Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "На что похожа наша планета?"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Арсланова Гульсем Фаиловна

Конспект урока по УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.rar2.87 МБ

Предварительный просмотр:

   Урок по окружающему миру в 1 классе по теме: "На что похожа наша планета?" 

 

 Цели деятельности учителя: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.

Оборудование: мультимедийная презентация, глобус, мяч, блюдо, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

Все готовы?

Так вперед, нас открытие зовет!

Я хочу вам пожелать:  

Громко, четко отвечать,

Удачи в учении,

Улыбок и хорошего настроения!

Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением и тихонько садитесь.

II. Сообщение темы урока

Начинаем  работу. Внимание на доску. Что вы видите?

 (Слайд №2)   Книга знаний

Учитель: - Сегодня на уроке мы начнем изучать книгу Знаний, в которой очень  много страниц и каждая рассказывает свое. Прочтите  ее название:  «Планета Земля»,

Как вы думаете, о чем эта книга? Можем ли мы по названию узнать содержание книги?

Сообщение темы урока

(Слайд № 3)

Открываем первую страничку нашей книги   “Исследование”

(Постановка проблемы)

(Слайд №4)

Как обычно с нами на уроке  - Муравей Вопросик.

Он говорит: Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.

А все вместе мы живем на одной большой планете.

- Кто знает, как она называется?

Дети: Земля.

(Слайд № 5)

Муравей Вопросик очень любит путешествовать. Идет он, идет…

 Конца и края нет. Где же конец нашей Земли?  Можно ли дойти до ее края?

(Ответы детей)

Посмотрите, ребята, Муравей Вопросик не понимает.

(Слайд № 6)

Он спрашивает: Но почему?  

Учитель: -  Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на этот вопрос. Узнаем, можно ли  дойти до края земли.  Какую форму имеет наша планета.  И другие интересные факты.

Посмотрите, Муравей Вопросик пришел к нам не с пустыми руками, он принес вот такие предметы.

Учитель показывает Блюдо и Мяч.

Как вы думаете, почему? Как эти предметы связаны с темой нашего урока.

(Ответы детей.)

(Слад № 7)

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.

 - Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

(Слайд № 8)

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…  

- Кто же прав?

 Учитель: Ребята, у нас накопилось очень много вопросов и предположений, и пришло время найти на них ответы.

III. Работа по теме

(Слайд № 9)

 И поэтому мы открываем следующую страничку  «Открытие»

Ребята, а когда у нас возникают вопросы, где мы можем найти ответы?

 (Ответы детей)

(у взрослых, в учебниках, книгах, энциклопедиях,  словарях)  

  (Слайд № 10)

Вот какую информацию я нашла в интернете о нашей планете:

 (Слайд № 11)

  • В древние времена люди считали, что земля имеет форму круга, который лежит на спинах слонов, которые стоят на черепахе…

(Слайд № 12)

  • Другие считали, что Земля похожа на половинку яблока, и находится на спинах трех китов, которые плавают по огромному океану…

Были и другие мнения, эту информацию мы узнаем из учебника.

Итак, обратимся к учебнику.  Закладка поможет вам найти нужную страницу.

Работа по учебнику.

Учитель: - Рассмотрите рисунки  № 1 и 2 и скажите:  Какое мнение еще существовало? (Ответы детей)

 В давние времена люди представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.   А другие в виде шара.

 Какое же предположение правильное?  (Без ответа) 

Мы услышали много версий, а что об этом думаете вы, я узнаю с помощью игры. Я вам читаю предположения, а вы, если согласны со мной, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами (только топаете не сильно)

Игра «Хлопать и топать»

1. Земля плоская, находится на спинах слонов, стоящих на черепахе, которая плавает в океане.

2. Земля похожа на половину яблока, которое держится на спинах трех китов.

3. Земля это гора, накрытая куполом неба.

4. Земля это шар.

Учитель:  Я вижу, что мнения разделились.

А чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок №3, на котором изображены корабли.

 Как вы думаете, куда они направляются? (Ответы) 

Самые смелые и отважные мореплаватели  решили доплыть до края Земли.  Одним из таких был Фернанд Магелан.  (Слайд № 13)

  Он решил дойти до края Земли или обойти вокруг нее. И вот, снарядив  5 кораблей,  отправился в путешествие. Долгие месяцы плыли корабли.  (Слайд № 15)

 Один из парусников разбился о скалы,  другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен…  (Слайд № 16)

…И только одно маленькое судно под названием «Виктория», через 3 года, вернулось в порт с другой стороны.  

    Что это   доказывает? (Ответы детей)  Великое открытие было сделано!   Земля имеет форму шара.  Но наука не стоит на месте и доказывает правильность этого мнения полетами в космос. (Слайд № 17)

Кто первым полетел в космос?  (Ответы детей)  

   Ю.А.Гагарин более 50 лет назад  первым увидел нашу планету. И мы с вами тоже можем увидеть   планету его глазами. Смотрим  на рисунок  №4.  Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей.) Обратите внимание на цвет нашей планеты.  Какой цвет преобладает. (Ответы детей)

Да, ребята, наша Земля очень красивая и похожа на голубой драгоценный камень.

Немного отдохнем и сделаем физминутку  про космонавтов.

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете.

Приседать и вновь вставать

И гантели поднимать.

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты!

 Продолжаем работу. Нас ждет следующая страничка нашей книги.

(Слайд № 18)

Страничка любознательных.

А кого называют любознательными? (Ответы детей)

А вы такие? Тогда слушайте меня внимательно. Вместе с нами послушает и Муравей Вопросик.

Мы   узнали, что Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень большой. А если это так, то как  мы можем рассмотреть нашу планету? Мы же не можем полететь в космос?  

Для этого люди создали модель Земли – ГЛОБУС. Давайте рассмотрим его. Что вы видите? Попробуйте сами, глядя на глобус, ответить, почему нашу планету называют голубой?  Тихонько обсудите этот вопрос в парах, а потом расскажете мне.    (Учитель показывает глобус.)

Пока дети рассматривают глобус, включить приложение.

 - Как обозначены океаны и моря? (синим цветом). Вода в них соленая. Пить ее нельзя. Самые глубокие впадины на глобусе раскрашены темно-синим цветом.

- Найдите на глобусе голубые извилистые нити. Как вы думаете, что это? (реки) Вода в них пресная. Ее после очистки можно использовать для питья.

- Какие цвета есть еще на глобусе? Как вы думаете, что они обозначают?  

(коричневый цвет – горы и возвышенности,  зеленый – равнины и низменности, желтый – пустыни). Огромные участки суши – это материки. Их шесть. Самый большой – Евразия. Мы на нем живем.

Земля имеет шарообразную форму. Ни один человек не может дойти до ее края, но может, обогнув Землю, вернуться на то же место только с другой стороны.

А вы заметили, что глобус немного наклонен, и вращается. Попробуйте его легонько покрутить. Об этой особенности Земли,  вам расскажет Мудрая Черепаха.

У Земли есть еще одна особенность. О ней вам расскажет Мудрая Черепаха, а вы внимательно послушайте.

  Страничка «Мудрой Черепахи»

А теперь время открыть в нашей книге страничку «Творческая»

 (Слайд 19)

Откройте свои тетрадки.

IV. Творческая работа

Работа в тетради

Обвести предметы.

А  какие еще предметы формой похожи на планету Земля?

(Ответы детей)

Учитель: - Рассмотрите следующее задание.

  Как вы думаете, что надо сделать? Какие цвета возьмем для работы? Какой цвет будем использовать больше всего, почему?  

Пользуясь моделью Земли, раскрасьте  рисунок в тетради.

 (Слайд № 20)

 Страничка   Вопросительная

(Слайд № 21)

Загадки

Учитель: - Отгадайте загадки.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (ЗЕМЛЯ)

(Слайд № 22)

  • Что нового вы узнали о нашей планете?
  • Какую Форму имеет Земля?

На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС)

(Слайд № 23)

  • А как вы догадались, что это глобус?
  • Какие слова подсказки были в загадке?
  • Что такое глобус?

(Ответы детей)

V. Итог урока.

Вы сегодня узнали много нового, потому что очень хорошо поработали.

 (Слайд № 24)

Стих.

Окончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились.

Я верю, что знания вам пригодились!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Наши подземные богатства"

Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;развива...

Проверочный тест по окружающему миру 3 класс по теме « Как устроена наша планета»

Тест помогает  проверить  усвоенные  знания  по  теме « Как  устроена наша планета»...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Животноводство в нашем крае"

Тема урока: « Животноводство в нашем крае»Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отрас...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями....