Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Волокитина Наталия Владимировна

Конспект урока -путешествия "Царство грибов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_puteshestviya_v_tsarstve_gribov_volokitina_n.v.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В царстве грибов»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – путешествие

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Предметные:

  • дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением  и использованием человеком.

Метапредметные:

  • развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
  • формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;

Прогнозируемые результаты:

  • третьеклассники познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать  съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами;

Формирование УУД:

1. Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
  • развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;

2. Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • учиться высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией;

3. Познавательные:

а) общеучебные:

  • учить ориентироваться в многообразии грибов;
  • работать с информационным материалом на компьютере;

б) логические:

  • анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде

в) воспитательные:

  • формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

4. Коммуникативные:

  • читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;
  • умение высказать свою точку зрения;
  • умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
  • соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Материалы к уроку:

презентация, карточки с видами грибов, памятка «Правила сбора грибов», календарь сбора грибов, корзинка,.

Оборудование:

мультимедийная установка, экран, компьютер для учителя,

                                                 

                                   

Ход урока

  1. Организация класса

-Окружающий нас мир интересно познавать!

-Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

Будем отвечать активно!

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

  Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.

  1. Стадия вызова.

Вы любите путешествовать? А зачем люди путешествуют? Сегодня я хочу предложить вам совершить увлекательное путешествие, а куда – скажите сами.

        Посмотри, мой милый друг,

        Что находится вокруг.

        Небо светло-голубое,

        Солнце светит золотое.

        Ветер листьями играет,

        Тучка в небе проплывает.

                Поле, речка и трава

                Горы, воздух и листва,

                Птицы, звери и леса,

                Гром, туманы и роса.

                Человек и время года –

                Это всё вокруг…(природа)

- Итак, куда мы отправляемся?  (на природу).

- Вспомните, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека).

- Посмотрите на экран. Что вы видите? 

-Это кластер, но грозди пустые.

- Используя ваши знания, нужно заполнить грозди кластера.

Какая бывает природа? (Живая и неживая)

-Вспомните: что отличает живую природу от неживой? 

-Итак, перечислите признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, приносят потомство, умирают).

-Всё живое ученые-биологи делят на большие группы, какие: государства, королевства, царства?   (царства)

-Какие царства живой природы можете назвать?

-Итак, какой ваш ответ? (растений, животных, бактерий и грибов)

(СЛАЙД 2)

Формулирование темы, постановка цели.

-Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.

(Слайд Царство грибов)

Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся.

-О чём идёт речь? (о грибах)

-А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.

-Спрогнозируйте тему нашего урока?

Тема нашего урока: Царство грибов.

-Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.

-А что бы вы хотели узнать об этом царстве?

Составим кластер: Гриб – строение – виды или классификация – сбор – значение - охрана

-Итак, ребята, вы сами определили проблемные вопросы.

(5 слайд Цели)

- Какое строение имеют грибы?

 – Какие они бывают? 

– Как правильно собирать грибы?

 - Какое значение имеют грибы?

 –Какие грибы нужно  охранять?

-На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.

-Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые – лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы,  которые попадутся вам на глаза.

III. Стадия осмысления.

 –  Сегодня ребята, вы будете сами  взаимообучаться,  работая в группах.   – Все вы в группе получили  разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно,   вы и будете работать сегодня сообща, учиться слышать друг друга, оценивать ответы товарищей.

Вы объединитесь в группы по одинаковому тексту, что говорит цвет   кружочка на листке и на столе.

               –  Что вы делаете в группе? 

  1. Вам надо прочитать текст;

 ( Приложение 1)

Здесь используйте приём «ИНСЕРТ»

                   2. Понять смысл  прочитанного;

                   3. Перевести  (вместе) эту информацию в графическую форму – в виде таблицы, схемы, рисунка, в виде  чего –  решите сами.

         А когда будет выполнена работа с текстом, заполнена таблица, ответственный группы будет обучать своих товарищей из других групп,  и из всех полученных  знаний составите  одну схему, таблицу, рисунок.

  –  Задание понятно? 

-Приступайте к работе.  

Самостоятельная  работа детей.

 УЧИТЕЛЬ ЗАДАЁТ ВОПРОСЫ:

- Кто отметил «V» - информация мне известна?

- Какую информацию ты уже знал?

- А для кого это было новым?

- А для кого другая информация была новой?

- Кто до знакомства с текстом думал иначе?

- Кто отметил информацию «хочу уточнить»

Вот на всю эту информацию вы сейчас получите исчерпывающие ответы в виде отчёта по группам.

ОТЧЁТ ПО ГРУППАМ

1 группа

Существует более 100000 разновидностей грибов. При этом человеку нужны примерно 500 видов. Вы все ходите в лес за грибами,   скажите мне:

-Какие части гриба вы можете назвать? (шляпка, ножка)

-А что скрыто от глаз под землей? (грибница)

--Что такое грибница? Зачем она нужна?

 Точнее можно узнать из приложения №1. Прочитайте, чтобы было понятно всем.

-Кто готов ответить? (Ответы ребят)

-Как связаны грибы с деревьями? (Прочитайте)

- ВЫВОД: Проведя небольшое исследование, мы узнали,  как связаны между собой грибы и деревья. Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.

ФИЛЬМ ПРО РОСТ ГРИБОВ

Ребята,  а хотите увидеть как растут грибы?

Так смотрите!

Сначала появляется грибница. А на ней образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.

-(ПОСЛЕ ФИЛЬМА)

Так почему же, придя в лес, нельзя вырывать грибы с грибницей? (НАРУШАЕТСЯ ГРИБНИЦА). Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.

ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ  (Дети показывают смайлик)

А В ГРУППЕ ПРИКЛЕИВАЮТ СМАЙЛИК В УГОЛОК ТАБЛИЦЫ

ОТЧЁТ 2 группы

 Классификация грибов

-На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)

(  слайд  и ПЛАКАТ) Съедобные и несъедобные грибы

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие несъедобные грибы вы знаете?

-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? -Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных.

- Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.

Грибы – двойники (белый, желчный)

1)У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? (по цвету, по срезу)

-Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

-По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)

(9 слайд) Грибы – двойники (опята – ложные опята)

2)У осенних опят тоже есть двойник – ложный опёнок. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)

Ложный опёнок – ядовитый гриб.

-По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)

(10 слайд) Грибы – двойники (шампиньон - бледная поганка)

3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? (по цвету, по строению)

Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении.  Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов ,человеку стало плохо?( вызвать скорую помощь)

-По какому признаку нашли отличие? (по строению)

-Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов? (НА признаки)

(  слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов

(цвет, срез, запах, форма)

-А нужны ли  грибы животным и зачем? (Предположения)

Да, действительно, почти 150 представителей этого царства употребляются в пищу. Шляпочные грибы очень питательны. Содержат витамины, белки и другие полезные микроэлементы. Ими питаются белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. А ещё грибы – лекари. Заболевшие сороки и лоси лечатся мухоморами.

- А нужны ли грибы человеку?

-Да, нужны. В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо –необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые грибы.

ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ  (Дети показывают смайлик)

3 группа        Правила сбора грибов

Ребята, вы внимательно прочитали,  как собирать грибы. Расскажите и нам об этом.

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?

- Почему нельзя собирать большие старые грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог, предприятий и скверов?

-Когда начинается грибная пора? (Ответы ребят)

Давайте посмотрим в таблице  КАЛЕНДАРЬ СБОРА ГРИБОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

-Какие грибы появляются ранней весной?

-Какие грибы собираем последними?

-Какие грибы собираем весь сезон с весны и заканчиваем осенью?

- Я хочу загадать вам загадки про грибы. Интересно, узнаете вы их?

1.Этот гриб живет под елью,

  Под её огромной тенью,

  Мудрый бородач, старик,

  Житель бора - … (боровик или белый гриб)

2.Под осиной – мужичок,

   На нем  - красный колпачок.(Подосиновик)

3.Под березкой серый гриб

    На одной ноге стоит. (Подберезовик)

4.Под сосной стоят ребятки,

Очень липкие - …(маслята или сосновики)

Задание на соответствие для всех групп (Приложение 3)

Определите: под каким деревом, какой гриб растет?

ВЗАИМОПРОВЕРКА

-Почему у них такие названия?

-Какие грибы любите собирать? Когда за ними пойдем в лес?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА,

Ну а теперь пойдем в лес по грибы.

Выберите, что для этого нужно. (Даны: пакеты, корзинки, вилки, ложки, ножи).

 Отправляйтесь на поиски съедобных грибов.

(На столах карточки с изображением съедобных, несъедобных, ядовитых, редких и неизвестных грибов)

Взаимопроверка с учителем.

-Что из них приготовите?

ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ  (Дети показывают смайлик)

4 группа    Грибы, занесённые в Красную книгу. 

- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять. Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно.

-Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.

-Расскажите, что вы узнали о редких грибах?

-Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый)

-Эти грибы нуждаются в особой охране.

ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ  (Дети показывают смайлик)

Закрепление нового материала.

А теперь, ребята, давайте проверим наши новые  знания.

-Проверка будет походить в виде тестов. ( Приложение № 4)

Вам предлагается 5 вопросов. Работаем дружно группой!

1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,

б) срезать и взять с собой,

в) сбить ногой.

-Какой правильный ответ?

2. Назовите самый ядовитый гриб.

а) желчный гриб,

б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.

3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,

б) ножка,

в) корень.

-Что же у грибов вместо корня?

4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,

б) с деревьями,

в) с животными.

5. Найди лишний гриб.

А) подосиновик,

Б) боровик,

В) мухомор

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ

3 этап урока.  Рефлексия

 Обобщение

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром..

_-Что нового узнали на уроке?

ПОМОЩЬ: КЛАСТЕР НА ДОСКЕ

- Справились ли мы с проблемными вопросами?

-Где применить ваши знания?

- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить

синквейн о грибах.

Грибы

Вкусные, ядовитые

Живут, растут, питаются,

Грибы нуждаются в охране

Царство (жизнь, мусорщики)

 Грибы

Съедобные, ядовитые, полезные

Дружат, помогают, разрушают

Мир грибов разнообразен и удивителен!

Это богатство!

А теперь я предлагаю оценить работу групп.

СМАЙЛИК ВЫБРАТЬ

-Путешествие  наше  подошло к концу.

-А вот закончились ли тайны окружающего нас мира?

-Тайну мы будем открывать на следующих уроках.

Домашнее задание: Составить кроссворд «Грибы».

- За вашу хорошую работу на уроке хочу вам подарить каждому календарь сбора грибов и раскраску про грибы.

-СПАСИБО ЗА УРОК!

ПЕСНЯ ПРО ГРИБОЧКИ

   III. Стадия осмысления.

Чтение текста с пометами (прием «Инсерт»)

- Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»

«V» - информация мне известна

«+» - узнал что-то новое

«--» - думал иначе

«?» - хочу уточнить (спросить)

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Царство грибы"

Конспект подходит для проведения урока окружающего мира в 3 классе....

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Грибы".2 класс. УМК "Перспектива"

Урок составлен в технологии деятельностного метода....

конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс

конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...