Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Планируемые предметные и метапредметные результаты изучения
учебного предмета.
ФГОС НОО.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ООП НОО (Целевой раздел). Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.,
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД:
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета
1.Место предмета в Учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов в год, по 2 часа в неделю, согласно Учебному плану МКОУ «ООШ № 9».
По плану: 1 четверть – 18 часов; По календарно – учебному 1 четверть – 18 часов;
2 четверть – 14 часов; графику: 2 четверть – 14 часов;
3 четверть – 20 часов; 67 часов 3 четверть – 19 часов;
4 четверть – 16 часов 4 четверть – 16 часов.
(1 мая – праздничный день)
2. Наименования разделов учебной программы и характеристика основных видов деятельности.
Человек и природа (26 ч.)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Характеристика основных видов деятельности.
Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,
Различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,
Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр.
Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека.
Устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Готовить сообщение о заповедниках и национальных парках.
Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества,
Приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ.
Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц.
Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга.
Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»).
Классифицировать животных из предложенного списка, приводить примеры животных разных групп.
Работать с электронным приложением к учебнику.
Характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители, приводить примеры круговорота веществ.
Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ.
Характеризовать понятия строение шляпочных грибов. Классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы, приводить примеры грибов-двойников.
Человек и общество (26 ч.)
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Характеристика основных видов деятельности.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества.
Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества.
Сопоставлять формы правления в государствах мира.
Работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации.
Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран. Соотносить страны и народы.
Осуществлять самопроверку.
Рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Правила безопасной жизни (16 ч.)
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Характеристика основных видов деятельности.
Характеризовать системы органов тела.
Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены.
Работать в паре во время проведения опыта.
Формулировать правила гигиены органов чувств.
Характеризовать средства гигиены и уход за кожей.
формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи.
Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения, моделировать строение пищеварительной системы. Приводить примеры правильного питания
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения.
Характеризовать факторы закаливания, приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку.
Работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.
Характеризовать понятие ЗОЖ, формулировать правила ЗОЖ. Приводить примеры факторов, влияющих на укрепление здоровья и наоборот.
Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры.
Анализировать схему эвакуации. Наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей.
Делать сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте.
Обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения.
Классифицировать дорожные знаки. Моделировать в виде схемы безопасный путь в школу.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | 1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет |
1 | Как устроен мир | 7 | 7 | |||
2 | Эта удивительная природа | 19 | 11 | 8 | ||
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 6 | 4 | ||
4 | Наша безопасность | 6 | 6 | |||
5 | Чему учит экономика | 12 | 10 | 2 | ||
6 | Путешествие по городам и странам | 14 | 14 | |||
Итого | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 |
График проведения экскурсий, практических и проверочных работ
Период обучения | Кол-во часов | Диагностический и практический материал |
1 четверть | 18 ч | проект- 1; практическая работа-6; проверочная работа-1; экскурсия-1 |
2 четверть | 14 ч | проект-2; практическая работа – 3, проверочная работа -1, |
3 четверть | 20 ч | проект-2; практическая работа – 2, проверочных работ -2, |
4 четверть | 16 ч | проект-1; проверочная работа-2. |
Итого: | 68 | проект- 6; практическая работа- 9; проверочная работа-6; экскурсия-1 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 четверть | 18/18 ч | |||
Как устроен мир | 7 ч | |||
1 | Что такое природа. Экскурсия № 1 «Природа вокруг нас» | 1 | 04.09 | |
2 | Человек. Человек – часть природы. | 1 | 06.09 | |
3 | Проект № 1 «Богатства, отданные людям». | 1 | 11.09 | |
4 | Общество. | 1 | 13.09 | |
5 | Что такое экология. | 1 | 18.09 | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» | 1 | 20.09 | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа № 1 . | 1 | 25.09 | |
Эта удивительная природа | 19 ч | |||
8 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе». | 1 | 27.09 | |
9 | Разнообразие веществ. Химия – наука о веществах. | 1 | 2.10 | |
10 | Воздух и его охрана. | 1 | 4.10 | |
11 | Вода. Свойства воды. Практическая работа № 3 «Свойства воды». | 1 | 9.10 | |
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 11.10 | |
13 | Берегите воду! | 1 | 16.10 | |
14 | Что такое почва? | 1 | 18.10 | |
15 | Разнообразие растений. Ботаника – наука о растениях. Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | 1 | 23.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. Практическая работа № 5 «Определение органов растений, сравнение органов растений». | 1 | 25.10 | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений». | 1 | 30.10 | |
18 | Охрана растений | 1 | 1.11 | |
2 четверть | 14/14 ч | |||
19 | Разнообразие животных. Зоология – наука о животных. | 13.11 | ||
20 | Кто что ест. Практическая работа № 7 «Моделирование цепей питания». | 1 | 15.11 | |
21 | Проект № 2 «Разнообразие природы нашего края» | 1 | 20.11 | |
22 | Размножение и развитие животных. Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки». | 1 | 22.11 | |
23 | Охрана животных. | 1 | 27.11 | |
24 | В царстве грибов. | 1 | 29.11 | |
25 | Великий круговорот жизни. | 1 | 04.12 | |
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа № 2. | 1 | 06.12 | |
Мы и наше здоровье | 10 ч | |||
27 | Организм человека | 1 | 11.12 | |
28 | Органы чувств | 1 | 13.12 | |
29 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи». | 1 | 18.12 | |
30 | Опора тела и движение. | 1 | 20.12 | |
31 | Наше питание. | 1 | 25.12 | |
32 | Проект № 3 «Школа кулинаров». | 1 | 27.12 | |
3 четверть | 20 /19ч | |||
33 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса». | 1 | 15.01 | |
34 | Умей побеждать болезни. Практическая работа №11 «Моделирование строения организма» | 1 | 17.01 | |
35 | Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников | 1 | 22.01 | |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа № 3. Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы нашего края», «Школа кулинаров». | 1 | 24.01 | |
Наша безопасность | 6 ч | |||
37 | Огонь, вода и газ. | 1 | 29.01 | |
38 | Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки | 1 | 31.01 | |
39 | Проект № 4 «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. | 1 | 05.02 | |
40 | Опасные места. | 1 | 07.02 | |
41 | Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность | 1 | 12.02 | |
42 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа № 4 | 1 | 14.02 | |
Чему учит экономика | 12 ч | |||
43 | Для чего нужна экономика. Потребности людей. Товары и услуги. | 1 | 19.02 | |
44 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | 21.02 | |
45 | Полезные ископаемые | 1 | 26.02 | |
46 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства | 1 | 28.02 | |
47 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | 1 | 05.03 | |
48 | Какая бывает промышленность? | 1 | 07.03 | |
49 | Проект № 5 «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта. | 1 | 12.03 | |
50 | Что такое деньги | 1 | 14.03 | |
51 | Государственный бюджет | 1 | 19.03 | |
52 | Семейный бюджет | 1 | 21.04 | |
4 четверть | 16/16 ч | |||
53 | Экономика и экология | 1 | 02.04 | |
54 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа № 5. | 1 | 04.04 | |
Путешествие по городам и странам | 14 ч | |||
55 | Золотое кольцо России | 1 | 09.04 | |
56 | Золотое кольцо России | 2 | 11.04 | |
57 | Золотое кольцо России | 1 | 16.04 | |
58 | Проект № 6 «Музей путешествий» | 1 | 18.04 | |
59 | Наши ближайшие соседи | 1 | 23.04 | |
60 | На севере Европы | 1 | 25.04 | |
61 | Что такое Бенилюкс? | 1 | 30.04 | |
62 | В центре Европы | 1 | 07.05 | |
63 | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 | 14.05 | |
64 | На юге Европы | 1 | 16.05 | |
65 66 | По знаменитым Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» | 2 | 21.05 23.05 | |
67 68 | Проверочная работа № 6. Заключительный урок. КВН. | 2 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...