Урок окружающего мира в 4 классе Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок окружающего мира в 4 классе на тему "Леса России". Разбор природной зоны леса: широколиственные, тайга, смешанные; климат данной природной зоны, географическое положение, животный и растительный мир. Работа обучющихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_lesa_rosii.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 31.10.18

Урок: окружающий мир

Класс: 4

Тема: Леса России

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

Образовательные:

-сформировать общее представление о лесной зоне, об особенностях природы, животного и растительного мира, значении леса в жизни человека;

- познакомить с новыми понятиями и определениями;

-продолжить формировать умения работать с картой природных зон;

- уметь находить и показывать предложенные географические объекты.

Развивающие:

- развивать умение анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы;

-развивать навыки работы учащихся в паре через работу с текстом учебника и другими источниками информации;

-развивать логическое и аналитическое мышление, произвольное внимание, развивать связную речь; -развивать творческие способности;

-формировать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

-познакомить с правилами поведения при посещении лесной зоны.

-создавать доброжелательную атмосферу на уроке;

- воспитывать чувства патриотизма, ответственности, любви к природе России;

- воспитывать экологическую культуру учащихся;

-повышать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

-осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-самоопределение внутренней позиции школьника (принятие и освоение новой социальной роли);

- привлекательность возможных результатов урока.

Личностная значимость этих результатов;

-осознание своих возможностей в учении, способность видеть свои достоинства и недостатки;

- сформированность мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому, к способам решения проблем, к достижению результата)

- сформированность морально – этических суждений (способность оценить свои поступки и действия других людей, сформированность основ гражданской идентичности).

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.

Предметные: овладение элементарными практическими умениями и знаниями, использование географических карт.


1.Орг.момент (СЛАЙД)

-Ребята, у нас на уроке сегодня гости, поприветствуйте их, пожалуйста.

2. Актуализация знаний и умений.

1)Повторение

-По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) СЛАЙД

-Покажите на карте  расположение зоны тундры, назовите географическое положение СЛАЙД

-Расскажите о климате тундры зимой, летом. (зима очень долгая 7-8 месяцев и очен суровая мороз -50, в середине зимы 2 месяца полярная ночь; лето короткое, прохладное, наступает полярный день, но бывают заморозки; круглый год дуют сильные ветры, зимой пурга

-Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие?
-Какие животные встречаются в тундре?

2) Поиграем в игру «Верно ли, что…»

-У каждого на парте листок. Я буду читать высказывания, а вы, если согласны, ставьте плюс, если не согласны – минус:

1.зона тундры протянулась с запада на восток по побережью (+);

2.природные условия тундры суровы: холодная зима и короткое прохладное лето (+);

3.главное занятие коренного населения - это земледелие (-);

4.в тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения (-);

5.в тундре обитают песцы, лемминги, волки (+);

6.растения тундры высоко тянутся к солнцу (-);

7.дикие северные олени обычно живут стадами (+);

8.в тундре добывают нефть и природный газ (+);

9. летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек(+).

(Ключ:

1.+

2.+

3.-

4.-

5.+

6.-

7.+

8.+

9.+

3. Самоопределение к деятельности. Поставка учебной задачи.

Работа со стихотворением +аудио(звуки леса)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои! ( С. Погореловский)

-В этом стихотворении спрятана тема и задачи нашего урока.

-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня на уроке? (В зону лесов)

-     Да, это так. Тема, которую будем изучать сегодня, -«Леса России» СЛАЙД

- Автор стихотворения говорит «Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые) 

-Давайте поставим перед собой цель урока, что должны будем узнать?

(Какие леса входят в зону лесов)

-Какой вопрос можем задать?

Почему одни леса темные, а другие- светлые?

-  А что мы будем изучать?(Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

-На основе всего вышесказанного давайте составим план изучения зоны лесов.

-С чего начнем? С чего начинаем изучение зоны? (расположение на карте)-Географическое положение

-Далее, что будем разбирать? Температура?-Климат, климатические условия

-И потом? Растительный и животный мир зоны лесов

Составление плана изучения зоны лесов (высказывания детей) НА ДОСКЕ

Зона лесов

-Географическое положение

-Климат

-Растительный мир

-Животный мир

4.Изучение нового материала.

-Откройте учебник на стр.72-73 или посмотрите на экран (карта природных зон России) СЛАЙД

-Что можно сказать о зоне лесов, глядя на карту?

-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

-Какая она, в сравнении по площади, с другими природными зонами?

-Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, определите по легенде карты, с чем это связано?

-Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их площади.

-Итак, сделаем вывод. (читает 1 ученик)

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно -Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой.

–Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена  цветом.)

–Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)

-Ребята, давайте еще раз обратимся  к карте, почему же зона лесов изображена тремя разными цветами?

–Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.

Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Я предлагаю Вам поработать по рядам. Каждому ряду необходимо подготовить свое сообщение по заданию на карточках (у каждого на парте). Вы работает в парах на своих местах. При ответе ребята каждой пары ряда будут дополнять друг друга.

Работа в группах: Кто закончит-встаем

Первый ряд –расскажет о том, что такое тайга, природные условия и какие деревья растут в тайге (учебник стр. 97)

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Что общего у всех растений тайги?
  4. Какие растения растут в тайге?

Второй ряд–расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 100-101)

1.        Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2.        Природные условия этих лесов.

3.        Что объединяет д этих лесов?

4.        Какие растения растут в этих лесах.

Третья группа–расскажет о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 97-100)

  1. Птицы тайги, что их объединяет. (разнообранзие)
  2. Животные тайги, что их объединяет.(разнообразие)
  3. Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах: окрас, что делают зимой, способ питания).

Физ.минутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише-тише,

Деревце все выше-выше.

Выступления учащихся.

1. 1группа (слайд 6)

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут:

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно

Сосна -хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлы и сухие .

Пихта -отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница -единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки

Кедр. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

Выступление 2 группы.(читают задание)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес

В нем наряду с хвойными деревьями растут и лиственные деревья. Зима в таком лесу мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников и трав.

В таких лесах растут: береза, осина, ольха.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки  

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными. Климат этих районов достаточно мягкий, много осадков, света и тепла. Здесь растут теплолюбивые растения, они имеют крупные листья, на зиму листву сбрасывают, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Клен бывает с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком

Выступление 3 группы

(Примерный рассказ)

«Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких зверей, много птиц, насекомых. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.

Кедровка– таёжная птица. На зиму делает запасы из кедровых орехов. Часть этих орехов она потом не находит , и они на новых местах дают всходы.

Бурундук -похож на белку, но почти вдвое меньше ее. Хорошо заметный отличительный признак бурундука - пять темных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе под упавшими деревьями или пнем.

Белка-летяга– родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать на расстояние до 40-50 метров: у неё перепонки между передними и задними лапками.

Соболь - хищник. Его основная добыча- грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда -то соболь был многочислен, но из-за красивого, дорогого меха, их почти совсем уничтожили.

Рысь -хищница, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки. А на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, влезать на деревья, плавать.

Обобщение СЛАЙД

-Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Лес любят не только животные, но и человек.

-Ребята, давайте подведем итог, все ли пункты плана, которые мы наметили, выполнены?

-Что кратко можем рассказать по каждому пункту?

Зона лесов

-Географическое положение

-Климат

-Растительный мир

-Животный мир

-Достигли ли мы поставленной цели, какие леса входят в зону лесов?(Да)

-Какие? Кратко охарактеризуйте их.

 

Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке знаком.

Д.З.стр.95-102, отв на вопр., Т стр.46-49

-Выберите себе задание, которое будете выполнять:

-Подготовить сообщение о животных зоны лесов, занесённых в Красную книгу.

-Выучить и рассказать стихотворение о лесе.

-Подобрать пословицы, поговорки, загадки о лесе.

-Нарисовать экологические знаки, призывающие к бережному отношению к природе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

1. С.В.Михалков «Прогулка».

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

-Какие проблемы поднимает автор в этом стихотворении?(Экологические)

2. Просмотр слайда «Леса России»

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм-слайд Н.Минеева «Леса России»

-Какие эмоции у вас вызвал этот фильм? А чувства? О чем этот фильм?

-Почему Россию называют страной лесов? (В России самое большое количество лесов).

-Правильно. Мы можем этим гордиться. Наши леса- настоящее достояние страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...

Урок окружающего мира по теме "Леса России".

Урок с использованием оборудования ФГОС....

Урок окружающего мира по теме Леса России в 4 классе

Через технологии системно-деятельностного подхода  формировать: 1)      Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.2)      Умен...

Урок окружающего мира по теме: "Леса России"

Урок разработан для учащихся 4 класса по УМК "Школа России". На уроке предусмотрена групповая форма работы. Дети выступают в роли настоящих исследователей самостоятельно добывая знания о растительном ...

Сценарий интегрированного урока окружающего мира и ИЗО "Леса Россиии"

Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО в технологии критического мышления и деятельностного метода. Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Тест по окружающему миру 4 класс "Леса России"

Проверка знаний по теме "Леса России" .Окружающий мир 4 класс "Школа России"...