Устный журнал "Берегите лес!"
план-конспект по окружающему миру на тему

Каштанова Алена Александровна

В ходе этого занятия учащиеся знакомятся с растительным и животным миром, правилами поведения в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_beregite_les.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

 с углублённым изучением отдельных предметов

Устный журнал «Берегите лес!»                              

Головатюк В.В., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29

 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Смоленск

Каштанова А.А. учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29

 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Смоленск

Смоленск

2012

             В последние годы  участились случаи возникновения лесных пожаров. И виною этому – человек! Непотушенный окурок грибника, не до конца затушенный костёр рыбаками или отдыхающими – причина выгорания многих гектаров леса. Необходимо, чтобы каждый человек знал нормы и правила поведения в природе. И строго соблюдал их.

             Работу по ознакомлению с нормами и правилами поведения в природе необходимо начинать с детского возраста. Очень важно показать детям красоту русского леса и его значимость в жизни человека, а также какой урон природе приносят лесные пожары.

            Для достижения наибольшей эффективности в этой работе, необходимо использовать различные приёмы и методы. Это может быть экскурсия, викторина, устный журнал, беседа, игровая программа, праздник и т. д. Эти мероприятия должны быть интересны и доступны для восприятия детей.

 В нашей школе уделяется этой работе большое  внимание. Предлагаем сценарий устного журнала, для учащихся вторых классов, посвящённого проблеме пожаров.

Устный журнал «Берегите лес!»

Цель: формировать у учащихся экологическую культуру  поведения в лесу.

Оборудование:

а)страницы журнала

                           - «Сохраним лес!»

                           - «Что в лесу растёт?»

                           - «Кто в лесу живёт?»

                           - «Грибная полянка»

                           - «Народная мудрость»

                           - «Огонь – враг леса!»

                           - «Наше творчество»;

б) изображения:

 - растений (ель, сосна, берёза, осина, рябина, дуб, орешник,

 земляника, черника),

- животных (лось, кабан, ёж, медведь, волк, заяц, белка, лисица),

  - грибов;

в) запрещающие знаки

г) карточки с пословицами.

-Дорогие  ребята!Сегодня вас ждёт удивительное путешествие по страницам устного журнала. Чему посвящён наш журнал, вы узнаете, если отгадаете загадку.                                         Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём!

(Дети отгадывают, что это ЛЕС)

- 1-

- Наш устный журнал называется «Сохраним лес!».

(На доске появляется первая титульная страница)

Далее дети рассказывают заранее подготовленные стихи.

1)Здравствуй лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шуршишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

2)Лесная тень, лесная тишь,

Полным полно чудес,

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка эта – ЛЕС!

Ты эту сказку сохрани,

Люби, жалей и береги!

3) Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья, кустарники, травы

Нам на пользу, друзья, даны!

- А что же такое лес?Одни считают, что лес – это когда много деревьев. Другие – когда очень-очень много деревьев. Но хоть сто раз повтори слово «очень» - всё равно это ещё не лес. Потому Что лес – это не только деревья, но и кусты, травы, грибы, ягоды, разнообразные животные. Это настоящее зелёное государство!

        - Что же в лесу растёт? Это первая страничка нашего журнала.( Открывается страница, на которой написано «Что в лесу растёт?»).

- Чтобы ответить на этот вопрос, отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки и изображения этих растений помещают на центральную часть магнитной доски).

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)

Чёрненька, маленька,

Сладенька,

Ребятам миленька.   (Черника)

Её всегда в лесу найдёшь-

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

      У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

На пригорке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки.

Собираем огоньки.  (Земляника)

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой,

Стоит под горой. (Берёза)

Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит?  (Осина)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

В лесу на поляне стоит

Кудрявый Ваня.

Богач невелик,

А орешками наградит. (Орешник)

       -Кто в лесу живёт? Это вторая страничка нашего журнала. (Открывается вторая страница, на которой написано: «Кто  в лесу живёт?»

- Давайте, ребята, поиграем в игру «Узнай животное по описанию».

  • Это лесной великан. Его рост превышает 2 метра, а масса тела может достигать 600 кг. Питается он разнообразной растительной пищей. Рога есть только у самцов. (Лось)
  • Это животное всеядное.Чтобы добыть еду, роет землю с помощью клыков, которые растут у него всю жизнь. Малыши очень симпатичные, полосатые. (Кабан)
  • Живёт в лесах и садах. Днём малоподвижен, а в сумерках и ночью занимается поисками корма. Его пища в основном мыши и насекомые. (Ёж)
  • Это довольно крупный представитель лесов, причём глухих и захламлённых.Обычно это животное ходит и бегает на четвереньках, но может стоять и ходить на задних лапах. Любит полакомиться муравьями, ягодами и фруктами. Но больше всего любит мёд, В суровые зимы спит в берлоге.   (Медведь)
  • Это животное очень похоже на собаку. Живёт в логове. Питается различными зверями и птицами, а также уничтожает сотни голов  домашнего скота. Известны случаи нападения и на людей.В народе говорят, что его «ноги кормят».  (Волк)
  • Это млекопитающее средней величины, грызун. Окраска зимой и летом разная. Питается в основном травянистой растительностью. Потомство, рождённое осенью, называют листопадничками.  (Заяц)
  • Это некрупный, подвижный и очень деятельный зверёк. Хвост пушистый, ушки стоячие с кисточками на концах. Основное питание – это семена и орехи, а также грибы и ягоды, летом – свежие, а зимой – сухие, заготовленные с лета.  (Белка)
  • Это хищное животное семейства собачьих, с удлинённой головой, вытянутой шеей и подушечками на лапах. Главная краса – хвост. У этого животного острый слух, который помогает даже под толстым слоем снега обнаруживать полёвок. Питается разными животными и растительными кормами. Живёт в норе.  (Лисица)

       -В лесу много ягод и грибов и следующая страничка нашего журнала называется «Грибная полянка». ( Открывается страница «Грибная полянка»).

-3-

- Айда с лукошком в бор старинный,

Там ранним утром тишина,

С тропинки пухом тополиным

Плывёт тумана пелена.

А на земле, умытый росами,

Где колкий вереск и чабёр,

В густой тени под хвойной осыпью

Свои дары припрятал бор.

    - На этой странице нас ждёт кроссворд, разгадать который может только тот, кто знает, какие грибы растут в лесу. ( Дети угадывают названия грибов по количеству букв: груздь, боровик, лисичка.подберёзовик, сыроежка.)

1г

2

р

3

 и

4

 б

5

  ы

(На центральную часть доски помещают изображения грибов.Получается картина леса.)

       -Следующая страница журнала «Народная мудрость».

(Открывается страница).

-Давайте поиграем! Игра называется «Собери пословицу».

(Детям даются пословицы, разделённые на две части.Ученики должны их правильно собрать.)

  • Рощи да леса-\ всему краю краса.
  • Зелёный наряд \ радует взгляд.
  • Сломить дерево – секунда, \ а вырастить – года.
  • Оберегая саженцы - \оберегаешь жизнь.
  • Где уничтожается природа. -\там иссякает жизнь.

- Знаете ли вы, ребята, что у леса есть враги7 Кто это? Одного из них вы узнаете из загадки:

Что, дотронувшись едва

Превращает в дым дрова?  (Огонь)

- Действительно, огонь – один из опаснейших врагов леса. И наша следующая страница журнала « Огонь – враг леса».

( Открывается страница, на которой написано « Огонь – враг леса»).

-4-

- А как может появиться огонь в лесу? Внимательно  послушайте стихотворение и определите причину возгорания леса.

Лесная дружина

Звери в сказочном лесу

Жили, не тужили.

Волка.зайца и лису –

Всех они любили.

Собрались они гурьбой

На лесной полянке.

Повод был у них такой:

День рожденья галки.

Поздравленья, шутки, смех,

Танцы до упаду.

Лось смеялся громче всех,

Заяц пел ламбаду.

Именинница сама

Испекла печенье.

Угощала всех она.

Просто объеденье!

Время быстро пролетело,

Начинало холодать.

Чтобы всем теплее стало

Надо спички поискать.

Спички были у лисички,

Хвороста собрал бобёр.

Под берёзками у речки

Разожгли большой костёр!

У костра запели песни,

А потом пустились в пляс.

Долго, долго веселились,

Но пришёл прощанья час…

Стали дружно все прощаться,

Расходиться по домам:

Кто-то в норку, кто-то в хатку,

Потому что ждут их там.

Все устали, уморились,

Позабыли про костёр,

И огонь не потушили,

Что раскладывал бобёр…

Ночью ветер разгулялся,

Закружилось всё кругом!

И костёр их разыгрался

Жёлтым яростным огнём!

-5-

Он съедал деревья, ветки,

Продвигался по кустам.

Не жалел он гнёзд ни белки,

Ни жерлянки, ни дрозда.

Муравьям досталось тоже:

Муравейник их сгорел.

И ни жук, ни тля, ни блошка,

В эту ночь не уцелел!

А на утро, очень рано,

Появился лишь рассвет,

В очень страшную равнину

Превратился этот лес.

Всё сгорело.всё пропало,

Почернело всё вокруг.

Сказки больше здесь не стало,

Звери больше не живут.

И не слышно птичьих криков.

И жужжания жуков.

Нет ни песен, ни веселья.

Нет ни ягод, ни грибов…

И тогда решили звери,

Что зависит всё от них:

Красота, и жизнь, и счастье

Их дружина сохранит!

Мишка, заяц и барсук –

Служат все в дружине!

От огня лес берегут,

Чтоб не жить в пустыне!(Авторы: Головатюк В.В., Каштанова А.А.)

Дети отвечают, что причиной стал незатушенный костёр.

-Что ещё может стать причиной пожара в лесу?

(Не затушенная сигарета, или когда палят сухую траву).

Лесной пожар

Однажды ясным днём

Решили заяц с кабаном

Поджечь осеннюю траву

Не думая навлечь беду.

Трава загорелась, подул ветерок,

Огонь перекинулся на ближайший дубок.

И ёлка горит, и малины кусток,

А наши зверята бегут наутёк.

Не жги осеннюю траву,

Иначе попадёшь в беду!

Кухарева Саша

2 класс

-6-

(На центральной части доски появляются запрещающие знаки).

-Людская беспечность,

Зло и жестокость

Большую приносят беду.

Должны мы все вместе

Сберечь и планету,

Сберечь и леса красу!

     - Итак, осталась последняя страница журнала – «Творческая»!

( Появляется последняя страница, на которой написано:«Наше творчество»).

За несколько дней до мероприятия детям было предложено дома сочинить четверостишия, которые можно было бы разместить на стендах в лесу. Вот, что получилось:

     Заповедный лес стоит,                            

В тишине как будто спит.

Не шуми, не рви, не тронь!

И не разводи огонь!                                      Очень любят дети лес,

Виноградова ДанаПолный сказок и чудес.

                                                                        Но пришла в тот дом беда,

                                                                        И сгорел тот лес дотла.

                                                                        Потому что, уходя.

                                                                        Кто-то не задул огня!  Понасенков Данила

Ты, мой друг. Туши костёр!

Он, ведь, всё испортит!

Лес, он тоже чей-то дом –

Красоты источник!   Попов Сергей                 Гуляли дети по лесу

И развели костёр.

А вечером домой ушли,

Не погасив огонь.

Пришли ребята утром,

А леса больше нет.

Дымятся головёшки,

Да – натворили БЕД!Шупляков Дима

И после шумного веселья

Наутро ожил потухающий костёр.

Он сыпал искры посреди поляны

И всю траву с цветами выжег он.

Барков ВаняЛес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой.багряный.

Давай, не сделаем с тобой,

Чтоб стал он пепельной поляной!

Заповедная природа –

Храм покоя и добра.

Будем мы хранить всё это!

И не разжигать огня!Новиков Никита

 - Молодцы1 Хорошо поработали! Теперь вы все будете беречь лес!

Головатюк В.В., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Смоленск

Каштанова А.А. учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Смоленск

-7-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс

В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд  "Магазин" не анимированный....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.

Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...

Устный счет. Некоторые приемы устного счета.

Математика всегда была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям и именно с ними мы встречаемся каждый день в своей жизни. Сейчас, в связи ...