Научно-исследовательская работа на тему "Социальные сети: за и против"
материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Исследовательская работа учащихся начальной школы рассматривает значение социальных сетей и интернета в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_seti_za_i_protiv.docx | 273.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап научно-исследовательской конференции
учащихся 1-4 классов Орджоникидзевского района
«Первые шаги»
Секция «Я и техника . Я и человек.»
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ЗА И ПРОТИВ
Работу выполнил:
Савельева Эльвира Сергеевна, 4 «А» класс
Руководитель:
Зацепина Елена Викторовна, учитель начальных классов
Новокузнецк
2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…........3
Глава I Понятие и история возникновения социальных сетей……………….....4
Глава II Проведение анкетирования…………………………………………...…5
Глава III Характеристика наиболее популярных социальных сетей……….…..5
Глава IV Чем опасны социальные сети……………………….……………..……6
Глава V Эксперимент. Неделя без социальных сетей………………..…………..7
Заключение…………………………………………………….................................9
Список источников информации……………………………………..…….…..10
Приложение……………………………………………………………..….….…..11
Введение
Актуальность и выбор темы исследования
Несколько месяцев назад я зарегистрировалась в социальной сети «В Контакте». Кроме того, я знаю, что многие мои одноклассники также зарегистрированы в различных социальных сетях и некоторые из них проводят на своих страницах значительную часть своего времени.
Актуальность темы моей исследовательской работы заключается в том, что все больше людей, в том числе и детей, регистрируются в социальных сетях и проводят там много времени. Поэтому я решила выяснить, с пользой или без пользы мы проводим время на своих страницах в соцсетях.
Объект исследования: социальные сети
Предмет исследования: влияние социальных сетей на человека
Цели:
- Исследование положительного и отрицательного влияние социальных сетей на людей.
- Формирование представлений об элементарных правилах, которые следует соблюдать, проводя время в социальных сетях, чтобы не навредить себе.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
1.Выяснить, что такое социальная сеть, когда она появилась.
2.Выявить наиболее популярные социальные сети в России и в мире, и их функции.
3. Провести анкетирование среди учащихся 4А класса и их родителей с целью выявления количества учеников, зарегистрированных в соцсетях, и отношения к их полезности мам и пап.
4. Провести эксперимент «неделя без социальных сетей».
5. Сделать выводы о пользе и вреде общения в социальных сетях.
Гипотеза исследования: предположим, что социальные сети – очень интересное, познавательное занятие для детей, которое не причиняет вреда.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, изучение литературы, источников интернета.
Глава I Понятие и история возникновения социальных сетей
Используя данные Википедии, я узнала, что социальная сеть – сайт, предназначенный для общения людей и обмена информацией между ними.
Сам термин “социальная сеть” появился задолго до Интернета – в 1954 году. Понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Поддержание и создание различных социальных связей в Интернете началось вместе с рождением самой Сети – электронная почта, телеконференции, возможности для интерактивного общения, различные чаты. Первоначально задачей всех этих коммуникационных инструментов было решение деловых вопросов, но социально-развлекательная функция Интернета быстро вышла на одну из первых ролей.
Первая социальная сеть, более-менее похожая на сегодняшние сети, возникла в США в 1995 году – это был проект Classmates.com (Приложение 1) (с него и были списаны российские «одноклассники»), в котором поиск участников осуществлялся по школам.
Но максимальный размах социальные сети достигли после открытия сети Friendster. (Приложение 2). Если до этого все соответствующие сервисы могли сводить друг с другом только двоих незнакомых людей, то Friendster оказывал помощь в поиске друзей по различным критериям и показывал связи между людьми. Всего через три месяца работы на Friendster было зарегистрировано более 3 миллионов пользователей. К 2012 году на Friendster присутствовало уже 115 миллионов человек со всего мира, несмотря на множество других социальных сетей. Практически сразу после Friendster были запущены MySpace, LinkedIn и, наконец, Facebook, который и положил начало массовому увлечению социальными сетями. Созданный в 2004 году исключительно для гарвардских студентов, в 2008 году Facebook стал самой популярной в мире социальной сетью.
В русскоязычном сегменте Интернета соцсети начали завоевывать популярность с 2006 года, когда появились Одноклассники.ру и Вконтакте. После того, как Facebook и Twitter обзавелись русскоязычными версиями, увлечение социальными сетями стало носить массовый характер.
Глава II Проведение анкетирования
С помощью мамы я разработала анкеты для родителей и детей (Приложение 3), которые помогли мне выяснить количество зарегистрированных в социальных сетях и отношение к ним. Для анкетирования были выбраны ученики 4 «А» класса и их родители. В анкетировании участвовало 29 учащихся и 29 родителей. Обработав ответы одноклассников, я получила результаты, которые представлены в Приложение 4.
В ходе анкетирования я выяснила, что большая часть моих одноклассников – 20 человек (68 %) и почти все родители (93 %) имеют страницы в социальных сетях. 37 % учащихся посещают свои страницы несколько раз в день, 32 % - раз в день, т.е. 69% детей тратят своё время на виртуальное общение, однако в день тратят на это немного времени: 50% детей тратят на виртуальное общение около 1 часа в день, 35% - около 2 часов в день, однако 15% (а это 3 человека) тратят на виртуальное общение около 3 часов. По вопросу полезности социальных сетей мнения разделились, 51 % детей уверены в их полезности, а вот большинство родителей (66 %) уверены в их отрицательном влиянии на детей. При этом 7 % родителей относятся нейтрально к посещению ребенком социальных сетей. На вопрос как бы вы провели свободное время, если бы отключили интернет, большая часть ребят ответила, что пошли бы гулять.
Самыми популярными социальными сетями в нашем классе оказались «В контакте», «Одноклассники». Охарактеризуем их.
Глава III Характеристика наиболее популярных социальных сетей
«В Контакте» — социальная сеть, основана Павлом Дуровым 10 октября 2006 года. Сайт доступен на нескольких языках, но особенно он популярен среди русскоязычной аудитории. По состоянию на январь 2017 аудитория сайта составляет около 90 млн. человек в день.
«Одноклассники», точно так же, как «В Контакте» являются одним из наиболее посещаемых ресурсов. Проект «Одноклассники» -это многоязычная социальная сеть, созданная для поиска одноклассников и однокурсников, родных людей и родственников, непосредственного общения с ними. Она была запущена 4 марта 2006 года Альбертом Попковым. Средняя посещаемость сайта составляет 47 млн. посетителей в сутки.
«Instagram» — бесплатное приложение для обмена фотографиями и короткими видеозаписями. Instagram был создан Кевином Систром и Майком Кригером и запущен в октябре 2010 года в качестве бесплатного мобильного приложения. Сервис быстро завоевал популярность, ежедневно «Instagram» пользуются 300 млн человек.
«Facebook» — самая крупная и популярная социальная сеть в мире, которая доступна более чем на 70 языках. Сайт был запущен 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом и его сокурсниками из Гарвардского университета. Средняя суточная аудитория соц. сети составляет 968 млн. пользователей (примерно каждый 7-ой человек на планете зарегистрирован в Facebook).
Глава IV Чем опасны социальные сети
Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:
- возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых;
- найти себе друзей, знакомых одноклассников
- поиск в соц. сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.
- Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.
Отрицательные черты влияния социальных сетей.
Влияние социальных сетей может быть как позитивным, так и негативным.
1. Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени. Сидя за компьютером, человек вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.
2. Воздействие электромагнитного излучения. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение...
3.Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через у учащихся возникает головная боль и головокружение, зрительное переутомление может привести к снижению остроты зрения.
4.Перегрузка суставов кистей.
5. Стресс при потере информации. Если компьютер «зависает», теряется важная информация, это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
6.Зависимость от виртуального мира. Пожалуй, это самая распространенная проблема.
7.Общедоступность информации. Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.
8. Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.
Таким образом, можно сделать вывод, что нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на человека. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
6 Глава V Эксперимент. Неделя без социальных сетей
Мы с моей мамой решили проверить, насколько сложно и возможно обойтись без социальных сетей и договорились, что не будем посещать свои страницы «В Контакте» и «Одноклассниках» в течение недели. Мама разлуку с соцсетями перенесла спокойно, она думала, что рука так и будет тянуться запустить свою страничку, но ничего подобного не происходило. Завтракать стала без компьютера, а значит и время на завтрак сократилось. Домашние дела стали делаться более размеренно, без спешки. Практически связался отложенный когда-то давно свитер. Прочитала интересную книгу. Общается мама в соцсетях мало, в основном только с близкой подругой. На неделе проведения эксперимента онлайн - общение заменили разговорами по телефону.
Мама сделала вывод, что без социальных сетей вполне можно обойтись, они съедают драгоценное время, которые можно потратить на более полезные и приятные вещи: рукоделие, чтение, прогулки.
Мне было сложно расстаться с моей страницей «В контакте». В соцсети я общаюсь с одноклассницами, играю в онлайн-игры, читаю новости, в т. ч. и познавательные. Всего этого мне не хватало, но только первые два дня, потом привыкла.
Мы сделали вывод, что без соцсетей жить не просто можно, но и полезно. Через персональные странички удобно общаться с далекими родственниками, друзьями, но для этого не требуется «висеть» в интернете по несколько часов в день.
На классном часе я поделилась информацией по теме своего исследования с ребятами, а также мы посмотрели ролик «Социальные сети и дети», который поведал нам об опасностях интернета. После этого 14 ребят из 20, которые зарегистрированы в соцсетях, сказали, что готовы уменьшить время пребывания за компьютером. Свою работу хочу закончить стихотворением Шевцовой Татьяны Николаевны. (Приложение 5)
Заключение
В ходе исследовательской работы гипотеза о том, что социальные сети не наносят вреда, не подтвердилась.
Также в ходе исследования:
- я узнала об истории возникновения социальных сетей, о самых популярных социальных сетях России и мира;
- я выяснила, чем полезны и какой вред приносят социальные сети детям и их родителям;
- я поняла, что, конечно, от прогресса нам никуда не спрятаться, интернет и социальные сети стали частью жизни современного человека, но пользоваться благами цивилизации нужно разумно;
- я предлагаю стремиться заменять online – общение с друзьями и знакомыми беседами по телефону, совместными прогулками, походами в кино, театр, цирк.
Мы с мамой подтвердили на практике, что жизнь без социальных сетей не только возможна, но и полезна, интересна. Этот опыт был очень интересен и полезен для нас, заставил нас задуматься, насколько напрасно мы тратим иногда время.
Список источников информации
- Безмалый В. Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернете // Компьютер пресс. – 2008. - № 10.
- Вешняковская, Е. Скажи мне, кто твой френд// Наука и жизнь. – 2011. - №
- Кравченко, В. Возьмёмся за руки, друзья!: [социальные сети, или Интернет-клубы по интересам] // Мир ПК. – 2007. - № 3.
- Интернет-ресурсы:
- http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2016/
- https://ain.ua/15-samyx-populyarnyx-socialnyx-setej-mira
- https://www.cy-pr.com/wiki/социальная+сеть/
- http://fb.ru/article/184984/sotsialnyie-seti---chto-eto-takoe-sotsialnyie-seti-rossii
Приложение 1
Проект Classmates.com
Приложение 2
Новый сайт знакомств Friendster
Приложение 3
Анкета (для детей)
- Зарегистрирован ли ты в социальных сетях?
- да
- нет
- В каких социальных сетях ты зарегистрирован?
- одноклассники
- в контакте
- фэйсбук
- инстаграм
- другие
- Как часто ты посещаешь свою страницу в социальной сети?
- несколько раз в день
- раз в день
- несколько раз в неделю
- реже
- Сколько времени в день ты уделяешь общению в социальных сетях?
- около 1 часа
- около 2 часов
- около 3часов
- Как ты думаешь, от социальных сетей больше «плюсов» или «минусов» (нужное подчеркни)?
- Как бы вы провели свободное время, если бы отключили интернет?
- пошли гулять
- почитали книгу
- посмотрели TV
- легли спать
- занялись учебой и делами по дому
- послушали музыку
- не знаю
Анкета для родителей
- Зарегистрирован ли ваш ребенок в социальных сетях?
- да
- нет
- не знаю
- Как вы относитесь к тому, что дети посещают социальные сети?
- положительно
- отрицательно
- нейтрально
- Зарегистрированы ли вы сами в какой-либо социальной сети?
- да
- нет
Приложение 4
Результаты анкетирования
(Приложение 5)
Мне так надоели все эти соцсети,
Нет хуже заразы на нашей планете.
Они заменили реальные чувства,
Так глупо, так жалко, так искренне грустно.
Комменты и лайки – кому это надо?
Ведь так хорошо без них было когда-то!
Ведь было так много живого общения…
Теперь мы лишь пишем друзьям сообщения.
Мы вместо улыбки шлём скобки и точки,
Вся жизнь поместилась в бездушные строчки.
Мы в этих сетях безнадёжно зависли –
Меняем аватарки чаще, чем мысли.
А в мире вокруг столько новых открытий,
Чудесных свершений, приятных событий,
Прекрасных моментов, сюрпризов отличных…
Но я в интернете сижу, как обычно.
Весна или осень, зима или лето –
В постах на стене все мечты и секреты.
Меняется что-то, а я уж не знаю:
Живу? Или статус опять обновляю?
Как прежде, хочу видеть солнце и звёзды,
Хочу, чтобы всё было ясно и просто,
И я ухожу от иллюзий манящих
В мир, полный забот, но такой настоящий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...
Научно-исследовательская работа: Как влияют социальные сети на знание русского языка школьника.
Научно-исследовательская работа на конкурс "Школьники города науке 21 века" тема: Как влияют социальные сети на знание русского языка школьника...
Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»
Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...
Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»
Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"
Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но некоторые из приёмов потерпели неуд...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...