Творческие задания по развитию познавательной активности
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Бобровникова Светлана Викторовна

Все задания, игры и упражнения направлены на формирование и развитие познавательной активности и способностей на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_zadaniya_po_razv._akt.pozn_.deyat_.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ

мкр. Вынгапуровский

Творческие задания по развитию познавательности активности

Бобровникова С.В.

Вопросы – шутки

  1. Какое слово состоит из 7 одинаковых букв?
  2. Какие 100 букв могут остановить движение транспорта?
  3. Есть в воде и в озере, а в воде нет ; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?
  4. Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет.
  5.  Какая азбука состоит из 7 букв?
  6. В каком слове 40 гласных?
  7. Что мы слышим в конце перемены и в начале урока?
  8. Что в середине капусты?
  9. Во время грозы мы наблюдали молнию и гром. А что вы слышите между ними?
  10. В каком слове три «О»?

Мы изучали перенос.        Укол я перенес: у -кол

Вот как слова я перенёс:        и получил за это «кол».

Едва я перенёс е –два        Опять я перенес : о-пять.

И получил за это «Два».        Теперь, наверно, будет «Пять»?                

Мой первый слог – число с нулями,

У всех людей – последних два,

А вместе – догадайтесь сами:

Всем городам она глава.

Какой предмет утверждает, что он –

Детская болезнь?

Я  - сборник карт; от ударения        Я - травянистое растение

Зависят два моих значения :        с цветком сиреневого цвета,

Захочешь – превращусь в название        но переставьте ударение,

Блестящей, шелковистой ткани я.        И превращусь  в конфету

        

На бахче у нас растет,                                Эту  зелень ты не тронь:

Как разрежешь – сок течет.        Жжется больно, как огонь.

Свеж и сладок он на вкус,        неприметна, некрасива,

Называется …        называется …

        Помогите Мите. Прав ли он?

Линять – линия; известняк – известие; мормышка – море; волна – вол; деньга – день; мохеровый (шарф) – мох.

        Подобрать проверочное слово по числу клеточек,  в выделенных клетках – название этих букв:

                                                               согл…шение

                         поп..лнение

                         опр..вдание

                        изв..щение

                      осн..вной

                       подк..вать

                       созр..вать

Твердые и мягкие согласные

Я с  Л смягченным – под землей,

Бываю каменный и бурый,

А с твердым – в комнате любой,

В геометрической фигуре.

С твердым Л я на стене,

Книга, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

      Есть ли твердые согласные  звуки в скороговорке:

                             «Летели лебеди с лебедятами?»

Найти «4 – лишнее»

  1. Носок, мозоль, георгин, помидор.
  2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
  3. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
  4. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
  5. Дебри, игры, шахматы, пари.    

      Как можно слова (существ.) жар, ель превратить в глаголы?

     В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?

Кто быстрее? Какими гл. и согл.звуками различаются слова :

Бок-бык-бак; малина-калина; гора-горе-нора-кора.

Со звуком С я не вкусна,         С  К     я в школе на стене,                

Но в пище каждому нужна.        Горы, реки есть на мне.

С М берегись меня, не то        С П от вас не утаю -

Я съем и платье  и пальто.        Тоже в классе я стою.

Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести и убить.

«Кто больше?» (игра-соревнование)

Запишите слова, в которых:

  1. Больше букв, чем звуков.
  2. Больше звуков, чем букв.
  3. Одна буква не соответствует звуку.

Его как память давних ран        Я по полену бью, звеня.

На теле носит ветеран.        Дровами на зиму снабжаю,

Наоборот его прочти –        когда ж с конца прочтут

И грянет музыка в пути.                Меня,

        я недовольство выражаю.

Вопросы - шутки

        

  1. Какой полуостров жалуется на свою величину?
  2. Как спортивный шест превращается в число?
  3. Что есть у ежа и ерша, а у медведя и у оленя нет, но зато у них есть то, чего нет у ежа и ерша ?

Найти  «3 лишнее» (состав слова)

        

  1. Гореть, угорать, горе.
  2. Горе, нагорный, горевать.
  3. Пот, потолок, потливый.
  4. Морщины, море, морской.
  5. Боль, большой, больница.
  6. Вода, водник, водить.

      Найти корень в словах:

   Беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесёнок, бескозырка, бестия.

Найти «4 – лишнее»

  1. Косточка, шапочка, звездочка, ленточка.
  2. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.
  3. Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.
  4. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

        

Шарады

              Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс, как в слове обращение, окончание – сущ. Ср.р. в И.п., а целое – грамматический термин.

        

        Из писка птиц мой 1-й слог возьмите,

        Второй – с бараньей головы.

        Откройте печь и там найдите

        То, что не раз едали вы.

        Нота – мой 1-й слог,

        Поставь с ней рядом предлог

        И, разгадав загадку до конца,

        Получишь выражение лица.

        В тетради я бываю

        Косая и прямая.

        В другом своем значеньи

        Я планка для черченья.

        И, наконец, порою

        В шеренгу вас построю.

        С Л я слезы вызываю,

        С Ж по воздуху летаю.

Прав ли Коля?

Найти однокоренные слова.

        Летят перелетные птицы

        Ушедшее лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

Права ли Лена?

У меня друзей немало,

но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет.

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь.

Хитрые вопросы-шутки.

  1. Как большой дом превратить в маленький?
  2. Как топор превратить в рукоятку?

        

Загадки-шутки.

  1. Какой город летает?
  2. Какое крыло никогда не летает?

В пустые клетки вписать слова, которые обозначают название дерева, танца, части патрона, рыбы.

л

ь

л

ь

л

ь

л

ь

        Метаграммы.

      С Ч летаю над  волною,

      С Л не дам волкам покою,

      С М рубашка-безрукавка,

      С З скачу в лесу по травке,

      С Г меня крепи к детали

      Из железа или стали.  

Анаграммы.

В океанах он живет,                           Я в пруду живу, жирею,

И мала ему река.                                 Переставьте буквы  - в миг

Буквы ставь наоборот –              Превращусь я и в аллеи,

Будет дергаться щека.                         И в лужайки, и в цветник.

По мне движется к сердцу кровь,

Меня ищут на сгибе руки.

Если ж буквы смешав,

Мы расставим их  вновь,

То получим названье реки.

        Воздух в шины я вдуваю,

            Жизнь несу я колесу.

            Если ж слоги мы смешаем,

            Буду деревом в лесу.

Составьте пословицу или поговорку

……………………………не вырубить топором.

……………………………всегда пригодится.

……………………………погонишься, ни одного не поймаешь.

…………………………..то, что можешь сделать сегодня.

…………………………..дальше будешь.

………………………….один отрежь.

Не откладывай на завтра……………………………….

Семь раз отмерь ………………………………………..

Что написано топором………………………………….

Грамоте учиться ………………………………………..

Тише едешь……………………………………………….

За двумя зайцами………………………………………..

Необыкновенные превращения.

Преобразовать слова путем замены в них звуков для получения новых слов. Выигрывает тот, кто больше получит слов.

        В слове «сом» заменить первый звук.

        В слове «сом» заменить второй звук.

         А теперь замените третий звук.

Анаграммы

Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое слово.

        Урок                        ушат                        вес

        Уклон                актер                враги

        Колун                баян                        водопад

        Увидимся                банка                лучок

        Уборка                вобла                сачок                

Удар                        вход                        манишка

Из одного слова

Перед вами слово «ЗЕБРА».

Назовите животных, названия которых начинаются на каждую букву слова ЗЕБРА – зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.

Выигрывает тот, кто наберет больше фишек за каждый правильный ответ.

Наборщик

        Из букв слова «ЗДОРОВЬЕ» составьте как можно больше слов.

Один звук, марш!

Из каждого слова исключить по одному звуку, что бы получилось новое слово, например: горсть – гость.

        Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран.

        Добавьте к каждому из слов одну букву, чтобы получилось новое слово, запишите его: рот – крот.

        Роза, рубка, стол, дар, клад, лапа, шар, усы, укус.

        Замените в словах один согласный звук : корж – морж.

        Ногти, булка, лапы, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, свет, полено, рамочка.

Восстанови порядок.

        Взрослый пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги: мабуга – бумага.

        Беникуч,традеть, арьвосл.

Четвертый лишний.

        Какая из четырех букв не подходит к остальным и почему?

  1. А, У, П, И
  2. Ш, Щ, Е, Ц
  3. Л, Г, Н, Т
  4. Ж, Щ, М, Ш

Пропущенные буквы.

 Вол…,  …убы,  …рач, ми…ка, …очка, кры…а, …илет, бу…ка, ба…ан.

Что мешает?

Эй, держи, хватай!

В лесу

Ловят рыжую лису.

Су.

Шум и гам. Народу тьма.

Громче всех кричит Кузьма.

Ма.

Он без куртки, без пальто,

Вместо шапки решето.

То.

Из оврага, где ольха.

Слышны крики петуха.

Ха

Изловить лису б неплохо,

Да мешает ……………

Третий лишний.

        Определите, какое слово лишнее.

Голубой, красный, синий.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Редис, помидор, горох.

Конечно, нарочно, игрушечный.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Бежать, рисовать, лететь.

Гусь, гусыня, гусеница.

Боль, большой, больница.

Море, морщины, морской.

Гореть, угорать, гора.

Сосна, дерево, деревянный.

Подумайте и скажите, какие буквы заблудились.

Неизвестно, как случилось,                Но едва туда вошла

Только буква заблудилась:        буква – озорница,

Заскочила в чей-то дом        очень странные дела

 И – хозяйничает в нем.        Начали твориться.

Куклу выронив из рук,        Врач напомнил дяде Мите:

Маша мчится к маме:        -Не забудьте об одном:

-Там ползет зеленый лук        Обязательно примите 

с длинными усами.        Десять цапель перед сном.

Неизвестно, как случилось,        Тает снег. Течет ручей.

Только буква заблудилась..        На ветвях полно врачей.

На виду у детворы        Миша дров не напилил,

Крысу красят маляры.        Печку кепками топил.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Найди ошибку.

Фамолёт, маразин, стакач, варильки, мозлята,  пеливан, олотник, капусла, ченточка, лумка, пуловица, свег, шулавка, гавка, иволка.

Вставьте пропущенные буквы. Перепишите текст в тетрадь.

С_ ш_  и  К_л_  п_шл_  в  л_с. Вместе с  н_м_  пошёл   Тр_з_р.  Это была большая  _ вч_рк_.   Р_б_т_ набрали  мн_г_   гр_б_в.

Положите в корзину грибы,  название которых начинаются  на звонкий согласный.

Грузди, боровики, лисички, маслята, волнушки, рыжики, подберезовики, подосиновики.

Какие грибы остались? Почему?

Что бывает, если ударение в словах поменять?

Кружки – кружки

Раздели – раздели

Заплачу - заплачу

Попробуй в словах изменить ударение, прочитайте слова парами. Изменится ли смысл слова?

Хлопок –        замок -

Полки –        пары -

Пропасть –        трусить -

Стоит -        стрелки -

Распутайте слова

Из наборов слогов образуйте новые слова.

Соробака, коронава, бакиран, куцарица, козаро, рамаки, оскозлы, норага.

Отгадайте загадки

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому что он …………..

Черные змейки,

Желтые шейки.

Ползут, извиваются,

Мышками питаются. (…………)

Малые зверюшки,                             Ног нет, а хожу,

Розовые ушки,                                      Рта нет, а скажу.

Серенькие шубки,                          Когда спать, когда вставать,

Остренькие зубки.                              Когда работу начинать.(………)

Глаза черненькие,

Хвосты тоненькие,

Сидят в норке,

Грызут корки. (………….).

Хитрые превращения

  1. Превратите большой дом в маленький.
  2. Превратите маленький хвостик в большой.
  3. Превратите рыбу в человека.
  4. Превратите шест в человека.
  5. Превратите угол в топливо.

        

1.

2.

3.

4.

5.

Заполните таблицу.

  1. Группа птиц.
  2. Большая, высокая копна сена.
  3. Предмет для сидения.
  4. Команда «Остановись!»
  5. Средство переправы через реку.
  6. Твердая корка на снегу.
  7. Пункт, который охраняет часовой.
  8. Длинная палка.

        

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год...

Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.

Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...

Развитие познавательной активности и творческой самореализации воспитанников при обучении технике "Декупаж"

Декупаж  очень увлекательное занятие,  которое наполняет жизнь ребёнка радостью творчества, открывает перед ребёнком широкое поле для реализации идей.  Глядя на растущий дефицит возможн...

Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

Творческие задания по развитию мыслительной активности младших школьников

Потенциальным способностям ученика придаётся мощь,сила, глубина, гибкость за счёт взаимодействия различных видов мышления....

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....