Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Организационный момент Создание ситуации для оценки готовности к уроку.
| Управляет оценкой готовности учащихся. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Создаёт хорошее настроение. Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Если только улыбнуться, То начнутся чудеса – От улыбок прояснятся И глаза, и небеса. Ну-ка взрослые и дети, Улыбнитесь поскорей, Чтобы стало на планете И светлее, и теплей! Организует работу с экраном настроения. - Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями?
Я надеюсь, на сегодняшнем уроке вы получите ценную информацию, которая пригодится вам в вашей жизни. | Проверяют свою готовность, отвечают на вопросы учителя.
Читают стихотворение и выполняют действия. Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.
Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: положительный эмоциональный настрой на урок; мотивация к учению. Регулятивные: оценивают себя по алгоритму: - сяду правильно; - проверю, все ли принадлежности на своих местах; - готов ли слушать учителя.
|
2. Самоопределе-ние к деятельности
| 1) Организует фронтальную работу; ведёт диалог, подводящий к теме урока. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года - Это все вокруг - … (природа). - Но всегда ли наша планета может оставаться такой прекрасной?
- Всегда ли мы, люди, относимся к нашей планете, к ее природе бережно?
- Всегда ли мы делаем только хорошее окружающему нас миру?
В наше время жизнь природы стала «тревожной». Поэтому урок сегодня необычный «тревожный». А проходить он будет под таким девизом. Наблюдай и восхищайся! Изучай и береги! | Читают стихотворение со слайда.
Высказывают предположения. Отвечают на вопросы
Повторяют девиз. | Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу; учатся высказывать своё предположение. Личностные: учитывают позицию собеседника. Коммуникативные: формулируют собственные мысли в устной форме; обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. |
3. Актуализация знаний
| 1) Организует фронтальную работу. Проверяет домашнее задание. Природа – это наше жилище, сокровищница богатств. Но её сокровища исчерпаемы и часто невосполнимы, поэтому так необходимо их беречь и охранять. Как сигнал об опасности, как предупреждение о возможной беде, которая угрожает редким и исчезающим растениям и животным, создана «Красная книга России». В «Красную книгу Мордовии» внесены редкие животные и растения нашей республики. - Что такое Красная книга?
- Почему для её обложки выбрали красный цвет?
Давайте, вспомним, какие растения и животные занесены в Красную книгу России. 2) Организует выполнение теста «Красная книга» в тетради на печатной основе (стр. 32). - Взаимопроверка по слайду. Оценивание. 3) Организует знакомство с проектами «Красная книга» Узнав о Красной книге России ребята нашего класса составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на их страницы. - Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу?
4) Организует игру «Кто быстрее найдёт ответ?» Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов. Выбранный ответ записать буквой в таблицу. 1. Почему нельзя загрязнять воду? Д) Потому, что в ней погибают организмы. М) Потому что будет некрасивый цвет воды. - Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
Б) Да, например, комар. Он больно кусается. Р) Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного. - Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
У) Потому что их осталось немного, и они могут совсем исчезнуть. Я) Потому что потом их можно будет взять домой. - Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
Г) Которым грозит полное исчезновение. А) Красивым.
5) Организует работу с толковым словарём. - Какое слово у нас получилось? (друг)
- Подберите антоним к этому слову.
- Продолжите предложение:
Друг – это …(человек, близкий по интересам.) Враг – это …(человек, стремящийся причинить вред.) - Подберите синонимы к этим словам.
Друг – товарищ, приятель Враг – противник, неприятель, недоброжелатель. - Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Объясните их значение.
- А в природе кто друзья, а кто враги?
- А человек, это часть природы?
- Каждого ли человека можно назвать другом природы?
- Почему?
- По каким действиям человека можно судить об этом?
Человек – друг Человек – враг - Кем, по-вашему, должен быть человек природе? (Другом или врагом)
|
Отвечают на вопросы.
Выполняют тест.
Проверяют тест, оценивают.
Представляют свои проекты.
Высказывают предположения.
Заполняют таблицу.
.
Отвечают на вопрос. Подбирают антоним. Продолжают предложение.
Подбирают синонимы.
Вспоминают пословицы. Отвечают на вопросы.
Высказывают предположения | Познавательные: воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат; выделяют необходимую информацию; строят речевые высказывания. Коммуникативные: формулируют собственные мысли в устной форме. Регулятивные: осознают, достаточно ли имеющихся знаний для выполнения заданий; учатся высказывать своё предположение. Личностные: мотивация к учению. |
4. Постановка учебной задачи
| 1) Организует фронтальную работу, ведёт диалог, подводящий к цели урока. - Ребята, кто догадался, о чем пойдёт речь на уроке?
- Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. («Будь природе другом!»)
169, 4585397 956230! | Ключ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | , | М | Б | Г | О | П | Р | У | Е | И | Д | Ь |
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Проверьте свои предположения.
2) Организует работу с учебником. - Прочитайте учебные задачи в учебнике стр. 92.
- Вы хотите стать настоящим другом нашей родной природе?
- А каким должен быть настоящий друг?
- А кто считает себя настоящим другом природы?
Вот сегодня мы это и узнаем. Сегодня у нас не простой урок, а урок – экзамен. А сдавать экзамен на право называться другом природы будете вы. Вот мы сегодня и проверим, кто из вас достоин называться этим высоким именем «Друг природы».
|
Высказывают предположения. Расшифровывают название темы уроков.
Высказывают предположения. Проверяют предположения..
Читают учебную задачу. Определяют учебную задачу. Отвечают на вопросы.
| Познавательные: работают с кодом (знаково-символические). Регулятивные: учатся высказывать своё предположение; определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли в устной форме. Личностные: учитывают позицию собеседника. .
|
5. Первичный этап рефлексии | Организует работу с Картой друзей природы. У каждого на парте Карта дружбы с окружающей природой. Человечек – это вы. А это – природа. - Где находитесь на пути по отношению к природе вы: близко к ней или далеко от неё?
- Отметьте, насколько вы близки с природой на данный момент, насколько хорошо знаете её «больные места», знаете, как ей помочь сейчас в начале нашего урока, насколько вы являетесь её другом.
| Знакомятся с Картой друзей природы.
Оценивают своё положение в природе.
| Личностные: осознают своё положение в природе. |
6. «Открытие» нового знания
| 1) Организует фронтальную работу. - Всегда ли человек относится к природе как к другу?
2) Рассказывает о том, к чему привела жизнедеятельность человека М. М. Пришвина называли певец природы. Писатель не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. К сожалению, жизнедеятельность человека привела к тому, что природа переживает сегодня ужасные потрясения, которые негативно отражаются на состоянии здоровья. Все чаще и чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа... - Что означает слово «Экология»?
- Где можно найти значение этого слова?
- Что наносит вред природе?
3) Организует работу в парах со схемой учебника (стр. 92) - Внимательно рассмотрите схему.
- Обсудите в парах, почему многие растения и животные встречаются все реже?
- Расскажите, по какой причине это происходит?
4) Обобщает и дополняет ответы детей Это примеры отрицательного влияния человека на природу. Из-за всего этого страдают многие животные и растения, болеют люди. Наша природа очень страдает от грубого с ней обращения. Человек – это часть природы. Люди не смогут просто жить без нее. Где бы не жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми… Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки. 5) Организует просмотр слайдов. Наша планета пока что жива, Но без защиты погибнет она! Экология – модное слово, Раньше Земля не знала такого. Банки, бутылки везде не бросали, В реку отходы и нефть не сливали, Трубы заводов так не дымили, Не было столько автомобилей. И зверей в лесах не уничтожали. Нет в лесах теперь зверей Человек ведь всех главней!!! Почему не может он Охранять, любить, ценить И природой дорожить? Человек очень долго воевал с природой, был ей врагом, а не другом. Много жалоб накопилось у природы на людей.
6) Организует просмотр мультфильма «Мальчик и Земля». - Что делает мальчик неправильно?
7) Организует инсценирование экологической сказки. - Какие жалобы накопились у зверей?
8) Организует фронтальную беседу. - Что же должен сделать человек, чтоб природа не умирала, а становилась все красивее, чтобы не исчезали навсегда с лица земли животные и растения?
- Стать природе другом или брать от неё всё возможное?
- Охрана растений и животных - проблема государственная, а мы с вами можем помочь природе?
9) Организует работу с газетой «Человек и природа». Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране. К вашей одежде прикреплен бейджик, обозначающий в каком отделе «Комитета по охране природы» вы работаете. Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды. Вам придётся самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определённом запрещающем знаке. Прочитаем, какие отделы сегодня у нас работают. (Представление сотрудников отделов) - Отдел охраны воздуха
- Отдел охраны воды
- Отдел охраны растений и грибов
- Отдел охраны животных
То, что вы видите – газета. Она называется «Человек и природа». Это необычная газета – живая. Её странички с экологическими проблемами зовут нас на помощь. Каждый круг газеты – её страничка, выполнив задания, мы узнаем, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр газеты. - Что вы в нём видите?
- Почему он грустный?
10) Организует работу в парах по выполнению заданий на Карте друзей природы. Посмотрите, сколько грязных пятен на нашей земле. Мы должны их убрать. (Каждый отдел выполняет своё задание.) 11) Организует составление свода законов о природопользовании, прослушивание отчётов групп. (По мере отчёта групп, правила прикрепляются на доску.) Мы очистили с вами воздух. Посмотрите, какое чистое небо над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким. Мы с вами очистили воду. Вода – это - жизнь. Как много стало растений в нашем лесу. Мы с вами помогли животным. Мы убрали все грязные пятна с нашей Земли. Посмотрите, она выздоровела! Ей хорошо в чистом мире. Появились птицы, звери, насекомые, расцвели красивые цветы. Закройте глазки и представьте, как хорошо в этом лесу. (Дети закрывают глазки, человечек меняется.) Посмотрите на нашего человечка. У него совсем другой вид. Человечек улыбается. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы, и его надо беречь. Сейчас я предлагаю вам озвучить получившуюся картину. 1 ряд – будете озвучивать шелест листвы (ш-ш). 2 ряд – будете голосом передавать пение птиц (фью-фью). 3 ряд – передаст жужжание насекомых (ж-ж). - Попробуем по очереди, хором. Сейчас вы услышали звуки леса.
12) Обобщает и делает вывод Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило – это крупинка ваших полученных знаний. - Так кем же должен быть человек природе (другом или врагом)?
13) Психологический тренинг Рассмотрите чашку. Наполните её до краёв любимым напитком. Постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. Она снова полна до краёв! Что же с ней случилось? Ваша чашка особая – волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой! А теперь уверенно скажите: «Это я! Я – часть природы. Я люблю природу».
|
Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.
Работают в парах.
Рассматривают схему. Обсуждают в парах.
Рассказывают, почему многие растения и животные встречаются все реже?
Рассматривают слайды, читают надписи к ним
Высказывают предположения.
Смотрят мультфильм
Анализируют поступки мальчика. Инсценируют сказку.
Отвечают на вопрос.
Высказывают предположения. Делают выводы.
Знакомятся с отделами.
Рассматривают газету.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания в парах.
Каждый «отдел» формулирует Правила поведения в природе.
Озвучивают получившуюся картинку.
Делают вывод.
Выполняют команды учителя.
Говорят слова: «Это я! Я – часть природы. Я люблю природу». | Личностные: учитывают позицию собеседника. Познавательные: находят информацию в учебной книге; строят речевые высказывания; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; осознают, достаточно ли имеющихся знаний для выполнения заданий; учатся работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения, учатся сотрудничать при выполнении заданий; обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания.
|
7. Первичное закрепление
| 1) Организует работу в парах (игра «Соедини части правил»). Проверим, какие «Правил друзей природы» вы запомнили. - Соотнесите начало и конец правил.
- Отметьте галочкой те правила, которые вы можете выполнять.
- Самопроверка по слайду. 2) Организует повторение дорожных знаков. Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. - Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения?
- При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие?
3) Организует работу по учебнику (стр. 93) Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. - Скажите, что это?
- О чем они нам говорят?
Эти «экологические знаки» запрета придумали наши герои Сережа и Надя, потому что они тоже хотят быть друзьями природы. - Что обозначают эти знаки запрета?
- Прочитайте правила, которые составили Сережа и Надя.
- Что вы хотите сказать о правилах, составленных вами и правилах, которые составили Сережа и Надя.
- Как вы думаете, они достойны называться друзьями природы? (Да)
- Давайте посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.
- Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы.)
- Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета.)
- О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки.)
Правильно. Это запрещающие знаки.
|
Соотносят начало и конец правил. Работают по карте друзей природы.
Проверяют по слайду.
Вспоминают дорожные знаки.
Высказывают предположения.
Рассматривают знаки.
Отвечают на вопросы.
Читают правила.
Сравнивают составленные правила и правила в учебнике. Отвечают на вопросы.
| Личностные: осознают ценность знаний. Познавательные: самостоятельно выделяют познавательную цель; применяют знания на практике; находят информацию в учебной книге, умеют пользоваться инструкцией; строят речевые высказывания; работают со знаками (знаково-символические); делают выводы в результате практической работы. Коммуникативные: формулируют собственные мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения. .
|
8. Закрепление и проверка усвоения
| 1) Организует выполнение задания «Соедини экологический знак с правилом»
2) Организует работу по разрешению проблемных ситуаций. Работа в парах Прочитать ситуацию в парах и решить её. (Ответы заслушиваются, после того, как вывели правило поведения, выбирают соответствующий знаки, кладут перед собой.) Ситуация «Шалаш» (1 ряд) Ситуация «Букет» (2 ряд) Ситуация «Сачок» (3 ряд) Ситуация «Птичье гнездо» (1 ряд) Ситуация «Грибное лукошко» (2 ряд) Ситуация «Как пройти» (3 ряд) Ситуация «Привал на природе!» (для всех) Ситуация «Шум в леcу» (для всех) 3) Подводит к обобщению. - Что обозначают оставшиеся знаки?
- Существуют ли другие правила поведения или мы сказали обо всех?
Дома придумайте и нарисуйте свой знак, приготовьтесь рассказать, какое правило поведения в природе он обозначает. 4) Организует работу со слайдом «Что наносит вред природе?»
5) Организует самостоятельную работу по учебнику (стр. 94). - Прочитайте рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик …».
- Отметьте на полях, какие чувства испытывали мальчики, нашедшие кузнечика. (1 вариант – отмечают чувства первого мальчика, 2 вариант – чувства второго мальчика.)
- О чём шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
- На слайде: радость, интерес, страх, возмущение, облегчение, вина. Как думаете, кто и когда мог пережить это чувство? Докажите словами текста.
- Какой поступок мальчиков вам понравился? Почему?
- А какой не понравился? Чем?
- Можно назвать героев рассказа друзьями природы? (Можно, но только одного мальчика.)
- Почему?
- Почему второго не назовешь другом природы? (Он хотел сделать больно кузнечику.)
- Как бы поступили вы?
6) Организует просмотр мультфильма «Мальчик и Земля». - Изменилось ли поведение мальчика?
| Работают по карте друзей природы. Соединяют правила и экологические знаки. Проверяют по слайду.
Работают в парах. Выполняют задания по разрешению проблемных ситуаций. Выбирают нужный знак.
Отвечают на вопросы.
Называют картинки, где показано «Что наносит вред природе?»
Читают рассказ. Делают на полях пометы.
Отвечают на вопрос.
Зачитывают предложения из текста.
Оценивают поступки героев.
Отвечают на вопросы.
Смотрят мультфильм.
| Личностные: осознают ценность знаний. Познавательные: самостоятельно выделяют познавательную цель; применяют знания на практике; находят информацию в учебной книге, умеют пользоваться инструкцией; строят речевые высказывания; работают с пиктограммой (знаково-символические); делают выводы в результате практической работы. Коммуникативные: формулируют собственные мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения. .
|
9. Закрепление. Самоконтроль. Взаимоконтроль
| 1) Организует фронтальную работу. - Может ли ежедневно каждый из нас делать маленький вклад в охрану природы?
- Как же мы с вами можем помочь природе?
- Что мы должны выполнять, чего не следует делать, чтобы не навредить природе.
- Что лично каждый из вас может сделать хорошее природе?
- Составьте план своих действий по защите природы, свои правила поведения в природе.
2) Организуют просмотр слайдов «Добрые дела старшеклассников» 3) Организует прослушивание стихотворения. - Назовите правила поведения в природе, о которых говорится в стихотворении.
4) Организует инсценирование экологической сказки. 5) Организует игру «Как гуляю я в лесу» Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко – надо уметь дружить с природой. Каждый человек, и я, и каждый из вас, может помочь природе, спасти ее, стоит только захотеть. Находясь в лесу, не забывайте правила поведения, чтобы не нанести вред природе. Я вам называю действия, а вы на правильные – отвечаете хором «ДА», а на неправильные – «НЕТ». Уверена, что все составленные вами правила помогут стать нам друзьями природы. И мы сможем всегда любоваться ее красотой, черпать у неё духовную и физическую силу, что мы сейчас с вами и сделаем.
|
Высказывают своё отношение к природе, приводят примеры взаимодействия с ней.
Составляют план своих действий по защите природы, свои правила поведения в природе. Просматривают и анализируют слайды. Подготовленные дети читают стихотворение. Слушают стихотворение. Называют правила поведения в природе. Просмотр инсценировки. Дети отвечают хором на вопросы словами «да-нет».
| Личностные: осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу. Познавательные: самостоятельно выделяют познавательную цель; применяют знания на практике; находят информацию в учебной книге, умеют пользоваться инструкцией; строят речевые высказывания; работают с экологическими знаками (знаково-символические). Регулятивные УУД: корректируют деятельность, намечают способы устранения ошибок; сравнивают с образцом; развивают навыки самоконтроля. Коммуникативные: распределяют обязанности при работе в группах. Личностные: учитывают позицию собеседника.
|
10. Релаксация (физкульминутка)
| Прогулка по лесу (Звучит приятная музыка.) Представьте, что вы гуляете по лесу, где растут душистые цветы. Вы вдыхаете их ароматы, любуетесь красотой. А вот подул тёплый ветерок и листочки на дереве как будто заговорили друг с другом. Этот разговор передался птицам, лес наполнился птичьими голосами. На эти звуки прилетели красивые бабочки, и мы любуемся их красотой. Погуляйте по лесу и возвращайтесь к нам.
|
Дети закрывают глаза, слушают музыку. Представляют, что гуляют по лесу. | Личностные: осознают ценность своего здоровья; красоту леса. |
11. Включение нового знания в систему знания и повторение
| 1) Организует самостоятельную работу по выполнению теста «Умеешь ли ты охранять природу?» 2) Обобщает и делает выводы Вот мы с вами разобрали несколько заповедей друзей природы. Конечно, это только небольшая их часть. Поэтому наша задача – изучать жизнь природы; узнавать, почему надо поступать так, а не иначе; стараться выполнять правила поведения в природе. Взрослые тоже решают проблемы охраны окружающей среды. А сейчас мы с вами посмотрим «Добрые дела нашего государства по защите нашей родной природы». Мы увидим, какие меры предпринимает наше государство по охране природы нашей страны. 3) Организует просмотр слайдов «Добрые дела взрослых» 4) Организует фронтальную беседу - Важна ли для вас эта тема и для чего мы её изучали?
- Достигли ли вы поставленных целей?
- На какой вопрос мы нашли ответ на уроке?
- Почему он должен быть другом?
- Что для природы можем сделать мы с вами?
- Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
- Ребята, давайте вспомним сказку о золотой рыбке А.С. Пушкина. В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу, строгую, щедрую, а в жадной старухе – самих себя!
- Как вы думаете, что подсказывает сказка?
5) Организует разгадывание кроссворда
6) Организует знакомство со словами М.М.Пришвина. Давайте заучим слова М.М.Пришвина. Я буду говорить первую часть, а вы продолжайте. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоёмы! В лесах, степях, горах живут редкие животные - будем охранять наши леса, степи, горы! Рыбе - вода! Птице - воздух! Зверю - лес, степи, горы! А человеку нужна Родина! И охранять природу, значит охранять Родину. Эту истину знаю от роду И ее никогда не таю: Кто не любит родную природу, Тот не любит Родину свою. В руках человека, а значит в ваших руках - красота и богатство родной земли. | Выполняют тест.
Проверяют по слайду.
Просматривают и анализируют слайды.
Отвечают на вопросы.
Делают выводы.
Вспоминают сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Соотносят с темой урока.
Разгадывают кроссворд. Продолжают высказывания.
| Познавательные: выделяют познавательную цель; применяют знания на практике; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: удерживают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения, учатся сотрудничать при выполнении заданий. |
12. Подведение итогов, рефлексия
| 1) Организует рефлексию деятельности. На доске цветок без лепестков. Но он является частью нашей природы. Жизнь ему можете дать вы. Лепестки разного цвета. Вы должны выбрать то, что относится к вам. Красный – для меня тема была важной, розовый – для меня тема была интересной, жёлтый – узнал много нового, голубой – мне всё понятно, синий – мне не всё понятно. Я предлагаю вам закрыть глазки и вспомнить, что вы сделали хорошее для человека, животного, где проявили сострадание. И у вас на душе станет светлее. - Возьмите Карту дружбы. Послушайте своё сердце, что оно вам говорит?
- Стали ли вы сейчас ближе к природе?
- Стали ли вы больше понимать её?
Уверена, что вы все обязательно будете друзьями с природой, сколько бы вам лет ни было. Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих учеников, каждый из них – это наше будущее, и каждый из них станет обязательно хорошим человеком». И закончить урок я хочу словами П. Гвоздеслава: «Я сорвал цветок, - и он увял. Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». 2) Организует исполнение «Песенки друзей природы» 3) Организация сюрпризного момента. Вам всем присваивается почётное звание «Друг природы». Вам наши гости повяжут галстучки зелёного цвета.
|
Выбирают лепесток.
Вспоминают свои добрые дела.
Работают с Картой друзей природы.
Поют песню.
Дети получают галстучки. | Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные: эмоционально «переживают» задание, выражают свои эмоции. Регулятивные: развивают навыки самоконтроля. Коммуникативные: формулируют собственные мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
13. Контроль процесса и результата учебной деятельности | - Оцените свою работу на уроке.
Я понял и могу рассказать другим. Я понял, но не могу объяснить. Я не понял. | Проговаривание критериев оценки. Самооценка. | Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке. Личностные: понимают значение знаний для человека. |
14. Информация о домашнем задании
| Обязательное: тетрадь стр. 62-63 По выбору: 1. Найти и прочитать стихотворение С.Михалкова «Прогулка». Придумать и зарисовать знаки нарушенных правил поведения в лесу. 2. Придумать и зарисовать знаки поведения на лугу, на реке, в лесу. 3. Сочинить сказку-предупреждение о правилах поведения в лесу. 4. Ноябрь в нашей школе объявлен месяцем правовых знаний. Об этом мы говорили на классных часах. Я предлагаю вам составить Экологическую Конституцию. Чьи права и обязанности можно записать в Экологическую Конституцию? |
|
|