окружающий мир 4 класс Школа России Земля-кормилица
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мелехина Маргарита Васильевна

Конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya-kormilitsa.rar1.26 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПСТ.ВУХТЫМ

Конспект урока по предмету

«Окружающий мир» 4 класс

УМК «Школа России»

ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА

Учитель начальных классов Мелехина М.В.

2017 г.

Тема: Земля-кормилица. (1 час)

Предназначена для 4-х классов по разделу «Родной край-часть большой страны»

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
  • Закрепить знания о полезных ископаемых, их применением, свойствах.
  1. Развивающие:
  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, мыслить логически, высказывать своё мнение;
  1. Воспитывающие:
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, дружеские отношения;
  •  Воспитывать бережное отношение к почве, любовь к родному краю.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Методы обучения: Приобретение новых знаний способом исследования.

Объект работы: Учебник «Мир вокруг нас», карточки с заданиями, лабораторная посуда  для проведения исследований почвы.

Формы работы: Фронтальная (с закреплением новых знаний), индивидуальная, коллективная (работа в парах).

Оборудование и материалы:

 Физическая карта России, карта Республики Коми, образцы почв, лабораторная посуда для опытов, раздаточный материал для опроса.

Литература:

  1. Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс/ ред. Плешаков А.А., 2004, изд. «Просвещение».

Интернет ресурсы: rudocs.exdat.com›docs/index-531946.html,

                                   guppy.ucoz.ru

 

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний по теме «Наши подземные богатства»..

3. Изучение нового материала.

- Физкультминутка.

4. Закрепление учебного материала.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов урока, выставление оценок, задание на дом.

 

  1. Организационный момент

Цель: психологический настрой на уроке.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Приветствуют учителя

Рассуждения детей.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать  наш родной край.  В названии темы урока «…-кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав мою загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу.

(земля).

Запишем тему урока «Земля-кормилица!

-Почему землю называют кормилицей?

 Сегодня нам предстоит выяснить это, но об этом чуть позже. А сначала я хочу проверить, как вы усвоили прошлый материал.

1 мин.

  1. Актуализация опорных знаний по теме

«Наши подземные богатства».

  • Цель:  Закрепить знания о полезных ископаемых, их применением, свойствах.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

  Самостоятельное выполнение теста  № 1 по карточке.

Ответы детей:

1. (б)

2.(в)

3. (в)

4. (а)

5. (б)

6. (в)

7. (а)  

Дети проверяют друг у друга работы. Оценивают каждую работу отдельно. (если 5 верных ответов-5, 4-4 и т.д.)

 -Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему.

Выполним тест.

1. Тест « Наши подземные богатства»

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

а) археологи;

б) геологи;

в) строители.

2. К полезным ископаемым относятся…

а) кирпич, бетон, бензин;

 б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. Металлы получают из …

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

4. При помощи буровых установок добывают…

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести…

а) алмаз, известняк, графит;

б) каменный уголь, торф, нефть;

в) железная руда, поваренная соль, мел.

6. В строительстве используются…

а) торф, железная руда, самоцветы;

б) каменный угол, малахит, антрацит;

в) песок, глина, гранит.

7. В шахтах добывают…

а) каменный уголь, антрацит, железную руду;

б) поваренную соль, жемчуг, гранит;

в) известняк, ракушечник, гранит.

- Ребята, поменяйтесь тестами и самостоятельно проверьте их, сверяя ответы с экраном. Оцените работу своего товарища.

- Давайте вспомним, какие полезные ископаемые вы знаете, перечислите.

- А теперь разгадаем кроссворд по теме «Полезные ископаемые».

Начнем разгадывать по горизонтали.

 

 

По горизонтали:

1.        Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

- Назовите главное свойство гранита? (Прочность.)

- Из чего он состоит? (Полевого шпата, кварца и слюды.)

3.        Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

- Из чего изготавливают мел?

4.        Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

- Где применяют песок?

5.        На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

- Расскажите где его использует человек. (Хим. промышленность, электростанции, котельные, заводы.)

6.        Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это?

- Почему нефть называют «черным золотом»? (Получают жидкое топливо.)

8.        Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи...

- Назовите главное свойство железной руды? (Плавкость.)

- Что изготавливают из железной руды? (Чугун, сталь.)

По вертикали:

1.        Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

- Как образуется глина? (При разрушении гранита.)

2.        Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение.

- Где используют известняк? (В строительстве.)

7.        Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

- Какое свойство торфа использует человек? (Горючесть.)

9.        Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.

- Какое свойство угля использует человек? (Горючесть.)

- Для чего использует каменный уголь? (Топливо, делают краски, пластмассу.)

- Какие виды угля вы ещё знаете?

(Ответы:

•        По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.

•        По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.)

- Вы хорошо справились. Спасибо за работу.

- Посмотрите на карту, как же богата наша страна полезными ископаемыми.

- А какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (никель, медь, золото, платину, каменный уголь, бурый уголь, марганец и т.д.)

3 мин.

Взаимоконтроль,   взаимооценка.

Слайд №1

Взаимоконтроль,   взаимооценка.

Слайд №2

  1. Определение целей и темы урока.
  • Цель:    Определение темы и целей урока.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Ставят цели на урок:

- Из чего состоит почва?

-Какая бывает почва?

-Почему землю называют кормилицей?

  Определение   целей урока.

 

-Назовите еще раз тему нашего урока.

-Какие вопросы появились по данной теме?

-Что хотите узнать на уроке?

Дети определяют границы своего знания – незнания по данной теме: знаю- хочу узнать

 

Слайд №3

  1. Изучение нового материала.

Цели: -Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; 

        -Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, мыслить логически, высказывать своё мнение;

        -Воспитывать самостоятельность, аккуратность, дружеские отношения;                           -Воспитывать бережное отношение к почве, любовь к родному краю.

Рассматривают образцы почвы, отвечают на вопросы учителя.

Затрудняются ответить на вопрос о составе почвы.

Дети совместно с учителем проводят опыты, делают выводы.

Заполняют схему о составе почвы

-воздух

-вода

-Песок

 -глина

-перегной

-соль

4.1. Свойства почвы.

- Как называется верхний слой земли, на котором растут растения?

- Рассмотрите образцы почвы. Что вы видите?

- Какого цвета почва?

-Что входит в состав почвы?

- Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сегодня мы с вами - исследователи, мы сделаем несколько опытов и выясним свойства и состав почвы.

Практическая работа:

Опыт 1.

- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? ( из почвы идут пузырьки). Какой вывод можно сделать? Правильно, в почве есть воздух . Он помогает корням растений дышать.

Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

Опыт 2.

- Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем.

Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? ( влажное пятно). Откуда взялась вода? Какой вывод можно сделать? Правильно, в почве есть вода.

Вода – вещество, необходимое для жизни растений.

Опыт 3.

- А сейчас давайте посмотрим , что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? ( мутная). На поверхности- мусор. Останки листьев, насекомых. Что вы видите на дне стакана?

 (на самом дне видны песчинки. А сверху глина). Какой вывод можно сделать? (в состав почвы входит песок и глина)

Песок- хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду.

Опыт 4.

- Следующий опыт вам продемонстрирую я.

Нагреем немного почвы над огнем. Что вы видите и чувствуете? (над почвой дым и чувствуется неприятный запах).

Это сгорает перегной- органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.

- Итак, что еще содержится в почве? (перегной)

Опыт 5.

- Возьмем несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва и поместим эту воду на стекло. Подержим над огнем стекло. Вода испарилась. Что вы видите на стекле? ( белый налет).

- Кто догадался, что это? Правильно, это соли- питательные вещества, необходимые растениям.

Итак, в почве содержатся соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов

Слайд № 4

Ребенок показывает ребенок, остальные повторяют движения.

ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали-это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули-ветер сбивает росу,

В сторону руки-плавно помашем-это к нам птицы летят,

Как они сядут-тоже покажем-крылья сложили назад.

Дети рассматривают иллюстрации, называют животных- обитателей почвы.

Высказывают предположение

Знакомятся с разными типами почв.

Отвечают на вопрос учителя.

-Почему землю называют кормилицей?

Слушают сказку, отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Почва образуется очень медленно, надо выращивать растения, сажать леса на месте вырубленных, не допускать образования оврагов

Читают текст в учебнике.

Называют способы защиты почвы.

4.2. Обитатели почвы.

- Итак, мы выяснили, какие необходимые вещества для растений содержатся а почве и отчего она плодородна.

- Как вы думаете в почве обитают какие- нибудь животные? Давайте познакомимся с некоторыми из них

-Кого вы увидели? (крот, лесная мышь, медведка, жуки, личинки, черви)

- Как вы считаете, приносят ли животные пользу почве?

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

- Давайте познакомимся с видами почв. В нашей стране выделяют несколько видов почв. Самые распространенные из них:

Виды почв.

- В тундре распространены тундровые почвы.

Тундровая почва- светлая, в ней мало перегноя. Почему?

-В тайге- подзолистая почва сероватого цвета

-В лиственных лесах- серые лесные почвы, в ней много песка.

-В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем- почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная

-Болотная почва - содержит толстый слой торфа.

-Луговая почва- в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

- Какие почвы преобладают в нашем крае?

В нашем крае большей частью преобладают серые почвы. В ней много песка.

- Мы познакомились с типами почв, их свойствами.

-На все поставленные вопросы мы ответили?

4.3. Земля-кормилица.

-Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

( учитель читает сказку)

- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

- Что называют волшебной кладовой? (Землю.)

- А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)

- Что издавна делает земля-матушка?

 (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

- Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!

- Так почему землю называют кормилицей?

- А что может произойти, если почвы вдруг не станет?

- Почему говорят «Почва дороже золота»?

Мы выяснили с вами, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи.

4.5. Способы защиты почвы. Работа по учебнику с. 172-173

-Как вы считаете почва нуждается в защите?

-  Узнайте самостоятельно из учебника. Работа по учебнику с. 172-173

- Какие способы защиты почвы вы запомнили?

•        Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;

•        сажать полезащитные полосы;

•        проводить снегозадержание;

•        правильно распахивать;

•        умеренно поливать и употреблять удобрения.

- Очень важно, чтобы каждый из вас осознал, что от ваших действий, поступков

зависит насколько наша земля будет краше, и не будет таких мест, которые вызывают обиду и боль. Если процесс разрушения почвы будет продолжаться, то существование всего живого на Земле окажется под угрозой.

Слайд №5

Слайды №6-7

Слайд № 8

  1. Закрепление учебного материала.

Цель:   Закрепить знания о видах и свойствах почвы и как ее защитить.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Ответы детей:

  1. а
  2. в
  3. б
  4. в
  5. б
  6. в
  7. в

  Тестирование.

- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

Тест «Земля-кормилица»

1.        Характерными почвами нашего края являются...

а) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы;

2.        Черноземные почвы преобладают...

а) в тундре;

б) в лесной зоне;

в) в степях;

г) в пустынях.

3.        Плодородие почвы зависит от количества...

а) песка;

б) перегноя;

в) глины;

г) солей.

4.        Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...

а) песок;

б) глина;

в) перегной;

г) ил.

5.        В состав почвы входят...

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

6.        Для защиты почвы на полях необходимо...

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

7.        Один сантиметр почвы в природе образуется за...

а) 100-150 лет;

б) 5-10 лет;

в) 250-300 лет;

г) 1-2 года.

 Взаимопроверка.

- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

- Кто не допустил ошибок?

- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки?

Тест на карточках

Слайд № 9

  1. Рефлексия.

Цель: Выявить уровень усвоения материала на уроке.

Я узнал

Я удивился

Я задумался

Я повторил

Я научился

Я запомнил

Оценивают своё продвижение: узнал

  1. Подведение итогов урока.

Цель: Выставление оценок.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Учащиеся выставляют оценки в дневник и записывают домашнее задание.

-Сегодня на уроке все хорошо поработали. Спасибо всем большое.

Выставите оценки в дневник.

Стр. 171-174

Для 1 вариант: ПОДОБРАТЬ ЗАГАДКИ о земле,

Для 2 варианта: подобрать  ПОСЛОВИЦЫ о земле.

Итоговое оценивание

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»

Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Задания по окружающему миру 4 класс по теме: "Земля-кормилица".

Материал содержит кроссворд для повторения темы "Полезные ископаемые" и задания по окружающему миру для 4 класса по теме: "Земля кормилица". Материал представлен в форме рабочего листа....