Задания для развития творческих способностей.
методическая разработка по чтению на тему
Задания, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_na_razvitie_tvorch_sposobnostey.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания направленные на развитие творческих способностей.
I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстраций к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма.
9. Выборочное чтение.
10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11. Чтение для подготовки к пересказу.
12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).
13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2—3 человек восстанавливают его).
II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.
1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.
2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.
3. Пересказ текста с определенным заданием.
4. Составление по тексту кроссвордов.
5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
6. Подбор загадок к словам из текста.
7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.
8. Составление ребусов к словам из текста.
9. Работа со словарем фразеологизмов.
III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.
«Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...)
1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).
2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:
Волк и Красная Шапочка — про бабушку.
3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.
4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.
5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.
6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.
7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)
8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).
9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.
10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.
11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.)
Виды работы с текстом для формирования выразительности чтения.
1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов (экскурсия, экскаватор, эскалатор).
3. Чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
12. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
13. Чтение по ролям.
14. Чтение по ролям без слов автора.
15. Инсценирование.
16. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Виды работы с текстом для развития осознанности чтения.
1. Чтение непонятных, устаревших слов (устойчивых словосочетаний) и объяснение их значения (подбор синонимов, антонимов, чтение сносок, обращение к словарю)
2. Озаглавливание текста.
3. Объяснение названия рассказа. Придумывание своего заголовка.
4. Поиск предложения, отражающего главную мысль текста.
5. Подбор иллюстрации к тексту.
6. Деление текста на части, составление плана.
7. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
8. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
9. Нахождение слов для составления устного описания (времени года), портрета героя.
10. Чтение для подготовки к пересказу. (Подробному, сжатому, от лица героя.)
11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
14. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
15. Различные фантазии при работе с текстом:
а). В хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б). Придумать продолжение рассказа;
в). Всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
16. Составление кроссвордов по тексту.
17. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
18. Подбор загадок к словам из текста.
19. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
20. Составление ребусов к словам из текста.
21. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки, небылицы).
22. Сравнение описания картин природы в разных произведениях (стихах и прозе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся
Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями. Домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закре...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....
исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"
Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.
Организация и проверка домашней работы это один из главных вопросов методики преподавания. Усвоение знаний и способов деятельности прочнее, если оно рассредоточено ...
Задания для развития творческих способностей учащихся младших классов
Задания для развития творческих способностей учащихся младших классов...