Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Окружающий мир» в 3классе
УМК «Школа России»
Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель деятельности учителя:
- познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
Планируемые результаты:
Предметные
- знать об особенностях размножения и развития животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных.
Метапредметные
Познавательные УУД
- формулировать тему урока;
- искать и выделять необходимую информацию (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
- уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- - устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
- рассуждать, доказывать;
- самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
- планирование (составление плана выполнения задания в группах);
- - контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);
- - коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике);
- - оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания).
Личностные УУД
- Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне;
- Осознание ответственности обучающегося за общее благополучие группы.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных
- насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся;
- расширить знаний обучающихся о многообразии животного мира.
Развивающие:
- развивать у обучающихся самостоятельность мышления;
- учить сравнивать, сопоставлять, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
- развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
- прививать любовь к родной природе;
- воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;
- развивать у обучающихся любознательность, любовь к предмету.
Оборудование урока:
- учебник – Плешаков А. А. «Окружающий мир», 3 класс. – Просвещение, 2013 г., в 2 ч., 1 ч.
- Рабочая тетрадь – Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. – М. Просвещение, 2018г.,
- Презентация «Размножение и развитие животных»
- Конверт с заданиями для работы в группах
- Проектор
- Компьютер.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия | |
1.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности) (1 мин.) | Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, создание положительной эмоциональной направленности. | - Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся, друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению. - Сегодня наш урок хочется начать с мудрого высказывания французского философа, математика, физика Рене Декарта: Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. - Как вы понимаете смысл данных слов? - Сегодня на уроке вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе. (слайд № 2, представлена памятка) - Я желаю вам успешной работы на уроке. | - Нужно добывать знания, уметь ими пользоваться, применять их на практике, на деле. Дети читают памятку. | Личностные УУД Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. | |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (4 мин.) | Повторение изученного материала и выявление затруднений в деятельности каждого обучающегося. | (слайд № 3) Загадка Домашние ласкаются, а дикие кусаются. на суше, в небе и в воде, - Мы продолжаем изучать животный мир! Первое, что мы должны сделать – это вспомнить всё, что мы узнали о животных на предыдущих уроках. - Животных в природе очень много, все они разные. - Перечислите группы животных по их групповым признакам. - А на какие группы можно разделить животных по способу питания? (слайд № 4) - Составьте цепи питания. -С чего всегда начинаются цепи питания? - А почему? - Молодцы! | - животные Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. - Всеядные, хищники, растительноядные, насекомоядные. -пшеница- мышь-сова, -осина-заяц-волк и др. -С растений. - Потому что только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества: сахар, крахмал из углекислого газа и воды. | Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД - умение точно выражать свои мысли; Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки. | |
3.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. (4 мин.) . Постановка цели и задачи урока (самоопределение к деятельности) | Мотивировать желание решить поставленную проблему, заинтересовать. | -Как вы думаете, а все ли вы знаете о группах животных, их представителях? - Прежде чем начать работу по новой теме, давайте подумаем, а сразу ли вы стали такими взрослыми? - Представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок. - Продолжите мои слова и попробуйте догадаться о чём пойдет речь на уроке. Итак, у людей – ребенок; у козы - - Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить. - Ребята, а кем была в детстве бабочка? Кузнечик? Скворец? Змея? Лягушка? Карась? Морской конёк? - Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа! - Кто догадался, какова тема нашего урока? -Как вы думаете, какую проблему нам нужно решить? - Ребята, какие группы животных вы знаете? - Как отличить одну группу животных от другой? - Сегодня мы будем исследовать одну из таинственных, полную загадок тему. - Открываем учебники с. 100. - Прочитайте тему урока. | - Лисёнок. - Котёнок. - Утёнок - Козлёнок - Отвечают. -Тема урока: «Развитие и размножение животных» - Как размножаются животные разных групп, как животные проявляют заботу о будущем потомстве, как называются детёныши некоторых животных. - Насекомые, птицы, рыбы, земноводные, звери. -У насекомых – 6 лап - У птиц тело покрыто перьями - У рыб – чешуя - У земноводных – кожа голая, нежная - У зверей – тело покрыто шерстью | РегулятивныеУУД. - умение определять цель деятельности на уроке; Познавательные УУД -формулировать тему урока | |
4.Открытие детьми новых знаний. (20 мин.) Поиск пути решения. | Организация учащихся на получение знаний в процессе активной познавательной деятельности, с определением своего отношения к проблеме, научить аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа. | Чтобы изучить данную тему, нам необходимо провести исследования. А любые исследования удобно проводить сообща. -Отгадайте, кто это? (слайд № 5) - Расту червячком. Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обматаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно вишу, Но тёплой весной Я вновь оживаю И, как птичка порхаю. -Кто это? - Как размножается бабочка? (слайд № 6) - С развитием и размножением насекомых мы познакомимся на примере бабочки-крапивницы. - Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдет немного времени, и из каждой куколки появится бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи - Посмотрите на экран (слайд № 7) - Гусеница растёт настолько быстро, что её кожа трескается, а под ней есть новенькая кожа, рассчитанная на рост. - За всю свою жизнь самка бабочки откладывает 50 000 яиц. - Бабочка не растёт, однако она время от времени любит напиться сладкого цветочного нектара. Это горючее, которое помогает ей летать. - Кто это? (слайд № 8) - На лугах и на опушке, Средь травы зелёной, Маскируется искусно Длинноус веселый! Стрекотание его, Часто режет уши, Никому не верит он – Хочешь, нет? А слушай! Ноги – длинные по плечи, Ну! Узнали? Он … - Как размножается кузнечик? (слайд № 9) - Не у всех насекомых могут быть куколки. Куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое – большое с крыльями. - Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя. Раздаю конверты с заданиями для группы. 1 группа Рыбы 2 группа Пресмыкающиеся и земноводные 3 группа Птицы 4 группа Звери Класс работает с учебником Задание: - Прочитать научно-познавательный текст. Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного. И с помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего. | - Бабочка - Яйцо-личинка (гусеница)-куколка-бабочка Читают. - Кузнечик. - Яйцо-личинка-взрослое насекомое. Выступление. | Познавательные УУД: - умение извлекать информацию из иллюстраций, из текста; - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера. Личностные УУД. - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; Коммуникативные УУД умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. | |
5. Физкульминутка (1 мин) | Сохранение здоровья, устранение перегрузок, снятие утомления, повышение умственной работоспособности обучающихся, обеспечение активного отдыха для поднятия настроения. | Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела, полетела… | Дети выполняют физические упражнения. | ||
6. Применение знаний обучающимися (9 мин.) | Включить новое знание в систему знаний. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий | Работа в парах. Задание № 2. Взаимопроверка. - Какие из животных откладывают яйца? - Кто рождается 3 раза? - Какие из животных мечут икру? - Чем отличается размножение зверей от других животных? - Вернемся к нашим вопросам - Кто же у бабочки? - А у змеи? - У кузнечика? Задание на экране (слайд № 10) - Вставь пропущенные слова. | Дети работают в «Рабочих тетрадях», с. 60 - Насекомые, пресмыкающиеся, птицы. - Насекомые: 1 жизнь - личинка, 2 жизнь – куколка, 3 жизнь – взрослое насекомое. - Рыбы, земноводные. - Звери рождают детенышей. - Гусеница. - Змейка. - Личинка. | Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: - умение на основе анализа объектов делать выводы; Личностные УУД. - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; | |
7. Рефлексия учебной деятельности (4 мин.) | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности и одноклассников. | - Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? - Какие тайны вам открыла природа? - Что нового узнали на уроке? - Кому было интересно? - А теперь поднимите зеленые карточки те ребята, кому всё было понятно в течение урока, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было. По сложившейся традиции обучающиеся, которые считают, что активно работали, встают и по очереди называют отметку, комментируя её. | Отвечают. Дети оценивают свою работу и работу одноклассников. | Познавательные – УУД. - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей - умение на основе анализа объектов делать выводы; | |
8. Домашнее задание. (2 мин.) | Усвоение, включение нового знания в систему знаний, создание связующего звена между данным и следующим уроком. | (слайд № 11) С. 100-104, читать, ответить на вопросы и выполнить задание на с. 105. | |||
“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...