Рабочая программа клуба «Эколёнок» по познавательно-исследовательской деятельности
рабочая программа по окружающему миру на тему
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolyonok.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Ручеёк»
Рассмотрена и утверждена педагогическим советом № 1 «31» августа 2017 г.
| Утверждена Заведующий МБДОУ «Детский сад № 18 «Ручеёк» Новикова Е.В. Приказ от 31.08.2017г. №102 |
Рабочая программа клуба «Эколёнок»
Образовательная область: познавательное развитие
Вид непосредственной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность
Возрастная группа: 6-7 лет
Воспитатель: | Буянова В.В. |
2017 – 2018 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности и частью познавательного развития дошкольника, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научиться с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться ни какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического воспитания дошкольников.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Это и является основной задачей программы «Экология для малышей»
Актуальность
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
3. Цель программы:
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Задачи программы:
- Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
- Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
- Показывать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей. Данная программа опирается на возрастные особенности детей.
4. Предполагаемый результат освоения программы:
- Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
5. Механизм реализации программы
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет проводится в рамках работы клуба «Эколёнок» 1 раз в неделю в первую половину дня, по понедельникам (традиция День интересов). Общее количество опытов за учебный год - 28.
Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 1 раз в год в мае месяце.
Лабораторное оборудование
Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки от коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтрованной бумаги, воронки, небольшие миски, тазики, резиновые груши. Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, весы, различные пробирки стеклянные колбы, фонарик, глобус. Так же необходимы комплекты для игр с водой, песком и ветром. Чтобы одежда детей во время экспериментирования была чистой, целесообразно иметь клеёнчатые фартуки на каждого ребёнка.
Материалы для работы
Лаборатория должна быть оснащена разнообразным природным материалом, предназначенным для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а также сахар, соль, пищевые красители. Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов необходимо иметь: металлические предметы, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов.
В качестве демонстрационного материала лабораторию необходимо пополнять различными коллекциями. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.
Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований необходимо оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности.
Месяц | Неделя | Тематика занятий | Задачи | Содержание деятельности | |
Сентябрь Знакомство с представителями «мира ученых» | |||||
Сентябрь | 1-2 | Диагностика | |||
3. | М.В. Ломоносов – ученый из народа | Формирование представлений о деятельности ученых на примере знакомства с биографией и особенностями рода деятельности М.В. Ломоносова | 1.Рассказ воспитателя о биографии ученого, знакомство с интересными фактами его жизни, свидетельствующими о пытливости ума и целеустремленности простого человека, преодолении трудных жизненных ситуаций в его стремлении к знаниям. 2.Беседа по содержанию рассказа воспитателя 3.Занкомство с портретом М.В. Ломоносова и его трудами. | ||
4. | Карпинский А.П. – русский геолог, палеонтолог. | Формирование представлений о деятельности ученых на примере знакомства с биографией и особенностями рода деятельности. | 1.Рассказ воспитателя о биографии ученого, знакомство с тематикой исследований А.П. Карпинского их значении для освоения недр земли России. 2.Показ иллюстраций, определяющих этапы исследования горных пород и палеонтологических остатков. 3. Беседа по содержанию рассказа педагога. 4.Организация общения детей по теме беседы | ||
Октябрь Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности | |||||
Октябрь | 1. | Знакомство с понятием «цель» | Формирование представлений о возможности определения в речи конечной цели деятельности на примерах, близких опыту детей | 1.Содержательная беседа о необходимости постановки конечной цели для организации любой деятельности (целеполагание способствует осмыслению деятельности) 2.Упражнения в постановке целей в рамках работы над темами: «Книга – источник знаний», «Цветы – источник красоты и наслаждений». | |
2. | Знакомство с понятием «задача» | Формирование представлений о возможности определения этапов работы и отражения их в речи | 1.Содержательная беседа о необходимости определения этапов своей работы для достижения намеченной цели (планирование способствует быстрому достижению результата) 2.Упражнение в определении задач к ранее поставленным целям в рамках работы над темами: «Книга-источник знаний», «Цветы -источник красоты и наслаждений) | ||
3. | Знакомство с понятием «гипотеза» | Формирование умений выдвигать предположение, связанное с достижением конечных результатов своей деятельности | 1.Содержательная беседа о важности умений выдвигать предположение о конечной цели для организации исследований. 2.Упражнение в выдвижении гипотез к ранее определенным целям и задачам в рамках тем «Книга-источник знаний», «Цветы – источник красоты и наслаждений» | ||
4. | Знакомство с понятием «проект», «проектная деятельность» | Формировать представление и проектной деятельности как о поэтапной практической работе по достижению цели в рамках определенной темы | 1.Содержательная беседа о возможности проведения исследовательской работы по теме «Земля при жизни динозавров» 2.Выделение этапов работы: организационный (постановка цели, задач, выдвижении гипотезы), Технологический или практический (исследование свойств почвы, накопление информации из различных источников) Заключительный (выводы и представление итогов в различных формах) | ||
Ноябрь | |||||
Организация проектной деятельности по теме «Земля при жизни динозавров» Цель: развитие у детей самостоятельности, активности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности Задачи: - . Поддерживать интерес к истории возникновения жизни на земле. . Формировать познавательные умения: наблюдать, делать опыты, сравнивать, делать выводы. - закреплять инструментальные навыки (обозначение в речи цели исследования, задач и гипотезы); - расширять представления о возможных источниках получения информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет) | |||||
Ноябрь | 1. | Организация проектной деятельности по теме «Земля при жизни динозавров» | Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы | 1 этап Организационный: -реализация коммуникативной задачи по речевому оформлению цели, задачи, гипотезы; -Беседа о значении динозавров для планеты Земля; -Решение проблемных ситуаций -Наработка символов для каждого этапа проектной деятельности | |
2. | Учить определять программу действий, обобщать содержание деятельности символами. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения | 2 этап Технологический -постановка проблемной ситуации, создание педагогам мотивации, принятие задачи детьми | |||
3. | Проведение исследования среды обитания динозавров. "Гиганты прошлого на планете". | 1.Беседа “кто такие динозавры”? 2.Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: - исследование почвы - среда обитания динозавров - выращивание динозавра из яйца | |||
4. | Научить детей проводить раскопки "местности" Выявить вид динозавров. Дать понимание, что объект живой природы существует пока есть необходимые условия. | 1.Формирование представления о среде обитания динозавров. Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, показ видеосюжета. 2.Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: - чем питаются динозавры - как охотятся - как заботятся о детенышах 3. Существование животных похожих на динозавров. | |||
Декабрь | |||||
Декабрь | 1. | Мир без динозавров. Изготовление книги "Эпоха динозавров" | Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, воображения) | 1.Беседа о важности существования динозавров для планеты земля. 2.Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: - “Мир динозавров, что с тобою стало? Ты место уступил другим мирам. И на земле все началось сначала. Человек, теперь твоя забота быть штурманом на этом корабле.” | |
2. | Источники информации о динозаврах | Формировать представление о различных источниках информации | 1.Чтение художественной литературы по обнаружению различных видов динозавров. 2.Беседа по содержанию прочитанного 3.Чтение энциклопедии, информаций из Интернета (по домашнему заданию семьям воспитанников) | ||
3. | Создание макета “Мир динозавров” | Развивать аналитическую деятельность, умение обобщать полученные результаты. Развивать коммуникативные навыки, умение ясно и понятно высказать свою мысль. Формировать навыки общения с аудиторий слушателей | 3 этап Заключительный 1.Конструирование вулканов и гор из бумаги. -практическая деятельность (повторение по просьбе детей опытов). 2.Беседа по обобщению полученных результатов | ||
4. | Мы всё знаем о динозаврах | 1.Показ детям презентации. подготовленной воспитателем, отражающим все этапы деятельности в ходе проведения исследования. 2.Подготовка рассказов детьми группы о проведенном исследовании с использованием презентации. 3. Знакомство детей подготовительной группы с исследовательской работой (рассказ детей с показом презентации воспитателя по теме) | |||
Организация проектной деятельности по теме «В гостях у Хозяйки медной горы». Цель: формировать познавательный интерес к неживой природе миру камней и полезных ископаемых России. Задачи: - расширять представления детей о разнообразном мире камней и полезных ископаемых, их свойствах; - формировать умение детей классифицировать камни по признакам; - развивать познавательную активность в процессе ведения опытно – экспериментальной деятельности, поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира; - расширять знания об использовании камней и полезных ископаемых человеком; - активизировать и обогащать речь детей; - развивать творческое воображение в совместной и самостоятельной изобразительной деятельности, в лепке, конструировании; - воспитывать чувство прекрасного, видеть многообразие мира. | |||||
январь | 3. | Организация проектной деятельности по теме: «В гостях у Хозяйки медной горы». | Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. | 1 этап Организационный: - реализация коммуникативной задачи по речевому оформлению цели, задачи, гипотезы. - Беседа о значении полезных ископаемых и камней для всего живого на земле; - Решение проблемных ситуаций. -Наработка символов для каждого этапа проектной деятельности. | |
4.
| Определение программы действий по достижению намеченных задач. | Учить определять программу действий, обобщать содержание деятельности символами. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения | 2 этап Технологический - Работа с познавательной и художественной литературой «Удивительный мир камней». - Подбор фольклорного материала о камнях и полезных ископаемых: оформление альбома «Стихи. Загадки. Пословицы». - Отбор видеоматериала о горах, камнях, сказок П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Каменный цветок» и др. - | ||
Февраль | 1. | Проведение исследования полезных ископаемых. | 1.Беседа о первых полученных результатах 2.Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: - угля - песка - глины - соли | ||
2. | Что такое подземные богатства России? | Формирование умения выделять особенности разных камней, оценивать их и сравнивать с другими предметами. | - Рассматривание коллекций, изделий из камней. - Изготовление макетов « Горы», « Пещера», « Вулкан». - Проговаривание и заучивание наизусть стихотворений про горы и камни, знакомство с пословицами, отгадывание загадок по теме проекта. - Чтение сказок и рассказов о камнях, драматизация сказок. - Знакомство с иллюстративным, фотоматериалом по теме «Удивительный мир камней». | ||
3. | Одно из чудес природы - камень. | Расширить знания об использовании камней. Развивать интерес, умение обследовать и называть их свойства. | - Осуществление работы в соответствии с планом и новыми требованиями ФГОС. - Проведение наблюдений « Удивительное под ногами». - Проведение игр и экспериментов, в которых дети рассматривают камни, определяют их свойства. | ||
4. | Источники информации о полезных ископаемых. | Формировать представление о различных источниках информации | 1.Чтение художественной литературы по обнаружению свойств полезных ископаемых. 2.Беседа по содержанию, прочитанного. 3.Чтение энциклопедии, информаций из Интернета (по домашнему заданию семьям воспитанников). 4.Пословицы и поговорки. | ||
март | 1. | Создание книги сказок. | Развивать аналитическую деятельность, умение обобщать полученные результаты. Развивать коммуникативные навыки, умение ясно и понятно высказывать свою мысль. Формировать навыки общения с аудиторией слушателей. | Беседы: «Неживая природа. Каменная одежда земли», «Удивительное под ногами» «Подземные богатства земли» «Зачем человеку камни нужны» «От горы до песчинки» «Что такое вулкан» и др. ОД «Придумайте сказку «Волшебные превращения камней» (создать книгу сказок). | |
2. | Волшебный камушек | 1.Прочтение сказки-презентации «Волшебное превращение камней», подготовленная воспитателем, отражающая все свойства полезных ископаемых и камней, выявленные в ходе исследования с детьми. 2.Подготовка к постановке: распределение ролей, обсуждение костюмов, разучивание сцен, песен, стихов. | |||
3. | Презентация детских работ. | Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. | 1.Этап Заключительный: 1.Презентация детских работ «Удивительный мир камней». 2.Выставка поделок и рисунков детей «Волшебные превращения камней». | ||
4. | Определение программы действий по достижению намеченных задач. | Учить определять программу действий, обобщать содержание деятельности символами. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. | - Центр «Юные художники» - подготовить достаточное количество природного и бросового материала для изготовления макетов «Горы», «Пещера», «Вулкан», «На дне морском», коллекций камней. - Подобрать книжки-раскраски по теме «Камни», «Горы», «Украшения», «Замки из камня» и др. | ||
апрель | 1. | "Лучше гор - есть только горы" | - Подготовить наборы различной цветной и тонированной бумаги для аппликации «Рассвет в горах»; оформления макетов, рисунков детей (рамочки). | ||
2. | Взаимосвязь живой и неживой природы. | Сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано. Привить бережное отношение и любовь к ней. | Показ интегрированного занятия с элементами театрализации. | ||
3. | Создание выставки – камней, выставки детских рисунков на тему «Живые камни кладовой земли | Развивать аналитическую деятельность, умение, обобщать полученные результаты. | Хозяйка медной горы принимает дары детей. Оценивает труд детей. | ||
4. | Итоговое занятие | Проведение мини-интеллектуальной Олимпиады по познавательному развитию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...
Рабочая программа Клуб будущих предпринимателей
Рабочая программа дополнительного образования...
Рабочая программа Клуб мастеров Умелые руки
Рабочая программа дополнительного образования...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА клуба «Пешеходы и пассажиры» (Внеурочная деятельность)
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» (сборник программ внеурочной деятельности:...