Окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Букатова Н. А.
Класс: 3
УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Равнины и горы России
Тип урока: урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме, открытие новых знаний
Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о равнинах и горах России. Формирование образовательных компетенций – информационных, коммуникативных, рефлексивных в данной предметной области.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Различать равнины и горы на территории России. Уметь показывать их на карте. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Выполнять учебные действия и контролировать в соответствии с поставленной задачей. Сравнивать результат с образцом и оценивать свою деятельность. Планировать учебное сотрудничество; Работать по плану, инструкции. | Анализировать информацию учебника. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Проводить классификацию, обосновывать ее, делать выводы. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками. Уметь оформлять свои мысли в устной речи, уметь слушать и понимать речь других. Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач. Формировать умения взаимодействовать в паре, группе. | Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять навыки сотрудничества в группе. |
Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная
Средства (оборудование)
Учебник «Окружающий мир», «Рабочая тетрадь», компьютер, интерактивная доска,
презентация, Физическая карта России.
Ход урока
Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов работы) | Формы организации деятельности учащихся | Действия педагога по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1. | Органиционный момент | Создание условий осознанного вхождения учащихся в деятельность на уроке. | Фронтальная | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | Ученики слушают. | Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания Р.нацеливание на успешную работу К: аргументировать свои суждения | |
2. | Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Фронтальная | Звучит в записи припев «Песни о России» (слова Над Россией Солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней… - Почему в целом свете нет страны роднее России?
| Слушают, высказываются, демонстрируют готовность к уроку. | К: формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения. П: анализ объектов. | |
3. | Целеполагание (выход на тему урока и цель совместно с учащимися) | Формирование цели учениками. | Фронтальная | – Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие Кто из вас уже путешествовал по России? Кто был на море? В Горах? В лесу? Чем отличается поверхность земли? -Какую цель мы поставим перед собой на уроке? | Рассматривают иллюстрации на экране. Отвечают на вопросы, рассуждают. Проводят сравнительный анализ исследуемых объектов. Формулируют тему урока Формулируют вывод. Формулируют цель и задачи урока. | П: проводить сравнение по заданным критериям К: оформлять свои мысли в устной форме Р: определять и формулировать тему, цель и задачи на урок с помощью учителя | |
4. | Изучение нового материала | Организация коммуникативного взаимодействия | Фронтальная, индивидуальная. Работа с картой Фронтальная, индивидуальная. Индивидуалная Работа со словарем Работа с интерактивнщй доской. Работа в группах Практическая работа Работа с картой Работа с интерактивной доской Работа с картой фронтальная, индивидуальная | Предлагает послушать загадку: Доброе, хорошее, на всех глядит, А людям на себя глядеть не велит. – Это Солнце. Вот и наше «солнце» будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнце? «Солнце» закрепляет над полуостровом Камчатка. – Что вы можете рассказать о поверхности полуострова? Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержения продолжаются по нескольку месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.) – Продолжаем путешествие, и наше «солнце» останавливается над Среднесибирским плоскогорьем. Что вы видите на карте? Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»? Более точное толкование можно найти в словаре С. И. Ожегова: «Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря». Демонстрирует слайды с изображениями Среднесибирского плоскогорья. – А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири. «Солнце» закрепляет над горами Алтай и Саяны. – Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор? найти в словаре С. И. Ожегова: «Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря». Демонстрирует слайды с изображениями Среднесибирского плоскогорья. – А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири. «Солнце» закрепляет над горами Алтай и Саяны. – Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор? Демонстрирует слайды с фотографиями Алтайских (Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России.) – Продолжаем наше путешествие. «Солнце» закрепляет над Западносибирской равниной. – Что вам рассказывает об этой равнине карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина».) – Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Проведем опыт. На поверхность стола нальем воды. Что произошло? Вот так же и вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем путешествие, и «солнце» повисает над Уральскими горами (закрепляет «солнце»). – Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах? Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 метров. Уральские горы невысокие. Сравните две горы: на Урале – Народную и на Алтае – Белуху. Что это доказывает? Демонстрирует слайды «Уральские горы». (Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.) «Солнце» закрепляет над Восточно-Европейской равниной. – Где мы делаем следующую остановку? Мы остановились на Восточно-Европейской равнине. Это – равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета. Попытаемся открыть тайну желтых пятен. – А сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше «солнце» над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта? (На карте – Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора – Эльбрус. Ее высота 5642 метра.) – Сравним Народную, Белуху и Эльбрус. Демонстрирует слайды «Кавказские горы». – «Солнце» закатилось на западе, и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу | Слушают, отвечают на вопросы учителя. Повторяют Слушают сообщение ученика Читают определение понятия в словаре. Отвечают на вопросы. Просматривают слайды. Слушают сообщение ученика. Рассматривают карту, отвечают. Слушают сообщение ученика. Наблюдают, делают выводы. Рассматривают карту. Просматривают слайды. Сравнивают. Слушают сообщение ученика. Просматривают слайды. Делают выводы. Слушают сообщение ученика. Просматривают слайды | К: планирование учебного сотрудничества, Формирование умения осуществлять выбор. П: развитие операций мышления, поиск и выделение информации. Л: формирование уважения к иному мнению. Р: планирование, волевая саморегуляция. Умение оценивать свою деятельность. К: оформлять свои мысли в устной форме. П: извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания; осуществляют поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. Р. ориентироваться в учебнике; контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать материал Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений Л: применять навыки сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р: работать по плану, инструкции | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
5. | Физминут- ка | Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Фронтальная. | А теперь ребята, я предлагаю немного отдохнуть! | Выполняют зарядку для тела и глаз. | ||
6. | Продолже-ние изучения темы Практическая деятельность | Организация коммуникативного взаимодействия | Групповая | Используется мультимедийный учебник Кирилла 1. Расставить значения высот в соответствии с цветом. 2. Выделить области карты, на которых расположены равнины. 3. Выбрать, какая равнина расположена ниже другой относительно уровня моря. 4. Перенести на карту названия горных систем. 5. Выделить на карте горную систему, которую в старину называли Каменным поясом. 6. Закончить предложения, соединив приведенные фразы. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания в группах постоянного состава. Представители от групп (ученые) презентуют работу В листах достижений оценивают свою работу и получают оценку ученого группы | Наблюдение за действиями детей | |
7. | Подведение итога. Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности. | Фронтальная | - Вам понравился урок? Что нового вы узнали? Что вам показалось трудным? – Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое солнце говорит вам. (Спасибо.) | Отвечают на вопрос. Делают вывод. | Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Диагностика затруднений |
10. | Домашнее задание | Фронтальная | Учебник, с. 64–71. Прочитать текст «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание рубрики «Проверь себя» | Задают уточняющие вопросы. | Л: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни |
Приложение
Лист достижений Тема: Строение человека. | ||||||
ФИ | Знаю части внешнего строения тела человека | Знаю части внутреннего строения тела человека | Умею определять части внешнего и внутреннего строения человека (взаимооценка) | Выполнил поставленные задачи | Самооценка работы на уроке (смайлик) | |
самооценка | Оценка ученого | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...