Конспект урока окружающего мира на тему "Из чего состоит все"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира на тему "Из чего состоит все" для 3 класса. УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.okr_.mir_.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское
Конспект урока окружающего мира на тему:
«Из чего состоит все»
Подготовила:
Плотникова О.А.,
учитель начальных классов
2018 г.
Цели: познакомить с понятием «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с тремя состояниями тел; узнают отличительные черты каждого из них; научатся приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.
Оборудование: стакан с водой, спички, палочки, сахар.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
(Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним». Фронтальная работа.)
- Самоопределение к деятельности
– Когда вы читаете или слышите слово «тело», что представляете?
– В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать.
– Телами называют все предметы и живых существ, окружающих нас. Это тема нашего урока.
- Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
С. 50
(Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним».)
– Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты.
– А еще есть тела сделанные человеком. Их называют искусственными телами.
– Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов. (Дерево, трава, камень, облако и др.)
– Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол.)
2. Работа с загадками
– Отгадайте загадки.
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
2. Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (Зеркало)
3. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...(Солнце)
4. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. (Ложка)
5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (Заяц)
– Какие тела называем природными, а какие искусственными?
3. Практическая работа.
– Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела.
– Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт.
Опыт с водой и сахаром.
– У меня есть кусочек сахара и стакан с водой.
– Мне нужен один помощник. Опустим сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим?
– Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара.
– Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц.
– Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами.
Работа со словами, записанными на доске.
– Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы.
Вода, камень, железо, дым, пар, сок.
– По какому признаку разделили? (Камень и железо – твердые, вода и сок – жидкие, дым и пар – газообразные.)
– Какой можно сделать вывод?
– Вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях.
– Назовите еще вещества, относящиеся к этим группам.
– В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах.
Опыт с палочками.
– Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод.
– В твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.
Проведение опыта с водой.
– Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды?
– Какой можно сделать вывод?
– В жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем.
Опыт со спичкой.
– Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым?
– Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.
- Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Закрепление изученного
Беседа
– Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – все это вещества.
– Что вы знаете об этих веществах? (Ответы детей.)
- Подведение итогов урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам показалось особенно интересным?
– Где можете принимать знания, полученные на уроке?
- Домашнее задание
С. 50-53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Для чего нужна экономика"
Тема урока: Для чего нужна экономиккаЦели урока: дать понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.;Планируемые результаты:·...
Конспект урока окружающего мира «Для чего нужна экономика» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: способствовать формированию понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;П...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...
Конспект урока окружающего мира, 3 класс, Умк "Школа России", тема " Для чего нужна экономика? "
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 07.02.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-6Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 102 Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Никитин...