Окружающий мир 4 класс Школа России. Тема. Земля - кормилица.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Создать условия для формирования у учащихся представления о разнообразии почв, их основных свойствах и значении для жизни на Земле. Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать различные типы почв по их характеристикам, анализировать взаимосвязи между свойствами почвы и условиями её образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир   4 класс  Школа России  учитель: Седакова Л.Г.

Тема: «Земля - кормилица»

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о разнообразии почв, их основных свойствах и значении для жизни на Земле.

Задачи:

Образовательная: создать условия для формирования у учащихся целостного представления о многообразии почв, их основных свойствах.

Развивающая: способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать различные типы почв по их характеристикам, анализировать взаимосвязи между свойствами почвы и условиями её образования.

Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания бережного отношения к почве как к ценному природному ресурсу, понимания необходимости её защиты от загрязнения и истощения.

Планируемые результаты:

Предметные: знают и умеют описывать основные типы почв (например, песчаные, глинистые, суглинистые, чернозёмные, подзолистые — количество типов зависит от возраста и программы),

Метапредметные:

Познавательные: извлекают информацию из текстов и иллюстраций о многообразии растений и их характеристиках, сравнивают и обобщают данные о растениях из различных климатических условий, формируют представление о сходствах и различиях.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи;

Личностные: воспитывают интерес к окружающему миру, любовь к природе.

Тип урока: открытие новых знаний

Материально-техническое обеспечение: презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, «Школа России» А. А. Плешаков.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

       Сегодня мы будем опять наблюдать

       Выводы делать и рассуждать,

      А чтобы урок пошел каждому впрок!

      Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация опорных знаний.

Тестовый материал для повторения изученного.

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
    а) археологи;
    б) геологи; +
    в) строители.
  2. К полезным ископаемым относятся...
    а) кирпич, бетон, бензин;
    б) станки, вазы, ножницы;
    в) нефть, газ, глина. +
  3. В строительстве используются...
    а) торф, железная руда, самоцветы;
    б) песок, глина, гранит; +
    в) мрамор, каменный уголь, малахит.
  4. Металлы получают из...
    а) каменного угля, янтаря, мела;
    б) жемчуга, известняка, торфа;
    в) железной руды, медной руды. +
  5. В шахтах добывают...
    а) известняк, ракушечник, гранит;
    б) каменный уголь, антрацит, железную руду; +
    в) поваренную соль, жемчуг, графит.
  6. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
    а) алмаз, известняк, графит;
    б) железная руда, поваренная соль, мел;
    в) каменный уголь, антрацит, торф. +

III. Постановка проблемной учебной задачи.

     Вслушайтесь в слова:«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается…».

Что такое земля? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово «Почва»)

Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке?

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы.

 Все ли вы знает о почве? Тогда какие цели поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать?

IV. Изучение нового материала

     Почва — верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

Существует 6 основных видов почв и сегодня, мы их рассмотрим.

(На экране появляется изображение тундровой почвы)

Рассмотрите внимательно данное изображение и назовите ее особенности.

Наводящие вопросы, если у детей будут затруднения:

Какого она цвета? Предположите, какой она может быть структуры (рассыпчатая, сухая, дряхлая, влажная). Назовите ее состав. Может ли расти что-нибудь на ней или она не пригодна для этого.

Почва, которую мы сейчас обсудили, относится к тундровой местности.

Тундровые почвы — это особый тип почв, формирующихся в условиях сурового климата тундровой зоны. Они характеризуются рядом специфических особенностей, обусловленных низкими температурами, вечной мерзлотой и специфической растительностью. В основном там растут: мхи и лишайники, низкорослые кустарники.

Рассмотрим следующий вид почвы. Назовите ее особенности.

Наводящие вопросы, если у детей будут затруднения:

Какого она цвета? Предположите, какой она может быть структуры (рассыпчатая, сухая, дряхлая, влажная). Назовите ее состав. Может ли расти что-нибудь на ней или она не пригодна для этого.

Да, этот вид почвы называется подзолистая почва.

Подзолистые почвы распространены в зонах с избыточным увлажнением и холодным климатом, преимущественно в таёжной зоне Евразии и Северной Америки. В России подзолистые почвы занимают обширные территории в северной части европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке. 

Растительность на подзолистых почвах зависит от конкретных условий, но обычно это: хвойные леса, лиственные деревья, кустарники, мхи и лишайники. Обитают в такой почве, обычно бактерии и грибы.

Следующий вид почвы – серая лесная почва. (учащиеся продолжают анализировать почву по изображению и называют ее особенности)

Серые лесные почвы распространены в умеренном поясе, преимущественно в областях с достаточным, но не чрезмерным увлажнением и умеренным теплом. Это значит, что они широко встречаются в европейской части России, в Западной Сибири и некоторых других регионах с похожим климатом.  Здесь произрастают обычно хвойные леса, кустарники, мхи. Обитают в такой почве, обычно бактерии и грибы.

Как вы думаете какой вид почвы в местности, где мы живем? Да, в нашей местности чернозем, не зря мы называемся Центральным Черноземьем. Давайте поподробнее рассмотрим данный вид почвы.

Чернозёмные почвы — это высокоплодородные почвы, которые формируются в степных и лесостепных зонах с умеренно-континентальным климатом. Наиболее известные и обширные районы распространения чернозёмов находятся на Восточно-Европейской равнине (Украина, Россия), в Западной Сибири и на равнинах Казахстана. Они также встречаются в других регионах мира с аналогичным климатом, но в меньших количествах.

Основные особенности:

Цвет: темно-серый или черный

Структура: Рыхлая, рассыпчатая, хорошо пропускает воду

Состав: Много перегноя (перегнивших остатков растений)

Плодородие: Высокое, подходит для выращивания разных культур

Что растет: на чернозёмах может расти разнообразная растительность, в зависимости от конкретных условий: степные травы, зерновые культуры, подсолнечник, сахарная свекла, картофель.

В чернозёмах обитает огромное количество микроорганизмов, играющих ключевую роль в формировании почвы и круговороте веществ.

Следующий вид почвы – болотная почва.

Болотные почвы формируются в условиях избыточного увлажнения и недостатка кислорода. Они встречаются по всему миру, но особенно распространены в зонах с избыточным увлажнением – в низинах, долинах рек, на заболоченных участках тундры, тайги и других климатических зон.

Болотная растительность адаптирована к условиям избыточного увлажнения и кислой среды, поэтому там произрастают: сфагновые мхи, брусника, клюква.

И последний вид почвы – луговая.

Луговые почвы распространены в умеренном поясе, где достаточно влаги и тепла. Их можно встретить в различных регионах с развитой травянистой растительностью, включая степи, лесостепи и зоны с умеренно влажным климатом. В России луговые почвы встречаются в европейской части, на юге Сибири и в других регионах с подходящим климатом.

Луга отличаются большим разнообразием травянистой растительности.

Физкультминутка

Давайте немного отдохнем

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

А вы знали, что есть ученые, которые занимаются исследованием почвы. Как вы думаете, как их называют? Да, ученые-почвоведы. Они смогли выявить большое количество видов почвы. Давайте прочтем об этом в учебнике на стр. 121.

Как вы думаете, нужно ли охранять нашу почву? Почему?

Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и сравнить ваши ответы.  

(https://yandex.ru/video/preview/11977884627270123575)

Почему нужно бережно относится к природе? Как мы можем ее защитить?

V. Закрепление изученного материала. Практическая работа.

Работа в парах.

Предлагаю заполнить таблицу и проанализировать почву нашей области по некоторым критериям: тип почвы, структура, цвет, состав, плодородие и что растет. Проверим, поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте. Поднимите руку у кого ни одной ошибки…

Проверка, вывести таблицу на слайд

Характеристика

Описание

Тип почвы

Чернозём (преимущественно)

Цвет

Темно-серый, почти чёрный

Структура

Рыхлая, рассыпчатая, хорошо пропускает воду

Состав

Много перегноя (перегнивших остатков растений)

Плодородие

Высокое, подходит для выращивания разных культур

Что растет

Пшеница, подсолнечник, кукуруза и др.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Что узнали нового? Какие бывают почвы?

 «Незаконченное предложение»
Самым интересным для меня было ...
Мне понравилось...
Мне не понравилось …
Я бы хотел(а) узнать больше о...
На следующем уроке я хочу...

Д/з

Стр. 120-122 пересказ и составить памятку на тему «Охрана почвы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

07. Открытый урок по окружающему миру «Проектная деятельность по теме «Земля – наш общий дом»» 3 класс

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaОткрытый урок проводится в рамках предметной недели по окружающему миру и реализации долгосрочного проекта "Земля - наш ...

Тест по окружающему миру по теме "Земля и человечество", 4 класс, Школа России

Итоговый тест по разделу "Земля и человечество". Окружающий мир, Школа России, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. 4 класс....

Окружающий мир 4 класс Школа России. Тема. Земля - кормилица.

На уроке создаются условия для формирования у учащихся представления о разнообразии почв, их основных свойствах и значении для жизни на Земле. Способствовать развитию умений сравнивать и классифициров...