Урок по окружающему миру "Что такое деньги"3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок "Что такое деньги" 3класс по программе "Школа России" учебник А.Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chto_takoe_dengi.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
Класс: 3 «В»
Учитель: Дорофеева Ирина Васильевна
Тема | Что такое деньги? |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Цель урока | Создать условия для формирования представлений обучающихся о деньгах и их роли в экономике. |
Задачи | Предметные:
Метапредметные: Регулятивные УУД – умение точно выражать свои мысли; определять цель деятельности на уроке; определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; Познавательные УУД – умение извлекать информацию из иллюстраций; выявлять сущность, особенность объекта; умение на основе анализа объектов делать выводы; содействовать развитию умения создавать модели Коммуникативные УУД – умение слушать и понимать; строить сообщение в соответствии с учебной задачей; принимать участие в работе парами. Личностные:
|
Планируемый результат | Учащиеся должны: учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы |
Основное содержание темы, термины и понятия | «Деньги», «Бартер», «Купля – продажа», «Аверс», «Реверс», «Номинал», «Легенда». |
Межпредметные связи | История, математика, русский язык, литературное чтение, информатика. |
Ресурсы:- основные - дополнительные | Учебник «Окружающий мир», 2 часть, Плешаков А. А., рабочая тетрадь – 2 часть к учебнику «Окружающий мир»; Методическое пособие; презентация , мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для работы в группе, парах, словари, металлические деньги, предметы для дидактической игры «Обмен» |
Организация пространства | Работа фронтальная, исследовательская, работа в группе, в парах. |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
I этап. Эмоциональный настрой (2 мин.) Цель: создание эмоционального настроя на современную коллективную деятельность | Создает эмоциональный настрой детей на работу. | Выполняют действия, предложенные учителем. | - Мир прекрасен и удивителен. Сколько событий и сколько открытий! Отправляйся смело в путь, Ум, смекалку не забудь. -Желаю всем удачи на уроке. | Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками |
II этап. Актуализация знаний (5 мин.) Цель: создание условий для активизации знаний | Предлагает разгадать слово из рассыпанных букв. | Разгадывают слово из рассыпанных букв, отвечают на предложенные вопросы. | - Что видим на доске? (к э о м и н о а к) - Сформулируйте задание (составить слово из букв) - Что такое экономика? (Удовлетворение разных потребностей людей) - Назовите отрасли экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля) - Проверим себя - Какая бывает промышленность? – Назовите её отрасли (тет., с. 38, 39) Задание: вписать в клеточки названия соответствующих отраслей промышленности | Коммуникативные УУД: умение отвечать на поставленный вопрос Предметные УУД: формулировать несложные выводы |
III этап. Целеполагание и мотивация (3 мин.) Цель: создание условий для подведения детей к формулированию темы и постановки задач урока. Составление плана работы | Предлагает сформулировать тему и задачи урока | Предлагают тему урока и задачи, поставленные на урок. | Сегодня нас интересует новое понятие в экономике, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе. Отгадайте загадки: (слайд 1)
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги)
Из кармана в карман скачет. (Монетка) - Что мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте тему урока - Проверьте свои предположения по учебнику, с. 66 (слайд 2) -Предположите, какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием? - Что вы хотите узнать?
| Познавательные УУД: самостоятельное умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий. |
IV этап. Открытие нового знания» (10 мин.) Цель: создание условий для знакомства с многообразием растений Физкультминутка Цель: снятие умственного и физического напряжения. | Задает вопросы, излагает новый материал, опираясь на имеющиеся знания и опыт учащихся. Знакомит с правилами проведения ролевой игры «Давай обменяемся». Проводит игру и подводит совместно с детьми итоги игры. Проводит диалог с учащимися о первых деньгах. Задает вопросы, требующие законченного логического вывода и осмысления. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Приводят примеры их личного жизненного опыта, делают выводы. Делятся на группы, заслушивают внимательно правила игры, принимают активное участие, подводят итоги. Принимают активное участие в диалоге с учителем, высказывают и одновременно доказывают свое личное мнение по заданному вопросу. | 1. Беседа. Что такое деньги - Готовы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы? - Каков же главный вопрос? (ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ) - Какие источники информации помогут вам найти ответ на этот вопрос? (интернет, словари, энциклопедии, справочники) - Выберите тот источник, в котором найдём ответ Словарь С.И. Ожегова: 1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях - особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. (слайд 4) - Как понимаете средством платежей? - За что можно платить? (услуги) - Предметом накопления? - Часть денег можно отложить на будущее, сберечь, накопить. Это сбережения. - Где можно хранить сбережения? - Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества - Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы. - Итак, мы попали в далекое прошлое. (слайд 5) - Кто же это? (первобытные люди) - Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей? Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. - Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили некоторых диких животных и сделали их домашними, научились ковать железо и многое другое. Но для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог шить обувь, ткать ткани или строить дома. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – разводить домашних животных, третьи – заниматься земледелием и т.д. Появились излишки своего труда и необходимость в продуктах труда других людей. - Как же стали поступать люди? (обмениваться различными предметами и товарами, ведь денег тогда тоже не было) - Они осуществляли ОБМЕН (торговые сделки) - Как вы думаете, что могли менять гончары (Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику)? Кузнецы (Мастер, занимающийся ручной ковкой)? Земледельцы? ( Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, мука, мучные изделия, растительное масло) 2. Ролевая игра “Обмен” -Ребята, сейчас мы представим себя жителями Древней Руси и отправимся на ярмарку. Для этого, разделимся на 4 группы: гончары, кузнецы, скотоводы, земледельцы. У каждого из вас есть карточки с изображением предметов, относящимся к вашей группе. Попробуйте сами разделиться на группы, опираясь на карточки. (Делятся на группы). - Каждой группе выдается задание, что необходимо привезти домой с ярмарки. Вам нужно обменять собственный товар на необходимый. Время выполнения задания – 3 минуты. (Звучит музыка ярмарки). -Понравилось ли вам на ярмарке Древней Руси? -Кто не смог произвести обмен? -Какие сложности возникли при обмене? -Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Спасибо всем за работу, присаживайтесь. - А что же придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь, ваши предположения? Вывод: Обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. (слайд 6) В разных местах деньгами служили разные предметы, например, морские раковины, шкурки зверей, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеная рыба. (слайд 7,8) Но самыми удобными деньгами оказались металлические (монеты) и бумажные (банкноты). Чеканили раньше монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги- куны. Половину куны называли резаной- отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Гривны – серебряные слитки различной формы. Если нужно было заплатить половину гривны , ее просто рубили топором пополам. Такую половинку называли « рубль» ( от слова «рубить) Позднее появился рубль или рублевая гривна. (Гривна весом 200 гр).Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 гр. С 1534 г в Руси введены монеты с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Были и другие монеты: деньга, или денежка(1\2 копейки), и полушка (1\4 копейки) – Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар) – У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. – Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). 3. Наблюдение - Когда не было денег, как поступали люди? - Как вы думаете, существует ли такой обмен (торговые сделки) в современной экономике? Существует 2 способа обмена (приглашаются 2 учащихся) - Выберите из предложенных предметов по одному и произведите обмен. (учитель называет вид обмена и записывает на доске) - Кто-нибудь догадался, как называется этот обмен? - Когда обмен называется бартер, а когда купля-продажа? (слайд 9) (Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие, а купля-продажа– такой обмен, в котором участвуют деньги. Вывод: Каждую секунду на Земле производится огромное количество товаров. Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. 4.Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Монетки, видно не нашел. Чтоб монетки нам достать Надо на носочки встать. С кустика достать монетку, закопать их в поле редко. | Познавательные УУД: пользоваться учебником Коммуникативные УУД: проявлять интерес к содержанию и групповой работе Личностные УУД: -положительное отношение к учёбе Предметные УУД: Проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать. На данном этапе урока используется активный метод работы над темой. (Игровая технология) |
V этап. Первичное закрепление и осмысление материала. (5 мин.) Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике. | Организовывает работу и проверку в парах. | Работают в паре, используя алгоритм работы с четкими пошаговыми инструкциями. Проверяют себя по эталону. Отвечают на поставленные учителем вопросы. | Практическая деятельность учеников: - Откройте конверты, рассмотрите российские монеты различного достоинства. (1 рубль, 5 рублей, 10 рублей) Что на них изображено и написано? - Проведём исследование, после которого вы сможете больше узнать и рассказать о монетах, лежащих перед вами. Вам поможет план исследования План исследования.
-Подведем итог нашего исследования - Что изображено на лицевой стороне монеты? - А на оборотной стороне? - Как называются все надписи на монете? - Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена?) - Как называется ребро монеты? Почему на нём насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков) 9. Работа с учебником. Кто такие нумизматы - Есть люди, которые коллекционируют и изучают монеты. Прочитайте информацию о них в учебнике, стр. 69 - Как называют людей, которые коллекционируют и изучают монеты?(слайд 12) - О чём могут рассказать старинные и современные монеты? (о прошлом и настоящем, о знаменательных событиях и великих людях) 10. Работа с пословицами - А ещё народ сложил немало пословиц о деньгах. В них заложена народная мудрость. - Как вы можете объяснить пословицу: Не с деньгами жить, а с добрыми людьми. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Копейка рубль бережет. Не в деньгах счастье. - Не всё можно купить за деньги. Здоровье не продаётся. Любовь, дружбу и уважение надо заслужить своим отношением к окружающим. Помните об этом. | Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью Личностные УУД: самоопределение |
VI этап. Рефлексия учебной деятельности (4 мин.) Цели: создание условий для рефлексии. . | Предлагает проверить свои знания при помощи графического диктанта и подвести итог урока, ответить на вопросы. | Стараются проверить свои знания при помощи графического диктанта и подвести итог урока, ответить на вопросы. | 1. Графический диктант - Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-«
(самопроверка) 2. Релаксация (слайд 13) - Подведём итог Сегодня на уроке…
| Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценка и самооценка |
VII этап. Домашнее задание (2мин.) Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание. | - Составьте для своих одноклассников вопросы по содержанию урока (тетрадь, с. 45 № 4) Творческое задание: придумать банкноту для сказочной страны Цветов или сказочной страны Конфет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»
Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...
Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")
В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами второго поколения ( проект урока, старто...
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме"Кто такие птицы"
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие птицы"...
Урок по ОЗО Что такое деньги
Урок построен на основе системно - деятельностного подхода....
Разроботка урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Кто такие звери".
1. Этап мотивации к учебной деятельности.2. Этап актуализации знаний.3. Этап выявления места и прмчины затруднения.4. Этап построения проекта выхода из ситуации.5. Этап первичного закрепления.6. Этап ...
Урок финансовой грамотности "Что такое деньги"
Заниятие по финансовой грамотности (2 класс)...
План-конспект урока по теме: "Что такое деньги?"
План-конспект урока по теме: "Что такое деньги?"...