Урок по ОЗО Что такое деньги
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Шошина Лариса Владимировна

Урок построен на основе системно - деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon test_kakaya_byvaet_promyshlennost.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

по учебнику А. Плешакова «Окружающий мир. Мир вокруг нас»

УМК «Школа России»

«Что такое деньги?»

Автор: учитель начальных классов   Лариса Владимировна

Образовательное учреждение:  МБОУ «Усть – Пристанская СОШ имени А.М. Птухина»

Цели:

1. Образовательная:

1) В процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности такого обмена.

2) Вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди  использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся  с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран.

2.  Развивающая:

1) Через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления

2) Развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач.

3) Развивать диалогическую речь учащихся.

4) Способствовать развитию памяти, внимания учащихся.

5) Продолжить работу по формированию навыка взаимопроверки, взаимопомощи. 

6) Совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека

3.  Воспитательная:

1) Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников.

2) Способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они есть, и тогда, когда их нет.

3) Поддерживать интерес к изучению окружающего мира  и других областей знаний.

Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Виды деятельности и формы работы:

  1. фронтальная работа:
  2. индивидуальная работа на местах - тесты;
  3. работа в группах;
  4. самостоятельная работа;

Межпредметные связи: история, литература, математика, русский язык.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, учебник Мир вокруг нас 3 класс (Плешаков А.А.), рабочие тетради, металлические деньги

Ход урока:

Оргмомент.

Проверка домашнего задания  (Слайд 2)

Одна группа  детей работает с тестом, другая – отвечает на предложенные вопросы:

  1. Назовите известные вам отрасли промышленности.
  2. Чем занимаются добывающая промышленность и электроэнергетика?
  3. Что производят металлургия и машиностроение?
  4. Чем обеспечивает население и экономику химическая промышленность?
  5. Что производят лёгкая и пищевая промышленность?

Кроссворд (Слайд 3)

1. Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.(Труд)

2. Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе,

Он на стройке и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, и на стол клали. (Лён)

4. Химическая ….. – составная часть экономики. (Промышленность)

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те, или иные потребности других людей. (Услуги)

6. Он очень прочен и упруг,

Строителям -  надёжный друг,

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

Целеполагание

- Прочтите слово, которое получилось в последней вертикальной колонке, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

- Зачем человеку нужны деньги?

- Что знаете по теме урока?

Работа с деформированной пословицей (Слайд 4)

Хорошо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.

-  Согласны ли вы, дети, с этой пословицей? Как нужно переставить слова, чтобы вы согласились?

Хорошо, когда пироги печёт пирожник, а сапоги шьёт сапожник.

-    А если начать со слова "плохо", как должна звучать пословица?

Составляется новый вариант:

Плохо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.

Обмен простой и сложный

Ситуация 1 (Слайд 5)

- Что делать, если сапожник захочет вкусный пирог?

- Найти пирожника, которому нужны сапоги, и обменять.

Обсудить:

а) Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен.

б) При каких условиях совершается обмен.

в) Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие.

Ситуация 2 (Слайд 6)

- Сапожнику понадобился (захотелось) опять вкусный пирог, а пирожнику не нужны сапоги. Что делать сапожнику?

- Сапожник должен спросить, что нужно пирожнику.

У пирожника  сломалась его любимая чашка: Что должен делать сапожник?

-  Искать гончара.

-  Любой ли гончар обменяет своё изделие на сапоги?

- Нет. Только тот, кому нужны сапоги.

Обсудить: 

возможность и трудности такого обмена.

Вывод: неудобно.

Какие возникают трудности?

Найди и поменяй (Слайд 7)

На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар.

Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника.

1 группа:

1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица;

2 ученик: есть курица, нужна собака;

3 ученик: есть собака, нужен цыпленок.

2 группа:

1 ученик имеет карточку: есть зерно, нужна ткань;

2 ученик: есть ткань, нужно масло;

3 ученик: есть масло, нужно зерно.

Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене?

1. Затрачивается много времени.

2. Сложность и неудобство поиска.

3. Обмен может сорваться.

Работа с учебником (Слайд 8)

Учебник страница 68

Прочитайте и найдите ответ на вопрос:  Как можно назвать ваши действия по обмену товаров с точки зрения экономики?

Физкультминутка (Слайд 9)

Сказка (Слайд 10)

Учитель: К сегодняшнему уроку я вас просила вспомнить русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки?

Что делала курочка чтобы спасти петушка?

Дети: Менялась.

Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?

Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.

Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.

Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.

Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?

Дети: Покупатель.

Учитель: А тот, у кого товар?

Дети: Продавец.

Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?

Дети: Он может купить то, что ему нужно.

Делаем вывод, что за деньги можно

купить любой товар,
продать любой товар

Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?

Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.

(Слайд 11)

Деньги  - металлические и бумажные  знаки, являющиеся мерой  стоимости при купле-продаже.

Словарь Ожёгова

История возникновения денег (Слайд 12)

В разное время у разных народов все эти вещи были деньгами, так как большинство людей брали их в уплату за свои товары.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь.

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

(Слайд 13) 

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.

(Слайд 14)

У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места.. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

(Слайд 15)

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Первые бумажные деньги в России появились при императрице Екатерине Второй.

Работа с учебником 

Учебник страница 69

Прочитайте материал учебника на с.69 и найдите ответ на вопрос: Как называется другой способ обмена, в котором участвуют деньги?

Что такое цена товара?

Практическая работа (Слайд 16)

Рассматривание металлических денег: 1 рубль и 1 копейка

Определение частей монет.

Денежные единицы разных стран (Слайды  17-18)

Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде.

Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Гривну рубили пополам и каждую половину называли рубль (слиток серебра массой ок. 200 грамм).

Решение практической задачи: (Слайд 19)

Мальвина дала Буратино на покупку канцелярских товаров 50 рублей.

Хватит ли Буратино денег на покупку 3 ручек, 2 ластиков, 1 тетради и 1 блокнота.

Сколько он должен получить сдачи?

Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради с последующей проверкой.

Рабочая тетрадь страница 19

Релаксация (Слайд 20)

  1. Я узнал…
  2. Я научился…
  3. Мне понравилось…
  4. Я бы хотел…
  5. Новые знания мне пригодятся…

Домашнее задание (Слайд 21)

Учебник с. 68-72

Использованы материалы:

  1. Материалы урока «Деньги. Причины появления и история «самоценных» денег. Коноваловой Евгении Венедиктовны, учителя начальных классов, школа № 79, г. Новокузнецк
  2. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. Авторы О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

по учебнику А. Плешакова «Окружающий мир. Мир вокруг нас»

УМК «Школа России»

«Что такое деньги?»

Автор: учитель начальных классов   Лариса Владимировна

Образовательное учреждение:  МБОУ «Усть – Пристанская СОШ имени А.М. Птухина»

Цели:

1. Образовательная:

1) В процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности такого обмена.

2) Вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди  использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся  с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран.

2.  Развивающая:

1) Через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления

2) Развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач.

3) Развивать диалогическую речь учащихся.

4) Способствовать развитию памяти, внимания учащихся.

5) Продолжить работу по формированию навыка взаимопроверки, взаимопомощи. 

6) Совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека

3.  Воспитательная:

1) Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников.

2) Способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они есть, и тогда, когда их нет.

3) Поддерживать интерес к изучению окружающего мира  и других областей знаний.

Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Виды деятельности и формы работы:

  1. фронтальная работа:
  2. индивидуальная работа на местах - тесты;
  3. работа в группах;
  4. самостоятельная работа;

Межпредметные связи: история, литература, математика, русский язык.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, учебник Мир вокруг нас 3 класс (Плешаков А.А.), рабочие тетради, металлические деньги

Ход урока:

Оргмомент.

Проверка домашнего задания  (Слайд 2)

Одна группа  детей работает с тестом, другая – отвечает на предложенные вопросы:

  1. Назовите известные вам отрасли промышленности.
  2. Чем занимаются добывающая промышленность и электроэнергетика?
  3. Что производят металлургия и машиностроение?
  4. Чем обеспечивает население и экономику химическая промышленность?
  5. Что производят лёгкая и пищевая промышленность?

Кроссворд (Слайд 3)

1. Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.(Труд)

2. Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе,

Он на стройке и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, и на стол клали. (Лён)

4. Химическая ….. – составная часть экономики. (Промышленность)

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те, или иные потребности других людей. (Услуги)

6. Он очень прочен и упруг,

Строителям -  надёжный друг,

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

Целеполагание

- Прочтите слово, которое получилось в последней вертикальной колонке, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

- Зачем человеку нужны деньги?

- Что знаете по теме урока?

Работа с деформированной пословицей (Слайд 4)

Хорошо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.

-  Согласны ли вы, дети, с этой пословицей? Как нужно переставить слова, чтобы вы согласились?

Хорошо, когда пироги печёт пирожник, а сапоги шьёт сапожник.

-    А если начать со слова "плохо", как должна звучать пословица?

Составляется новый вариант:

Плохо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.

Обмен простой и сложный

Ситуация 1 (Слайд 5)

- Что делать, если сапожник захочет вкусный пирог?

- Найти пирожника, которому нужны сапоги, и обменять.

Обсудить:

а) Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен.

б) При каких условиях совершается обмен.

в) Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие.

Ситуация 2 (Слайд 6)

- Сапожнику понадобился (захотелось) опять вкусный пирог, а пирожнику не нужны сапоги. Что делать сапожнику?

- Сапожник должен спросить, что нужно пирожнику.

У пирожника  сломалась его любимая чашка: Что должен делать сапожник?

-  Искать гончара.

-  Любой ли гончар обменяет своё изделие на сапоги?

- Нет. Только тот, кому нужны сапоги.

Обсудить: 

возможность и трудности такого обмена.

Вывод: неудобно.

Какие возникают трудности?

Найди и поменяй (Слайд 7)

На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар.

Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника.

1 группа:

1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица;

2 ученик: есть курица, нужна собака;

3 ученик: есть собака, нужен цыпленок.

2 группа:

1 ученик имеет карточку: есть зерно, нужна ткань;

2 ученик: есть ткань, нужно масло;

3 ученик: есть масло, нужно зерно.

Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене?

1. Затрачивается много времени.

2. Сложность и неудобство поиска.

3. Обмен может сорваться.

Работа с учебником (Слайд 8)

Учебник страница 68

Прочитайте и найдите ответ на вопрос:  Как можно назвать ваши действия по обмену товаров с точки зрения экономики?

Физкультминутка (Слайд 9)

Сказка (Слайд 10)

Учитель: К сегодняшнему уроку я вас просила вспомнить русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки?

Что делала курочка чтобы спасти петушка?

Дети: Менялась.

Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?

Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.

Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.

Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.

Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?

Дети: Покупатель.

Учитель: А тот, у кого товар?

Дети: Продавец.

Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?

Дети: Он может купить то, что ему нужно.

Делаем вывод, что за деньги можно

купить любой товар,
продать любой товар

Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?

Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.

(Слайд 11)

Деньги  - металлические и бумажные  знаки, являющиеся мерой  стоимости при купле-продаже.

Словарь Ожёгова

История возникновения денег (Слайд 12)

В разное время у разных народов все эти вещи были деньгами, так как большинство людей брали их в уплату за свои товары.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь.

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

(Слайд 13) 

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.

(Слайд 14)

У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места.. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

(Слайд 15)

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Первые бумажные деньги в России появились при императрице Екатерине Второй.

Работа с учебником 

Учебник страница 69

Прочитайте материал учебника на с.69 и найдите ответ на вопрос: Как называется другой способ обмена, в котором участвуют деньги?

Что такое цена товара?

Практическая работа (Слайд 16)

Рассматривание металлических денег: 1 рубль и 1 копейка

Определение частей монет.

Денежные единицы разных стран (Слайды  17-18)

Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде.

Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Гривну рубили пополам и каждую половину называли рубль (слиток серебра массой ок. 200 грамм).

Решение практической задачи: (Слайд 19)

Мальвина дала Буратино на покупку канцелярских товаров 50 рублей.

Хватит ли Буратино денег на покупку 3 ручек, 2 ластиков, 1 тетради и 1 блокнота.

Сколько он должен получить сдачи?

Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради с последующей проверкой.

Рабочая тетрадь страница 19

Релаксация (Слайд 20)

  1. Я узнал…
  2. Я научился…
  3. Мне понравилось…
  4. Я бы хотел…
  5. Новые знания мне пригодятся…

Домашнее задание (Слайд 21)

Учебник с. 68-72

Использованы материалы:

  1. Материалы урока «Деньги. Причины появления и история «самоценных» денег. Коноваловой Евгении Венедиктовны, учителя начальных классов, школа № 79, г. Новокузнецк
  2. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. Авторы О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

1. Какая отрасль промышленности обеспечивает экономику нефтью, газом, углём?

транспорт

добывающая промышленность

 химическая промышленность

2. Какая отрасль промышленности производит разнообразные механизмы, станки, автомобили, оружие?

металлургия

лёгкая промышленность

 машиностроение

3. Какая отрасль промышленности производит алюминий, медь, цинк, никель?

металлургия

добывающая промышленность

 химическая промышленность

4. Какая отрасль промышленности производит ткани, одежду, обувь?

торговля

электроэнергетика

 лёгкая промышленность

5. Какая отрасль промышленности производит соду, стиральные порошки, пластмассу, резину, краски?

пищевая промышленность

химическая промышленность

 добывающая промышленность

6. Какая отрасль промышленности обеспечивает нас продуктами питания?

добывающая промышленность

пищевая промышленность

 химическая промышленность

7. Какая электростанция вырабатывает электричество за счёт потока воды падающей с плотины?

ГЭС

ТЭС

 АЭС

8. К какой отрасли промышленности относится сахарный завод?

к добывающей промышленности

к лёгкой промышленности

 к пищевой промышленности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕСТ

1. Какая отрасль промышленности обеспечивает экономику нефтью, газом, углём?

транспорт

добывающая промышленность

 химическая промышленность

2. Какая отрасль промышленности производит разнообразные механизмы, станки, автомобили, оружие?

металлургия

лёгкая промышленность

 машиностроение

3. Какая отрасль промышленности производит алюминий, медь, цинк, никель?

металлургия

добывающая промышленность

 химическая промышленность

4. Какая отрасль промышленности производит ткани, одежду, обувь?

торговля

электроэнергетика

 лёгкая промышленность

5. Какая отрасль промышленности производит соду, стиральные порошки, пластмассу, резину, краски?

пищевая промышленность

химическая промышленность

 добывающая промышленность

6. Какая отрасль промышленности обеспечивает нас продуктами питания?

добывающая промышленность

пищевая промышленность

 химическая промышленность

7. Какая электростанция вырабатывает электричество за счёт потока воды падающей с плотины?

ГЭС

ТЭС

 АЭС

8. К какой отрасли промышленности относится сахарный завод?

к добывающей промышленности

к лёгкой промышленности

 к пищевой промышленности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Что такое деньги"3 кл. УМК "Школа России"

Урок окружающего мира по теме "Что такое деньги" УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира "Что такое деньги?" (3-й класс)

Цели: Познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями.Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.Развивать познавательны...

Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Что такое деньги»Цели урока:·        познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...

Конспект к уроку окружающего мира "Что такое деньги?"

Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:Предметные: понакомятся с понятием деньги и их функциями; научатся...

Урок финансовой грамотности "Что такое деньги"

Заниятие по финансовой грамотности (2 класс)...