Тестовые задания по разным предметам
тест по окружающему миру (4 класс) на тему
Тесты по предметам в 4 классе, отслеживание результата после каждой изученной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_chtenie_4_klass.doc | 296.5 КБ |
okr_mir_4_klass.doc | 1.71 МБ |
r_yaz_4_kl.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест 1
КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денёк!
В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болобочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу!
На опушке старый Камень-валун хвалится:
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы.
- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной трава показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
- Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, пускай меня благодарят!
- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка — я снег растапливаю, лёд просверливаю. Деревья и травы живой водой пою... Какая же без меня весна?!
- Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
- Ещё бы не я! Одна только я! Как начну слёзы горючие лить, как стану булькать на весь лес — вот вам и весна... Разве иначе весна начнётся?! Разве иначе...
Не успела Сосулька договорить. «Кап» — и умолкла.
Почему?
А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла.
Молчат.
И сразу стало ясно, кто весну-то делает.
(По Э. Шиму)
1. О каком времени года говорится в рассказе?__________________________
Приведи доказательства из текста._______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Где происходит действие, описанное автором? Запиши ответ._____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Между кем завязался спор?__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
В 1. Расположи перечисленные пункты так, чтобы получился план к данному тексту.
А.Как Ручей делает весну.
Б. Настоящий весенний денёк.
В. Рассказ Сосульки.
Г. Как хвалится Камень-валун.
Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.
1 | 2 | 3 | 4 |
В 2. Кто на самом деле весну делает? Приведи доказательства из текста. ______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Соотнеси слова с их значением.
Бормочут металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.
Бубенчики болтун.
Пустомеля говорят тихо, быстро и невнятно.
С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.
Кто делает весну | Как это происходит |
Камень | |
Ручей | |
Сосулька | |
Солнце |
С 2. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.
Самое интересное | Почему интересное |
Тест 2
ЧТО ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ
Псевдоним — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.
Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним — Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив таким образом его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в старших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.
Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои повести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски означает — дозорный, храбрый и бдительный воин.
31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский — сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занесло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота — отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.
Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным.
1. Что такое псевдоним? Запиши ответ._________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.
3. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запиши, пользуясь текстом, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах.
____________________________________________________________________________________________
6. Чьи произведения с интересом читают дети? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
7. Кто из писателей выбрал себе псевдоним Гайдар? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
В 1. Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Объясни письменно.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 2. Соотнеси слова с их значением.
Кумир имя, которое даётся человеку по какой-нибудь характерной для него черте.
Тараторить предмет восхищения, поклонения.
Прозвище говорить быстро, не останавливаясь.
С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.
Писатели, о которых говорится в тексте | Их псевдонимы |
1. | |
2. | |
3. |
С 2. Как псевдоним Гайдар отражал основные идеи произведений писателя? Докажи письменно.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 3. Как Корней Чуковский стал писать сказки? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 4. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.
Самое интересное | Почему интересное |
Тест 3
СИНИЦА — ПРИМЕР БЛАГОДАРНОСТИ
Когда тучи плотно заволакивают небо и идёт сильный дождь, когда снежная буря обрушивается на землю, звонкое пение маленькой синицы можно слышать сквозь шум и завывание ветра. Кажется, что маленькая птичка с какой-то необыкновенной лёгкостью переносит самую тяжелую непогоду, поражая своим жизнерадостным пением всех, кому довелось её слышать.
Пение синицы в зимнюю непогоду своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро. В холодное зимнее ненастье, когда другие птицы ищут тёплое укрытие, маленькие синички оглашают всю округу звонким радостным щебетом. Птицы как бы благодарят жизнь за то, что она дана им, и восхваляют её. Возможно, что это необычное качество — пение во время ненастья — служит причиной сравнительного долголетия синиц. Они переживают своих пернатых собратьев: продолжительность их жизни достигает девяти лет.
Поскольку птенцы синицы отличаются прекрасным аппетитом, родителям приходится постоянно искать для них корм. Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы как только находят пропитание — устраивают оживлённый гомон. Этим они подают сигнал другим синицам в округе принять участие в пиршестве.
Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек — благодарности. Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. У синиц это проявляется в разнообразии пения. С приходом весны, когда становится теплее, они меняют свою зимнюю песню на весеннюю, их щебет становится пронзительным и заканчивается продолжительным свистом. По-разному благодарят синички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.
Мы, люди, учась благодарности у маленьких желтогрудых птичек, должны всегда помнить о том, что её следует проявлять вовремя. Скажем же синичкам спасибо за живой пример благодарности.
(По материалам Американского института передового обучения)
1. Почему пение синицы зимой можно считать подвигом? Найди в тексте и подчеркни ответ.
2. Какова в среднем продолжительность жизни синичек?
3. Что, по мнению автора, является причиной долголетия синичек? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему синицы не делают запасов пищи на зиму? Подчеркни ответ в тексте.
5. За что синички благодарят мать-природу своим пением? Найди ответ в тексте и запиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чему автор предлагает поучиться у синичек? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
7. Какой должна быть искренняя благодарность, обращённая к кому-либо? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 1. Восстанови план текста (запиши номера частей).
№ _____Почему синицы не делают запасов на зиму.
№ _____Пение в снежную бурю.
№ _____За что люди могут быть благодарны синичкам.
№ _____Разнообразное пение синичек.
№ _____Пение в непогоду — подвиг синички.
В 2. Соотнеси слова с их значением.
Долголетие звонкое шумное пение птиц.
Гомон плохая погода.
Ненастье большая продолжительность жизни.
С 1. Сравни зимнее и весеннее пение синичек. Заполни таблицу, используя текст.
Зимнее пение | |
Весеннее пение |
С 2. Понравился ли тебе рассказ? Чем именно? Запиши своё мнение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 3. Подчеркни главную мысль рассказа.
А. Надо быть благодарным ко всему, что происходит в жизни.
Б. Только у синичек в природе можно научиться благодарности.
В. Синички благодарны природе за всё, что она им даёт.
Тест 4
МОРСКАЯ ВЫДРА
Из всех животных, обитающих в холодных северных морях, у одного лишь калана (морская выдра) заведено плавать на спине. Спиной к пучине1, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородного2 кальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.
Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, если случилась промашка.
Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду — предстоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присоединяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачиком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на волнах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.
А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто морской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в одну, другую сторону — всё равно в какую, лишь бы скорость развить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул3, возможность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.
В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обители, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яркого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой — так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние — главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен наибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, ценимое на вес золота, равносильно смертному приговору.
Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, — как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?
{По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)
Пучина — водоворот, морская бездна.
2 Дородный — рослый, крупный, полный.
3 Стимул — заинтересованность в совершении чего-нибудь.
1. Какой способ передвижения по воде отличает калана от других морских животных во время плавания? Укажи ответ.
а) на животе;
б) на спине;
в) боком.
2.Где обитают каланы? Укажи ответ.
а) в тёплых южных морях;
б) в океанах;
в) в холодных северных морях.
3. Как долго морская выдра может находиться под водой? Укажи ответ.
а) полчаса;
б) четыре-пять минут;
в) сколько захочет.
4. В какую погоду каланы любят играть? Отметь верный вариант.
а) в солнечную;
б) в штормовую;
в) в тихую.
Объясни свой выбор, опираясь на текст.__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем питаются каланы? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
6. Почему именно обоняние — главный и надежный страж, охраняющий жизнь калана? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.
В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста предложения, подтверждающие твой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.
А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.
Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.
В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.
В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы — заботливые матери.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.
Промашка образец, как источник для создания литературного образа.
Обитель место, где кто-нибудь живёт, жилище.
Прототип оплошность, неудача.
С 2. Какова тема текста? Укажи ответ.
а) семейство каланов;
б) жизнь каланов;
в) как питаются морские выдры.
С 3. Запиши в таблицу определения понятий.
Стимул | |
Пучина | |
Дородный |
С 4. Восстанови план текста (запиши номера частей). На пустых строчках запиши свой вариант названия частей.
А №_____ Сказочное существо — калан.
______________________________________________________________________________________
Б №_____ Заботливые родители.
______________________________________________________________________________________
В № _____ Способ плавания каланов.
______________________________________________________________________________________
Г № _____ Что помогает каланам выжить.
______________________________________________________________________________________
Д №______ Игры каланов после обеда.
______________________________________________________________________________________
Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С 5. Подумай, из какого издания взят этот текст.
а) сказки и легенды;
б) энциклопедия;
в) исторические рассказы;
г) рассказы о морских животных.
Тест 5
КАК КАКТУСЫ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ ВОДЫ
Любое живое существо, обитающее в пустыне, сталкивается с нехваткой воды. И действительно, если оно не сможет решить этой проблемы, то ему в пустыне не выжить.
Кактусу также требуется вода, но он приспособился соответствующим образом переживать долгие периоды отсутствия осадков. В обычных условиях растения расходуют массу воды. Листья забирают её из сока и выделяют в воздух.
Кактусы относятся к группе многолетних растений, способных долго сохранять воду. Большинство кактусов произрастает в засушливых районах, но их можно встретить во влажных тропических лесах, на травянистых равнинах и на морских побережьях. У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду. Кроме того, сами стволы очень толстые и покрыты защитным слоем, что также способствует сохранению воды. Колючки кактуса отпугивают животных, желающих добраться до влаги. Таким образом, некоторые взрослые кактусы могут обходиться без воды в течение двух лет. Многие кактусы, произрастающие во влажных лесах, сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок.
Кактусы регулярно цветут. Цветы превращаются в плоды, в которых созревают семена. Большинство кактусов очень красивы. При их цветении пустыня приобретает ярко-жёлтый, красный и фиолетовый оттенок, который придают соцветия, расположенные на I стеблях растений. У цветка кактуса «Царица ночи» длина каждого I лепестка может достигать 14 сантиметров.
Существуют более тысячи видов кактусов. Их родина — Южная и Центральная Америка, Мексика и юго-запад Соединенных Штатов Америки. Кактусы бывают разные — древовидные, кустарниковые, травянистые. Одни похожи на ежа, другие — на тыкву, третьи — на подсвечник. Есть крошки размером в 1 сантиметр и великаны высотой в 25 метров. Малышки весят несколько граммов, а гиганты — тонны.
Сок кактусов используется в медицине. Из стеблей и плодов этих растений изготавливают конфеты и варенье. Некоторые маленькие кактусы разводят в домашних условиях. При их выращивании в горшках необходим тщательный дренаж. Кактус необходимо поливать летом каждые четыре дня, а зимой — два раза в месяц. Поливать лучше рано утром кипяченой или отстоявшейся водой комнатной температуры. В холодное время воду слегка подогревают. Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растения.
(По материалам популярной энциклопедии для детей «Все обо всем». А. Ликум)
1. В чём состоит природная особенность кактусов? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какая проблема существует для живых существ в пустыне? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
3. Перечисли районы, в которых произрастают кактусы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. К какой группе растений относятся кактусы? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
5. В какой части кактуса сохраняется влага? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какую роль играют колючки кактуса? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В течение скольких лет и за счёт чего кактусы могут обходиться без воды? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сколько видов кактусов существует на планете? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
9. Запиши условия, при которых кактусы можно выращивать в домашних условиях.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что приводит к загниванию растения? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
В 1. Укажи предложение, соответствующее тексту.
А.Многие кактусы выращиваются в домашних условиях.
Б. Некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение нескольких лет.
В.У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду.
В 2. Докажи, что кактус полезен для человека. Заполни таблицу.
Где используется | |
Сок кактуса | Стебли кактуса |
В 3. Подумай и докажи, что кактус может обходиться без листьев.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 1. Какие виды кактусов встречаются на Земле? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 2. Укажи соответствие между словами и их толкованием.
Избыток задержка, неблагоприятная для чего-либо.
Оттенок верхняя часть стебля со сближенными цветками или листьями.
Застой лишнее количество чего-либо.
Соцветия разновидность одного и того же цвета.
С 3. Восстанови последовательность плана текста.
А _____Цветение кактусов.
Б _____ Использование кактусов.
В _____Разновидности кактусов.
Г _____Приспособление кактусов к жизни без воды.
Д _____Выращивание кактусов в домашних условиях.
Заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тест 6
КАК ЛЕСНАЯ УТКА СЛУЖИТ ПРИМЕРОМ ПОСЛУШАНИЯ
Пара лесных уток сооружает в дупле дерева гнездо для будущего потомства. Когда гнездо готово, самка начнёт откладывать яйца по одному в день, в течение примерно двух недель. Ещё до того, как утята появятся на свет, они учатся узнавать голос матери. Утка-мать «разговаривает» со своими утятами, когда те ещё находятся в яйце, а они пытаются ей отвечать.
В один прекрасный день мать даёт команду, и утята начинают проклёвываться. Через минуту или две весь выводок появляется на свет. Самое удивительное, что утята из яиц, отложенных самкой в течение двух недель, вылупляются все одновременно.
Исследования показали, что если утку устранить от высиживания яиц, то малыши после рождения не понимают команд матери и не подчиняются ей. «Разговоры» между уткой и утятами создают особое единство, которое и приводит к одновременному появлению на свет всех утят за столь короткое время. Если бы мать-утка не научилась, в свою очередь, послушанию у своих родителей, то не смогла бы научить этому будущее потомство.
Через некоторое время утка спускается вниз на землю и предлагает малышам последовать её примеру. Утятам, ещё не умеющим летать, приходится преодолевать страх и прыгать вниз с высоты почти четырнадцати метров. Призыв матери часто привлекает хищников к тому месту, где находится гнездо. Если утята не будут мгновенно повиноваться зову утки и не последуют за ней к ближайшему озеру, то оставшимся в гнезде грозит голодная смерть, или они станут добычей хищника. Безопасность малышей на воде тоже будет зависеть от того, насколько они послушны. Когда утята слышат предупреждающий сигнал матери, они должны замереть, пока опасность не минует. Для лесной утки послушание становится вопросом жизни и смерти.
В жизни людей всё тоже происходит по законам природы. Однако дети часто пытаются проявлять излишнюю активность и самостоятельность. Это не всегда приводит к удачному исходу. Если бы человек сохранил в себе природные инстинкты, то был бы более послушен и внимателен к наставлениям и советам родителей или учителей, что помогло бы ему и его потомству избежать многих неприятных неожиданностей на жизненном пути.
(По материалам Американского института передового обучения)
1. Где самка начинает откладывать яйца? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
2. Когда утка-мать начинает «разговаривать» с утятами? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
3. Почему все утята начинают одновременно вылупляться из яиц? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
4. В каком случае утка-мать не смогла бы научить своё потомство послушанию? Подчеркни ответ в тексте.
5. Почему утятам приходится прыгать за уткой с дерева? Подчеркни правильный ответ.
а) это лесные утки;
б) они не умеют летать;
в) они не умеют слезать с дерева.
6. В каком случае утятам грозит голодная смерть? Найди ответ в тексте и запиши его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В чём выражается непослушание детей? Найди ответ в тексте и запиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 1. Восстанови план рассказа. Запиши номера частей.
№ _____Если бы человек слушал советы родителей и учителей.
№ _____Подготовка к появлению утят.
№ _____Послушание для уток — вопрос жизни и смерти.
№ _____Все утята вылупляются по команде.
В 2. Соотнеси слова с их толкованием, пользуясь текстом.
Послушание все вылупившиеся утята.
Потомство подчинение требованиям старших.
Проклёвывание процесс появления птенцов из яиц.
С 1. Отметь верное утверждение.
А. Не все утята одновременно появляются на свет.
Б. Все утята появляются на свет в разное время.
В. Все утята одновременно появляются на свет.
С 2. Заполни таблицу, опираясь на текст.
Послушание | |
Непослушание |
С 3. Почему детям следует слушаться взрослых? Запиши правильный ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест 7
БАЙКАЛ
Байкал — самое древнее озеро на Земле. У этого озера, несмотря на более чем почётный возраст — 25 миллионов лет, признаков старения нет до сих пор.
Байкал по-бурятски значит «огненное место». Если вы не были на Байкале зимой, то удивитесь: почему огненное место? Ответ прост — сибирский мороз в сочетании с суровыми ветрами обжигает не только руки и лицо смельчаков, вышедших на лёд озера, кажется, что он проходит насквозь, и пылать начинает всё тело. А если перетерпеть холод и дождаться заката — жёлто- красное зарево, отразившись на зеркальной поверхности озера, напоминает пылающий костёр.
С горящим озером связана масса легенд и загадок, и главная из них — огромный Шаман-камень, непонятно откуда взявшийся прямо в середине истока Ангары. Когда-то именно он преградил дорогу русским купцам, решившим завоевать эти земли. Они почти дошли до озера-моря и даже услышали шум волн, но внезапно прямо перед ними вырос камень, настолько огромный, что обойти его было просто невозможно. Когда купцы смогли выйти на берег моря, то пришли в самый настоящий восторг от мощи Байкала. А каменная глыба так и осталась лежать том в месте, где река вытекает из озера, и зовут её люди Шаманским камнем.
Байкал кристально прозрачен и очень глубок. Максимальная глубина — 1682 метра. В озере содержится пятая часть мировых запасов пресной воды, пригодной для питья. Эта вода уникальна по своей чистоте. Благодаря деятельности микроорганизмов, одних только разновидностей которых насчитывается около тысячи, состав воды близок к дистиллированной, то есть очень чистой. Такую воду обычно получают для лечебных целей в химической лаборатории.
По другой версии Байкал — «богатое озеро»: по-тюркски «бай» — богатство, «куль» — озеро.
В Байкале водится более 2600 видов животных и более 100 разновидностей растительных организмов, причём многие, вроде визитной карточки озера — омуля, встречаются только здесь. Ещё на Байкале можно увидеть уникальное типичное морское млекопитающее — нерпу.
Об этом озере сложено много песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит большая любовь и почитание. Это внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озёр земного шара.
Если вы захотите совершить путешествие к Байкалу, то можете воспользоваться Кругобайкальской железной дорогой, уникальным сооружением человеческой мысли. Эта дорога построена в начале XX века чуть ли не вручную. На строительство дороги ушло немало сил. Её фактически прогрызали, строя мосты и туннели, количество которых явно превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Этими мостами, туннелями, заброшенными полустаночками, идеально гармонирующими с буйной природой, дорога и интересна.
Поезжайте к жемчужине Земли — Байкалу, и всё это вы сможете увидеть сами.
(По материалам популярной энциклопедии для детей «Все обо всем». А. Ликум)
1. Почему Байкал называют «огненным местом»? Объясни письменно.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где находится Шаман-камень? Подчеркни ответ в тексте.
Кому по легенде Шаман-камень преградил дорогу? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
4. Почему вода в Байкале близка к дистиллированной? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какая вода называется дистиллированной? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
6. Какие редкие животные водятся в Байкале? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.
А. Путешествие по железной дороге к Байкалу.
Б. Животный и растительный мир Байкала.
В. Байкал — «огненное место».
Г. Легенда о Шаман-камне.
Д. Что выражено в песнях и стихотворениях о Байкале.
Заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В 2. Используя текст, докажи, что Байкал является самым крупным хранилищем пресной воды.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Соотнеси словосочетания с их значениями.
Уникальные организмы чистая без примесей.
Дистиллированная вода очень гладкая.
Зеркальная поверхность редко встречающиеся.
С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.
Пояснения названия озера | Доказательства из текста |
1 |
С 2. Докажи, что Кругобайкальская железная дорога является чудом человеческой мысли.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни почему.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест 8
МОЖНО ЛИ У БЕЛКИ НАУЧИТЬСЯ ПРАВДИВОСТИ?
У каждой белки в лесу обычно есть своя территория, около полукилометра в округе. Белка великолепно помнит все тропинки и маршруты как на земле, так и на деревьях. Это позволяет ей прекрасно справляться с ролью лесного дозорного.
У белок необычайно острое зрение, и со своего наблюдательного поста высоко над лесом они способны замечать врагов на значительном расстоянии. Чтобы определить точное расстояние, на котором находятся непрошенные гости, белка быстро двигает головой вверх и вниз. Это самый верный способ. Как только белка замечает незваного пришельца, она издаёт звонкие резкие звуки, сопровождающиеся топанием и размахиванием хвостом. Её сигналы слышны на расстоянии 400 метров. Если враг приближается, белка встречает его громкими хрипами и щёлканьем. Многие животные в округе прислушиваются к её сигналам, особенно лоси и олени — белка никогда не обманет и вовремя предупредит об опасности.
Врагов у белки много, ей угрожают рыси, норки, ласки, ястребы, совы. Эти хищники охотятся и на других мелких животных, При большом количестве врагов белке приходится быть предельно осторожной. Но она никогда не уклоняется от своих обязанностей дозорного. Перед лицом опасности белка проявляет необычайную смелость. Зачастую, завидев врага, она сбегает по стволу
дерева навстречу ему, даже если этот враг намного превосходит её по размерам.
Большую часть времени белки проводят в одиночестве, хотя их можно видеть и весело гоняющимися друг за другом. Свою дозорную службу, как и заготовку орехов, белка осуществляет одна. На протяжении всей жизни каждая белка в среднем собирает до 350 килограммов орехов и шишек. Запасы она прячет в основном на своей территории.
Часть этих запасов белка выкапывает и съедает, а оставшиеся орехи и семена прорастают, пускают корни и становятся в будущем наблюдательными вышками для следующих поколений белок. Надо же, чтобы кто-то из лесных жителей правдиво и своевременно предупреждал обитателей леса об опасности.
(По материалам Американского института передового обучения)
1. Как велика территория, на которой обитает белка? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
2. Что делает белка, чтобы определить точное расстояние, на котором находятся непрошенные гости? Запиши ответ.________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
3. Что делает белка при приближении врага? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему звери в округе прислушиваются к сигналам белки? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кто представляет опасность для белки? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
6. Что обычно запасает белка? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
7. Что происходит с несъеденными запасами белки? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 1. Восстанови план рассказа. Запиши номера частей.
№ _____Запасливая белка.
№ _____Территория белки.
№ _____Смелый зверёк.
№ _____Вышки для будущих белок.
№ _____Белка предупреждает зверей об опасности.
В 2. Установи соответствие между словами и их толкованием.
Дозорный житель данного места.
Пришелец зоркий наблюдатель.
Обитатель незваный, неожиданный гость.
С 1. Почему белку называют лесным дозорным? Подчеркни ответ.
а)хорошо знает свою территорию;
б)первой замечает пришельца и предупреждает об опасности лесных обитателей;
в)не боится врага и сбегает с дерева ему навстречу.
С 2. Заполни таблицу.
Качества белки | Доказательство из текста |
Хороший дозорный | |
Смелый зверёк |
С 3. Докажи, что не съеденные белкой запасы не пропадают даром.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест 9
СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР
На берегах Байкала много небольших плоских камней. Под ними живут червячки, жуки, муравьи, куколки. Камни очень удобно переворачивать когтями. Сюда с гор и спустились Медведица с Медвежонком.
К вечеру над Байкалом потянулись длинные облака. Медведица беспокоилась не напрасно. Это шла непогода. Дикие звери не боятся дождя, снега или ветра. Они только укрываются в густых чащах леса. Ложатся под толстые наклонившиеся деревья. Можно укрыться среди скал. Там всегда есть укромное место.
Медведица хорошо знала эти горы. Она помнила, что вот за тем лесом есть скалы. Среди скал растут очень колючие кусты ольхи. Там Медвежонок не промокнет, если пойдёт дождь. Все дикие животные предчувствуют непогоду за много часов. Они не ошибаются. И медведи тоже. Им, наверное, кажется, что воздух становится влажным и он не так пахнет. Надо успеть спрятаться. Медвежонок тоже чувствовал какую-то вялость. Ему уже не хотелось бегать и резвиться. Это потому, что в воздухе падало давление.
Как только они укрылись, с гор поползли чёрные, тяжёлые тучи. Они не летели по воздуху, а ползли прямо по склонам гор, как кисель. Вид у них был зловещим. И тут раздался гул. Он становился всё сильнее. Как будто низко летел самолёт. На Байкале все знают, что это ветер. Сарма — самый сильный ветер, дующий с Байкальских гор. Он засвистел, завыл в скалах, где укрылись медведи. Стало темно. Медвежонок ничего подобного никогда не слышал. Ему казалось, что мёртвые камни, деревья и корни ожили. Они визжали, стонали, ревели, скулили. Близко растущие деревья били ветвями по скалам. Как будто по лесу ходили огромные страшные звери. Под их ногами хрустели камни. С оглушительным треском ломались деревья. Звери собирались достать Медвежонка! Он прижался к маме. Она легонько положила на него лапу и тихо го- ворила: «Мрр-мрр-мрр». Сквозь навалившийся сон Медвежонок слышал: «Ничего страшного, это ветер. Он скоро кончится».
И ветер кончился, небо постепенно светлело, а затем показалось солнышко. Медведи вышли из убежища. Всё было неузнаваемым. Большая старая сосна переломилась. Ветер отбросил её вниз по склону. Корни, вывернув землю, торчали в небо. Всюду валялись зелёные сучья. Со скалы упал огромный камень и укатился вниз. Там он поломал молодые деревья.
Снова в лесу было светло и тихо. Но теперь Медведица не пошла к Байкалу. Она повела Медвежонка выше в горы, туда, откуда прилетел этот страшный ветер. Там, высоко в горах, медведи будут жить всё лето. Там очень сыро, потому что всюду маленькие озерки. Это тающий снег. По берегам озерков много свежей зелёной травы, много разных насекомых, много мышей, много бурундуков. А в норе у бурундука вкусные кедровые орешки.
(По С. Устинову)
1. Где медведи укрывались во время непогоды? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
2. Как, по мнению автора, медведи определяют, что скоро начнётся дождь? Подчеркни ответ в тексте.
3. Что такое сарма? Запиши ответ. ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
4. Куда повела Медведица Медвежонка после бури? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему Медведица повела детёныша выше в горы на всё лето? Подчеркни ответ в тексте.
В 1. Запиши словосочетания, которые можно составить со словом «Байкал» (используй текст).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 2. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.
а) путь медведей в горы;
б) разыгравшаяся непогода;
в) как медведи укрываются от непогоды;
г) предчувствие непогоды животными;
д) картина, представшая перед нами после непогоды.
Заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.
Непогода играть, веселиться, вести себя шумно.
Резвиться жалобно повизгивать, выть.
Скулить плохая погода, ненастье.
С 2. Какая картина предстала перед тобой после чтения рассказа? Заполни таблицу, опираясь на текст.
Во время непогоды | |
После непогоды |
С 3. Что показалось тебе наиболее интересным в этом тексте? Заполни таблицу.
Самое интересное | Почему интересное |
Тест 10
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГЕРОЙ
10 февраля 1887 года в очень бедной семье Ивана Степановича и Екатерины Семёновны появился шестой ребёнок. Мальчик родился раньше времени и был очень слаб. Никто не мог предположить, что его будущее — в спасении народа от истребления, от воинских лишений, что за свой ратный подвиг и смелость он получит высшие награды России.
Ребёнок был таким крохотным, что помещался в тёплой рукавичке, в которой родители грели его в печке, когда она немного остывала после топки. Отец вырезал для малыша деревянную кружку. В ней мальчик мог сидеть по горло в тёплой воде и вставать, держась руками за края. Родители следили за тем, чтобы он не простыл и не заболел. Через десятки лет потомки легендарного героя Гражданской войны начала двадцатого столетия гадали, что за странные вещицы так бережно хранились у него в сундуке. Выяснилось, что это не рукавичка, а первая постель будущего командира дивизии, и не кружка, а его ванна.
Чапаевы жили бедно в Балаково и в Чебоксарах. Всей семьёй часто ездили они на заработки в другие города, стоящие на великой Волге. Старшие сыновья работали в плотницкой бригаде, вместе с отцом, а мать занималась домашним хозяйством и воспитывала младших детей. Когда Василий подрос и начал плотничать, ему очень понравилось строить жилые дома и деревянные храмы. Трудолюбие, послушание и забота о ближних легли в основу мужского характера будущего героя. Однажды юноша работал на самой маковке церкви, посмотрел вниз, голова у него закружилась, он сорвался и упал. Однако Василий Чапаев очнулся на жёсткой земле без переломов, ушибов и царапин. Возможно, Бог берёг его для будущих подвигов.
Когда немцы во время Первой мировой войны заняли крепость Перемышль и непрерывно обстреливали позиции русских, Чапаев не поднимал измученных голодом и болезнями людей в бой. Положение солдат было очень тяжёлым, полк не имел связи с основными частями русской армии, солдаты мёрзли под осенним дождём. Василий Иванович сам по многу дней пропадал в разведке и однажды, вернувшись, доложил своему командиру, как и когда бойцов можно вывести из окружения. Он узнал, что у немцев скоро праздник, им будет не до военных действий. В ближайшую же ночь русские войска бесшумно покинули свои позиции. За спасение полка Василий Чапаев получил высшую награду — Георгиевский крест первой степени.
Серебряный крест на Георгиевской ленте воинской славы был учреждён для поощрения храбрости и мужества солдат и офицеров. Его можно было получить только за конкретный подвиг на поле сражения, при обороне крепостей и на водах. Позже этот знак воинской доблести, храбрости, верности Родине был разделён условно на четыре степени. Василий Иванович Чапаев стал полным кавалером Георгиевского креста (имел все четыре степени этой воинской награды XIX века).
Василий Иванович Чапаев стал легендой для следующих поколений. Его военные подвиги во время Гражданской войны поражали очевидцев, а теперь восхищают историков. Чапаев всегда старался решать боевые задачи с наименьшими потерями для обеих сторон, ведь гражданская война — вражда граждан внутри своей страны...
(По материалам журнала «Русский дом», М. Дмитрук)
1. Каким по счёту ребёнком в семье был Василий Чапаев? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
2. Как родители выхаживали слабого младенца? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем занимался Василий Чапаев вместе с отцом в юности? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
4. Что произошло с Чапаевым во время строительства церкви? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В чём состоял патриотизм Василия Чапаева? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. За что Чапаев был удостоен первой боевой награды? Запиши ответ, пользуясь текстом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сколькими степенями знака военного отличия был награждён Василий Иванович Чапаев? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
В 1. Восстанови план рассказа (пронумеруй части).
№_____ Историческая рукавичка и кружка.
№ _____Первая награда Василия Чапаева.
№ _____Появление младенца.
№ _____Борьба с наименьшими потерями.
№ _____Становление характера героя.
№ _____Полный Георгиевский кавалер.
В 2. Кто считается полным кавалером Георгиевского креста? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 1. В чём состоял патриотизм Василия Ивановича? Подчеркни правильный ответ.
а) в храбрости и бесстрашии;
б) в том, чтобы сберечь солдат;
в) в героических подвигах.
С 2. Заполни таблицу.
Забота о младенце | Доказательства из текста |
С 3. Почему Чапаев хранил в сундуке рукавицу и кружку? Напиши своё мнение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест 11
У КОГО МОЖНО НАУЧИТЬСЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ
Понятие организованности предполагает собранность, слаженность, продуманность во всех делах. Организовать что-то — значит привести в порядок или сделать какое-либо дело в точно установленный срок, вовремя. Можно ли научиться организованности? Как преодолеть свою несобранность, которая приводит к беспорядку? У кого можно поучиться организованности?
Заглянем в лес. Вот бурундук переносит свой корм в защёчных мешочках — делает запасы на зиму. Он вынужден быть организованным — это вопрос выживания. Главное занятие бурундука состоит в том, чтобы заготавливать корм на долгие зимние месяцы. Благодаря организованности этому зверьку удаётся сократить число передвижений до минимума. Бурундук знает, что каждый раз, когда он покидает свой подземный дом, рискует быть замеченным каким-нибудь хищником.
Находя в поле или в лесу орехи, пшеничные и кукурузные зёрна, бурундук набивает ими защёчные мешочки и спешит к норе. Он мог бы без труда уместить во рту до 30 зёрен кукурузы или до 60 семечек подсолнуха. В норе у него обычно бывает от трёх до шести кладовых, есть туалет, спальня и детская. Имеется также «слуховой пост», который позволяет ему улавливать звуки приближающейся опасности. Каждый уголок норы имеет строгое назначение.
Чистоплотность для бурундука — составная часть организованности. Когда зверёк роет нору, он отбрасывает землю в сторону, подальше от своего жилища, чтобы в дождливую погоду не образовывалось грязного месива. Кроме того, кучи грунта могут привлечь внимание хищников. А в свою «туалетную комнату» бурундук приносит пучки сухой травы и другие впитывающие материалы, чтобы резкие запахи не выдали хищникам место его обитания.
Если бурундук обнаружит, что в запасах появилась плесень, он сразу вытаскивает подпорченные зёрна из кладовой — плесень быстро распространяется, всё сгниёт, и летние труды пропадут. Зверёк выносит свои запасы в защёчных мешочках, раскладывает их снаружи и высушивает. При этом бурундук старается экономить время и энергию и сокращает число передвижений.
Бурундука легко приручить, если регулярно подкармливать орехами и зёрнами. Только вот будет ли уютно ему жить рядом с человеком, который не умеет также чётко организовать свой распорядок дня и жизненный уклад? Стоит поучиться у этого лесного жителя такой высокой организованности!
(По материалам Американского института передового обучения)
1. Что такое организованность? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как носит в нору свои запасы бурундук? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
3. Почему бурундук старается меньше перемещаться во время заготовки запасов? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
4. Зачем бурундуку нужен «слуховой пост» в норе? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Для чего бурундук, когда роет свою нору, отбрасывает землю подальше от будущего жилища? Запиши ответ._______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
6. Почему бурундук борется с плесенью? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чему, по мнению автора, человек может научиться у бурундука? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
В 1. Восстанови план текста, проставь номера частей.
№ _____Надо ли приручать бурундука.
№ _____Запасливый зверёк.
№ _____Чистоплотный зверь.
№ _____Что такое организованность.
№_____ «Квартира» бурундука.
В 2. Установи соответствие между словами и их толкованием.
Бурундук звериное жилище.
Нора лесной зверёк.
Кладовая часть норы для хранения запасов.
С 1. Почему бурундук является организованным зверьком? Подчеркни правильный ответ.
а) носит запасы в защёчных мешочках в свою нору;
б) делает всё в точно установленном порядке;
в) содержит в чистоте своё жилище.
С 2. Заполни таблицу.
Качества бурундука | Доказательства из текста |
Организованность | |
Чистоплотность |
С 3. Стал бы ты приручать бурундука? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест 12
ВЫБОР ПУТИ
У верховного греческого бога Зевса и смертной женщины Алкмены родился сын Геракл.
Когда Геракл немного подрос, Амфитрион (муж Алкмены) стал его воспитывать и учить всему, что должен уметь и знать воин: стрелять из лука, владеть мечом, метать копьё, биться на кулаках, управлять конями. Царь хотел также, чтобы Геракл стал просвещённым человеком и знал толк в науках и искусствах. Но юноша не отличался прилежанием, и часто учителя были им недовольны. Геракл вырос очень сильным, и Амфитрион стал опасаться, чтобы он не натворил чего- нибудь, поэтому отослал его в горы пасти стада.
К двадцати годам Геракл вернулся в Фивы, готовый к подвигам и жаждущий испытать свои силы. Вскоре после этого к нему явился гонец от царя Микен Еврисфея и сказал, что его господин требует, чтобы Геракл, повинуясь воле богов, явился служить ему. Двенадцать раз должен Геракл выполнить то, что прикажет ему Еврисфей, — тогда царь обещает отпустить его. Друзья уговаривали юношу не слушать царя и остаться в Фивах. Геракл знал, что силой нельзя принудить его служить Еврисфею, но мысль о подвигах, которые он мог совершить, волновала его.
В глубоком раздумье, полный сомнений, возвращался он однажды домой и на распутье увидел двух женщин, идущих к нему с двух сторон. Одна была в простой белой одежде, гладко причёсана. Глаза её смотрели ясно и прямо, все движения были спокойны и свободны. Неторопливо, с достоинством подошла она к Гераклу и дружески приветствовала его. Другая женщина была очень красива. Яркий пёстрый наряд подчёркивал её красоту, лицо было набелёно и нарумянено, волосы заплетены в множество мелких кос, на руках звенели золотые браслеты, и она шла, точно танцевала. Легко подбежала она к Гераклу, взяла его нежно за руки и сказала, заглядывая в глаза:
— Ты сомневаешься и раздумываешь... Брось, не утруждай себя думами. Жизнь прекрасна, и в ней столько удовольствий! Живи приятно для себя. Жизнь — весёлый праздник, и единственная забота — получать как можно больше удовольствий! Счастлив тот, кто может прожить свою жизнь, как гость на пиру: без трудов и забот! Идём со мной, и ты будешь счастлив!
Так говорила красавица и тянула Геракла за собой. Очарованный, смущённый, он уже готов был последовать за нею, но другая женщина остановила его.
-Стыдись! — сказала она презрительно. — Боги дали тебе могучую силу, а ты хочешь бездельничать и пировать, пользуясь трудами других, как беспомощное дитя. Сильный распоряжается жизнью как хозяин, он сам делает её прекрасной — борется со злом и очищает землю от чудовищ и врагов. Сила и ум даны человеку для борьбы. Чем сильнее человек, тем труднее его жизнь.
-Пойди за ней, и ты не узнаешь радости, не будешь иметь ни покоя, ни отдыха, — смеясь, сказала красавица.
-Отдых хорош после работы, — возразила первая женщина. — Покой даёт человеку спокойная совесть. А самая большая радость для героя — знать, что ты сделал что-то доброе и не зря жил на земле. Сегодня праздник, завтра пир — и душа опустошается, скука бродит по дому. Печальна судьба человека, который всю жизнь только гость на чужом пиру. Когда-нибудь окончится пир, и он останется один на пустынной улице. Кому он будет нужен? Лишь тот, кто потрудился в молодые годы, заслужит почёт и беззаботную старость. В битвах, в походах, в единоборстве с чудовищами, в сражениях с врагами счастье героя!
При этих словах лицо женщины засияло необыкновенным светом, и Геракл, оставив красавицу, воскликнул:
-Богиня, я иду за тобой!
Мгновенно исчезли обе женщины, словно это всё привиделось Гераклу. Но теперь весело и решительно он поспешил домой — Геракл знал, что ему делать.
-Я иду в Микены, — сказал он родным. — Я должен исполнить волю богов и совершить двенадцать подвигов, которые потребует от меня Еврисфей.
(По материалам книги В. Смирновой «Мифы Древней Греции»)
1. Кто такой Геракл? Подчеркни правильный ответ.
а) сын царя Микен;
б) злодей;
в) сын Зевса;
г) кентавр.
2. Кто стал воспитывать Геракла, когда он подрос? Подчеркни правильный ответ.
а) царь Микен;
б) Зевс;
в) Амфитрион;
г) родные.
3. Кого встретил Геракл по пути домой? Подчеркни правильный ответ.
а) кентавра;
б) Ареса;
в) Еврисфея;
г) двух женщин.
4. Что говорила герою первая женщина? Подчеркни правильный ответ.
А. Сила и ум даны человеку для борьбы.
Б. Идём со мной, и ты будешь счастлив.
В. Богиня, я иду за тобой.
Г. Я иду в Микены.
5. Что сказала герою вторая женщина? Укажи верный ответ.
А Чем сильнее человек, тем труднее его жизнь.
Б. Жизнь — весёлый праздник, и единственная забота — получать как можно больше удовольствий.
В. Боги дали тебе могучую силу, а ты хочешь бездельничать и пировать, пользуясь трудами других, как беспомощное дитя.
Г. Останься в Фивах.
6. Отметь предложение, в котором заключена главная мысль текста.
А. Жизнь — весёлый праздник, и единственная забота — получать как можно больше удовольствий.
Б. «Я иду в Микены, — сказал он родным. — Я должен исполнить волю богов и совершить двенадцать подвигов, которые потребует от меня Еврисфей».
В.Лишь тот, кто потрудился в молодые годы, заслужит почёт и беззаботную старость.
Г. Живи приятно для себя.
В 2. Установи соответствие между словами и их значением.
Раздумье неуверенность, недоумение при разрешении какого-либо вопроса.
Сомнение героический самоотверженный поступок.
Распутье состояние сосредоточенности, задумчивости.
Подвиг перекресток двух или нескольких дорог.
С 1. Кто направил Геракла на правильный путь? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
С 2. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.
А. _____Выбор Геракла.
Б. _____ Встреча с женщинами.
В. _____Воспитание Геракла.
Г. _____Условие царя Микен.
Заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
Тест 13
ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ
Современников этого человека поражала его необычная, яркая личность. Одних он восхищал, в других вызывал зависть и злобу.
Вся жизнь великого русского полководца прошла в боях и походах. На карте много мест, связанных с победами Суворова. Во время русско-турецкой войны противник высадил на берег Чёрного моря пятитысячный отряд. Численность войск у Суворова была значительно меньше, но благодаря умелому руководству русские победили. При сражении у реки Рымник у Суворова было всего 25 тысяч солдат против стотысячного войска турок. Но полководец был убеждён, «что воюют не числом, а умением». Он атаковал первым. Бой длился целый день. Была одержана блестящая победа. В Швейцарии уже старый полководец — ему в то время было почти 70 лет — с боями провёл своих солдат через заснеженные горы — Альпы. Солдаты мёрзли, голодали, но шли вперёд за своим полководцем.
В чём сила Суворова? Что помогало ему всегда побеждать? Первую свою победу Суворов одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Мальчик был очень болезненный, худой, невысокого роста. Но в слабом теле жил могучий дух. Он начал закалять себя: в любую погоду скакал на лошади, бегал, прыгал, плавал, приучал себя к холоду, одевался легко, ел простую пищу. Отец не хотел отдавать его в военную службу. Но мальчик увлекся историей военного дела, зачитывался книгами о знаменитых сражениях, трудами великих полководцев, особенно Юлия Цезаря. Суворов поставил себе цель — стать воином. Когда ему было 11 лет, к ним в гости приехал друг отца, старый генерал. Поговорив с мальчиком, он понял, как серьёзно и настойчиво стремится к своей цели его юный собеседник, и посоветовал отцу не препятствовать призванию сына. Совет был принят.
В 17 лет Суворов начал армейскую жизнь. С увлечением постигал он трудную солдатскую науку: учился стрелять, владеть штыком, саблей. Никогда не забывал о книгах. «Необходимое условие генералу, — говорил он, — непрерывное образование себя науками с помощью чтения». Суворов отлично знал историю, географию, несколько иностранных языков, любил и поэзию. Постоянным трудом развил полководец свой ум. Это помогало ему находить правильные решения во время сражений.
Александр Васильевич Суворов был человеком высокой культуры. Он умел понимать и уважать подчинённых — офицеров и солдат. «Мне солдат дороже себя», — говорил он. В армию приходили тогда молодые солдаты (рекруты) из крепостных крестьян, неумелые, неграмотные. Суворов умел их так обучить, что они становились «чудо-богатырями». Он воспитывал в солдатах патриотизм, человеческое достоинство, уверенность в своих силах, храбрость, находчивость. Учил тому, что нужно на войне: быстрой реакции и неутомимости в походе, ловкости и дерзости в штыковой атаке, меткой стрельбе. «Смерть бежит от сабли и штыка храброго», «Испуган — наполовину побеждён», — внушал Суворов своим солдатам. Во время учений с солдат пот тёк градом.
«Тяжело в ученье, легко в бою», — подбадривал их Суворов. Полководец заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он был всегда с ними, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Вот в бою дрогнули солдаты перед многочисленным противником, побежали. Суворов бросается к ним, бежит впереди: «Так, ребята, заманивай, заманивай!» Смешно стало солдатам. И стыдно. А Суворов уже приказывает остановиться, повернуть и — вперёд, в штыки, ура!
Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и одерживали победы.
Теперь мы знаем, что помогало Суворову всегда побеждать. Каждый, кто познакомится с жизнью Суворова, может научиться у него смелости и стойкости, любви к книгам и знаниям, преданности Родине, честности, верности в дружбе, презрению к лжи и лести.
(По материалам детской энциклопедии «Язык и литература»)
1. Какую первую победу одержал А. В. Суворов? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
2. Опиши, как одержал свою первую победу будущий полководец.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему отец А. В. Суворова не хотел отдавать его в военную службу? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
4. Чем увлекался Александр Васильевич в детстве? Выпиши из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую цель Суворов поставил перед собой будучи юным? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
6. Во сколько лет А. В. Суворов начал армейскую жизнь? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
7. Что помогало Александру Васильевичу находить правильные решения во время сражений? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпиши из текста несколько фраз А. В. Суворова о военном деле, которые стали крылатыми выражениями.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие именно качества помогали А. В. Суворову всегда побеждать? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. За что солдаты любили А. В. Суворова? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 1. Выпиши из текста доказательства того, что Суворов был человеком высокой культуры.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 2. Почему «солдаты мёрзли, голодали, но шли за своим полководцем»? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.
А. _____Воспитание и обучение «чудо-богатырей».
Б. _____Победа в русско-турецкой войне.
В. _____Учимся у А. В. Суворова.
Г. _____ Начало армейской жизни.
Д. _____ Первая победа А. В. Суворова.
Заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С 1. Соотнеси слова с их лексическим значением
Зависть преданность и любовь к своему Отечеству.
Злоба чувство раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
Преданность угодливое восхваление.
Лесть чувство досады, вызванное успехом другого.
Патриотизм любовь и верность к кому-либо, чему-либо.
С 2. Докажи цитатами из текста, что Суворов в трудных ситуациях мог одной лишь шуткой подбодрить своих солдат и повести их вперёд.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 3. Докажи цитатами из текста, что человеческие качества великого полководца помогали ему в военной службе.
Качества | Применительно к военной службе |
Любовь к чтению | |
Преданность | |
Патриотизм | |
Стойкость | |
Смелость |
С 4. Докажи, что Суворов добился цели, которую поставил перед собой в детстве.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 5. Запиши в таблицу разные мнения о будущей военной службе А. В. Суворова.
Мнение А. В. Суворова | Мнение отца А. В. Суворова | Мнение друга отца |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
4 класс
Тест № 1. Слово. Предложение. Текст
- Укажи правильную формулировку.
Предложение – это: а) слова с одинаковым корнем;
б) слова, написанные в один ряд;
в) слова, связанные между собой по смыслу.
- По цели высказывания предложения бывают:
а) восклицательные, невосклицательные;
б) повествовательные, вопросительные, побудительные.
- В конце побудительного предложения стоит:
а) восклицательный знак; б) знак вопроса; в) точка.
4. Повествовательным называется предложение, в котором:
а) о ком-то или о чём-то спрашивается;
б) о ком-то или о чём-то рассказывается.
5. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
- Составь и запиши из слов предложение:
Перелётные, края, потянулись, в, птицы, тёплые
________________________________________________________________________
- Слова, близкие по значению, - это: а) антонимы; б) синонимы.
- Подчеркни синоним к слову «думать»:
говорить, рассказывать, мыслить, переживать.
9. Тексты бывают:
________________________________________________________________________
10. Выбери группы предложений, которые можно назвать текстом:
а) Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром.
Весеннее солнце светит ярко.
б) Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями
потянулись на ягоды спелой рябины.
в) На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро
настанет холодная зима.
- Подчеркни главные члены предложения.
Над дорогой с весёлым криком носились воробьи.
Кузнечики затянули в траве свою скрипучую музыку.
Обильные осенние дожди поливают землю.
Ветер гонит стаю туч на край небес.
4 класс
Тест № 2. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова
- В русском языке десять гласных букв и шесть звуков. Написать их:
буквы: __, __, __, __, __, __, __, __, __, __;
звуки: __, __, __, __, __, __.
- Ударных гласных в слове может быть:
а) 1; б) 2; в) 3.
3. Написать, какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков.
________________________________________________________________________
4. Заполнить схему: звонкие: _________________________
согласные парные
глухие: _________________________
всегда мягкие: ___________________
согласные
всегда твёрдые: __________________
5. Определить, сколько букв и сколько звуков в каждом слове:
яблоко - ___ букв, ___ звук.; океаны - ___ букв, ___ звук.;
съехал - ___ букв, ___ звук.; рябина - ___ букв, ___ звук.;
окунь - ___ букв, ___ звук.; дальняя -___ букв, ___ звук..
- Выполнить фонетический разбор слова.
Время - [ ___________ ]
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
- Написать, какая часть слова служит для образования новых слов:
________________________________________________________________________
8. От данных корней образовать существительное, прилагательное, глагол. Выдели корень.
Сад - __________________________________________________________
Жар - __________________________________________________________
Свет - ___________________________________________________________________
9. Какая часть слова может изменяться? ________________________________________
Для чего она служит? ______________________________________________________
10. Разобрать по составу:
перевозка, кормушка, гористый, пожарный, выдумка, заморский
11. Расшифруй пословицу:
По люд
4 класс
Тест № 2. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова
(работа над ошибками)
1. Запиши гласные буквы: __, __, __, __, __, __, __, __, __, __;
и гласные звуки: __, __, __, __, __, __.
2. Заполнить схему:
всегда твёрдые: ___________________
согласные
всегда мягкие: __________________
звонкие: _________________________
согласные парные
глухие: _________________________
3. Выполнить фонетический разбор слова.
Слеза - [ __________]
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
4. Определить, сколько букв и сколько звуков в каждом слове:
яблоня - ___ букв, ___ звук.; уголь - ___ букв, ___ звук.;
съел - ___ букв, ___ звук.; рябина - ___ букв, ___ звук.;
- Бывают ли слова без окончаний? Если «да», то приведи три примера.
_______________________________________________________________
6. От данных корней образовать существительное, прилагательное, глагол. Выдели корень.
Существительное Прилагательное Глагол
Корм - __________________________________________________________
Воз - __________________________________________________________
7. Дописать в словосочетания подходящие по смыслу приставки:
___резать арбуз, ___ехать из города, ___лить водой,
___красить забор, ___жалеть сестру, ___писать в тетрадь.
- Прочитать слова. Выделить приставку, если она есть.
а) Поездка, полоса, попрыгунья, полез, полевой.
б) Солёный, составить, сосновый, сонный, собеседник.
4 класс
Тест № 3. Правописание гласных и согласных в корне слова
- К данным прилагательным подобрать прилагательные-антонимы.
а) болен - _______________ стар - ___________________
силён - _______________ храбр - ___________________
б) высокий - _____________ густой - _________________
широкий - _____________ горький - _________________
- Вставь пропущенные буквы.
Сл_зал с дерева, зац_пился за суч_я, к_лол дрова, п_м_гал матери, подм_тал
ул_цу, к_сил тр_ву, бр_дили по в_де, г_л_са д_тей, з_лёная л_ства,
к_рмушка для птиц, сгр_бали сено, пос_дел на лавке, пос_дел от старости.
- Изменить словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.
Знаменитый писатель - (какой?) известный,
ответ из уст – (какой?) _____________
крик ярости - (какой?) _____________
ночь со звёздами - (какая?)______________
поступок чести - (какой?)_______________
листья капусты -(какая?) _______________
день радости - (какой?)________________
дождливая погода - (какая?)________________
4. Вспомнить и написать словарные слова по теме «Школа».
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5. Запиши слова, распределив их по столбикам в зависимости от орфограмм.
Ненас_ный, поса_ка, чудес_ный, осв_щало, оши_ка, интерес_ный, з_лотой,
кни_ка, прелес_ный, м_рской, у_кий, вкус_ный, н_совой, л_дяная, отга_ка.
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
4 класс
Тест № 4. Имя существительное. Склонение имён существительных.
1. Отметь группу слов, в которой все слова являются именами существительными.
а) новая, книга, интересная;
б) смотрю, небо, звёзды;
в) вечер, снежинка, здоровье.
2. Допиши предложения:
а) Имена существительные изменяются по ____________________________________________________________________.
б) Имена существительные бывают трёх родов:
____________________________________________________________________.
3. Приведи примеры имён существительных:
I склонения II склонения III склонения
_______________________ ________________________ ________________________
_______________________ ________________________ ________________________
_______________________ ________________________ ________________________
4. Записать имена существительные в начальной форме, указать склонение:
от помощи - _________________ с дочерью - __________________
в тиши - ___________________ около печи - _________________
с товарищем - _______________ от ключа - ___________________
на диване - __________________ на кресло - ___________________
5. Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже, в скобках
укажи падеж:
в, роща, отдыхать - ___________________________ ( п.)
выставка, посетить - ____________________________ ( п.)
поездка, о, мечтать - ____________________________ ( п.)
из, окно, смотреть - ______________________________ ( п.)
со, щенок, гулять - _____________________________ ( п.)
тишина, наслаждаться - ____________________________ ( п.)
6. Поставь указанные имена существительные в указанном падеже.
Например: дача (В.п.) - на дачу ;
деревня (Д.п.) - ________________;
сирень (Т.п.) - _________________;
стул (П.п.) - ___________________;
плащ (Р.п.) - ___________________;
пастух (В.п.) - __________________.
7. Дополни пословицы словом ум, укажи падеж этого слова.
Чужим ________ в люди не выйдешь.
По одёжке встречают, по _______ провожают.
Голова без _______ , что фонарь без свечи.
Не украшай платье, а украшай ______ .
Книга в суме – в пути тягость, книга в _______ в пути – облегчение.
8. В данном предложении подчеркни все имена существительные и обозначь падеж.
Сухой листочек на берёзе ждал резкого порыва ветра.
4 класс
Тест № 4. Имя существительное. Склонение имён существительных.
1. Зачеркни неправильные высказывания.
а) имена существительные бывают трёх склонений;
б) имена существительные изменяются по родам;
в) имена существительные изменяются по числам;
г) имена существительные изменяются по падежам.
2. Правильно закончи предложение.
Просклонять – это ______________________________________________________________.
3. Просклоняй существительное дерево:
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
4. Подчеркни несклоняемые имена существительные.
Окно, метро, пальто, село, кофе, кино, поле, число, сено, шоссе, молоко, горе.
5. Зачеркни неверные примеры.
К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями
-а, -я в именительном падеже единственного числа:
страна, утро, юноша, вишня, деревья.
6. Обозначь склонение имён существительных:
Россия - _______ , тополь - _______, молодёжь - _______, здание - _______,
роща - _______, огурец - _______, дверь - _______, деревня - _______,
пальто - _______, зима - _______, полночь - ________, ворон - ________.
7. Укажи падеж выделенных слов. Обведи предлоги в кружок.
Большое количество людей едет летом к морю. На море начался шторм. Море является домом для многих животных. До Чёрного моря можно доехать на поезде. Путешественники переплыли море на корабле. Над морем летали чайки.
*8. В каких падежах могут стоять данные словосочетания в предложении?
кудрявый дубок (____, ____ )
маленького оленёнка (____, ____ )
Составь и запиши два предложения с одним из словосочетаний, чтобы словосочетание
стояло в разных падежах.
а) ___________________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________________
4 класс
Тест № 5. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний.
1. Из ряда слов выбери и подчеркни имена прилагательные, определи их род, выдели окончания.
Мягкий, мягко, весенний, солнечно, солнечный, грустный, удивительная, рощица, свежее, весенняя, приветливое, зимовка, медленно, льдинка, ледяная, вьюжная, метель.
2. Образуй от существительных имена прилагательные трёх родов. Выдели окончания.
ж.р. с.р. м.р.
ночь ночная ночное ночной
зима ____________ ____________ ____________
радость ____________ ____________ ____________
ненастье ____________ ____________ ____________
3. Подбери к словам в скобках однокоренные прилагательные, соедини их с существительными,
определи род, выдели окончания.
(Честь) труд – честный труд – м.р.,
(интерес) дело – ___________________
(радость) песня – ____________________
(ненастье) утро – ____________________
(опасность) место – ____________________
(прелесть) ребёнок – ___________________
(счастье) жизнь – ______________________
(зимний) пора – ______________________
4. Допиши к прилагательным подходящие по смыслу существительные, определить род.
Красное ____________( ), холодная ____________( ), сосновый ____________( ),
вишнёвое____________( ), добрый ____________( ), каменный ____________( ),
звонкий ____________( ), шоколадная___________( ), высокое ___________( ).
5. Соедини прилагательные с подходящими по смыслу существительными, данными в
скобках. Запиши словосочетания, выдели окончания прилагательных.
Старый, ветхий, старинный (дуб, книга, избушка).
Старинная книга,__________________________________________________________
Быстрый, скорый, стремительный (поезд, полёт, рост).
__________________________________________________________________________
6. Вставь подходящие по смыслу прилагательные, определи род, выдели окончание.
Дерево высокое, а куст __________________________.
День был тёплый, а ночь _________________________.
Сметана густая, а молоко _______________________.
Лимон кислый, а груша __________________________.
В этом году весна была ранняя, а в прошлом _______________________.
4 класс
Тест № 6. Местоимение.
I вариант
1. Запиши определение.
Местоимение – это ________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Подчеркни местоимения.
Он, как, нас, без, она, у, я, их, до, от, они, перед, при, мы, ими, в.
3. Замени существительные местоимениями.
Пошёл к товарищу – пошёл к нему,
был у товарища - ________________,
виделся с товарищем - __________________,
вспоминаю о товарище - ___________________,
дружила с подругой - ______________________,
ходила к подруге - _________________________,
была у подруги - ________________________,
играла с подругами - _____________________.
4. Составь и запиши с каждым местоимением словосочетание.
Образец: Ими - рисую ими, ними - ____________________,
ей - __________________, ней - __________________,
их - __________________, них - __________________.
5. Подчеркни местоимения, определи лицо, падеж.
Если у тебя есть друг, советуйся с ним.
Одна у человека мать, одна у него Родина.
Мы бережём Родину-мать, за неё готовы и жизнь отдать.
6. Поставь местоимения в нужном падеже.
Горжусь (она) – горжусь ей, посмотрел на (они) - _____________________,
подошёл к (он) - _________________, спросил про (он) - ______________________,
люблю (он) - _____________________, позвонил (она) - _________________________.
7. Впиши в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Валя встала у ворот крепости. Огромный пёс нёсся прямо на ______. Вот совсем
близко _____ клыкастая пасть. Валя бросила в ______ сковороду, потом совок.
4 класс
Тест № 6. Местоимение.
II вариант
1. Подчеркни местоимения.
Для, они, вы, к, про, вас, ты, около, она, им, без, при, за, я, до.
2. Замени существительные местоимениями.
Пошёл к товарищу – пошёл к нему,
принёс для дедушки - _______________________,
думала о щенке - ______________________,
переживаю за бабушку - ___________________,
играла с сестрой - ______________________,
ходила к подруге - _________________________,
купила для мамы - ________________________,
жил у брата - _____________________.
3. Составь и запиши с каждым местоимением словосочетание.
Образец: Её - рисую её, неё - ____________________,
им - __________________, ним - __________________,
его - __________________, него - __________________.
4. Запиши определение.
Местоимение – это ________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Подчеркни местоимения, определи лицо, падеж.
В наряде хорош, а без него на пень похож.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Велик океан, но и капля для него прибыль.
6. Поставь местоимения в нужном падеже.
Горжусь (она) – горжусь ей, говорить обо (я) - _____________________,
идти к (ты) - _________________, пойти к (они) - ______________________,
думает о (мы) - __________________, ругать (они) - _________________________.
7. Впиши в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Павлик взял краску, подержал _____ в руках, походил с _____ по комнате и отдал сестре. _____ не нужна была краска. _____ думал теперь о волшебном слове.
4 класс
Тест № 7. Глагол. Неопределённая форма глагола.
I вариант
1. Допиши предложение.
Глагол – это ___________________, которая обозначает ________________________
и отвечает на вопросы _____________________________________________________.
2. Образуй от данных существительных глаголы трёх времён.
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Крик – __________________ ___________________ ___________________
Зелень – __________________ ___________________ ___________________
3. Проспрягай глагол сидеть.
Единственное число Множественное число
1-е лицо ______________________ ______________________
2-е лицо ______________________ ______________________
3-е лицо ______________________ ______________________
4. Данные глаголы запиши в неопределённой форме.
Несёт - ______________, молчит - _______________, пахнешь - _______________,
зажгли - _____________, испеку - _______________, стригли - ________________.
5. Определи спряжение данных глаголов.
Сияют ( ), решают ( ), гремят ( ), стерегут ( ), кормит ( ), чувствуют ( ),
слышат( ), блестят ( ), летят ( ), катает ( ), жужжат ( ), идёт ( ).
II вариант
1. Как изменяется глагол?
________________________________________________________________________________________
Из данных слов выбери глаголы и подчеркни.
Белый, белизна, побелка, белить, молодёжь, молодость, молодой, краска, красить, красный.
2. Данные глаголы запиши в неопределённой форме.
Пишет - ______________, кормит - _______________, решаешь - _______________,
течёт - _____________, бережёт - _______________, пересекли - ________________.
3. Проспрягай глагол кричать.
Единственное число Множественное число
1-е лицо ______________________ ______________________
2-е лицо ______________________ ______________________
3-е лицо ______________________ ______________________
4. Образуй от данных существительных глаголы трёх времён.
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Рассказ – __________________ ___________________ ___________________
Говор – __________________ ___________________ ___________________
5. Определи спряжение данных глаголов.
Знают ( ), плывут ( ), звенят ( ), сверкают ( ), копает ( ), желает ( ),
строит( ), любят ( ), держат ( ), беседуют ( ), щебечет ( ), стригли ( ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по предметам
Тестовые задания по татарскому, русскому языку , по математике....
Разработка тестовых заданий по предмету Математика, 4 класс
В работе представлены тесты для 4 класс...
Тестовые задания для учащихся 2 класса "Школа 2100" по теме "Слова, обозначающие действия предметов"
Тестовые задания направлены на формирование умения находить слова, обозначающие действия предметов,совершенствование умения ставить к ним вопросы и устанавливать связь между словами в предложении....
Тестовое задание, направленное на развитие умения различать произведения разных видов искусств, понимать их специфику.
Идея задания заимствована из литературного источника: Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б...
Типовые тестовые задания по всем предметам 1 класс
Пособие содержит задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру по всем темам 1 класса в формате экзамена. Задания предназначены для самостоятельной работы на уроках, д...
Тестовые задания по предмету математика для обучающихся 3 класса.
Материал подготовлен для уроков математики в 3 классе на этапе оценки знаний по теме "Табличное умножение и деление"....
Шаблонная схема для уровневых заданий по разным предметам.
Шаблонная схема для уровневых заданий по разным предметам....