Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока -путешествия "Царство грибов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestviya_v_tsarstve_gribov_volokitina_n.v.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В царстве грибов»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – путешествие
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Цели урока:
Предметные:
- дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением и использованием человеком.
Метапредметные:
- развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;
Прогнозируемые результаты:
- третьеклассники познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами;
Формирование УУД:
1. Личностные:
- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
- развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
2. Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
3. Познавательные:
а) общеучебные:
- учить ориентироваться в многообразии грибов;
- работать с информационным материалом на компьютере;
б) логические:
- анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде
в) воспитательные:
- формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;
4. Коммуникативные:
- читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;
- умение высказать свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
Материалы к уроку:
презентация, карточки с видами грибов, памятка «Правила сбора грибов», календарь сбора грибов, корзинка,.
Оборудование:
мультимедийная установка, экран, компьютер для учителя,
Ход урока
- Организация класса
-Окружающий нас мир интересно познавать!
-Его тайны и загадки мы готовы разгадать.
Будем отвечать активно!
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.
- Стадия вызова.
Вы любите путешествовать? А зачем люди путешествуют? Сегодня я хочу предложить вам совершить увлекательное путешествие, а куда – скажите сами.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг…(природа)
- Итак, куда мы отправляемся? (на природу).
- Вспомните, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека).
- Посмотрите на экран. Что вы видите?
-Это кластер, но грозди пустые.
- Используя ваши знания, нужно заполнить грозди кластера.
Какая бывает природа? (Живая и неживая)
-Вспомните: что отличает живую природу от неживой?
-Итак, перечислите признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, приносят потомство, умирают).
-Всё живое ученые-биологи делят на большие группы, какие: государства, королевства, царства? (царства)
-Какие царства живой природы можете назвать?
-Итак, какой ваш ответ? (растений, животных, бактерий и грибов)
(СЛАЙД 2)
Формулирование темы, постановка цели.
-Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.
(Слайд Царство грибов)
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
-О чём идёт речь? (о грибах)
-А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
-Спрогнозируйте тему нашего урока?
Тема нашего урока: Царство грибов.
-Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.
-А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
Составим кластер: Гриб – строение – виды или классификация – сбор – значение - охрана
-Итак, ребята, вы сами определили проблемные вопросы.
(5 слайд Цели)
- Какое строение имеют грибы?
– Какие они бывают?
– Как правильно собирать грибы?
- Какое значение имеют грибы?
–Какие грибы нужно охранять?
-На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
-Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые – лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.
III. Стадия осмысления.
– Сегодня ребята, вы будете сами взаимообучаться, работая в группах. – Все вы в группе получили разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы и будете работать сегодня сообща, учиться слышать друг друга, оценивать ответы товарищей.
Вы объединитесь в группы по одинаковому тексту, что говорит цвет кружочка на листке и на столе.
– Что вы делаете в группе?
- Вам надо прочитать текст;
( Приложение 1)
Здесь используйте приём «ИНСЕРТ»
2. Понять смысл прочитанного;
3. Перевести (вместе) эту информацию в графическую форму – в виде таблицы, схемы, рисунка, в виде чего – решите сами.
А когда будет выполнена работа с текстом, заполнена таблица, ответственный группы будет обучать своих товарищей из других групп, и из всех полученных знаний составите одну схему, таблицу, рисунок.
– Задание понятно?
-Приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
УЧИТЕЛЬ ЗАДАЁТ ВОПРОСЫ:
- Кто отметил «V» - информация мне известна?
- Какую информацию ты уже знал?
- А для кого это было новым?
- А для кого другая информация была новой?
- Кто до знакомства с текстом думал иначе?
- Кто отметил информацию «хочу уточнить»
Вот на всю эту информацию вы сейчас получите исчерпывающие ответы в виде отчёта по группам.
ОТЧЁТ ПО ГРУППАМ
1 группа
Существует более 100000 разновидностей грибов. При этом человеку нужны примерно 500 видов. Вы все ходите в лес за грибами, скажите мне:
-Какие части гриба вы можете назвать? (шляпка, ножка)
-А что скрыто от глаз под землей? (грибница)
--Что такое грибница? Зачем она нужна?
Точнее можно узнать из приложения №1. Прочитайте, чтобы было понятно всем.
-Кто готов ответить? (Ответы ребят)
-Как связаны грибы с деревьями? (Прочитайте)
- ВЫВОД: Проведя небольшое исследование, мы узнали, как связаны между собой грибы и деревья. Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.
ФИЛЬМ ПРО РОСТ ГРИБОВ
Ребята, а хотите увидеть как растут грибы?
Так смотрите!
Сначала появляется грибница. А на ней образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.
-(ПОСЛЕ ФИЛЬМА)
Так почему же, придя в лес, нельзя вырывать грибы с грибницей? (НАРУШАЕТСЯ ГРИБНИЦА). Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)
А В ГРУППЕ ПРИКЛЕИВАЮТ СМАЙЛИК В УГОЛОК ТАБЛИЦЫ
ОТЧЁТ 2 группы
Классификация грибов
-На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
( слайд и ПЛАКАТ) Съедобные и несъедобные грибы
-Какие съедобные грибы вы знаете?
-Какие несъедобные грибы вы знаете?
-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? -Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных.
- Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
Грибы – двойники (белый, желчный)
1)У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)
-Чем они похожи? (формой)
-Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
-Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
-По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
(9 слайд) Грибы – двойники (опята – ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник – ложный опёнок. (читаем)
-Чем они похожи? (формой)
-Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок – ядовитый гриб.
-По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
(10 слайд) Грибы – двойники (шампиньон - бледная поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)
-Чем они похожи? (формой)
-Чем отличаются? (по цвету, по строению)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов ,человеку стало плохо?( вызвать скорую помощь)
-По какому признаку нашли отличие? (по строению)
-Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов? (НА признаки)
( слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов
(цвет, срез, запах, форма)
-А нужны ли грибы животным и зачем? (Предположения)
Да, действительно, почти 150 представителей этого царства употребляются в пищу. Шляпочные грибы очень питательны. Содержат витамины, белки и другие полезные микроэлементы. Ими питаются белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. А ещё грибы – лекари. Заболевшие сороки и лоси лечатся мухоморами.
- А нужны ли грибы человеку?
-Да, нужны. В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо –необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые грибы.
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)
3 группа Правила сбора грибов
Ребята, вы внимательно прочитали, как собирать грибы. Расскажите и нам об этом.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старые грибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог, предприятий и скверов?
-Когда начинается грибная пора? (Ответы ребят)
Давайте посмотрим в таблице КАЛЕНДАРЬ СБОРА ГРИБОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
-Какие грибы появляются ранней весной?
-Какие грибы собираем последними?
-Какие грибы собираем весь сезон с весны и заканчиваем осенью?
- Я хочу загадать вам загадки про грибы. Интересно, узнаете вы их?
1.Этот гриб живет под елью,
Под её огромной тенью,
Мудрый бородач, старик,
Житель бора - … (боровик или белый гриб)
2.Под осиной – мужичок,
На нем - красный колпачок.(Подосиновик)
3.Под березкой серый гриб
На одной ноге стоит. (Подберезовик)
4.Под сосной стоят ребятки,
Очень липкие - …(маслята или сосновики)
Задание на соответствие для всех групп (Приложение 3)
Определите: под каким деревом, какой гриб растет?
ВЗАИМОПРОВЕРКА
-Почему у них такие названия?
-Какие грибы любите собирать? Когда за ними пойдем в лес?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА,
Ну а теперь пойдем в лес по грибы.
Выберите, что для этого нужно. (Даны: пакеты, корзинки, вилки, ложки, ножи).
Отправляйтесь на поиски съедобных грибов.
(На столах карточки с изображением съедобных, несъедобных, ядовитых, редких и неизвестных грибов)
Взаимопроверка с учителем.
-Что из них приготовите?
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)
4 группа Грибы, занесённые в Красную книгу.
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять. Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно.
-Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
-Расскажите, что вы узнали о редких грибах?
-Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый)
-Эти грибы нуждаются в особой охране.
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)
Закрепление нового материала.
А теперь, ребята, давайте проверим наши новые знания.
-Проверка будет походить в виде тестов. ( Приложение № 4)
Вам предлагается 5 вопросов. Работаем дружно группой!
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте,
б) срезать и взять с собой,
в) сбить ногой.
-Какой правильный ответ?
2. Назовите самый ядовитый гриб.
а) желчный гриб,
б) бледная поганка,
в) ложный опёнок.
3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка,
б) ножка,
в) корень.
-Что же у грибов вместо корня?
4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком,
б) с деревьями,
в) с животными.
5. Найди лишний гриб.
А) подосиновик,
Б) боровик,
В) мухомор
ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ
3 этап урока. Рефлексия
Обобщение
- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром..
_-Что нового узнали на уроке?
ПОМОЩЬ: КЛАСТЕР НА ДОСКЕ
- Справились ли мы с проблемными вопросами?
-Где применить ваши знания?
- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить
синквейн о грибах.
Грибы
Вкусные, ядовитые
Живут, растут, питаются,
Грибы нуждаются в охране
Царство (жизнь, мусорщики)
Грибы
Съедобные, ядовитые, полезные
Дружат, помогают, разрушают
Мир грибов разнообразен и удивителен!
Это богатство!
А теперь я предлагаю оценить работу групп.
СМАЙЛИК ВЫБРАТЬ
-Путешествие наше подошло к концу.
-А вот закончились ли тайны окружающего нас мира?
-Тайну мы будем открывать на следующих уроках.
Домашнее задание: Составить кроссворд «Грибы».
- За вашу хорошую работу на уроке хочу вам подарить каждому календарь сбора грибов и раскраску про грибы.
-СПАСИБО ЗА УРОК!
ПЕСНЯ ПРО ГРИБОЧКИ
III. Стадия осмысления.
Чтение текста с пометами (прием «Инсерт»)
- Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»
«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» - думал иначе
«?» - хочу уточнить (спросить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Царство грибы"
Конспект подходит для проведения урока окружающего мира в 3 классе....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме : " В царстве грибов".
Конспект урока по теме "В царстве грибов"...
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов", где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...
Конспект урока по окружающему миру. Тема "Грибы".2 класс. УМК "Перспектива"
Урок составлен в технологии деятельностного метода....
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...