Урок окружающего мира по теме: "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок разработан для учащихся 4 класса по УМК "Школа России". На уроке предусмотрена групповая форма работы. Дети выступают в роли настоящих исследователей самостоятельно добывая знания о растительном и животном мире зоны лесов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира по теме «Леса России»
Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: с тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.
Формируемые УУД:
Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Оборудование:
- ноутбук;
- интерактивная доска Smart Board;
- презентация;
- электронное приложение к учебнику;
- карта природных зон России;
- музыкальная запись «Звуки леса»;
- музыкальная запись песни «Во поле берёзка стояла».
Этап урока | Ход урока | Примечание |
Орг.момент Актуализация знаний Самоопределе ние к деятель ности Сообщение темы урока Открытие нового знания Физминутка Закрепление изученного Рефлексия Итог урока Выставление отметок Домашнее задание | Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей. - Прочитайте фразу на слайде и дополните её. Я ожидаю от сегодняшнего урока………. Кто желает поделиться своими мыслями? (Ответы детей) - А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хороший урок! - С какой природной зоной мы познакомились на предыдущем занятии? (Зона тундры.) – Покажите на карте природных зон зону тундры. -На фотоконкурс «Природа тундры» поступило большое количество фотографий. Помогите жюри выбрать те, которые действительно имеют отношение к теме фотоконкурса.(Морошка- кустарник, ягель или олений мох, является пищей для северных оленей, северный олень-символ тундры, холодная безлесная равнина, лемминг-грызун, пища для сов.) Послушайте аудиозапись и скажите, где мы можем услышать такие звуки. (Подобные звуки мы можем услышать в лесу) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о лесе) -Откройте учебник на с.95 и проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте тему урока.Совершенно верно! Какие вы молодцы, вы сами назвали тему нашего урока. Тема урока «Леса России». Послушайте стихотворение Ивана Никитина Шуми, шуми зеленый лес! Писатели и поэты очень часто воспевали русский лес в своих произведениях. -А какие стихотворения, рассказы, сказки о лесе, о растениях вы знаете? (С.Есенин «Береза», «Черемуха») На полотнах художников, мы можем часто видеть лесные пейзажи. Посмотрите на картину Ивана Ивановича Шишикина «Смешанный лес». А вот картина Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». Именно таким мы можем увидеть лес, если отправимся на прогулку сегодня. - Как вы думаете, как будет называться природная зона, которую мы будем сегодня изучать?(Зона лесов) Как вы правильно догадались, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов. - Как вы думаете, каким цветом изображена данная зона? Почему? (Зелёным. Потому что деревья, их листва ассоциируются с зеленым цветов.) Откройте карту природных зон России на с. 72-73 вашего учебника. Точно такая же карта висит у меня на доске. Посмотрите, как зону лесов показываю я. - Рассмотрите зону лесов. – Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена разными оттенками зелёного цвета. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.) Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные. Вы наверно заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. -Что это? (Это лесотундра) Это плавный переход от зоны тундры к зоне лесов. – А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
Но перед тем, как вы почувствуете себя в роли настоящих исследователей, нам нужно набраться сил и отдохнуть. Учитель проводит физминутку под песню «Во поле березка стояла». Во поле берёза стояла, (Поворот туловища на месте) Во поле кудрявая стояла.(Круговые движения руками) Люли люли, стояла,(Наклоны туловища с поднятыми руками вверх вправо) Люли люли, стояла. (Наклоны туловища с поднятыми руками вверх влево) Некому берёзу заломати, (Наклон туловища вперед) Некому кудряву заломати. (Наклон туловища назад) Люли люли, заломати,(Наклоны туловища с поднятыми руками вверх вправо) Люли люли, заломати. (Наклоны туловища с поднятыми руками вверх влево) Я ж пойду погуляю, (Шаг на месте) Белую берёзу заломаю. (Движения руками вперед) Люли люли, заломаю, (Наклоны туловища с поднятыми руками вверх вправо) Люли люли, заломаю(Наклоны туловища с поднятыми руками вверх влево) Мы неслучайно сели таким образом. Сейчас вы будете работать в группах. Первая группа получает название «Ботаники тайги»– расскажет о том, какие деревья растут в тайге. Ребята из второй группы будут «зоологами» – они расскажут о том, каких животных можно встретить в тайге. Третья группа-«Ботаники смешанных и шикоролиственных лесов» – расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах Итак, каждая группа получит задание и план ответа. Для подготовки сообщения вы можете пользоваться учебником и атласом –определителем. Выберите капитана вашей группы. Распределитесь кто на какой вопрос будет отвечать. Группа № 1. Ботаники тайги (Учебник с.96-97+атлас-определитель ) 1.Что называют тайгой? Природные условия тайги. 2.Какие деревья растут в тайге? Что у них общего? 3.Расскажите о ели. 4.Расскажите о сосне. 5.Расскажите о лиственнице. 6.Расскажите о пихте. Группа № 2. (Учебник с. 97-100) 1. Перечислите животных тайги. 2. Расскажите о кедровке. 3. Расскажите о бурундуке. 4. Расскажите о летяге. 5. Расскажите о соболе. Группа № 3. (Учебник с. 101+атлас-определитель ) 1.Расположение и природные условия смешанных лесов. Почему зона получила такое название? 2.Расскажите о зоне широколиственных лесов. Почему зона получила такое название? 3.Перечислите, какие растения растут в этой зоне? 4.Расскажите о дубе. 5.Расскажите о клёне. Учитель выслушивает выступление каждой группы. Добавляет и комментирует их ответы. Приблизительные ответы групп Группа № 1. 1.Тайга-это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Хвойные деревья менее требовательные к теплу. 2. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. 3. Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. 4.Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (демонстрация картины «В сосновом лесу»). 5.Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Лиственница самая распространённая порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса. Лиственницу по праву можно было бы изобразить на гербе России. 6.Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх . А вот еще одно дерево тайги. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. Вывод: тайга-это хвойный лес. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. В тайге растут такие деревья как ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна. Группа № 2. 1.Разнообразен животный мир тайги. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка. 2.Кедровка – таёжная птица. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи, но часть этих орехов она потом не находит. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться. 3.Бурундук – маленький зверёк, похожий на белку. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе. Питается кедровыми орехами. 4.Летяга – родственница белки. Но в отличие от нее летяга умеет летать, точнее планировать на расстояние до 50 метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожаные складки между передними и задними ногами. 5.Соболь – хищник. Его основная добыча-грызуны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничножили. Вывод: животный мир тайги очень разнообразен. Тайга – это дом для кедровки, бурундука, летяги, соболя, зайца, бурого медведя и других животных. Группа № 3. 1.Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья.
В зоне смешанных лесов мы можем встретить большое количество берез. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами. Посмотрите, как художник И.Левитан изобразил березовый лес. А вот осина. Она примечательна тем, что ее округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Про человека, который сильно замёрз, в народе говорят «Дрожит как осина на ветру». Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки. - Обратите внимание, какого размера листья у этих деревьев? (Небольшие) Значит в зоне смешанных лесов растут лиственные деревья с небольшим размером листьев. 2.Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. 3.В этой зоне растут дуб, клен, липа, ясень, вяз. 4.Дуб можно узнать по листьям. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба-желуди. Посмотрите на картину И.И.Шишкина «Дубы». Вот как художник передал красоту и мощь этого дерева. 5.Клён. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный. Но есть и другие разновидности клёна. Клён татарский имеет овальные листья, а у американского клёна каждый лист состоит из 3-5 листочков. А вот липа. Кора и древесина этого дерева используются очень широко. Из древесины делали заготовки для ложек. А из коры, которая называется лыко, плели лапти. Всё шло в дело. Вот откуда пошло выражение «Ободрать как липку». Вот еще деревья смешанных лесов: ясень и вяз. Какого размера листья у этих деревьев?(Большие, крупные, широкие) -Чем отличаются лиственные растения от широколиственных? (Размером листьев.) -В какой природной зоне растут лиственные деревья?(В зоне смешанных лесов) -А широколиственные деревья? (В зоне широколиственных лесов) Вывод: зона смешанных лесов получила свое название потому, что в ней как бы смешались хвойные и лиственные деревья. В смешанных лесах мы можем встретить лиственные деревья (берёзу, осину) и хвойные. В зоне широколиственных лесов растут такие растения, как дуб, клён, липа, ясень, вяз. Листья у них широкие, отсюда и название. А сейчас посмотрим, насколько вы были внимательными. Выполним задание. 1)Сгруппируйте названия пород деревьев в зависимости от места их произрастания. 2)Разгадайте «лесные» загадки. Соедините стрелками описание растения или животного и его изображение. У каждой группы на парте лежит набор полосок разных цветов. Оцените свою работу на уроке. Зеленый- я хорошо поработал на уроке, был активен и всё понял. Желтый – я хорошо поработал на уроке, но был недостаточно активен, и у меня не всё получилось. Красный - я не понял материал. Прикрепите к плакату полоску с нужным цветом. Какое красивое дерево у нас получилось! Настоящее дерево из зоны лесов. -С какой природной зоной мы познакомились на уроке?(С зоной лесов) - Какие леса образуют лесную зону?(Тайга, смешанный лес, широколиственный лес) с.95 – 102 чит., с.101 в т., Р.т. с.46 № 1, № 2 | Слайд № 1 Слайд № 2 Работа с картой Работа с электронным приложением к учебнику. Раздел «Природа России. Тундра» Слайд № 3 Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса» Слайд № 4 Слайд № 5 Работа с картой Показ учителем на карте Слайд № 6 Работа в группах Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 Слайд № 19 Слайд № 20 Слайд № 21 Слайд № 22 Слайд № 23 Слайд № 24 Слайд № 25 Слайд № 26 Слайд № 27 Слайд № 28 Слайд № 29 Слайд № 30,31 Слайд № 32 Работа с электронным приложением к учебнику. Раздел «Природа России. Леса России» На доске висит плакат с изображением дерева |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса. Тайга"
конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России"
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи: -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесо...
Урок окружающего мира по теме "Леса России".
Урок с использованием оборудования ФГОС....
Урок окружающего мира по теме Леса России в 4 классе
Через технологии системно-деятельностного подхода формировать: 1) Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.2) Умен...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Леса России. Лес и человек».
Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека, ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.Задачи:- формирование у учащихся представления о лесной зо...
Урок по окружающему миру на тему "Леса России"
Тема:Леса России.Учитель: Васина А.А.Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне;познакомить с географическим положением зоны лесов, счастями зоны лесов: тайгой, смешанным и широко...