Урок окружающего мира в 4 классе Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок окружающего мира в 4 классе на тему "Леса России". Разбор природной зоны леса: широколиственные, тайга, смешанные; климат данной природной зоны, географическое положение, животный и растительный мир. Работа обучющихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_lesa_rosii.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 31.10.18
Урок: окружающий мир
Класс: 4
Тема: Леса России
Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Задачи:
Образовательные:
-сформировать общее представление о лесной зоне, об особенностях природы, животного и растительного мира, значении леса в жизни человека;
- познакомить с новыми понятиями и определениями;
-продолжить формировать умения работать с картой природных зон;
- уметь находить и показывать предложенные географические объекты.
Развивающие:
- развивать умение анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы;
-развивать навыки работы учащихся в паре через работу с текстом учебника и другими источниками информации;
-развивать логическое и аналитическое мышление, произвольное внимание, развивать связную речь; -развивать творческие способности;
-формировать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
-познакомить с правилами поведения при посещении лесной зоны.
-создавать доброжелательную атмосферу на уроке;
- воспитывать чувства патриотизма, ответственности, любви к природе России;
- воспитывать экологическую культуру учащихся;
-повышать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные:
-осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-самоопределение внутренней позиции школьника (принятие и освоение новой социальной роли);
- привлекательность возможных результатов урока.
Личностная значимость этих результатов;
-осознание своих возможностей в учении, способность видеть свои достоинства и недостатки;
- сформированность мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому, к способам решения проблем, к достижению результата)
- сформированность морально – этических суждений (способность оценить свои поступки и действия других людей, сформированность основ гражданской идентичности).
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.
Предметные: овладение элементарными практическими умениями и знаниями, использование географических карт.
1.Орг.момент (СЛАЙД)
-Ребята, у нас на уроке сегодня гости, поприветствуйте их, пожалуйста.
2. Актуализация знаний и умений.
1)Повторение
-По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) СЛАЙД
-Покажите на карте расположение зоны тундры, назовите географическое положение СЛАЙД
-Расскажите о климате тундры зимой, летом. (зима очень долгая 7-8 месяцев и очен суровая мороз -50, в середине зимы 2 месяца полярная ночь; лето короткое, прохладное, наступает полярный день, но бывают заморозки; круглый год дуют сильные ветры, зимой пурга
-Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие?
-Какие животные встречаются в тундре?
2) Поиграем в игру «Верно ли, что…»
-У каждого на парте листок. Я буду читать высказывания, а вы, если согласны, ставьте плюс, если не согласны – минус:
1.зона тундры протянулась с запада на восток по побережью (+);
2.природные условия тундры суровы: холодная зима и короткое прохладное лето (+);
3.главное занятие коренного населения - это земледелие (-);
4.в тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения (-);
5.в тундре обитают песцы, лемминги, волки (+);
6.растения тундры высоко тянутся к солнцу (-);
7.дикие северные олени обычно живут стадами (+);
8.в тундре добывают нефть и природный газ (+);
9. летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек(+).
(Ключ:
1.+
2.+
3.-
4.-
5.+
6.-
7.+
8.+
9.+
3. Самоопределение к деятельности. Поставка учебной задачи.
Работа со стихотворением +аудио(звуки леса)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! ( С. Погореловский)
-В этом стихотворении спрятана тема и задачи нашего урока.
-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня на уроке? (В зону лесов)
- Да, это так. Тема, которую будем изучать сегодня, -«Леса России» СЛАЙД
- Автор стихотворения говорит «Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)
- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые)
-Давайте поставим перед собой цель урока, что должны будем узнать?
(Какие леса входят в зону лесов)
-Какой вопрос можем задать?
Почему одни леса темные, а другие- светлые?
- А что мы будем изучать?(Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)
-На основе всего вышесказанного давайте составим план изучения зоны лесов.
-С чего начнем? С чего начинаем изучение зоны? (расположение на карте)-Географическое положение
-Далее, что будем разбирать? Температура?-Климат, климатические условия
-И потом? Растительный и животный мир зоны лесов
Составление плана изучения зоны лесов (высказывания детей) НА ДОСКЕ
Зона лесов
-Географическое положение
-Климат
-Растительный мир
-Животный мир
4.Изучение нового материала.
-Откройте учебник на стр.72-73 или посмотрите на экран (карта природных зон России) СЛАЙД
-Что можно сказать о зоне лесов, глядя на карту?
-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
-Какая она, в сравнении по площади, с другими природными зонами?
-Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, определите по легенде карты, с чем это связано?
-Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их площади.
-Итак, сделаем вывод. (читает 1 ученик)
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно -Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой.
–Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена цветом.)
–Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)
-Ребята, давайте еще раз обратимся к карте, почему же зона лесов изображена тремя разными цветами?
–Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.
Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Я предлагаю Вам поработать по рядам. Каждому ряду необходимо подготовить свое сообщение по заданию на карточках (у каждого на парте). Вы работает в парах на своих местах. При ответе ребята каждой пары ряда будут дополнять друг друга.
Работа в группах: Кто закончит-встаем
Первый ряд –расскажет о том, что такое тайга, природные условия и какие деревья растут в тайге (учебник стр. 97)
- Что называют тайгой?
- Природные условия тайги.
- Что общего у всех растений тайги?
- Какие растения растут в тайге?
Второй ряд–расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 100-101)
1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2. Природные условия этих лесов.
3. Что объединяет д этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах.
Третья группа–расскажет о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 97-100)
- Птицы тайги, что их объединяет. (разнообранзие)
- Животные тайги, что их объединяет.(разнообразие)
- Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах: окрас, что делают зимой, способ питания).
Физ.минутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише-тише,
Деревце все выше-выше.
Выступления учащихся.
1. 1группа (слайд 6)
Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут:
Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно
Сосна -хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлы и сухие .
Пихта -отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница -единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки
Кедр. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.
Выступление 2 группы.(читают задание)
К югу на смену тайге приходит смешанный лес
В нем наряду с хвойными деревьями растут и лиственные деревья. Зима в таком лесу мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников и трав.
В таких лесах растут: береза, осина, ольха.
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными. Климат этих районов достаточно мягкий, много осадков, света и тепла. Здесь растут теплолюбивые растения, они имеют крупные листья, на зиму листву сбрасывают, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Клен бывает с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком
Выступление 3 группы
(Примерный рассказ)
«Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких зверей, много птиц, насекомых. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.
Кедровка– таёжная птица. На зиму делает запасы из кедровых орехов. Часть этих орехов она потом не находит , и они на новых местах дают всходы.
Бурундук -похож на белку, но почти вдвое меньше ее. Хорошо заметный отличительный признак бурундука - пять темных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе под упавшими деревьями или пнем.
Белка-летяга– родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать на расстояние до 40-50 метров: у неё перепонки между передними и задними лапками.
Соболь - хищник. Его основная добыча- грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда -то соболь был многочислен, но из-за красивого, дорогого меха, их почти совсем уничтожили.
Рысь -хищница, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки. А на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, влезать на деревья, плавать.
Обобщение СЛАЙД
-Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Лес любят не только животные, но и человек.
-Ребята, давайте подведем итог, все ли пункты плана, которые мы наметили, выполнены?
-Что кратко можем рассказать по каждому пункту?
Зона лесов
-Географическое положение
-Климат
-Растительный мир
-Животный мир
-Достигли ли мы поставленной цели, какие леса входят в зону лесов?(Да)
-Какие? Кратко охарактеризуйте их.
Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке знаком.
Д.З.стр.95-102, отв на вопр., Т стр.46-49
-Выберите себе задание, которое будете выполнять:
-Подготовить сообщение о животных зоны лесов, занесённых в Красную книгу.
-Выучить и рассказать стихотворение о лесе.
-Подобрать пословицы, поговорки, загадки о лесе.
-Нарисовать экологические знаки, призывающие к бережному отношению к природе.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
1. С.В.Михалков «Прогулка».
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
-Какие проблемы поднимает автор в этом стихотворении?(Экологические)
2. Просмотр слайда «Леса России»
-Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм-слайд Н.Минеева «Леса России»
-Какие эмоции у вас вызвал этот фильм? А чувства? О чем этот фильм?
-Почему Россию называют страной лесов? (В России самое большое количество лесов).
-Правильно. Мы можем этим гордиться. Наши леса- настоящее достояние страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"
Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...
Урок окружающего мира по теме "Леса России".
Урок с использованием оборудования ФГОС....
Урок окружающего мира по теме Леса России в 4 классе
Через технологии системно-деятельностного подхода формировать: 1) Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.2) Умен...
Урок окружающего мира по теме: "Леса России"
Урок разработан для учащихся 4 класса по УМК "Школа России". На уроке предусмотрена групповая форма работы. Дети выступают в роли настоящих исследователей самостоятельно добывая знания о растительном ...
Сценарий интегрированного урока окружающего мира и ИЗО "Леса Россиии"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО в технологии критического мышления и деятельностного метода. Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся....
Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России
Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....
Тест по окружающему миру 4 класс "Леса России"
Проверка знаний по теме "Леса России" .Окружающий мир 4 класс "Школа России"...