Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Дети имеют право на особую защиту и помощь"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Технологическая карта урока по новым стандартам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_dlya_kursov.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 6 г. Белая Калитва Ростовской обл.
Учитель: Яковлева Марина Витальевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». |
Цели | Образовательная: формировать правовую культуру учащихся. Формировать УУД: -Личностные УУД: создавать условия для формирования умений оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями, принимать другие мнения и высказывания, делать выбор. - Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, с помощью учителя анализировать предложенное задание, выявлять и формулировать учебную проблему, самостоятельно выполнять пробные поисковые действия, осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы. - Коммуникативные УУД: формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать, слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться, сотрудничать при совместном решении проблемы. - Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедии, справочнике, приобретать новые знания в процессе рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты, определять причинно-следственные связи изучаемых событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач, делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. |
Планируемый результат | Предметные: Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Метапредметные: Познавательные универсальные действия: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах |
Основные понятия | Конституция, Всеобщая Декларация прав человека, федерация, Конвенция о правах ребёнка, права ребёнка. |
Межпредметные связи | История России. |
Ресурсы: основные Дополнительные | учебник «Окружающий мир 4 класс» А. А. Плешаков, тетрадь «Проверим себя» А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека, презентация, выставка кукол, задания в конвертах, круги ( красные, зеленые, жёлтые), магниты, ЦОР, толковый словарь, шкатулка с зеркальцем. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I Оргмомент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | -Ребята! У нас на уроке гости и мы, как хорошие хозяева, должны сделать всё, чтобы им у нас понравилось. Будем работать дружно, внимательно, с пользой для всех. - Оценивать себя будете с помощью фишек разного цвета: красная – фишка «лидера», зелёная - « работай увереннее, у тебя хорошо получается», жёлтая - « будь активнее». | Словесные | Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность. | Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать. |
II Актуализация знаний. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | -На прошлом уроке мы начали изучение раздела «Современная Россия». С чем, в первую очередь, авторы учебника решили нас познакомить? (С Конституцией) -Почему? (-В ней рассказывается, как устроено государство, по каким законам живут люди). | Проблемный вопрос. | Личностные: формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных интересов; Познавательные: строить сообщения в устной форме. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | ||
III Проверка домашнего задания. Цель: выявить степень усвоенности уч-ся заданного материала, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы. | 1. В тетради «Проверим себя» выполните задание на с.44. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы. -Оцените друг друга. 2. Правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Что это? (-Законы) -Какой основной закон России? (-Конституция) -Кем была принята Конституция? (-Народом) -Что является высшей ценностью по Конституции? (-Человек, его права и свободы) -А что такое «права»? -Затрудняетесь ответить сами? Что в этом случае сделаем? (-Посмотрим в словаре) -Какой документ был принят для защиты прав человека после II Мировой войны? (-Всеобщая Декларация прав человека) -Что общего и чем различаются эти два документа? (- Оба защищают права человека. Но в «Конституции записаны законы, обязательные для всех граждан своей страны, а Декларация - это заявление, к которому разные страны присоединяются по желанию. | Тестовое задание; работа в парах. Работа по презентации. Поисковые. Проблемный диалог | Контролирует ход выполнения работы, оказывает помощь, организует взаимопроверку. | Работают с тестом. Проверяют правильность выполнения заданий и оценивают соседа, обсуждают спорные моменты. Участвуют в диалоге.
Работают с толковым словарём. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. |
IV Новый материал. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся существенных признаков понятий | -В этой шкатулке – самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет увидеть, может заглянуть. -Кого вы там увидели? (-Себя, детей.) -Почему детей все оберегают? (-От того, какими дети вырастут, зависит будущее страны.) -Как оберегали детей в далёкие времена? (-В люльки клали куклы – обереги, которые отвлекали на себя злые силы, защищали от сглаза, от порчи.) -В нашем современном мире для детей есть угроза? Обсудите этот вопрос в паре. (-Да, т. к. маленькие не знают мир, их могут обидеть.) -До какого возраста вы считаетесь детьми? Имеете ли вы, как все граждане, права? -Где будем искать ответ? (-В учебнике, в Конституции). -Прочитайте «цепочкой» текст учебника на с.160-161. -О каком документе вы узнали? (-О Конвенции о правах детей). -Что значит слово «Конвенция»? (-Ищем в словаре). -Выберите правильный ответ на вопрос: «Главная мысль Конвенции?» -Сравните права граждан из Конституции и права детей в Конвенции. Зачем нужно было создавать два похожих документа? (-Конвенция принята мировым сообществом, а Конституция – только народом России). -Какие права есть у вас? -Если права не соблюдаются, кто заступится за ребёнка? (-Родители, учитель, полиция). -Ответственность за детей несёт государство. -В нашей школе есть уполномоченный по правам ребёнка – Новикова Н.В. Если вы столкнулись с несправедливостью, жестокостью, или попали в какую-то трудную ситуацию в школе, дома – смело обращайтесь к ней за помощью. Она – на страже ваших интересов, защищает ваши права. | Работа по презентации. Слайды № Ситуация выбора Просмотр презентации слайды № | Ведёт проблемный диалог | Знакомятся с Конвенцией о правах детей, учатся анализировать предложенные документы. | Познавательные: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых заданий; |
V Закрепление нового материала. Цель: обеспечить глубину понимания и осмысления изученного материала. | -Представьте, что мы в суде. Поступило заявление. Кто подал его? Какие права соблюдаются или нарушаются в сказке Ш. Перро «Золушка»? -Представьте, если бы все люди пользовались только правами, то что бы было? Давайте посмотрим сценку из жизни одной семьи. (см. Приложение 1) -Сделайте выводы. (-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести ответственности перед правами других. У каждого должны быть обязанности. -Какие обязанности есть у вас? (-Хорошо учиться, помогать дома). -В каком документе записаны обязанности? (Всеобщая Декларация прав человека). | Работа по презентации. Слайды № Сценка. | Организация внимания уч-ся, сообщение основной идеи изучаемого материала | Знакомятся с отрывками из сказки, «Золушка», определяют, какие права нарушены. Анализируют и делают выводы по содержанию сценки. | Познавательные: строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; |
VI Физминутка. Цель: профилактика утомления, релаксация. | Электронная физминутка. Слайд № (нажать на оранжевый пазл) | Организует выполнение гимнастики для глаз. | Выполняют упражнения для глаз. | ||
VII Применение новых знаний. Цель: обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях, обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | -Иногда в жизни возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Теперь вы знакомы с правами и можете оказать юридическую помощь любимым героям. (Приложения 2, 3 ). -Дайте оценку работе каждого члена группы. Все организации, фирмы имеют свою эмблему. -Придумайте и нарисуйте эмблему (символ) к Конвенции о правах человека. | Работа в группах. -Работа в парах или группах по выбору. | Организация деятельности уч-ся по применению знаний в изменённых и новых ситуациях.
Раздаёт задания в конвертах. Даёт задание по Рабочей тетради на с.60 №4 | Повторяют правила работы в группах (слайд № ), обсуждают ситуации и дают ответ. Творческая работа. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий. Личностные: формирование морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов. |
VIII Итог урока. Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся, проверить уровень достижения целевой установки. | -Что объединяет эти предметы? (Конституция России, Конвенция по правам ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека, куклы – обереги). -Что выбрали бы вы для того, чтобы себя защитить? Почему? -Какой закон защищает всех детей мира? -Выставьте оценки в группах, подсчитав набранные фишки. | Работа по презентации (слайд № | Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся | Высказывают своё мнение. Выставляют оценки, считая количество фишек: у кого больше красного цвета – «отлично», «зелёного» - «хорошо», жёлтого – «удовлетворительно». | Личностные: формирование адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
IX Рефлексия. Цель: обеспечить развитие у школьников способности к самооценочным действиям. | -Попробуйте оценить значение сегодняшнего урока. | Слайд № | Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения | Учатся давать оценку своего психо - эмоционального состояния. | Личностные: осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России. |
X Домашнее задание. Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задания по группам: подготовить проект «Декларации прав»: а) членов семьи, б) учащихся нашего класса, в) учителей и учащихся школы. | Словесные. | Инструктаж по выполнению д/з. | Личностные: формировать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам выполнения заданий. Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе при возможности с помощью инструментов ИКТ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Дети имеют право на особую заботу и помощь"
Конспект урока может быть использован и во внеклассной работе.Тезисы к уроку. Игра «Знакомство».Поможет узнать вкусы и интересы детей. Возникает вопрос: Что ещё объединяет всех нас.Чтение рассказ...
Разработка урока по окружающему миру "Дети имеют право на особую заботу и помощь"
Урок с использованием СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"...
урок по окружающему миру. УМК "Школа России" 4 класс. "Дети имеют право на особую заботу и помощь ".
презентация к уроку "Дети имеют право на особую защиту и помощь"....
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Дети имеют право на особую защиту и помощь"
Технологическая карта урока по новым стандартам...
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме «Это мой город!» (Защита проектов)
Цели:Образовательные: проверить знания:о названии региона, символике города, достопримечательностях и памятниках;продолжить формирование умений: описывать исторические события,находить, обобщать инфор...
Открытый урок по окружающему миру на тему: "Правила безопасного поведения. Что вокруг нас может быть опасным?",2 класс
Тема: Правила безопасного поведения. Что вокруг нас может быть опасным?Цель: выявить потенциальную опасность окружающих предметов, правильное обращение с ними.Задачи: 1. Научить правильно и осторожно ...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Правила вежливости" УМК "Школа России" 2 класс
Урок изучения нового материала.Цели урока: Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях....