Урок окружающего мира
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Культурные и дикорастущие растения, 2 класс, УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kult._i_dikorast_rast._2_kl.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Дикорастущие и культурные растения
Ткачёва Елена Геннадьевна | ||
МОУ Деденевская сош | ||
Учитель начальных классов | ||
Окружающий мир | ||
2 класс | ||
Природа, 13 урок | ||
УМК «Школа России». А.А.Плешаков |
- Цель урока: формировать представления о культурных и дикорастущих растениях, формировать умение классифицировать.
Предметные результаты: изучить особенности культурных и дикорастущих растений, учить детей сравнивать и различать их.
Метапредметные результаты:
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, иллюстрация).
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия.
Личностные результаты: формирование мотивации к самостоятельной аналитической деятельности, способности самооценки своих действий.
- Урок изучения нового материала.
- Модель организации УПД младших школьников: АРМ фронтальная
- Оборудование: учебник, РТ, карточки с индивидуальными и разноуровневыми заданиями, презентация.
- Структура и ход урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера) | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1. | Адаптационный этап | 1Адапти-ровать учащихся к деятельности на уроке. 2.Выявить предвари-тельные знания и определить их границы. Создать интеллек-туальное затруднение. | Дети отгадывают загадку (растение). -О растениях. Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя: 1.К какому виду природы относятся растения? 2.На какие группы можно разделить растения?(Деревья, травы, кустарники). 3. Какой признак лежит в основе этой классификации? 4.На какие группы делятся растения по виду листвы? 5.Чем отличаются лиственные растения от хвойных? Мнения детей разделились. Испытывают затруднение. Выдвигают предположения. Ставят задачи на урок. Планируют деятельность по решению проблемы методом моделирования. | -Ребята, отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. -Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? (На доске фиксируется название понятийной грозди). Организует фронтальный опрос по предыдущей теме «Какие бывают растения?» с целью выявления предварительных знаний. Мы так много уже знаем о растениях( живая природа, делятся на деревья, кусты и травы; бывают хвойными и лиственными). Так получается, что о растениях мы уже знаем всё? А Муравей Вопросик разделил наши растения еще на 2 группы. Ставит проблемный вопрос: «Как называются эти группы и чем они отличаются друг от друга?» Предлагает с поставить перед собой задачи. Предлагает пути решения. (На карточках напечатаны этапы работы на уроке. Ребята моделируют деятельность по решению проблемы). | 8 мин. | |
2 | Основной этап | 1.Формирование знаний, действий 2.Разре-шение интеллек-туального затруднения | Отвечают на вопросы. Рассматривают слайды, делают сравнения. На основе сравнительного анализа дети выясняют, что общим признаком между этими растениями является наличие или отсутствие специальной заботы человека по выращиванию данного растения. Дети выдвигают предположения. В случае неверных ответов дети обращаются за помощью к учебнику. В процессе сравнения растений с опорой на слайды презентации дети делают вывод о том, что все культурные растения -это растения, специально выведенные человеком, которые он выращивает у себя в саду, огороде, на клумбе, дома. Аналогичную работу проводят и с дикорастущими растениями. Дети читают текст в учебнике, чтобы убедиться в том, что их выводы верны. Самостоятельно читают | Организует сократическую беседу и показ презентации. (Частично-поисковый метод) -Найдите общее и различное между елью и яблоней. - Сравните крыжовник и можжевельник. -Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха? -Какой фактор для яблони, крыжовника и помидора является общим ? А для ели, можжевельника , мать-и –мачехи? -Как называется группа растений, которая не требует заботы человека по уходу и выращиванию? - Как можно назвать группу таких растений, которые человек выращивает специально? Какова тема урока? (На доске появляется 2 уровень понятийной грозди.) Тогда ответим на главный вопрос урока: « Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?» Организует работу с учебником (с. 68) | Презентация | |
3 | Творческий этап | 1. Первич-ное закрепление знаний, действий. 2.Повыше-ние уровня формируе-мых знаний на основе применения разноуровне-вых и творческих заданий. | Зелёными фишками накрывают дикорастущие растения, а жёлтыми – культурные. Читают, отвечают на вопрос: «Почему возникли именно такие легенды об этих растениях?» С помощью учителя классифицируют культурные растения по определённым признакам. Определяют, по какому основанию для классификации Серёжа разделил культурные растения на группы, и самостоятельно в РТ дополняют эти схемы своими примерами.(Деревья, кустарники, травянистые). Составляют понятийную гроздь по основанию для классификации: какие культурные растения выращивает человек и что из них изготавливает. Комментируют. Фиксируют в тетрадях. Выполняют задания, фиксируя внимание на критериях оценивания. 1 ур. – фактологический 2 ур-описательный 3 ур.-доказательный
Подводят итоги урока. Устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели. | Проводит практическую работу в парах по сравнению и различению культурных и дикорастущих растений. Организует чтение и обсуждение легенд о растениях («Гладиолус – цветок победы», «Астра – цветок со звезды»). Учебник, ч.1, с.70. Организует классифицирование культурных растений по определённым признакам. Предлагает задания в учебнике. Организует проверку. Предлагает определить признак, положенный в основу другой схемы, и составить понятийную гроздь в тетрадях. Предлагает выполнить разноуровневые задания. Осуществляет проверку при помощи документ – камеры. В совместной деятельности ( учитель – ученик) проводит подведение итогов по вопросам учебника ( с. 71). | 22 мин |
Оценивают свои достижения, используя светофорик. Проектируют д/з: 1ур. Пересказ с. 68-71. 2 ур.-Прочитать легенды о растениях («Великан на поляне» с. 101-103). Ответить на вопрос: «Почему появились названия «кукушкины слёзки» и «одолень-трава»?» 3 ур.Придумай сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое тебе нравится. Планирование деятельности на уроке: 1.Наблюдение за растениями и их сравнение. 2.Определение темы урока 3.Выявление признаков отличия. 4. Упражнение в делении на группы. 5.Разноуровневые задания. 6. Оценка достижений. | Предлагает оценить свои достижения. Организует проектирование д/з. |
1.Понятийная гроздь.
РАСТЕНИЯ |
Дикорастущие растения | Культурные растения |
декоративные | овощные | плодовые | зерновые | прядильные |
1.Флокс 1. Огурец 1. Персик 1.Пшеница 1.Лён
2. Роза 2. Помидор 2. Айва 2. Рожь 2. Хлопок
3. Гладиолус 3.Перец 3. Сливы 3. Ячмень
2. Таблица содержания урока.
Понятие | Содержание (значение) понятия |
Прядильные растения | Растения, из которых изготавливают ткань. |
Зерновые растения | Растения, из которых изготавливают муку и крупу. |
Плодовые растения | Растения, которые специально высаживают для сбора плодов. |
Овощные растения | Растения, выращиваемые в огороде и в поле для сбора овощей. |
Декоративные растения | Растения, которые выращивают для красоты. |
Культурные растения | Растения, специально выведенные человеком и выращиваемые им. |
Дикорастущие растения | Растения, которые растут без помощи человека. |
Растения | Живые организмы, которые могут расти как без помощи человека, так и с его помощью, которые создают питательные вещества, сами ими питаются и нас кормят. |
Фактологический уровень
- Как называются растения, которые растут сами по себе, без помощи человека?
- Растения, специально выведенные человеком и выращиваемые им, называются … .
- Выбери из перечисленных растений дикорастущие: помидор, огурец, берёза, осина, полынь, рожь, пшеница, подорожник.
- Выбери из перечисленных растений культурные растения: можжевельник, мать-и-мачеха, лён, хлопок, зверобой, роза, персик, перец, лебеда.
- Накрой зелеными фишками дикорастущие растения, а красными – культурные растения:
Пион, ясень, берёза, подорожник, роза, лилия, кувшинка, липа, можжевельник, кедр.
Описательный уровень
1.Чем отличаются дикорастущие растения от культурных.
2.Определи, к какой группе относится пшеница и приведи 2-3 своих примера.
3.Подбери 2-3 растения к каждой группе.
Культурные растения:… Дикорастущие растения:…
4.На какие группы можно разделить все культурные растения? Приведи примеры.
5. Чем похожи береза и абрикос?
6. Чем отличаются берёза и абрикос?
6. Дополни схему (понятийную гроздь) своими примерами.
Доказательный уровень
1. Для чего человек занимается разведением культурных растений?
2.Что произойдёт с розой, если поместить её на необитаемый остров?
3.Подумай, нужны ли человеку дикорастущие растения. Свой ответ аргументируй.
Творческий уровень
- На какие группы ещё можно разделить культурные растения?
Придумай свою классификацию.
(По цели выращивания: для питания, для корма домашних животных, для красоты, для изготовления тканей),какая часть растений идёт в пищу, место, где выращивают культурные растения и т. д.).
- Придумай сказку о своём любимом растении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...