Задания для развития творческих способностей.
методическая разработка по чтению на тему

Задания, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_razvitie_tvorch_sposobnostey.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Задания направленные на развитие творческих способностей.

I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстраций к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма.

9. Выборочное чтение.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).

13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2—3 человек восстанавливают его).

II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.

2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.

3. Пересказ текста с определенным заданием.

4. Составление по тексту кроссвордов.

5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

6. Подбор загадок к словам из текста.

7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.

8. Составление ребусов к словам из текста.

9. Работа со словарем фразеологизмов.

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

«Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...)

1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).

2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:

Волк и Красная Шапочка — про бабушку.

3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.

4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.

5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.

6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.

7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)

8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).

9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.

10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.

11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.)

Виды работы с текстом для формирования выразительности чтения.

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2.Чтение труднопроизносимых слов (экскурсия, экскаватор, эскалатор).

3. Чтение скороговорок.

4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

8. Чтение одного предложения с разной интонацией.

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.

12. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

13. Чтение по ролям.

14. Чтение по ролям без слов автора.

15. Инсценирование.

16. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Виды работы с текстом для развития осознанности чтения.

1. Чтение непонятных, устаревших слов (устойчивых словосочетаний) и объяснение их значения (подбор синонимов, антонимов, чтение сносок, обращение к словарю)

2. Озаглавливание текста.

3. Объяснение названия рассказа. Придумывание своего заголовка.

4. Поиск предложения, отражающего главную мысль текста.

5. Подбор иллюстрации к тексту.

6. Деление текста на части, составление плана.

7. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

8. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.

9. Нахождение слов для составления устного описания (времени года), портрета героя.

10. Чтение для подготовки к пересказу. (Подробному, сжатому, от лица героя.)

11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

14. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.

15. Различные фантазии при работе с текстом:

а). В хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б). Придумать продолжение рассказа;

в). Всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

16. Составление кроссвордов по тексту.

17. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

18. Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

21. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки, небылицы).

22. Сравнение описания картин природы в разных произведениях (стихах и прозе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся

Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.           Домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закре...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.

Организация и проверка домашней работы это один из главных вопросов методики преподавания.      Усвоение знаний и способов деятельности  прочнее, если оно рассредоточено ...

Задания для развития творческих способностей учащихся младших классов

Задания  для развития творческих способностей учащихся младших классов...