РП 2 класс Окружающий мир 2018-2019
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Мерман Анна Борисовна

Рабочая программа курса «Окружающий мир»  для учащихся 2 класса  разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176 с.), в соответствии с требованиями  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2_klass_okruzhayushchiy_mir_2018-2019.docx812.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное  бюджетное

общеобразовательное учреждение

Гимназия  295

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

 «Окружающий мир»

для  2 класса

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель: учитель начальных классов

Мерман Анна Борисовна

Санкт-Петербург

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир»  для учащихся 2 класса  разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176 с.), в соответствии с требованиями  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» .

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения.

Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные и иды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как се отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

2.        Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям -- о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает   при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. и. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране.

         С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.

«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьников, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы рабочая программа обеспечена учебно – методическим комплектом:

  • Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф,2012. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
  • Виноградова, Н. Ф., Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 2 класс: Рабочие тетради к учебнику. –  М.: Вентана-Граф, 2015. (Начальная школа XXI века).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, в неделю 2 часа.

В авторскую программу изменения не внесены.

                       Форма и структура учебных занятий:

  • урок – путешествие,
  • комбинированный урок
  • урок  - контрольная работа.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • фронтальные.

        В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  • наблюдение, беседа,
  •  фронтальный опрос,
  • опрос в парах,
  • контрольная работа

        Изучение Окружающего мира позволяет достичь  личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир

были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,

психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе- описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков по окружающему миру

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
            Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
           При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

-поиск ошибки;
-  выбор ответа;
-  продолжение или исправление высказывания.
         Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов.
       Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
      Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
      "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
      "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
       "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным  в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Cодержание программы

2 класс (68 ч)

Введение. Что тебя окружает (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные  человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (15 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

  • описывать кратко особенности разных органов чувств;
  • сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
  • анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
  • различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
  • характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
  • реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой (5 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье.

Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности.

Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта.

Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека.

Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия.

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
  • реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края.

Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр.

Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках Особенности быта славян. Русская трапеза.

Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы.

Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
  • различать флаг и герб России. основные достопримечательности.
  • Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
  • ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе- рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Природные сообщества (12 ч)

Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Водоем и его обитатели (6 ч)

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды.

Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Луг и его обитатели (2ч)

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Поле и его обитатели (2ч)

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Сад и его обитатели (1ч)

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек( 2ч)

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения).

Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  • называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
  • узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
  • различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники- травы, лекарственные и ядовитые растения;
  • составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
  • моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
  • конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
  • отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • проводить несложные опыты по определению свойств воды;
  • отличать водоем от реки как водного потока;
  • описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
  • приводить примеры лекарственных растений луга;
  • узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
  • отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.

Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
  • составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
  • приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Тематическое планирование

п/п

Тема (раздел программы)

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Что  окружает человека

1

2

Кто ты такой

15

1

3

Кто живет рядом с тобой

5

4

Россия — твоя Родина

13

1

5

Мы — жители Земли

9

6

Природные сообщества

12

1

7

Водоем и его обитатели

6

8

Луг и его обитатели.    

2

9

Поле  и его обитатели

2

1

10

Сад и его обитатели

1

11

Природа и человек

             2

ВСЕГО:

68

4

ЛИТЕРАТУРА

  1. Виноградова Н.В. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.В. Виноградова – М.: Вентана- Граф, 2015.

  1. Виноградова Н.В. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь  1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Виноградова – М.: Вентана- Граф, 2015.

  1. Сборник  программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".-      3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2010. – 176 с.

  1. Виноградова Н.В. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.В. Виноградова – М.: Вентана- Граф, 2012.

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)

 ур.

Дата по плану

Дата прох.

Тема урока

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

УУД

Практика

Контроль

Средства обучения

Дом.задан.

1

05.09

Что  окружает человека (1 ч.)

Окружающий нас мир. Бывают ли на свете чудеса

Что нас окружает? Природа неживая и живая. Человек часть природы. Общество.Чудеса природы. Многие чудеса природы созданы руками человека.

Сравнение понятий "объект природы (живой, неживой"),изделие. Упражнения на классификацию объектов природы. Беседа"Бывают ли на свете чудеса?"Чтение и обсуждение стихотворения Н.Юрковой "Чудо». Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

Учебник, наглядный материал, ТСО

Стр.6-14 читать и отвечать на вопросы

2

07.09

Кто ты такой (15 ч.)

Я, ты, он, она... Все мы люди…

Я, ты, он, она... Все мы люди…Человек-живое существо, организм. Внешние отличия одного человека от других. Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет человека.

Рассказ учителя"Что человеку дает природа".Чтение и обсуждение текста"На кого похожи дети?"обсуждение проблемной ситуации".Если бы все люди были одинаковые. Работа с рубрикой "Картинная галерея".  Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: гуманистические ценности многонационального российского общества

Учебник, наглядный материал, ТСО

С.16-20 читать и отвечать на вопросы

3

12.09

Наши помощники – органы чувств.

Органы чувств- наши помощники. С их помощью человек воспринимает окружающий мир.

Речевая разминка «Расскажу о себе двумя словами». Игра «Кто быстрее найдет похожие предметы». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Презентация, таблицы.

С.21-24 читать и отвечать на вопросы

4

14.09

Наши
помощники – органы чувств.

Ориентировка в понятиях «Чувство», «Ощущения», «Внешние чувства», «Обоняние», «Осязание»

Дидактические игры: «Кто позвал», «Чудесный мешочек», «Цвет предмета».

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Учебник, наглядный материал

С.25-26 читать и отвечать на вопросы

5

19.09

Поговорим о здоровье.

Что такое здоровье? Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать.

Обсуждение проблемной задачи:"Какого человека можно назвать здоровым?"Работа с иллюстративным материалом. Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Учебник, наглядный материал

27-29 читать и отвечать на вопросы

6

21.09

Поговорим о здоровье.

Причины некоторых болезней.

Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника "Если ты себя плохо чувствуешь". Ролевая игра "Мальчик заболел". Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Учебник, наглядный материал

С.30-34 читать и отвечать на вопросы

7

26.09

Режим дня.

Режим дня как правильное сочетание разных занятий в течении дня.

Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Презентация

С.35-38 читать и отвечать на вопросы

8

28.09

Режим дня.

Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни человека. Правила организации режима дня.

Работа в группах: коллективное составление памятки" Режим дня второклассника". Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

С.39-42 читать и отвечать на вопросы

9

3.10

Физическая культура.

Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура-это движения, занятия физическими упражнениями, подвижными играми и спортом.

Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

Учебник, наглядный материал

С.42-46 читать и отвечать на вопросы

10

5.10

Закаляться
может каждый

Закаливание-необходимое условие здорового образа жизни. Правила закаливания: постепенность, подходящая температура воды и воздуха, непрерывность и др.

Обсуждение проблемы: "Почему говорят: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья?" Составление памятки "Как нужно закаляться?" Творческое рассказывание по картинке. Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный  диалог. Личностные: гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

Учебник, наглядный материал

С. 48 составление рассказа по картинке, правила закаливания

11

10.10

Почему нужно правильно питаться.

Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из жиров, белков и углеводов.

Работа со схемой" Почему нужно правильно питаться."Проведение опыта по определению состава продуктов. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: Эстетические потребности, ценности и чувства.

Учебник, наглядный материал

С.52 заполнение таблицы

12

12.10

О витаминах.

Кроме питательных веществ, организму нужны витамины. При их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням.

Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» . Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?» Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Презентация.

С. 53-56 читать,пересказывать

13

17.10

Умеем ли мы есть?

Чтобы быть культурным человеком, нужно знать правила приема пищи и поведения за столом. Незнание этих правил может привести к неприятностям и даже болезням.

Работа с рубрикой "Обсудим вместе".ролевая игра"Приглашаем в гости".Составление памятки"Как вести себя за столом". Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Учебник, наглядный материал

С.58-59 правила выучить

14

19.10

Как управляют движением.

Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное поведение. Соблюдение ПДД, знаки дорожного движения – запрещающие, предписывающие и предупреждающие.

Чтение и обсуждение текста в учебнике. Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

презентация

С.61-64 пересказ,выучить знаки

15

24.10

Чтобы избежать неприятностей. Можно ли изменить себя.

Нужно запоминать правила общения с незнакомыми людьми. Человек многое может и умеет. Он может научиться не только писать и читать, решать математические задачи, но и управлять своим поведением.

Беседа"Когда и почему у человека возникают неприятности?" Дидактическая игра "Мой адрес".Беседа"Дадим друг другу советы". Обсуждение проблемы"Почемучка- это хорошо или плохо?" Игра"Минутка почемучек?". Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы. Личностные:  эстетические потребности, ценности и чувства.

Учебник, наглядный материал

С.67-70 читать, отвечать на вопросы

16

26.10

Контрольная работа за 1 четверть

Проверка качества усвоения программного материала.

Применение приобретенных знаний. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Личностные: осознание ответственности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

К/Р

17

9.11

Кто живет рядом с тобой (5 ч.)

Семья-коллектив близких людей.

Семья бывают разные и различаются по числу поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье.

Создание рисунка – плаката"Моя семья". Работа с учебником и иллюстративным материалом. Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные:  эстетические потребности, ценности и чувства.

Учебник, наглядный материал

С.72-78 отвечать на вопросы, пересказывать

18

14.11

Кто занимается домашним хозяйством.

Чем семья занимается в свободное время.

Кто в семье занимается домашним хозяйством и может ли член семьи сказать:"Это - не мое дело"?  Какие обязанности может исполнять второклас. в семье.

Обсуждение проблемной ситуации"Может ли мальчик испечь пирог?"Решение логических и творческих задач.  Работа с учебником. Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Личностные:  гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

Учебник, наглядный материал

Составить рассказ о семейных праздниках

19

16.11

Какие бывают правила.

Правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила бывают разные и их нужно соблюдать.

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения Личностные:  гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

Учебник, наглядный материал

Нарисовать афишу к какому-нибудь спектаклю

20

21.11

О дружбе.

Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно знать и выполнять правила дружбы.

Чтение и обсуждение историй о детях. Составление    памятки   «Правила дружбы». Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Учебник, наглядный материал

С. 96-97 читать, отвечать на вопросы

21

23.11

Могут ли обидеть жесты и мимика

Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимика лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть, поэтому их нужно избегать.

Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и жесты. Моделирование: "Какими бывают жесты". Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Учебник, наглядный материал

Работа в тетради

22

28.11

Россия — твоя Родина (13 ч.)

Родина – что это значит?

Слова"родина","отечество","родная сторона" обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Российская Федерация - наша Родина.

Чтение и обсуждение текста"О чем рассказал папа".Работа с рубрикой "Картинная галерея".Рассказ - описание "Моя родная земля". Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, наглядный материал

С.100-103 читать, отвечать на вопросы

23

30.11

Прошлое, настоящее и будущее. Как можно узнать о прошлом?

История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай. Как ученые изучают прошлое.

Работа с текстом учебника. Беседа"Как можно узнать о прошлом". Работа с форзацем учебника. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

презентация

С.103-107 читать, отвечать на вопросы

24

5.12

Как Русь начиналась.

Предки русских людей - славяне. Первые их поселения появились в 5 веке. Селились славяне в небольших поселках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения.

Упражнение: вспомним римские цифры. Работа с рубрикой "Картинная галерея". Работа с текстом учебника. Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Работа в тетради

25

7.12

Москва – столица России.

Как Москва строилась

Москва- самый знаменитый город России, который знают не только все россияне, но и люди разных стран мира. Некоторые страницы истории строительства российской столицы.

Игра-путешествие по Москве.работа с иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой "Картинная галерея".Составление плана рассказа"Как изменялся со временем внешний вид Московского Кремля". Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

презентация

С. 110-117 читать, отвечать на вопросы, с. 112 выучить стихотворение на выбор

26

12.12

Города России.

В каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым.

Путешествие по городам России. Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

презентация

Сообщение о любом из городов России

27

14.12

Родной край – частица Родины.

Россия - наша Родина. Каждый край чем-то знаменит. Наш край: памятные места, названия улиц, памятники.

Заочная экскурсия: достопримечательности нашего города. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

презентация

Сообщение о родном крае

28

19.12

Зачем человек трудится.

Человек стал человеком, когда начал трудиться. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры.

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова». Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

С.135-139 , читать, отвечать на вопросы

29

21.12

О занятиях наших предков.

Основные занятия наших предков: охота, земледелие, рыболовство, скотоводство. Элементарные сведения о истории развития земледелия.

Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные:  экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

С.139-144 работа по рисунку

30

26.12

Контрольная работа за 2 четверть.

Проверка качества усвоения программного материала.

Применение приобретенных знаний. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Личностные: осознание ответственности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

К/Р

31

11.01

Все профессии важны.

В мире много разных профессий и каждая из них очень важна для человека и общества в целом.

Беседа «Профессии наших родителей».

Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

Сообщение о профессии родителей

32

16.01

Мы – граждане России.

Каждый человек - гражданин какого-нибудь государства.

Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

С.152-156 читать, отвечать на вопросы

33

18.01

Мы – граждане России

Права и обязанности граждан. Ребенок как гражданин тоже имеет права.

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

С.157-159 читать, отвечать на вопросы

34

23.01

Россия – многонациональная страна

В России живет более ста народностей.

Работа с текстом учебника. Чтение и обсуждение текстов. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Личностные: гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

презентация

С.160-166 читать, пересказывать

35

25.01

Мы — жители Земли (9 ч.)

Твое первое знакомство со звездами

Звезды имеют разный цвет. Солнце-глава большой «солнечной семьи».  Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох?

Учебный диалог «Почему люди смотрят на звезды?». Работа с текстом и схемами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Личностные: устойчивое следование в поведении социальным нормам.

презентация

С.6-9 читать, отвечать на вопросы

36

30.01

Твое первое знакомство со звездами

Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную систему?», «Чем Земля отличается от других планет?».

Сравнение рисунков: «Планета без жизни» и «Земля». Выполнение заданий в рабочей тетради. Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Личностные: устойчивое следование в поведении социальным нормам.

С. 13 ответить на вопросы

37

1.02

Чем Земля отличается от других планет

Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце-Луна-Земля».   Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.Личностные:устойчивое следование в поведении социальным нормам.

презентация

С.14 ответить на вопросы. С. 17 наизусть

38

6.02

Глобус – модель Земли.

О  чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды?

Практическая работа с глобусом.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Личностные:устойчивое следование в поведении социальным нормам.

глобус

Задание в рабочей тетради

39

8.02

Царства живой природы.

Бактерии.

Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии?

Дидактическая игр «Царства живой природы». Рассказ учителя на тему «Бактерии». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

Плакат, таблица

С.22 ответить на вопросы. С.22 наизусть

40

13.02

Грибы.

Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?

Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные:эстетические потребности, ценности и чувства.

фотографии

Составить рассказ о грибах

41

15.02

Какие животные обитают  на Земле.

Разнообразие животного мира на планете Земля: черви,паукообр.,моллюски,иглокожие,земноводные,пресмыкающиеся,птицы,млекопитающие,рыбы,ракообразные(общее представление).

Игра – путешествие «Какие животные живут на Земле?» (работа с иллюстративным материалом). Описательный рассказ «расскажу о животном». Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные:  устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Иллюстрации, презентация.

Рассказ о животном.

42

20.02

Разнообразие растений

Мир растений разнообразен: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Разнообразие внешнего вида растений.

Игра – путешествие «Растения планеты Земля». Подготовка схем: «Какие бывают растения» и «Части растения». Познават.: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.  Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

С.32-34 ответы на вопросы, задание в рабочей тетради.

43

22.02

Условия роста и развития растения

Условия роста и развития. Как меняется растение со дня посадки.

Опыт с семенами бобовых, наблюдение и фиксация результатов в рисунке – схеме.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.  Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Семена бобов.

С.35-36 отвечать на вопросы

44

27.02

Природные сообщества

 (12 ч.)

Среда обитания – что это такое

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них  воздействие. Живые существа, обитающие в одном месте и связанные между собой, называются природным сообществом.

Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной среде)». Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстративный материал

С.38-39 чтение, ответы на вопросы.

45

01.03

Лес и его обитатели

Лес – многоэтажный дом. Внешний вид и особенности деревьев, кустарников и трав.

Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстративный материал, презентация

С.41-42 пересказ.

46

6.03

Деревья леса.

У каждого дерева есть свой  «паспорт»,  котором отражаются особенности этого растения.

Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного материала «Обитатели леса». Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстративный материал, презентация

С.45-51 ответы на вопросы, пересказ.

47

13.03

Кустарники леса.

Кустарники- это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав.

Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

С.52-55 пересказ

48

15.03

Травянистые растения.

Травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий, низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса.

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста  учебника. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

С.56-59  отв. на вопросы

49

20.03

Лесная аптека.

Многие растения леса лекарственные.

Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с таблицей). Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.  Личностные: целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

презентация

С. 60-61 пересказ

50

22.03

Животные  леса.

Животные(каждый по-своему) приспособились к жизни в лесу. Их внешний вид позволяет им быть незаметными для растений.строят жилища на земле, на деревьях, под землей.

Дидактическая игра «Кто больше? ». Сюжетная игра «Расскажу вам о себе». Рассказ учителя «Белка и бурундук». Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

Сообщение о животном

51

3.04

Птицы – лесные жители.

Особенности строения тела птицы и ее поведения. Значение перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни.

Решение проблемной ситуации"Зачем птице перья?". Работа с текстами учебника. Рассказ учителя" истории из жизни птиц. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Личностные: целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Презентация,

Сообщение (с.71)

52

5.04

Контрольная работа за 3 четверть

Проверка качества усвоения программного материала.

Применение приобретенных знаний. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Личностные: осознание ответственности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

К/Р

53

10.04

Пресмыкающиеся обитатели леса.

Уж – самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся.Особенности внешнего вида и повадки змей. Правила поведения при встрече со змеей.

Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча». Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Личностные: целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Иллюстративный материал

С.75-76 правила наизусть

54

12.04

Насекомые леса.

Насекомые- обитатели леса, вредные и полезные для растений леса. Отличия и сходства их друг от друга.

Рассказывание: насекомые, какие они разные. Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса. Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстративный материал

С.78-79 пересказ

55

17.04

Если ты пришел в лес.

Правила поведения в лесу.

Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах). Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстративный материал

С.79-89 составить рассказ по рису нку

56

19.04

Водоем и его обитатели

(6 ч.)

Что мы знаем о воде. Путешествие

капельки.

Вода – одно из важных в природе веществ. Она имеет разные состояния: жидкое, твердое, газообразное. Без воды жизнь невозможна. Свойства воды можно установит с помощью опытов.

Учебный диалог: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки». Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Наглядный материал,  плакат

С 82, С 85 выучить круговорот воды в природе.

57

24.04

Какие бывают водоемы. Болото – естественный водоём.

Естественные и искусственные, соленые и пресные водоемы. Как образуется болото. Растения и животные болот.

Учебный диалог: «Какие бывают водоёмы?», отличительные особенности пресных водоёмов – болота и реки. Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

С.86-87 пересказ

58

24.04

Что такое река

Реки – природные водотоки.

Обсуждение текста «Что такое река?». Обсуждение «Правильно ли дана характеристика реки как водного потока». Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Личностные:  экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстрационный материал

С 88-89 пересказ

59

26.04

Обитатели пресных вод. Животные и растения

Многие животные приспособились к жизни в пресных водоемах. Особенности рыб как обитателей водоемов.

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради. Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстрационный материал

С.92-101 чтение

60

26.04

Обитатели пресных вод. Животные и растения.

Разнообразные растения пресных водоемов.

Учебный диалог «Обитатели водоемов». Работа в группах «Растения пресных водоемов». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстрационный материал

С .104

61

03.05

Обитатели соленых водоемов

Животные морей и океанов.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника «Животные морей и океанов». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстрационный материал

С.105-107 пересказ

62

08.05

Луг и его обитатели.    

(2 ч.)

Растения и животные луга.

Луг – сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга.

Сравнение двух сообществ - леса и луга (сходства и различия). Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.  Личностные: целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Иллюстрационный материал

рисунок

63

08.05

Растения и животные луга.

Есть ли на лугах ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему?

Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка: «Сочинялки» (рассказ – этюд) «Растения луга». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.  Личностные: целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

презентация

Сообщение о растениях луга.

64

10.05

Поле  и его обитатели

(2 ч.)

Растения и животные поля.

Поле – сообщество, за которым ухаживает человек.Какие растения относятся к зерновым культурам?

Беседа с использованием иллюстративного материала. Работа с рисунком – схемой. Выполнение заданий в рабочей тетради. Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

С.127 ответы на вопросы с.129 С.130-132

65

15.05

Контрольная работа за 4 четверть

Проверка качества усвоения программного материала.

Применение приобретенных знаний. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Личностные: осознание ответственности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

К/Р

66

17.05

Сад и его обитатели

(1 ч.)

Растения и животные сада.

Сад – сообщество растений и животных. Размножение садовых культур.

Беседа о плодовых растениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабочей тетради. Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

презентация

С 140-142 пересказ

67

22.05

Природа и человек (2 ч.)

Человек – часть природы

Человек- часть природы. Красная книга России

Беседа «Человек – часть природы». Анализ стихотворения «Про всех на свете». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котёнка!». Составление памятки «Правила поведения в природе». Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Иллюстрационный материал

С.144 пересказ

68

24.05

Урок - викторина "Знатоки природы".

Применение приобретенных знаний. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: преобразовывать практическую. Личностные: самооценка уч. деятельности.

Иллюстрационный материал, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РП 2 класс Литературное чтение 2018-2019

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.), на основе ...

РП 2 класс Русский язык 2018-2019

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочие программы по предметам. 1 класс "Школа России" 2018/2019 учебный год

Рабочие программы по предметам 1 класса. УМК "Школа России"...

Школьная олимпиада по окружающему миру 2018-2019 учебный год (4 класс)

Олимпиада по окружающему миру2018-2019 учебный год(4 класс)...

Рабочая программа по Окружающему миру (3 класс ,Школа России) 2018-2019 уч.г.

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по Окружающему миру (3 класс ,Школа России) 2018-2019 уч.г....

КТП по окружающему миру 2018-2019 г.г. 2 класс

Планирование по окружающему миру для 2 класса...