Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "На что похожа наша планета?"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме: "На что похожа наша планета?"
Цели деятельности учителя: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.
Оборудование: мультимедийная презентация, глобус, мяч, блюдо, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
Все готовы?
Так вперед, нас открытие зовет!
Я хочу вам пожелать:
Громко, четко отвечать,
Удачи в учении,
Улыбок и хорошего настроения!
Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением и тихонько садитесь.
II. Сообщение темы урока
Начинаем работу. Внимание на доску. Что вы видите?
(Слайд №2) Книга знаний
Учитель: - Сегодня на уроке мы начнем изучать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает свое. Прочтите ее название: «Планета Земля»,
Как вы думаете, о чем эта книга? Можем ли мы по названию узнать содержание книги?
Сообщение темы урока
(Слайд № 3)
Открываем первую страничку нашей книги “Исследование”
(Постановка проблемы)
(Слайд №4)
Как обычно с нами на уроке - Муравей Вопросик.
Он говорит: Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.
А все вместе мы живем на одной большой планете.
- Кто знает, как она называется?
Дети: Земля.
(Слайд № 5)
Муравей Вопросик очень любит путешествовать. Идет он, идет…
Конца и края нет. Где же конец нашей Земли? Можно ли дойти до ее края?
(Ответы детей)
Посмотрите, ребята, Муравей Вопросик не понимает.
(Слайд № 6)
Он спрашивает: Но почему?
Учитель: - Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на этот вопрос. Узнаем, можно ли дойти до края земли. Какую форму имеет наша планета. И другие интересные факты.
Посмотрите, Муравей Вопросик пришел к нам не с пустыми руками, он принес вот такие предметы.
Учитель показывает Блюдо и Мяч.
Как вы думаете, почему? Как эти предметы связаны с темой нашего урока.
(Ответы детей.)
(Слад № 7)
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.
- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.
(Слайд № 8)
- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…
- Кто же прав?
Учитель: Ребята, у нас накопилось очень много вопросов и предположений, и пришло время найти на них ответы.
III. Работа по теме
(Слайд № 9)
И поэтому мы открываем следующую страничку «Открытие»
Ребята, а когда у нас возникают вопросы, где мы можем найти ответы?
(Ответы детей)
(у взрослых, в учебниках, книгах, энциклопедиях, словарях)
(Слайд № 10)
Вот какую информацию я нашла в интернете о нашей планете:
(Слайд № 11)
- В древние времена люди считали, что земля имеет форму круга, который лежит на спинах слонов, которые стоят на черепахе…
(Слайд № 12)
- Другие считали, что Земля похожа на половинку яблока, и находится на спинах трех китов, которые плавают по огромному океану…
Были и другие мнения, эту информацию мы узнаем из учебника.
Итак, обратимся к учебнику. Закладка поможет вам найти нужную страницу.
Работа по учебнику.
Учитель: - Рассмотрите рисунки № 1 и 2 и скажите: Какое мнение еще существовало? (Ответы детей)
В давние времена люди представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. А другие в виде шара.
Какое же предположение правильное? (Без ответа)
Мы услышали много версий, а что об этом думаете вы, я узнаю с помощью игры. Я вам читаю предположения, а вы, если согласны со мной, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами (только топаете не сильно)
Игра «Хлопать и топать»
1. Земля плоская, находится на спинах слонов, стоящих на черепахе, которая плавает в океане.
2. Земля похожа на половину яблока, которое держится на спинах трех китов.
3. Земля это гора, накрытая куполом неба.
4. Земля это шар.
Учитель: Я вижу, что мнения разделились.
А чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок №3, на котором изображены корабли.
Как вы думаете, куда они направляются? (Ответы)
Самые смелые и отважные мореплаватели решили доплыть до края Земли. Одним из таких был Фернанд Магелан. (Слайд № 13)
Он решил дойти до края Земли или обойти вокруг нее. И вот, снарядив 5 кораблей, отправился в путешествие. Долгие месяцы плыли корабли. (Слайд № 15)
Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен… (Слайд № 16)
…И только одно маленькое судно под названием «Виктория», через 3 года, вернулось в порт с другой стороны.
Что это доказывает? (Ответы детей) Великое открытие было сделано! Земля имеет форму шара. Но наука не стоит на месте и доказывает правильность этого мнения полетами в космос. (Слайд № 17)
Кто первым полетел в космос? (Ответы детей)
Ю.А.Гагарин более 50 лет назад первым увидел нашу планету. И мы с вами тоже можем увидеть планету его глазами. Смотрим на рисунок №4. Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей.) Обратите внимание на цвет нашей планеты. Какой цвет преобладает. (Ответы детей)
Да, ребята, наша Земля очень красивая и похожа на голубой драгоценный камень.
Немного отдохнем и сделаем физминутку про космонавтов.
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер,
Плавать лучше всех на свете.
Приседать и вновь вставать
И гантели поднимать.
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты!
Продолжаем работу. Нас ждет следующая страничка нашей книги.
(Слайд № 18)
Страничка любознательных.
А кого называют любознательными? (Ответы детей)
А вы такие? Тогда слушайте меня внимательно. Вместе с нами послушает и Муравей Вопросик.
Мы узнали, что Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень большой. А если это так, то как мы можем рассмотреть нашу планету? Мы же не можем полететь в космос?
Для этого люди создали модель Земли – ГЛОБУС. Давайте рассмотрим его. Что вы видите? Попробуйте сами, глядя на глобус, ответить, почему нашу планету называют голубой? Тихонько обсудите этот вопрос в парах, а потом расскажете мне. (Учитель показывает глобус.)
Пока дети рассматривают глобус, включить приложение.
- Как обозначены океаны и моря? (синим цветом). Вода в них соленая. Пить ее нельзя. Самые глубокие впадины на глобусе раскрашены темно-синим цветом.
- Найдите на глобусе голубые извилистые нити. Как вы думаете, что это? (реки) Вода в них пресная. Ее после очистки можно использовать для питья.
- Какие цвета есть еще на глобусе? Как вы думаете, что они обозначают?
(коричневый цвет – горы и возвышенности, зеленый – равнины и низменности, желтый – пустыни). Огромные участки суши – это материки. Их шесть. Самый большой – Евразия. Мы на нем живем.
Земля имеет шарообразную форму. Ни один человек не может дойти до ее края, но может, обогнув Землю, вернуться на то же место только с другой стороны.
А вы заметили, что глобус немного наклонен, и вращается. Попробуйте его легонько покрутить. Об этой особенности Земли, вам расскажет Мудрая Черепаха.
У Земли есть еще одна особенность. О ней вам расскажет Мудрая Черепаха, а вы внимательно послушайте.
Страничка «Мудрой Черепахи»
А теперь время открыть в нашей книге страничку «Творческая»
(Слайд 19)
Откройте свои тетрадки.
IV. Творческая работа
Работа в тетради
Обвести предметы.
А какие еще предметы формой похожи на планету Земля?
(Ответы детей)
Учитель: - Рассмотрите следующее задание.
Как вы думаете, что надо сделать? Какие цвета возьмем для работы? Какой цвет будем использовать больше всего, почему?
Пользуясь моделью Земли, раскрасьте рисунок в тетради.
(Слайд № 20)
Страничка Вопросительная
(Слайд № 21)
Загадки
Учитель: - Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (ЗЕМЛЯ)
(Слайд № 22)
- Что нового вы узнали о нашей планете?
- Какую Форму имеет Земля?
На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС)
(Слайд № 23)
- А как вы догадались, что это глобус?
- Какие слова подсказки были в загадке?
- Что такое глобус?
(Ответы детей)
V. Итог урока.
Вы сегодня узнали много нового, потому что очень хорошо поработали.
(Слайд № 24)
Стих.
Окончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились.
Я верю, что знания вам пригодились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Наши подземные богатства"
Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;развива...
Проверочный тест по окружающему миру 3 класс по теме « Как устроена наша планета»
Тест помогает проверить усвоенные знания по теме « Как устроена наша планета»...
Разработка урока по окружающему миру по ФГОС на тему:"Животноводство в нашем крае"4 класс
Программный материал о животных нашего края....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"
Целью урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Животноводство в нашем крае"
Тема урока: « Животноводство в нашем крае»Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отрас...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями....