Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.03.17                                                                                                   ФИО учителя: Утарбекова Д.К.

Школа: 148                                                                                                                       ФИО студента: Захарова Ю.П. 33 гр.

Класс: 3 д                                                                                                         ФИО методиста: Лебедева Е. Ю.

Кабинет: 214

      КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРАЖАЮЩЕМУ МИРУ

      Тема: «Золотое кольцо России»

Цели деятельности учителя: ознакомить детей с «Золотым кольцом России», чем знаменит каждый город.

Планируемые результаты

Предметные:

формировать представление о золотом кольце России; городами, которые в него входят.

Личностные:

развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:   учебник А. А. Плешаков 3 кл. 2 ч, презентация, экран, компьютер.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

I.  Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Петровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен быть порядок, под партой не должны быть лишние вещи. Вспомним, как правильно сидеть. Следим за осанкой и приступим к работе.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение.

Золотое кольцо обручило собой,

 Красоту городов, святость земель,

 Милостью бога трудной судьбой,

 Крестившая Русь золотая купель,

  Золотое кольцо, волжский простор,

 Суздальский храм, Троицкий монастырь,

 Лавра Посада, Успенский собор,

 В поисках света нам поводырь,

 Золотое кольцо, блеск куполов,

 Югская Пустынь, стены Кремля,

 Красная Горка, Великий Покров,

 Вербное, Пасха, наша земля!

Приветствовать учителя.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

  1. II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Практический:

загадка.

Словесный: беседа

3 мин

- Перед вами маршрут путешествия “Золотое кольцо России”.

-Назовите, какие города мы с вами посетим во время нашей экскурсии?

Ученики называют города, в которые они следуют на экскурсию.

-На каком транспорте лучше путешествовать?

Варианты ответов детей (автобус, катер, поезд, автомобиль)

-Почему? Обоснуйте своё мнение.

-В каком значении  употреблено словосочетание »золотое кольцо»? Варианты ответов детей (красивые города, расположенные по кругу, много украшений в городах и т.п.)

-Золотое Кольцо России –это один из самых популярных маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Москва, Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

 Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры.

Участвовать в обсуждении.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

III. Решение частных задач

Словесный: беседа.

Практический:

рассказ

Динамическая пауза

30 мин

1 мин

 Сейчас, я разделю вас на группы, каждой группе будет дана информация о каком-то городе, вам нужно будет ее прочитать и заполнить таблицу. Затем вы выбираете представителя вашей группы который выходит и рассказывает то, что вы узнали. На подготовку я даю вам 5 минут.

     Москва— столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области, город-герой. Крупнейший по численности населения город России и Европы Впервые о Москве упоминается в 1147 году. Город расположен в центре европейской части России, на обоих берегах Москвы-реки в её среднем течении. Помимо этой реки на территории города протекает несколько десятков других рек. Основал Москву в 1147 году, – что это был великий князь Юрий Долгорукий.
Глaвныe дocтoпpимeчaтeльнocти Mocквы — Kpeмль и Kpacнaя плoщaдь, yлицы Tвepcкaя и Apбaт, Бoльшoй тeaтp, ГУM, Храм Василия Блаженного, Xpaм Xpиcтa Cпacитeля нaxoдятcя в цeнтpe гopoдa и пoльзyютcя бoльшoй пoпyляpнocтью y тypиcтoв и.т.д.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791, Уфа - 1859, Москва.
Был не только великолепным писателем ("Аленький цветочек") но и чутким критиком. Аксаков предсказывал великое будущее молодым писателям и поэтам: Гоголю, Тургеневу, Некрасову, Тютчеву, Белинскому.
В Москве с 1827 года работал цензором, позже директором московского Константиновского училища.
Барто Агния Львовна (1906, Москва - 1981, Москва, настоящее имя - Гетель Лейбовна Волова)
Поэтесса. По предложению Корнея Чуковского стала писать стихи для детей. Многие стихи Барто пронизаны темой столицы ("Дом переехал", "Утро перед парадом", "Моссовет - хозяин", "Моя улица Ордынка", "По Красной площади..." и другие).и.т.д.

Сергиев Посад — город в Московской области основан в 1782 году Сергием Радонежским, который заложил здесь монастырь. Теперь это памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — Троице-Сергиева Лавра.

Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки. В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.

Сегодня сергиевопосадские мастера изготавливают игрушки из самых различных материалов. Но первоначально они прославились своими поделками из дерева.

В Сергиевом Посаде в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А. В. Лентулов, М. В. Нестеров, писатель-натуралист М. М. Пришвин

Ростов — город в Ярославской области, расположен на берегу озера Неро, один из старейших городов России. Первое упоминание о нём относится к 862 году.

По преданию, основатель города носил имя Рост. Город же стали называть Ростовом.

Ростов часто называют Ростов Великий.

Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. За белыми стенами видны многочисленные купола церквей, которые славятся своим мелодичным колокольным звоном звоном, известным во всем мире. Издавна этот город был центром политической, культурной и церковной жизни.

В этом городе с 18 века изготавливают  знаменитую ростовскую финифть. Это очень красивые украшения с эмалью: броши, серьги, браслеты. И по сей день в городе работает фабрика живописи по эмали, и называется она «Ростовская финифть». В 1970 г. этот город объявлен городом - заповедником.

Правителем здесь был Ярослав Мудрый. Он принял решение о введении в городе христианства. Крестили жителей Ростова в расположенном поблизости озере Неро.

Ярославль — город на Волге. Ярославль — третий по величине населения город России и древнейший в стране город с более чем полумиллионным населением.

На гербе Ярославля изображен медведь.  

Ярославль основан в 1010 году.

Он был заложен князем Ярославом Мудрым.

Название города связывают с именем его основателя.

В 18 веке в Ярославле был создан первый в России общедоступный театр. Имя его создателя - Федор Волков. Ярославская земля богата талантами. Здесь в разное время жили и работали: основатель русской педагогической науки К. Ушинский, поэт Н. Некрасов,  первая женщина-космонавт В. Терешкова и другие.

В городе сохранилось много старинных церквей и монастырей. Спасо-Преображенский монастырь основан в 1216г. Старейшая сохранившаяся постройка Ярославля - это Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря (1506-1516 гг.). Собор служил усыпальницей князей и знатных Ярославцев.

Кострома — город на реке Волге. Датой основания Костромы считается 1152 год.. Основал Юрий Долгорукий. Кострома – один из немногих старых русских городов, в котором ничего не осталось от древнего кремля. Сейчас на его месте парк.  Если посмотреть на план Костромы, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде  веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда Екатерину Вторую спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

Название Кострома от слова «костр» - укрепленное место, крепость.  Другое объяснение названия: Кострома – языческое божество весны.

Из памятников наиболее интересны комплексы Ипатьевского и Богоявленско-Анастасииного монастырей.

На улицах и площадях Костромы установлены памятники Ивану Сусанину, Юрию Долгорукому, св. Феодору Стратилату в Богоявленско-Анастасиином монастыре.

В центре города расположены торговые ряды. Здания окружены открытыми сводчатыми галереями. В каждой арке устроена была отдельная купеческая лавка. К торговым рядам пристроена церковь Спаса в Рядах с колокольней.

Суздаль — город-заповедник. Дата основания города Суздаля неизвестна. Тайной остается и имя основателя. Первым суздальским князем был Юрий Долгорукий. Суздальская земля упоминается в старинных книгах впервые в 990 году, а годом основания города Суздаля принято считать 1024 год.

Название города происходит от старославянского глагола «слепить из глины».

На территории Суздаля находятся: Кремль, Спасо - Евфимиев монастырь, Музей деревянного зодчества, Посадский дом, Приказная изба Покровского монастыря.  В Никольской церкви работает иконописная мастерская священника Андрея Давыдова, действует музей восковых фигур. Суздаль — всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.

Владимир — город на реке Клязьме. Первое упоминание о городе относится к 988 году.

Гербом города Владимира является лев - символ власти и силы. Основателем считается Владимир Святославич (Мономах).

Парадный въезд в город когда - то проходил через Золотые ворота. Створки ворот были обиты золоченой медью. Под лучами солнца они сверкали словно золото.  Пять позолоченных куполов Успенского собора видны издалека.  На стенах Дмитриевского собора несколько сотен удивительных резных изображений.

В 12 веке во Владимир была привезена знаменитая икона Богоматери, написанная евангелистом Лукой. От названия города икону стали называть Владимирской. Так же широко известны Владимирский областной драматический театр им. А. В. Луначарского, театр кукол, филармония. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник — комплексный музей, объединяющий экспозиции и интерьеры Успенского и Дмитриевского соборов, музей «Старый Владимир», военно-историческую экспозицию в Золотых воротах, дом-музей купцов Столетовых, экспозицию «Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка» в старообрядческой Троицкой церкви и др.

        Владимир — родина адмирала М. П. Лазарева, физика А. Г. Столетова и его брата героя Шипкинской обороны генерала Н. Г. Столетова, композитора С. И. Танеева, юриста В. И. Танеева, архитектуроведа и археолога, доктора исторических наук Н. Н. Воронина, ботаника-флориста Н. А. Казанского, диктора Ю. Б. Левитана, актёра и режиссёра А. В. Баталова, многократного олимпийского чемпиона Николая Андрианова.

4.Закрепление полученных знаний.

 

Чем  вам понравилась экскурсия по древним городам?

Какой город  захотелось посетить больше всего?

В каком городе находится Троице – Сергиева лавра?

В виде чего расположены улицы Костромы?

Кто основал город Владимир?

Чем  вам понравилась экскурсия по древним городам?

Какой город  захотелось посетить больше всего?

Почему монастырь назвали лаврой?

Чем знаменит Ростов?

Какие города Золотого кольца основаны Великим князем Юрием Долгоруким?

Участвовать в обсуждении.

Слушать учителя

Выступать с рассказом

Слушать рассказ

Повторять движения за учителем.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

V. Рефлексия деятельности

Словесный, беседа.

5 мин

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Города старинные

К солнышку лицом,

Для России стали

Золотым кольцом.

-Вспомните своё предположение о названии маршрута «Золотое кольцо». Расширьте его, используя знания полученные на уроке.

-Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)

 -Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…)

 -Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы

Фамилия, имя  ученика

Поставь знак + или -

Я понял тему урока        

Я достиг цели урока        

Анализировать свою деятельность.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы" (Начальная школа 21 века)...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...