Окружающий мир 4 класс Школа России. Тема. Земля - кормилица.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Создать условия для формирования у учащихся представления о разнообразии почв, их основных свойствах и значении для жизни на Земле. Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать различные типы почв по их характеристикам, анализировать взаимосвязи между свойствами почвы и условиями её образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс Школа России учитель: Седакова Л.Г.
Тема: «Земля - кормилица»
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о разнообразии почв, их основных свойствах и значении для жизни на Земле.
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся целостного представления о многообразии почв, их основных свойствах.
Развивающая: способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать различные типы почв по их характеристикам, анализировать взаимосвязи между свойствами почвы и условиями её образования.
Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания бережного отношения к почве как к ценному природному ресурсу, понимания необходимости её защиты от загрязнения и истощения.
Планируемые результаты:
Предметные: знают и умеют описывать основные типы почв (например, песчаные, глинистые, суглинистые, чернозёмные, подзолистые — количество типов зависит от возраста и программы),
Метапредметные:
Познавательные: извлекают информацию из текстов и иллюстраций о многообразии растений и их характеристиках, сравнивают и обобщают данные о растениях из различных климатических условий, формируют представление о сходствах и различиях.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи;
Личностные: воспитывают интерес к окружающему миру, любовь к природе.
Тип урока: открытие новых знаний
Материально-техническое обеспечение: презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, «Школа России» А. А. Плешаков.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Сегодня мы будем опять наблюдать
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок!
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация опорных знаний.
Тестовый материал для повторения изученного.
- Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;
б) геологи; +
в) строители. - К полезным ископаемым относятся...
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина. + - В строительстве используются...
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит; +
в) мрамор, каменный уголь, малахит. - Металлы получают из...
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды. + - В шахтах добывают...
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду; +
в) поваренную соль, жемчуг, графит. - Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, антрацит, торф. +
III. Постановка проблемной учебной задачи.
Вслушайтесь в слова:«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается…».
Что такое земля? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово «Почва»)
Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке?
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы.
Все ли вы знает о почве? Тогда какие цели поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать?
IV. Изучение нового материала
Почва — верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.
Существует 6 основных видов почв и сегодня, мы их рассмотрим.
(На экране появляется изображение тундровой почвы)
Рассмотрите внимательно данное изображение и назовите ее особенности.
Наводящие вопросы, если у детей будут затруднения:
Какого она цвета? Предположите, какой она может быть структуры (рассыпчатая, сухая, дряхлая, влажная). Назовите ее состав. Может ли расти что-нибудь на ней или она не пригодна для этого.
Почва, которую мы сейчас обсудили, относится к тундровой местности.
Тундровые почвы — это особый тип почв, формирующихся в условиях сурового климата тундровой зоны. Они характеризуются рядом специфических особенностей, обусловленных низкими температурами, вечной мерзлотой и специфической растительностью. В основном там растут: мхи и лишайники, низкорослые кустарники.
Рассмотрим следующий вид почвы. Назовите ее особенности.
Наводящие вопросы, если у детей будут затруднения:
Какого она цвета? Предположите, какой она может быть структуры (рассыпчатая, сухая, дряхлая, влажная). Назовите ее состав. Может ли расти что-нибудь на ней или она не пригодна для этого.
Да, этот вид почвы называется подзолистая почва.
Подзолистые почвы распространены в зонах с избыточным увлажнением и холодным климатом, преимущественно в таёжной зоне Евразии и Северной Америки. В России подзолистые почвы занимают обширные территории в северной части европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Растительность на подзолистых почвах зависит от конкретных условий, но обычно это: хвойные леса, лиственные деревья, кустарники, мхи и лишайники. Обитают в такой почве, обычно бактерии и грибы.
Следующий вид почвы – серая лесная почва. (учащиеся продолжают анализировать почву по изображению и называют ее особенности)
Серые лесные почвы распространены в умеренном поясе, преимущественно в областях с достаточным, но не чрезмерным увлажнением и умеренным теплом. Это значит, что они широко встречаются в европейской части России, в Западной Сибири и некоторых других регионах с похожим климатом. Здесь произрастают обычно хвойные леса, кустарники, мхи. Обитают в такой почве, обычно бактерии и грибы.
Как вы думаете какой вид почвы в местности, где мы живем? Да, в нашей местности чернозем, не зря мы называемся Центральным Черноземьем. Давайте поподробнее рассмотрим данный вид почвы.
Чернозёмные почвы — это высокоплодородные почвы, которые формируются в степных и лесостепных зонах с умеренно-континентальным климатом. Наиболее известные и обширные районы распространения чернозёмов находятся на Восточно-Европейской равнине (Украина, Россия), в Западной Сибири и на равнинах Казахстана. Они также встречаются в других регионах мира с аналогичным климатом, но в меньших количествах.
Основные особенности:
Цвет: темно-серый или черный
Структура: Рыхлая, рассыпчатая, хорошо пропускает воду
Состав: Много перегноя (перегнивших остатков растений)
Плодородие: Высокое, подходит для выращивания разных культур
Что растет: на чернозёмах может расти разнообразная растительность, в зависимости от конкретных условий: степные травы, зерновые культуры, подсолнечник, сахарная свекла, картофель.
В чернозёмах обитает огромное количество микроорганизмов, играющих ключевую роль в формировании почвы и круговороте веществ.
Следующий вид почвы – болотная почва.
Болотные почвы формируются в условиях избыточного увлажнения и недостатка кислорода. Они встречаются по всему миру, но особенно распространены в зонах с избыточным увлажнением – в низинах, долинах рек, на заболоченных участках тундры, тайги и других климатических зон.
Болотная растительность адаптирована к условиям избыточного увлажнения и кислой среды, поэтому там произрастают: сфагновые мхи, брусника, клюква.
И последний вид почвы – луговая.
Луговые почвы распространены в умеренном поясе, где достаточно влаги и тепла. Их можно встретить в различных регионах с развитой травянистой растительностью, включая степи, лесостепи и зоны с умеренно влажным климатом. В России луговые почвы встречаются в европейской части, на юге Сибири и в других регионах с подходящим климатом.
Луга отличаются большим разнообразием травянистой растительности.
Физкультминутка
Давайте немного отдохнем
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
А вы знали, что есть ученые, которые занимаются исследованием почвы. Как вы думаете, как их называют? Да, ученые-почвоведы. Они смогли выявить большое количество видов почвы. Давайте прочтем об этом в учебнике на стр. 121.
Как вы думаете, нужно ли охранять нашу почву? Почему?
Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и сравнить ваши ответы.
(https://yandex.ru/video/preview/11977884627270123575)
Почему нужно бережно относится к природе? Как мы можем ее защитить?
V. Закрепление изученного материала. Практическая работа.
Работа в парах.
Предлагаю заполнить таблицу и проанализировать почву нашей области по некоторым критериям: тип почвы, структура, цвет, состав, плодородие и что растет. Проверим, поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте. Поднимите руку у кого ни одной ошибки…
Проверка, вывести таблицу на слайд
Характеристика | Описание |
Тип почвы | Чернозём (преимущественно) |
Цвет | Темно-серый, почти чёрный |
Структура | Рыхлая, рассыпчатая, хорошо пропускает воду |
Состав | Много перегноя (перегнивших остатков растений) |
Плодородие | Высокое, подходит для выращивания разных культур |
Что растет | Пшеница, подсолнечник, кукуруза и др. |
VI. Итог урока. Рефлексия.
Итак, ребята, наш урок подошел к концу.
Что узнали нового? Какие бывают почвы?
«Незаконченное предложение»
Самым интересным для меня было ...
Мне понравилось...
Мне не понравилось …
Я бы хотел(а) узнать больше о...
На следующем уроке я хочу...
Д/з
Стр. 120-122 пересказ и составить памятку на тему «Охрана почвы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
окружающий мир 4 класс Школа России Земля-кормилица
Конспект и презентация...
07. Открытый урок по окружающему миру «Проектная деятельность по теме «Земля – наш общий дом»» 3 класс
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaОткрытый урок проводится в рамках предметной недели по окружающему миру и реализации долгосрочного проекта "Земля - наш ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ, 3 класс Школа России
рабочая программа...
Тест по окружающему миру по теме "Земля и человечество", 4 класс, Школа России
Итоговый тест по разделу "Земля и человечество". Окружающий мир, Школа России, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. 4 класс....
Окружающий мир 4 класс Школа России. Тема. Земля - кормилица.
На уроке создаются условия для формирования у учащихся представления о разнообразии почв, их основных свойствах и значении для жизни на Земле. Способствовать развитию умений сравнивать и классифициров...