Урок по теме "Горные породы и минералы"
6 класс Цель урока: Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Научить различать происхождение горных пород. Научить различать происхождение горной породы по их свойствам. Задачи урока Образовательные: Сформировать представление о земной коре , ее тесной связи с мантией Земли Ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы, полезные ископаемые,. дать представления об отличиях минералов , горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Научить различать горные породы по их свойствам. Коррекционные: продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород. Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.
Оборудование : Образцы горных пород и минералов, учебник, раздаточный материал; ИКТ.
Ход урока Ι.Организационный момент (Слайд 1) ΙΙ. Повторение пройденного материала
1.Повторение пройденного материала. Повторение по карте.
" Географическая разминка"(Слайд 2)
а )Самая высокая вершина мира б) Самое глубокое озеро в)Самая длинная река мира г) самые длинные горы д) Самый большой остров е) Самая глубокая впадина океана ж) Самая полноводная река
ΙΙΙ. Мотивация учебной и познавательной деятельности. Учитель: - Что такое земная кора? (Слайд 3) - В чем особенность строения земной коры? - Давайте определим тему и цели урока, отгадав загадки (Слайд 4) 1. Белый камушек растаял На доске следы оставил. (Мел) 2 Камень набережных и площадей Он - фундамент массивных домов. И в руках умелых людей – Украшенье больших городов. (Гранит) 3. Если встретишь на дороге то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина) 4. Он очень нужен детворе, Он и на дорожках во дворе Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) 5. В нем навсегда застыл зеленый пламень Красив своим рисунком минерал, Скажите, как зовется этот камень. Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)
- Молодцы! Значит тема нашего урока, какая? - Правильно, горные породы и минералы. (Слайд 5) - Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Значит какая цель нашего урока? ( ответы детей).
ΙV. Изучение новой темы - Земная кора состоит из различных горных пород и минералов. Они отличаются по свойствам, составу и происхождению. Минерал- это природное тело, однородное по своему химическому составу и физическим свойствам. - Горные породы - это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. ( Слайд 6) Например , гранит состоит из кварца , полевого шпата и слюды На земном шаре известно около 3000 минералов. Разнообразие горных пород и закономерности их распространения зависят от условий их образования т.е. происхождения. По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические. - Большой вклад в изучение горных пород , полезных ископаемых внес ученый- минералог Александр Евгеньевич Ферсман.
Сообщение о нём приготовила Илина (Слайд 7)
" Крупный ученый - минералог, неутомимый путешественник, исследователь природных ресурсов Урала, Средней Азии, Кольского полуострова. Автор многих научно-популярных книг "Занимательная геохимия", "Занимательная минералогия", "Мои путешествия", "Воспоминания о камне". Александр Евгеньевич труды свои посвятил огромной роли сокровищ недр России, которые надо хорошо знать, и рационально использовать. Интерес к камням появился у А.Е.Ферсмана в детстве. Семья Ферсманов проводила лето в Крыму, где Саша лазил с товарищами по скалам, собирая разные камни. Через камни Александр познал природу. В 1901 году Ферсман окончил гимназию и поступил на физико - математический факультет Новороссийского университета в г. Одессе, а затем продолжил учебу в Московском университете. Здесь на его взгляды о минералах оказал огромное влияние В.И. Вернадский ( тогда зав. кафедрой минералогии). А.Е. Ферсман был организатором многих научных экспедиций. Более 20 лет Ферсман изучал Кольский полуостров. Он собрал богатейшую коллекцию минералов, открыл богатейшие месторождения апатитов, нефелинов и других полезных ископаемых." Благодаря стараниям А.Е.Ферсмана и В.И.Вернадского был создан Ильменский минералогический заповедник на Урале. (Слайд 8) - Давайте рассмотрим особенности горных пород. Для этого мы поделимся на три группы, каждая из которой получает задание, которое выполним с помощью учебника. Задания первой группы: - Как образуются магматические горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры. Задания второй группы: - Как образуются осадочные горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры. Задания третьей группы: - Как образуются осадочные горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры. ( слайд 9) Выступление детей - Давайте сделаем вывод. Из каких горных пород состоит земная кора? V. Физкультминутка (Слайд 10) - А сейчас мы послушаем несколько сообщений: Сообщение Дианы (Слайд 11) " Гранит - самая распространенная на Земле глубинная магматическая горная порода. Состоит из хорошо сформированных кристаллов полевого шпата, кварца и слюды. В зависимости от состава полевых шпатов и слюд может быть красным, розовым, серым и пр. Используются как строительный материал и декоративный камень."
Сообщение Умида (Слайд 12) "Нефть - горючая маслянистая жидкость распространенная в осадочных породах земной коры, одно из важнейших полезных ископаемых - сырьё для получения многих видов топлива. Образуется вместе с попутным газом на глубине 1-2 км, видимо, в результате преобразования захороненного органического вещества."
Сообщение Алии (Слайд 13) " Каменный уголь - твердое горючие осадочные породы растительного происхождения, всегда содержит некоторое количество минеральных примесей до (50%). Виды каменного угля: бурый( топливо низшего качества) и каменный уголь (высокого качества). В результате процессов метаморфизма из каменного угля образуется антрацит- блестящая серовато- черная порода, ценное топливо, сырье для химической промышленности.
V. Закрепление (Слайд 14) 1) Выберите слова, обозначающие горные породы: каменный уголь мел базальт слюда глина кварцит стекло кирпич кварц пластмасса полевой шпат бетон песок 2) Игра «Третий лишний» (Слайд 15) - Гранит, торф, песок
- Известняк, мрамор, гнейс
- Базальт ,нефть, пемза
- Поваренная соль ,гипс, уголь
- Уголь, галька, торф
3) С помощью определителя горных пород надо описать свойства горных пород и заполнить таблицу (работа в паре)
№ | Название | Цвет | Твердость | Происхождение (осадочная, магматическая, метаморфическая) | 1. | Гранит |
|
|
| 2. | Мрамор |
|
|
| 3. | Торф |
|
|
|
VI. Итог урока. (Слайд 16)
- О чём говорили сегодня на уроке? Какие цели ставили? Ребята вы достигли поставленной цели?
VII. Рефлексия. (Слайд 17) - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… -У меня получилось… VIII. Домашнее задание. (Слайд 18) В заключение урока все учащиеся класса получают лепесток ромашки, на которой написано их знак зодиака, камень-талисман. Дети должны подготовить письменный рассказ об этом талисмане: январь — гранат; февраль — аметист; март — аквамарин; апрель — алмаз; май — изумруд; июнь — жемчуг; июль — рубин; август — хризолит; сентябрь — сапфир; октябрь — опал; ноябрь — топаз; декабрь — бирюза. - Изучите параграф 14(4-7) устно выполните задания после параграфа.
|