Конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру на тему "экологическая безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_keys.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – кейс по изучению экологической безопасности. 3 класс Б. Шкляр Т. В.
Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения,
представлена ситуация, содержащая какую – то проблему.
Вид кейса: обучающий.
Тип кейса: практический.
Содержание кейса:
- Правила работы в группах.
- Тексты о загрязнении воздуха, воды, продуктов.
- Видеофильм «Загрязнение окружающей среды»
- Кейс каждой группе с заданиями
- Оценочные листы.
Этапы: Содержание деятельности
- Организационный
Приветствие, формирование положительной мотивации к занятию с опорой на ранее изученный материал. Сообщение темы занятия, цели, задач, информирование о режиме работы, деятельности учащихся на занятии.
- Основной – деятельность учащихся.
Изучение нового материала: учащиеся делятся на 4 группы по 6 человек;
каждой группе выдаётся кейс с заданиями;
каждой группе предоставляется оценочный лист;
- Проверка усвоения и понимания нового материала (группа выбирает спикера или группу учащихся, которые должны представить работу)
Защита выполненной работы
- Заключительный - закрепление полученных знаний: учащиеся делают общий вывод о правилах по защите
окружающей среды.
- Рефлексия (обсуждение, достигнута ли цель занятия, решены ли образовательные задачи)
Конспект открытого урока «Экологическая безопасность»
Предметная область: окружающий мир.
Участники (возраст, класс): 9лет, 3 класс.
ТЕМА: Экологическая безопасность.
ЦЕЛЬ УРОКА: узнать, что такое экологическая безопасность, выявить причины загрязнения окружающей среды
и учиться способам защиты от их воздействия на организм человека.
ЗАДАЧИ:
1. Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты.
Раскрыть некоторые экологические проблемы.
2. Учиться находить способы защиты от воздействия загрязнённой ОС и применять их в жизненных ситуация.
Развивать речь, мышление, умение сравнивать, обобщать.
3. Воспитывать экологическую культуру и выполнять правила личной экологической безопасности.
4. Развивать УУД.
ОБОРУДОВАНИЕ:
рисунки планеты, видеофильм, листы с заданиями для групп, карточки с вопросами, кейсы с заданиями.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экология, безопасность, экологическая безопасность.
ХОД УРОКА:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный (эмоциональный настрой) Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока! Сегодня на уроке мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это-Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. Как важно, чтобы это продолжалось вечно… | Дети приветствуют учителя, гостей и улыбаются друг другу. Дети закрывают глаза и представляют все то, о чем говорит учитель | Коммуникативные Познавательные: осознанно, произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Фильм Сообщение темы Словарная р-та Постановка целей. Форма работы Режим работы Изучение нового материала Проверка знаний в усвоении и пони мании нового материала Закрепление полученных знаний Итог урока Рефлексия Домашнее задание | 1. Внимательно послушайте строки стихотворения, скажите, о чём в нём говорится. 2. Чтение стихотворения детьми. - Что в последнее время происходит с окружающей средой? - Почему так происходит? - Можем ли мы что-нибудь сделать? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? ТЕМА: Экологическая безопасность. Предметом нашего разговора на уроке будет экологическая безопасность, так звучит наша тема. - Кому понятна тема урока? Почему затрудняемся? В чём проблема? - Итак, нам на уроке нужны будут понятия: Э. Б. ЭБ. Давайте выясним их значение. - Итак, ЭБ– это защита, защита кого и от кого? -Почему мы должны защищать самих же себя? ЦЕЛЬ: узнать, что такое ЭБ, выявить причины загрязнения ОС и учиться способам защиты от их воздействия на организм человека. ЗАДАЧИ - Какие задачи нам предстоит решить? - Чему будем учиться? Сегодня мы будем работать в режиме кейс -урока. Вы будете самостоятельно знакомиться с новым материалом, используя кейс – источ- ники информации и должны выявить пробле- мы, заложенные в нём. - Работаем в группах; - Определённые временные ограничения; - Сегодня будем работать с текстами, которые помогут нам выяснить причины загрязнения ОС и найти способы защиты от их воздействия - Что значит читать с «понимание»? - Какие умения нам нужны? - Каждая группа читает свой текст и работает по заданному плану. - Начинаем защиту своей работы. Каждая группа представит нам собранный ими материал, расскажет, каковы причины загрязнения ОС и какие способы защиты они предлагают. - Вначале урока мы определили проблему: что такое ЭБ, выявить причины загрязнения ОС и найти способы защиты от её воздействия на организм человека. - Как вы считаете, достигли мы с вами цели урока? Вывод – Как вы понимаете слово экология, безопасность, ЭБ?
– Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека в природе? Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества. Наша Земля очень красива и многое дает человеку. Самое глубокое озеро Байкал, крупнейшая сокровищница пресной воды. Только чистый воздух обладает настоящими целебными свойствами. И мы по праву можем назвать его «легкими нашей планеты». Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
Самая прекрасная, родная, Разноцветная, веселая, живая. Ты для нас, как мать, одна на свете, Мы твои заботливые дети. Но порой, под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны, Звери, птица, травы погибают. Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Прокомментируйте их.
Слайд . Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Слайд . Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе. Слайд . Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.
Слайд . Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Слайды. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди. Ребята, что случилось, почему наша Земля загрустила?. - Около школы стоит машина с работающим двигателем всю большую перемену. А вокруг этой машины стоят, бегают первоклашки? Чтобы вы им сказали? - Кто дома является загрязнителем воздуха? - Что сделано в нашем городе для того, чтобы нам дышалось лучше? От какого слова образовалось слово «объездная». - Какое правило в этом слове? - А как машины загрязняют воздух? Как мы можем защитить себя от загрязнённой воды дома? А теперь мы будем изучать следующий раздел, опираясь на ваш житейский опыт. Вы уже взрослые и много чего знаете и умеете ----Вдоль нашей объездной дороги появилось много съедобных грибов- шампиньонов. Люди собирают их! Вы пойдёте их собирать? Объясните свой ответ . - Мама с рынка принесла очень красивые , аппетитные яблоки. Сестрёнка схватила яблоко , а брат сделал ей замечание. - Какое? Что с ней может быть? Что может быть на этом яблоке по вашему мнению? - С ранней весны старательный садовод выращивал фрукты. Уж как он старался! Купил для обработки сада много яда для насекомых вредителей . Много раз он опылял этим ядом свой сад! Фрукты у него без червей, красивые, аппетитные! Только вот птицы облетают его сад стороной. Что вы скажете об этих фруктах? Почему птицы в его сад не залетают? Как могли бы они ему помочь при выращивании фруктов? Кто создаёт опасную экологию? Что мы можем сделать , чтобы не стало ещё хуже? -Где нам может понадобиться эта информация. - Что можно сделать из наших памяток? Давайте подведем итоги нашей работы: -Какую задачу ставили в начале урока? - Что узнали на уроке? - Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного? - Где можно применить новые знания? - О чём заставил задуматься наш урок? Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано. И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу и своё здоровье. А главное – своими действиями не наносить ей вред. Урок – - привлёк меня тем, ………………………… - показался мне ……………………………. -- взволновал меня, потому что …………… - заставил задуматься о том, что …………. Исходя из опыта работы на уроке, подберите из литературы и окружающей жизни примеры ситуаций, связанные с охраной ОС. | 1 ученик Взгляни на глобус – Шар земной – Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: "Ты береги нас, береги!” 2 ученик Как же пить тебя водица Если ты вся мутная? Заболею я тогда Будут боли жуткие. 3 ученик На дороге пыль и гарь Смогом называется Там ребятам погулять Строго воспрещается! 4 ученик Передачи на ТВ Нам несут всем весть: «Прочитай состав продуктов Прежде, чем их съесть». Выводы детей. Люди загрязняют ОС и человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить грязную воду, употреблять некачественные продукты. Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины, распахиваем новые земли, строим ГЭС. Всё это необходимо для жизни человека, но при этом мы губим природу. Природа в опасности Не знаем значение понятий: «экология», «безопасность», «экологическая безопасность» Экология – наука об отношениях раститель ных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. ЭБ – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Защита человека, так как природа в опасно-ти, а человек – это часть природы. Люди используя природу З. её богатства для своего блага часто нарушают законы приро-ды, тем самым загрязняют её. Поэтому мы должны обратить своё внимание к этой проб леме. Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе, о том, как сберечь здоровье. Об экологии. Выяснить что такое экологическая безопасность, чего нам стоит опасаться. Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техни- ческими средствами обучения представлена ситуация, содержащая какую-либо проблему Дети вспоминают и проговаривают правила работы в группах Дети работают по плану с текстами. Умения: - беглое чтение; - находить ключевые слова; - сравнивать (выделять существенные признаки) - анализировать (находить главное в изучае-мом; устанавливать главную причину явле- ния; кратко оформлять высказывание) - схематизировать (оформлять графически) 1 группа – собирает информацию о воздухе 2 группа – собирает информацию о воде 3 группа – о загрязнении продуктов питания 4 группа – творческая: пользуясь текстами, рисует плакат по теме «планета в опасности. Представляют и защищают работу группы. Внимательно слушают выступления других групп. По итогам выступления оценивают работу группы с опорой на оценочные листы.
Узнали, что такое ЭБ - Определили причины, почему и как происходит загрязнение ОС. - Научились, как можно защититься от воздействия загрязнённой ОС на организм человека Экология- это наука о нашем общем доме, о нашей планете. Безопасность- ……………………………. Экологическая безопасность ……………. Да! Наша планета очень красива. Комментарии детей. Потому что всё на планете стало загрязнённым. Ответы детей. Нельзя находиться вблизи транспортного средства. Папа, который курит Построена объездная дорога, чтоб не все машины заезжали на наши улицы. Разделительный твёрдый знак. Отработанный бензин , который выходит из мотора очень опасен , он содержит много вредных веществ в виде дыма, а мы его вдыхаем. Использовать фильтр. Ответы детей.
Дети делают вывод. Это и есть защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды Ответы детей. | Познавательные: устанавливать главную причину явления Познавательные: выделять существенные признаки явления Регулятивные: самостоятельное выде- ние и формулирование познавательной цели Познавательные и регулятивные Регулятивные: работать на основе заданных правил взаимодействия Познавательные: учиться читать с «пониманием» Универсальные логические действия: установление причинно-следственных связей. Регулятивные: определ. результаты деятел-ти; - описать прожитую ситуацию; Регулятивные: - соотносить результаты с целью деятельности. Познавательные: относить объекты к известным понятиям Регулятивные: осознание связи с природой, с людьми. Познавательные: самостоятельный поиск информации. Познавательные: выстраивать логическую цепь рассуждений. Личностные: -объяснять положитель-ные и отрицательные оценки неоднозначных поступков. -применение компетен-ций на всех предметах. Личностные. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков. Познавательные. Выстраивать логическую цепь рассуждений. Познавательные. Выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие. Рефлексия способов и условий действия |
Приложение: индивидуально-ориентированный план (ИОП)
Задания 1-4 (удовлетворительно) 1. Что такое экологическая безопасность?
2. Как человек должен относиться к природе?
3. Если вы были в лесу и разожгли костёр, то …..
4. Что может сделать человек, чтобы сохранить своё здоровье?
Задания 1-4, тест (хорошо)
- Что такое цепь загрязнения? а) загрязняющие вещества попадают в реку;
б) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем
оказываются в продуктах питания;
- Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?
а) через воздух, воду, почву;
б) через воздух, воду и продукты;
3. Что такое ЭБ? а) как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на ОС;
б) это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды;
Задания 1-4, тест, составление правил (отлично)
Экономно относясь к продуктам, …экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения.
Выключая свет, …бережёшь чистую воду.
Сортируя мусор, … узнаёшь, как её сберечь.
Починив протекающий кран, … даёшь возможность снова сделать новые вещи.
Изучая природу, … сохраняешь леса.
Охраняя растения, … бережёшь чистый воздух
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру «Чтобы жить в согласии с природой. Экологическая безопасность»
Урок проводится по технологии "Педагогическая мастерская". По УМК "Школа России" (3 класс)....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"
Конспект открытого урока с презентацией согласно ФГООС...
План-конспект урока по окружающему миру на тему : "Охрана природы. Экологическая безопасность"
ЧТО ТАКОЕ экология?Это защита окружающей среды от вредного воздействия.Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воду, воздух, почву.Сегодня мы и поговорим об охране окружающей среды , об эколог...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экологическая безопасность"
На уроке используется технология РКМ через чтение и письмо, групповая форма работы....
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Экологическая безопасность"
Конспект урока разработан по программе "Школа России" для учителей, работающих по учебному комплекту А.А. Плешакова....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"
Тема урока: Экологическая безопасность.Цель урока: знакомство с понятием «экологическая безопасность» и правилами личной экологической безопасности.Учебные задачи, направленные на достижение:1) л...