Календарно-тематическоое планирование "Окружающий мир" 3 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; учебного плана, примерной программы основного начального образования по «Окружающему миру» с учетом авторской программы по «Окружающий мир (Мир вокруг нас)» автор А.А. Плешаков, М. Просвещение 2012г.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс - 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в 3 классе – 68 часов (34 учебные недели).
Характеристика класса: программа адресована учащимся 3 класса ГБОУ СОШ № 541 с разноуровневой подготовкой, продолжающих осваивать курс окружающего мира по УМК «Школа России».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Окружающий мир А.А. Плешаков 3 класс в 2х частях, рабочую тетрадь «Окружающий мир» 3 класс в 2х частях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Элементы содержания | Кол-во часов | Контроль | Планируемые результаты | Сроки | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
1 | Как устроен мир | Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 - 3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. | 7 | 2 | - Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы. - Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. - Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. - Развитие готовности к сотрудничеству. - Формирование адекватной и позитивной самооценки. - Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе | - Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы. - Умение осуществлять информированный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информированной избирательности, этики и этикета. - Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа. - Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. | - Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности. - Сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы - Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научного цикла - Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов - Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы - Овладение основами экологической грамотности - Понимание роли и значения родного края в природе | сентябрь |
2 | Эта удивительная природа | 19 | 2 | Октябрь-ноябрь | ||||
3 | Мы и наше здоровье | Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека. | 10 | 2 | - Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни - Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России - Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России - Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей - Расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности - Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме - Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду | Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей социальной действительности и внутренней жизни человека - Умение осуществлять информированный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информированной избирательности, этики и этикета. - Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа.
| - Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для социальной действительности. Сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий - Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области социально-гуманитарных дисциплин - Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм - Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире социума - Овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире людей, нормами здоровосберегающего поведения в социальной среде - Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России - Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед | Декабрь |
4 | Наша безопасность | 8 | 2 | Январь | ||||
5 | Чему учит экономика | 12 | 2 | Февраль-март | ||||
6 | Путешествие по городам и странам | 12 | 2 | Апрель- май |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип/форма урока | Виды деятельности обучающихся | Формы контроля | Дата проведения | Примечание |
Человек и природа. 7 часов | |||||||
1 | Природа.Ценность природы для людей | 1 | Урок - игра | - Классифицировать объекты природы, - устанавливать связи между живой и неживой природой - сознавать ценность природы для людей; - договариваться и приходить к общему решению. | Подведение итогов игры | ||
2 | Человек | 1 | Урок введения новых знаний | - отличать человека от других живых существ, - различать внешность человека и его внутренний мир; - аргументировать ответы, доказывать своё мнение. | Домашняя работа | ||
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 1 | Проектная деятельность | - находить пути решения поднимаемой проблемы, - работать в группе, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, пользоваться результатами собственной деятельности. | Индивидуальное проектное задание | ||
4 | Общество | 1 | Урок –обобщение | - определять место человека в окружающем мире; - характеризовать, что такое общество, из каких частей оно состоит; - аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | Устная проверка (опрос) | ||
5 | Общество | 1 | Урок введения новых знаний | - обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; - понимать, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; анализировать, делать выводы, сравнивать. | Домашняя работа | ||
6 | Природа в опасности.Охрана природы | 1 | Урок введения новых знаний | - осознавать необходимость ответственного отношения к природе; - извлекать необходимую информацию о Красной книге; определять влияние человека на природу; аргументировано отвечать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».Проверочная работа | 1 | Урок введения новых знаний | - делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по новой теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. | Контроль знаний - тестирование по теме | ||
Эта удивительная природа. 19 часов. | |||||||
8 | Тела, вещества, частицы | 1 | Урок-экскурсия | - различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
9 | Разнообразие веществ | 1 | Урок введения новых знаний | - различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
10 | Воздух и его охрана | 1 | Урок введения новых знаний | - исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | Домашняя работа | ||
11 | Вода | 1 | Урок введения новых знаний | - исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | Устная проверка (опрос) | ||
12 | Превращения и круговорот воды | 1 | Урок введения новых знаний | - увязывать круговорот воды с её свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поисков ответа на вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения. | Домашняя работа | ||
13 | Берегите воду | 1 | Урок введения новых знаний | - обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Устная проверка (опрос) | ||
14 | Что такое почва | 1 | Урок введения новых знаний | - исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений. | Домашняя работа | ||
15 | Разнообразие растений | 1 | Урок рефлексия | - классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | Устная проверка (опрос) | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Урок введения новых знаний | - обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям. | Домашняя работа | ||
17 | Размножение и развитие растений | 1 | Урок введения новых знаний | - объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Устная проверка (опрос) | ||
18 | Охрана растений | 1 | Урок введения новых знаний | - объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
19 | Разнообразие животных | 1 | Урок введения новых знаний | - классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
20 | Кто что ест | 1 | Урок введения новых знаний | - классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов. | Домашняя работа | ||
21 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | 1 | Урок введения новых знаний | - обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, использовать учебник, другие источники информации для получения ответов на вопросы, объяснений, подготовке собственных сообщений. | Индивидуальное проектное задание | ||
22 | Размножение и развитие животных | 1 | Урок введения новых знаний | - изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе; узнают, как развиваются и размножаются животные. | Домашняя работа | ||
23 | Охрана животных | 1 | Проектная деятельность | - объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
24 | В царстве грибов | 1 | Урок введения новых знаний | - объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы. | Домашняя работа | ||
25 | Великий круговорот жизни | 1 | Урок введения новых знаний | - объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Устная проверка (опрос) | ||
26 | Обобщение знаний по теме:«Эта удивительная природа» Проверочная работа | 1 | Урок-обобщение | - делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. | Контроль знаний - тестирование по теме | ||
Мы и наше здоровье. 10 часов. | |||||||
27 | Организм человека | 1 | Урок введения новых знаний | - объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой. | Домашняя работа | ||
28 | Органы чувств | 1 | Урок введения новых знаний | - рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья. | Устная проверка (опрос) | ||
29 | Надёжная защита организма | 1 | Урок введения новых знаний | - объяснять что такое кожи работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать. | Домашняя работа | ||
30 | Опора тела и движение | 1 | Проектная деятельность | - объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку, анализировать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
31 | Наше питание | 1 | Урок - экскурсия | - объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
32 | Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1 | Урок введения новых знаний | - выполнять правила рационального питания, использовать учебник, другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений. | Индивидуальное проектное задание | ||
33 | Дыхание и кровообращение | 1 | Урок –обобщение | - объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс. | Устная проверка (опрос) | ||
34 | Умей предупреждать болезни | 1 | Урок – презентация | - закаливать организм, предупреждать болезни. | Домашняя работа | ||
35 | Здоровый образ жизни | 1 | Урок введения новых знаний | -формулировать правила здорового образа жизни, научатся их выполнять. | Устная проверка (опрос) | ||
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».Проверочная работа | 1 | Урок введения новых знаний | - делать сообщения в устной форме, работать в группе, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. | Контроль знаний - тестирование по теме | ||
Наша безопасность.8 часов. | |||||||
37 | Огонь, вода и газ | 1 | Урок введения новых знаний, | - правильно действовать при пожаре, аварии водопроводов, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений | Домашняя работа | ||
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 | Урок – игра | - соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира, работать в группах, высказывать своё мнение. | Устная проверка (опрос) | ||
39 | Дорожные знаки | 1 | Урок введения новых знаний | - различать дорожные знаки разных групп, следовать из указаниям, анализировать, сравнивать, обобщать. | Домашняя работа | ||
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает» | 1 | Урок введения новых знаний | - брать интервью, узнают о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и служащих в органах, защищающих и спасающих людей, работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы. | Индивидуальное проектное задание | ||
41 | Опасные места | 1 | Урок введения новых знаний | - правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. | Устная проверка (опрос) | ||
42 | Природа и наша безопасность | 1 | Урок введения новых знаний | - правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | Домашняя работа | ||
43 | Экологическая безопасность | 1 | Урок обобщение | - соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, высказывать своё мнение, доказывать его. | Устная проверка (опрос) | ||
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа | 1 | Урок введения новых знаний, | - делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. | Контроль знаний - тестирование по теме | ||
Чему учит экономика. 12 часов. | |||||||
45 | Для чего нужна экономика | 1 | Проектная деятельность | - раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги, анализировать, обобщать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Урок введения новых знаний | - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений. | Домашняя работа | ||
47 | Полезные ископаемые | 1 | Урок введения новых знаний, | - различать важные полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
48 | Растениеводство | 1 | Урок введения новых знаний | - сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания. | Домашняя работа | ||
49 | Животноводство | 1 | Урок введения новых знаний | - классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания. | Устная проверка (опрос) | ||
50 | Какая бывает промышленность | 1 | Урок-обобщение | - различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
51 | Наши проекты: «Экономика родного края» | 1 | Урок введения новых знаний | - раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, работать в группах, делать сообщения в устной и письменной форме. | Индивидуальное проектное задание | ||
52 | Что такое деньги | 1 | Уроки введения новых знаний | - понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
53 | Государственный бюджет | 1 | Урок введения новых знаний | - объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
54 | Семейный бюджет | 1 | Урок введения новых знаний | - объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
55 | Экономика и экология | 1 | Урок - экскурсия | - обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».Проверочная работа | 1 | Урок –рефлексия | - делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. | Контроль знаний - тестирование по теме | ||
Путешествие по городам и странам. 12 часов. | |||||||
57 | Золотое кольцо России | 1 | Урок введения новых знаний | - находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
58 | Золотое кольцо России | 1 | Урок введения новых знаний | Устная проверка (опрос) | |||
59 | Золотое кольцо России | 1 | Урок введения новых знаний | Домашняя работа | |||
60 | Наши проекты: «Музей путешествий» | 1 | Проектная деятельность | - находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме. | Индивидуальное проектное задание | ||
61 | Наши ближайшие соседи | 1 | Урок введения новых знаний | - находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами, использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. | Устная проверка (опрос) | ||
62 | На севере Европы | 1 | Урок введения новых знаний | - рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
63 | Что такое Бенилюкс | 1 | Урок введения новых знаний | - рассказывать о странах по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
64 | В центре Европы | 1 | Урок введения новых знаний | - рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
65 | По Франции и Великобритании | 1 | Урок введения новых знаний | - рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Устная проверка (опрос) | ||
66 | На юге Европы | 1 | Проектная деятельность | 1 рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Домашняя работа | ||
67 | По знаменитым местам мира | 1 | Урок введения новых знаний | - ценить памятники истории и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним, анализировать, сравнивать, делать выводы | Устная проверка (опрос) | ||
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».Проверочная работа. | 1 | Урок-обобщение | - делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. | Контроль знаний - тестирование по теме |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методическое обеспечение
1 | 1.А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас) Школа России Сборник рабочих программ М. Просвещение 2011 | Сборник рабочих программ «Школа России» |
2 | «Окружающий мир» 3 класс Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-частях. А.А. Плешаков М.Просвещение 2013 | Учебник для общеобразовательных учреждений |
3 | А.А. Плешаков «Окружающий мир» Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2-х частях М. Просвещение 2018 | Рабочая тетрадь на печатной основе |
4 | Л.П. Анастасова. П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 3-4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций М. Просвещение 2014 | Учебник для общеобразовательных учреждений |
5 | А.А. Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба» Пособие для учащихся общеобразовательных организаций М. Просвещение 2009 | Учебник для общеобразовательных учреждений |
6 | Е.М. Тихомирова «Поурочные разработки по предмету Окружающий мир» Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 3 класс М. ЭКЗАМЕН 2013 | Методическое пособие для учителя |
7 | А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова, А.Е. Соловьева «Окружающий мир». Методические рекомендации 3 класс. М. Просвещение 2012 | Методическое пособие для учителя |
8 | И.Ф. Яценко «Контрольно-измерительные материалы» Окружающий мир 3 класс. М. ВАКО 2013 | Методическое пособие для учителя |
Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок, таблиц в соответствии с тематикой, определенной в программе по окружающего мира (в том числе в цифровой форме) |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
1 | «Окружающий мир» Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 3 класс Просвещение | диск |
Технические средства | ||
1 | Интерактивная доска | |
2 | Персональный компьютер с принтером | |
3 | Видеопроектор |
Интернет-ресурсы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ознакомления с окружающим миром 4 класс "Школа России" Тема "Путешествие по карте России"
Материал доступный, интересный....
Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Календарно-тематическоое планирование. Математика 3 класс .Школа России
Календарно-тематическоое планирование. Математика 3 класс .Школа России...
Календарно-тематическоое планирование "Окружающий мир" 3 класс Школа России
КТП 3 класс окружающий мир...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...