Программа « Окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе: Примерной программы по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру для начального общего образования1 -4 класс курса УМК «Начальная школа 21 века» (автор Н. Ф. Виноградова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 47.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
(для четырёхлетней начальной школы)
Н. Ф. Виноградова
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе: Примерной программы по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру для начального общего образования1 -4 класс курса УМК «Начальная школа 21 века» (автор Н. Ф. Виноградова)
Программа учитывает особенности ребёнка с задержкой психического развития, направлена на разностороннее развитие личности учащейся, способствует их умственному развитию. Программа содержат материал, помогающий учащейся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять
здоровье.
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у ученицы разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания ученицы терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов ученицы на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающейся, формирование её общей культуры и эрудиции.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
II. Общая характеристика учебного предмета
«Окружающий мир» - предмет интегрированный». В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младших школьников – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во – вторых обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения, предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
- Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у учеицы элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать своп действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно - научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, в краеведческий, музеи. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается в 1 и общее количество часов по предмету составляет 33 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Общечеловеческие ценности представляют собой: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Содержание курса окружающий мир направлено на следующие ценностные ориентиры:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории,
- понимание особой роли ЯНАО в истории России, воспитание чувства гордости за национальные достижения; за достижения своих земляков (р.к.)
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- воспитание уважительного отношения к своей малой родине (р.к.)
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе на основе краеведческого материала (р.к.);
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение) своего родного края(р.к.);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
VI. Содержание учебного премета
1 класс (33 ч)
Введение. Этот удивительный мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (1 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др.
Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.
Твоё здоровье (3 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Труд людей (4 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа (10ч)
Красота природы. Природа родного края(р.к.) Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе родного края (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Явления природы (общее представление о 3 - 4 явлениях). Особенности времен года (на основе
наблюдений). Погода, предсказание погоды.
Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения).(р.к.) Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы нашего края(р.к.) и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных.
Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Наша страна – Россия. Родной край (10 ч)
Название города , в котором мы живем. Главная улица (площадь). Труд людей родного города . Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Народное творчество родного города(р.к.) ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Я и другие люди (2 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года». Экскурсии, знакомящие учащуюсяся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).(р.к.)
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы,
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | дата | Кор. дата | Характеристика деятельности учащихся |
Этот удивительный мир. Нас окружает удивительный мир | 1 | Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | |||
Мы – школьники. Давай познакомимся | 1 | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с друзьями, взрослыми. | |||
Родная природа. Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года Группировать (классифицировать)овощи и фрукты по отличительным признакам. | |||
Родная природа. Что нам осень подарила. Грибная пора. | 1 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Характеризовать признаки времён года. Исследовать дары осени Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). | |||
Семья. Семья. Взаимоотношения в семье. | 1 | Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность). | |||
Родной край – частица Родины О маме. Любимые занятия. | 1 | Поддерживать семейные традиции. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. | |||
Семья. Воскресный день. | 1 | Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | |||
Труд людей. Как из зерна получилась булка | 1 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Рассуждать о профессиях, связанных с сельским хозяйством. | |||
Родная природа. Человек и домашние животные | 1 | Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности). | |||
Родная природа. Октябрь уж наступил | 1 | Описывать сезонные изменения в природе. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Родная природа. Явления природы. | 1 | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | |||
Наша страна – Россия. Родной край. Где ты живешь. Памятные места города | 1 | Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | |||
Наша страна – Россия. Родной край. Правила поведения на дорогах. Беседа по вопросам | 1 | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | |||
Труд людей. Ты и вещи. Кто работает ночью. | 1 | Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий. Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | |||
Твоё здоровье. Что такое здоровье | 1 | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | |||
Твоё здоровье. Твои помощники – органы чувств | 1 | Характеризовать основные функции органов чувств Анализировать основные правила здорового образа жизни. | |||
Твоё здоровье. Правила гигиены | 1 | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | |||
Родная природа. Ноябрь – зиме родной брат. | 1 | Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. | |||
Родная природа. Дикие животные | 1 | Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Родная природа. Звери - млекопитающие | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. | |||
Родная природа. Что мы знаем о птицах | 1 | Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Наша страна – Россия. Родной край. Родной край | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион. | |||
Наша страна – Россия. Родной край. Дом, в котором ты живешь | 1 | ||||
Труд людей. Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. | 1 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию
| |||
Родная природа. В декабре, в декабре все деревья в серебре. | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |||
Я и другие люди. О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. | 1 | Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном. | |||
Я и другие люди. Идем в гости | 1 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Моделировать ситуацию похода в гости. Различать формы поведения в гостях | |||
Наша страна – Россия. Родной край. С Новым годом! | 1 | Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | |||
Наша страна – Россия. Родной край. Наша страна – Россия | 1 | Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России. Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. | |||
Наша страна – Россия. Родной край. Мы – граждане России | 1 | Уважать и описывать обычаи народов России. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. | |||
Наша страна – Россия. Родной край. Народная сказка | 1 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Анализировать литературные сказки, различать авторские от народных. | |||
Наша страна – Россия. Родной край. Мы – граждане России | 1 | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Отвечать на итоговый вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Труд людей. Кто работает на транспорте | 1 | Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Знать профессии людей, связанных с транспортом | |||
Итого | 33 ч |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Н.В. Виноградова 1 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч.. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Н.В. Виноградова окружающий мир : 1 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений М.:Вентана-Граф, 2015.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания -магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Интерактивная доска
Телевизор.
Персональный компьютер.
Принтер.
Сканер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный тест по музыке 2 класс 1 четверть (к программе« Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и В.О. Усачёва издательство « БАЛАСС» 2011 года издания.)
Повторение по теме «три музыкальные основы».Оборудование: ПК, интерактивная доска, тестЦели: обобщить и систематизировать знания учащихся; развивать мышление, внимание.Ин...
Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.
Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...
методическая разработка раздела программы. Окружающий мир-2 класс. Начальная школа 21 века.
Методическая разработка образовательной программы . Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема:"Кто ты такой?"...
Рабочая программа_окружающий_мир_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа окружающий мир 1 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ...
ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (для четырёхлетней начальной школы) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
ПРОГРАММА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»(для четырёхлетней начальной школы)Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс Начальная школа 21 век
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс Начальная школа 21 век...