Конспект урока окружающего мира на тему "Из чего состоит все"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Плотникова Олеся Александровна

Конспект урока окружающего мира на тему "Из чего состоит все" для 3 класса. УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.okr_.mir_.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское

Конспект урока окружающего мира на тему:

«Из чего состоит все»

Подготовила:

Плотникова О.А.,

учитель начальных классов

2018 г.

Цели: познакомить с понятием «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с тремя состояниями тел; узнают отличительные черты каждого из них; научатся приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.

Оборудование: стакан с водой, спички, палочки, сахар.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

(Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним». Фронтальная работа.)

  1. Самоопределение к деятельности

– Когда вы читаете или слышите слово «тело», что представляете?

– В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать.

– Телами называют все предметы и живых существ, окружающих нас. Это тема нашего урока.

  1. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С. 50

(Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним».)

– Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты.

– А еще есть тела сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

– Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов. (Дерево, трава, камень, облако и др.)

– Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол.)

2. Работа с загадками

– Отгадайте загадки.

1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (
Вода)

2. Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (
Зеркало)

3. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...(
Солнце)

4. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. (
Ложка)

5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (
Заяц)

 – Какие тела называем природными, а какие искусственными?

3. Практическая работа.

– Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ  кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела.

– Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт.

Опыт с водой и сахаром.

– У меня есть кусочек сахара и стакан с водой.

– Мне нужен один помощник. Опустим сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим?

– Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара.

– Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц.

– Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами.

Работа со словами, записанными на доске.

– Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы.

Вода, камень, железо, дым, пар, сок.

– По какому признаку разделили? (Камень и железо – твердые, вода и сок  – жидкие, дым и пар – газообразные.)

– Какой можно сделать вывод?

– Вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях.

– Назовите еще вещества, относящиеся к этим группам.

– В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах.

Опыт с палочками.

– Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод.

– В твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.

Проведение опыта с водой.

– Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды?

– Какой можно сделать вывод?

– В жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем.

Опыт со спичкой.

– Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым?

– Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.

  1.  Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. 

  1.  Закрепление изученного

Беседа

– Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – все это вещества.

– Что вы знаете об этих веществах? (Ответы детей.)

  1.  Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что вам показалось особенно интересным?

– Где можете принимать знания, полученные на уроке?

  1.  Домашнее задание

С. 50-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Для чего нужна экономика"

Тема урока: Для чего нужна экономиккаЦели урока: дать понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные   части экономики.;Планируемые результаты:·...

Конспект урока окружающего мира «Для чего нужна экономика» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: способствовать формированию понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;П...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс, Умк "Школа России", тема " Для чего нужна экономика? "

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 07.02.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-6Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 102 Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Никитин...