Конспект урока "Может ли природа существовать без животных", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке используется групповая работа, ролевая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx | 75.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Тема: Может ли природа существовать без животных?
Цель: Создать условия для знакомства учащихся с разнообразием животного мира, ролью животных в природе.
Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции:выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; учить самооценке.
Задачи:
Образовательная – сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, о взаимоотношениях в природе;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, к животному миру, воспитывать уважение друг к другу;
Развивающая – развивать умение работать в группах, развивать мышление, внимание, память.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Урок в системе других уроков: второй.
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные
Личностные
- знать, какую роль играют роль животные в природе
- знать растительноядных, всеядных животных и хищников
- уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию
- уметь группировать животных по существенным признакам
Регулятивные:
– уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения действий; высказывать и аргументировать своё мнение.
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- принимать, формулировать и сохранять учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.
Коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- слушать и понимать речь других;
-ставить вопросы, необходимые для организации взаимодействия;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
- формировать мотивацию к обучению и познанию учебной деятельности и личностного смысла учения.
Оборудование: плакат с изображением сети питания, картинки с изображением животных и растений, фломастеры, альбомные листы, клубок ниток.
Ход урока
этапы | деятельность учителя | деятельность учащихся | |
I. Орг. момент | |||
II. Актуализация знаний 1. «Мозговой штурм» 2. «Работа в малых группах» | - На какие группы делят животных в зависимости от питания? - Давайте вспомним, каких животных вы знаете? (учитель записывает на доске) (класс делится на 4 группы – «травоядные», «хищники», «насекомоядные», «всеядные», группам раздаются фломастеры и листы) - Вам необходимо из предложенного списка выбрать название животного и записать в соответствующую группу. - Обменяйтесь списками и проверьте, вы можете что – то вычеркнуть или добавить в список. (передают списки до тех пор, пока они не вернутся к начальной группе) - Теперь проверим, что же получилось. - Существуют ли связи между этими группами? | - растительноядные,хищные. насекомоядные, всеядные Называют различных животных Выписывают животных Обмениваются списками и проверяют. Один ученик выходит к доске и зачитывает список. Весь класс обсуждает правильность ответов. Да, одни животные поедают других. | |
III. Изучение нового материала 1. Беседа 2. Работа с учебником 3. Беседа 4. Проблемная ситуация. III. Закрепление 1. Ролевая игра «Сети питания» 2. Работа в рабочей тетради. | - В природе животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что все живые существа связаны между собой в цепи питания. Возьмем, например, зайца. - Чем питается заяц? Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания. На первое мест пищевой цепочки мы поставим растения. растения поедают травоядные животные, а их поедают хищные животные. - Какую можно составить цепь питания по нашему примеру? (вывешивает картинки на доску) - Какой можно сделать вывод? - Рассмотрим еще один пример – мышь. - Чем питаются мыши? - Кто питается мышами? - Какая получается цепь питания? (вывешиваются картинки) - Попробуйте сами составить цепь питания. - Мы составили несколько пищевых цепей. С чего начинается каждая из них? - Итак, что такое пищевая цепь? Вывод: пищевая цепь - взаимосвязи меду организмами, каждый из которых питается другим и , в свою очередь служит пищей третьему. - Цепи питания не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать другие хищники. Какие? - Мышь может стать добычей лисы, рыси, совы. Многие травоядные служат разным видам хищников. Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания. (вывешивается плакат) Как вы думаете, что такое сеть питания? - Ребята, а что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (убираются картинки) - Если не будет зайцев (убрать картинку) - Что произойдет с пищевой цепочкой?
-Какой вывод можно сделать? (Ученики выходят к доске. Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг, и каждый ученик-“растение” получает в руки клубок ниток. Задача остальных участников получить в руки клубок ниток от того “организма”, которым он питается, причём не обязательно от одного. Чем больше нитей будет у играющего, тем лучше. Клубки передаются от “растений” к “растительноядным животным”, от них – к “хищникам” или “всеядным”. В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения – “сеть питания”, построенная на основе многочисленных цепей питания. Причём в руках ученика-“животного” могут быть нити от разных “растений” и “растительноядных животных”.) - Какой вывод можно сделать? - Погибли все деревья. Связи начинают разрушаться. Растительноядным нечем питаться. (Так как “животное” может питаться различными растениями, то у участника-“животного” могут быть ещё нити. До тех пор, пока конец нити находится в руках “растений”, вся цепочка сохраняется. После “гибели” последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все “животные”.) - Какой вывод? -Обменяйтесь тетрадями и проверьте. ( затем какая - то пара зачитывает ответы и коллективно обсуждается) | Корой деревьев (осины, березы, ивы) или травой. Осина – заяц – волк (записывают цепь в тетрадь) -Эти животные и дерево связаны между собой. - Зерном. - лисицы - Зерно – мышь – лиса (запись в тетрадях) Дети составляют и записывают в тетрадь. (несколько ребят отвечают) - с растений – 1 звено, 2 звено- растительноядные животные, 3 звено - хищные животные. Ответы детей. Чтение текста на стр. 62 – 63 - лиса, рысь. Ответы детей -Зайцу нечего будет есть - Не будет пище лисе, волку. - Она разрушится - Если разрушить одно звено в цепи, то разрушиться вся цепочка. - Существует много связей в природе. Учащиеся выпускают нити из рук. Растительноядные тянут нить, и если конец окажется в руке, это значит, что животное погибло. - Растения важны для жизни животных. Дети самостоятельно выполняют задания № 64,65 | |
IV. Итог урока | - Что лежит в основе цепи питания? - Что лежит на вершине цепи питания? - Что образуется в результате переплетения цепей питания? | - Растения - Хищники. - Сеть питания. | |
V. Домашнее задание | - Составить пищевую сеть: 1 ряд – лес 2 ряд – тундра 3 ряд - степь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...
Конспект урока с презентацией. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе".
Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе"....
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс
Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...
Конспект урока по предмету: "Мир природы и человека" 1 класс "Домашние животные".
Конспект урока по предмету: "Мир природы и человека" 1 класс "Домашние животные"....
Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"
Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"...
конспект классного часа "Природа и мы" 2 класс вариант 1.3
конспект классного часа "Природа и мы" 2 класс вариант 1.3Цели: познакомить воспитанников с жизнью животных весной...
План-конспект классного часа "Природа и мы" 2 класс вариант 1.3
Цели: познакомить воспитанников с жизнью животных весной; развивать связную речь, внимание, память...