия, необходимые для жизни живых организмов Подтверждать свои ответы примерами. | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. | Практическая работа | |
30 | Как живут животные? ОБЖ | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Описывать внешний вид животных, сравнивать и различать диких и домашних животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, | Тест (7 мин) | ||
31 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов в зимнее время. Рассказывать о роли животных в жизни людей, проявлять заботу, бережное отношение к животным. | Текущий | ||
32 | Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? ОБЖ | 1 | Изготовление шоколада, изюма, меда | Различать природные объекты и изделия ( искусственные предметы) Характеризовать их отличительные свойства. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных процессов. | Текущий Индивид опрос | ||
33 | Откуда берётся и куда девается мусор? ОБЖ | 1 | Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. | Происхождение мусора, понятие «отходы», правильное обращение с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Выполнять правила поведения в природе | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Участвовать в коллективном обсуждении в группах и объяснять правила поведения в природе. Оценивать конкретные примеры поведения в природе, выполнять правила поведения в природе. | Текущий | |
34 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Способы познания окружающего мира | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице. | Фронтальный опрос | |
35 | Где и когда? (11ч)Когда учиться интересно? | 1 | Условия для успешной учебы, благоприятного климата в классе | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице. | Беседа | |
36 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | Проект | ||||
37 | Когда придёт суббота? | 1 | Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | Использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии « Времена года в нашем крае ». Наблюдать объекты и явления природы ( на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Текущий | |
38 | Когда наступит лето? | 1 | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Наблюдать объекты и явления природы. | Беседа | |||
39 | Где живут белые медведи? | 1 | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Условия, необходимые для жизни животных | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей. | Беседа | |
40 | Где живут слоны? ОБЖ | 1 | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Условия, необходимые для жизни животных | Описывать внешний вид, характерные особенности птиц. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам. | Текущ | |
41 | Где зимуют птицы? ОБЖ | 1 | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Условия, необходимые для жизни животных | Описывать внешний вид, характерные особенности птиц. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам. | Фронт. опрос | |
42 | Когда жили динозавры? | 1 | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Условия, необходимые для жизни животных | Описывать внешний вид, характерные особенности птиц. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам. | Текущ | |
43 | Когда появилась одежда? | 1 | Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Индивид опрос | |
44 | Когда изобрели велосипед ОБЖ? | 1 | Отдых в семье | Различать природные объекты и изделия ( искусственные предметы ) Характеризовать их отличительные свойства. Определять материалы и образы природы в изделиях человека. | Текущ | ||
45 | Когда мы станем взрослыми? | Труд в семье, на производстве | Профессии своих родителей | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсий на разные предприятия. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о профессиях родителей. Работать с иллюстративным материалом. | Тест (7 мин) | ||
46 | Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью? | 1 | Земля - планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае. | Текущ | |
47 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Земля - планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае | Находить ( по заданию учителя ) необходимую информацию о планетах Солнечной системы, обсуждать полученные сведения. | Фронт. опрос | |
48 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Способы познания окружающего мира | Понятие «осадки». Отмечать погоду в дневнике наблюдений | Текущ | ||
49 | Почему звенит звонок? | 1 | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае. Проводить наблюдения, обсуждения. | ||
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры явлений природы. Описывать изменения в природе. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние. | Фронт опрос | |||
51 | Почему мы любим кошек и собак? ОБЖ | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, заботе и бережному отношению к животным. Подтверждать ответы примерами. | Беседа | ||
52 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | П роект | ||||
53 | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах) | Выполнять правила поведения в природе. | Выполнять правила поведения в природе. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. | Тест (7 мин) | |
54 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | 1 | Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. | Самост.работа | |||
55 | Почему их так назвали? ОБЖ | 1 | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | Названия 2-3 растений и животных | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры явлений природы. Описывать изменения в природе. | Беседа.
| |
56 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Использовать приобре-тенные знания для удовлетво-рения познавательных инте-ресов, поиска дополнитель-ной информации. | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Тест (7 мин) | |
57 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня | Правила сохранения и укрепления здоровья | Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками. | Беседа | |
58 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | Текущ | |||
59 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение. Правила безопасного поведения в транспорте
| Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Выполнять правила поведения на транспорте. | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Фронт. опрос | |
60 | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение. Правила безопасного поведения в транспорте
| Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Выполнять правила поведения на транспорте. | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Текущ | |
61 | ? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение. Правила безопасного поведения в транспорте
| Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Выполнять правила поведения на транспорте. | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Беседа | |
62 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение. Правила безопасного поведения в транспорте
| Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Выполнять правила поведения на транспорте. | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Текущ | |
63 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Беседа | ||||
64 | Текущ |
Материально -техническое обеспечение образовательного процесса
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Для учащихся:
| Для учителя:
|
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | 1 |
Информационно - коммуникационные средства
Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы интернета |
Инновационные учебные материалы
Электронные издания
|
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Литература для учащихся:
- Основная:
- Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас»: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя: 1 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
- Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004
- Дополнительная:
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Пособия для учителя:
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Муковникова О. Г. Природоведение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
- АСТ, 2004
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Фефилова Е. П. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Лист корректировки рабочей программы
дата | Корректировка | Тема (раздел) Тема урока | Причина корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...