КТП по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Амурзет», с использованием учебно-методического комплекса «Школа России» и авторской программы А.А.Плешакова
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
-развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
-формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Рассмотрена на заседании ШМО от «___»_____20___г. протокол №______ О.В.Осадчук____________ | Согласована заместителем директора по УВР от «___»_____20___г. протокол №______ Н.Г.Карбушева____________ | Утверждена приказом директора от «___»_____20___г. №______ Т.В.Яковлева____________ |
Рабочая программа по окружающему миру
для 4 класса
Общеобразовательный уровень
Сроки реализации: 1 год
Общее количество часов – 68
Автор/составитель:
Осадчук О.В.,
учитель начальных классов
I категории
с. Амурзет
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Амурзет», с использованием учебно-методического комплекса «Школа России» и авторской программы А.А.Плешакова
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
-развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
-формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В соответствии с учебным планом, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов, по 34 часа в год, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты
4 класс
Личностными результатами:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание учебного предмета
4 класс
№ | Тема раздела | Содержание раздела |
1 | Земля и человечество | Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами. |
2 | Природа России | Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. |
3 | Родной край — часть большой страны | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края. |
4 | Страницы всемирной истории | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. |
5 | Страницы истории России | Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв. Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. |
6 | Современная Россия | Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Название раздела | Темы | Кол-во часов |
1 | Земля и человечество | 1. Мир глазами астронома. 2. Планеты Солнечной системы. 3. Звёздное небо – великая книга Природы. 4. Мир глазами географа. 5. Мир глазами историка. 6. Когда и где? 7. Мир глазами эколога. 8. Сокровища Земли под охраной человечества. 9. Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество». | 9 часов |
2 | Природа России | 1.Равнины и горы России. 2. Моря, озёра и реки России. 3. Природные зоны России. 4. Зона Арктических пустынь. 5. Тундра. 6. Леса России. 7. Лес и человек. 8. Зона степей. 9. Пустыни. 10. У Черного моря. | 10 часов |
3 | Родной край – часть большой страны | 1.Наш край. Поверхность нашего края. 2. Водные богатства нашего края. 3. Наши подземные богатства. 4. Земля – кормилица. 5. Жизнь леса. 6. Жизнь луга. 7. Жизнь в пресных водах. 8. Экскурсия в природные сообщества родного края. 9. Наши проекты. 10. Растениеводство в нашем крае. 11. Животноводство в нашем крае. 12. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. 13. Презентация проектов. | 13 часов |
4 | Страницы всемирной истории | 1.Начало истории человечества. 2. Мир древности: далекий и близкий. 3. Средние века: время рыцарей и замков. 4. Новое время: встреча Европы и Америки. 5. Новейшее время: история продолжается сегодня. | 5 часов |
5 | Страницы истории России | 1.Жизнь древних славян. 2. Во времена Древней Руси. 3. Страна городов. 4. Из книжной сокровищницы Древней Руси. 5. Трудные времена на Русской земле. 6. Русь расправляет крылья. 7. Куликовская битва. 8. Иван Третий. 9. Мастера печатных дел. 10. Патриоты России. 11. Петр Великий. 12. Михаил Васильевич Ломоносов. 13. Екатерина Великая. 14. Отечественная война 1812 года. 15. Страницы истории XIX века. 16. Россия вступает в XX век. 17. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. 18. Великая Отечественная война и Великая Победа. 19. Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. 20. Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты. | 20 часов |
6 | Современная Россия | 1.Основной закон России и права человека. 2. Мы - граждане России. 3.Славные символы России. 4.Такие разные праздники. 5.Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири. 6.По северу европейской части России. 7.Драгоценное ожерелье старинных русских городов. 8.Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 9.Презентация проектов. 10.Обобщающая игра «Крестики – нолики». 11.Обобщающий урок–игра. КВН. | 11 часов |
Итого | 68 часов |
Практическая часть
Практическая часть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Годовая комплексная работа | 1 | 1 | 2 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 |
Описание материальнотехнического обеспечения образовательной деятельности
Основная литература
Авторская программа Плешакова А.А. «Окружающий мир», опубликованная в сборнике рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / [С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение.
Дополнительная литература
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс / Сост. И.Ф. Яценко. 5-е изд, перераб, - М.: ВАКО, 2014.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1-4 класс.
Оборудование
Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 4 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир, 4 класс.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер лазерный.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа
Компас.
Глобус.
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
Модели архитектурных сооружений, исторических памятников.
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Модель-аппликация «Природные зоны России».
Коллекция «Почва и ее состав».
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала (маркерная).
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
4 класс
№ | Тема | Сроки прохождения | Деятельность обучающихся |
1 | Мир глазами астронома. | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. | |
2 | Планеты Солнечной системы. | Устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций учебника. Формулировать собственное мнение и позицию. | |
3 | Звёздное небо – великая книга Природы. | Знать название звезд и созвездий, правила наблюдения звездного неба. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создать несложные модели планет и созвездий. | |
4 | Мир глазами географа. | Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. | |
5 | Мир глазами историка. | Знать понятие об истории, как науке, значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества | |
6 | Когда и где? | Знать понятия о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени». Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени. | |
7 | Мир глазами эколога. | Знать понятие – экология, международные экологические организации, экологический календарь. Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в еȅ охране. | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. | |
9 | Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество». | Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | |
Природа России | |||
10 | Равнины и горы России. | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки. | |
11 | Моря, озёра и реки России. | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки. | |
12 | Природные зоны России. | Знать план изучения природной зоны, причины смены природных зон с севера на юг, высотную поясность. Уметь определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. | |
13 | Зона Арктических пустынь. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. | |
14 | Тундра. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны тундры. | |
15 | Леса России. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны лесов. | |
16 | Лес и человек. | Знать роль растений в природе и жизни людей, правила поведения в лесу. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. | |
17 | Зона степей. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны степей. | |
18 | Пустыни. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. | |
19 | У Черного моря. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. | |
Родной край – часть большой страны | |||
20 | Наш край. Поверхность нашего края. | Знать название родного края, города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде. Знать понятия «овраг», «балка». Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы. | |
21 | Водные богатства нашего края. | Знать понятия «река», «озеро», правила поведения на воде. Уметь показывать на карте, глобусе реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы. | |
22 | Наши подземные богатства. | Знать важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. | |
23 | Земля – кормилица. | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы. | |
24 | Жизнь леса. | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных. | |
25 | Жизнь луга. | Знать основные правила поведения в окружающей среде понятие – природное сообщество «луг». Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных. | |
26 | Жизнь в пресных водах. | Знать основные правила поведения в окружающей среде, понятие – природное сообщество «водоем». Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных. | |
27 | Экскурсия в природные сообщества родного края. | Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | |
28 | Наши проекты. | Умение представить свой проект. | |
29 | Растениеводство в нашем крае. | Знать названия отраслей растениеводства нашего края. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями. | |
30 | Животноводство в нашем крае. | Знать названия отраслей животноводства нашего края. Уметь выполнять правила ухода за животными. | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | ||
32 | Комплексная работа за 1 полугодие | ||
Страницы всемирной истории | |||
33 | Начало истории человечества. | Знать, что изучает наука «история», представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Уметь использовать ленту времени, определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. | |
34 | Мир древности: далекий и близкий. | Знать историю древнего мира, понятия - Древний мир, иероглифы, пирамиды. Уметь извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их перед классом. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. | |
35 | Средние века: время рыцарей и замков. | Знать историю средних веков, понятия - Средние века, христианство, ислам, буддизм, рыцарь, замок. Уметь находить на карте местоположение крупных городов Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия, место их возникновения, особенности храмов. | |
36 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Знать достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Уметь подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | |
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Знать представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | |
Страницы истории России | |||
38 | Жизнь древних славян. | Знать кто такие славяне, восточные славяне, природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, обычаи. Уметь пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | |
39 | Во времена Древней Руси. | Знать понятия: великий князь, Бояре, дружина, князь Владимир, Крещение Руси, христианство, 988 год. Знать название нашей страны, ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. | |
40 | Страна городов. | Знать понятия: кремль, Великий Новгород, Москва, Юрий Долгорукий 1147 год. Знать название нашей страны, ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. | |
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Знать понятия: Кирилл, Мефодий, кириллица, IХ век, летописи, монах Нестор. Знать историю Древней Руси. Уметь подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | |
42 | Трудные времена на Русской земле. | Знать понятия: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский. Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году. Уметь пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | |
43 | Русь расправляет крылья. | Знать понятия: монастырь, Иван Калита. Как возрождалась Русь? Как происходило усиление Московского княжества? Уметь пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | |
44 | Куликовская битва. | Знать понятия: Дмитрий Донской, Куликовская битва. В чём значение победы русского войска на поле Куликовом? Уметь подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | |
45 | Иван Третий. | Знать понятия: река Угра, Иван Третий, столица Москва, Иван IV. Уметь подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | |
46 | Мастера печатных дел. | Знать понятия: Иван Фёдоров, книгопечатание, первопечатники. Каково значение начала книгопечатания в России? Какими были первые русские учебники? Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | |
47 | Патриоты России. | Знать понятия: народное ополчение, Минин и Пожарский, Михаил Фёдорович, Романов, Сибирь, Ермак. Какие опасности угрожали России в начале XVII века? Когда в России начали править цари из рода Романовых? Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов. | |
48 | Петр Великий. | Знать понятия: император, Санкт-Петербург. Какие главные перемены произошли в России при ПетреI Великом? Почему для России был так важен флот? Когда был основан Санкт-Петербург? Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов. | |
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Знать понятия: Московский университет. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | |
50 | Екатерина Великая. | Знать понятия: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, крепостные, дворяне. Какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй? Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей? Уметь пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | |
51 | Отечественная война 1812 года | Знать понятия: Отечественная война, Бородинская битва, Кутузов М.И., Наполеон. Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага? Уметь работать с исторической картой. | |
52 | Страницы истории XIX века. | Знать понятия: крепостное право, Александр II. Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века? Уметь работать с исторической картой, находить на карте Транссибирскую магистраль. | |
53 | Россия вступает в XX век. | Знать понятия: первая мировая война, революция, гражданская война. Какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века? Что такое гражданская война? Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов. | |
54 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | Знать понятия: СССР. Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)? Жизнь страны в 20-30 годы. Уметь описывать исторические события в начале 20 века в России. | |
55 | Великая Отечественная война и Великая Победа. | Знать понятия: Великая Отечественная война. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? Уметь составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. | |
56 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. | Знать понятия: Великая Отечественная война. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? Уметь составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. | |
57 | Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты. | Знать понятия: Э.К. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е годы. Распад СССР. Культура России в ХХ веке. Уметь извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об освоении космоса. | |
Современная Россия | |||
58 | Основной закон России и права человека. | Знать понятия: Э.К. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е годы. Распад СССР. Культура России в ХХ веке. Уметь извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об освоении космоса. | |
59 | Мы - граждане России. | Знать понятия: Президент Российской Федерации; Федеральное собрание (парламент): Совет Федерации и Государственная Дума; Правительство РФ; Председатель Правительства РФ. Уметь различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. | |
60 | Славные символы России. Такие разные праздники. | Знать понятия: флаг, герб, гимн. Что такое символ? Какие символы у нашего государства? Почему нужно знать и уважать символы своего государства? Уметь обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов. Знать текст Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его. | |
61 | Промежуточная аттестация | Защита проекта на тему: «Великие люди» | |
62 | Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири. | Знать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | |
63 | По северу европейской части России. | Знать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | |
64 | Драгоценное ожерелье старинных русских городов. | Знать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | |
65 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества. | |
66 | Презентация проектов. | Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества. Отечества. | |
67 | Итоговая комплексная работа 2 полугодие | ||
68 | Обобщающая игра «Крестики – нолики». | Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»
Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...
Презентация по окружающему миру "Природные зоны России.»". 4 класс. УМК "Школа России".
Презентация "Тайга"....
Презентация по окружающему миру "Природные зоны России.»". 4 класс. УМК "Школа России".
Зона арктических пустынь....
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...