КТП Окружающий мир 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
КТП окружающий мир 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzhayushchiy_mir.docx | 135.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (34 ч)
№ п/п |
Дата | Тема учебного занятия | Основные виды деятельности учащихся | Форма органи зации образ-ого процесса | Планируемые результаты | МТО | ||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1 четверть – 9 ч | ||||||||||||
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) | ||||||||||||
1 | Мир глазами астронома. | - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения; - понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать о мире, с точки зрения астронома; - работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; - извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; - работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты неживой природы (строение Солнечной системы); - описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их существенные признаки; - использовать различные справочные издания в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; Обучающийся получит возможность научиться: - моделировать объекты реального мира с использованием пластилина | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; - формирование действий замещения и моделирования (выявления свойств объектов и создания моделей); - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -осуществлять констатирую щий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; Коммуникативные УУД: - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; - учитывать и координиро вать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерас точительного, здоровьесберегаюшего поведения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, текст о Солнце, энцикло педии, пласти лин, тест | |||||
2 | Планеты Солнечной системы. | - Понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнить; - на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку; - различать планеты и их спутники; - работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца; - практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; - работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа); - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практи ческая работа | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты неживой природы: планеты Солнечной системы, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров; - устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; Обучающийся получит возможность научиться: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа); | Познавательные УУД: - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий; принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | - Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерас точительного, здоровьесберегаюшего поведения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, тел лурий, тест | |||||
3 | Звёздное небо — Великая книга Природы. | - Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия; - моделировать изучаемые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде; - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты неживой природы, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде Обучающийся получит возможность научиться: - моделировать изучаемые созвездия | Познавательные УУД: - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерас точительного, здоровьесберегаюшего поведения; - адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, атлас- определитель, тест | |||||
4 | Мир глазами географа. | - Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать глобус и карту полушарий; - сравнивать географическую карту и план; - находить условные знаки на карте полушарий; - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; - составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; - извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов (глобус, карта, план) Обучающийся получит возможность научиться: - извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; | Познавательные УУД: - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; - осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций Регулятивные УУД: -целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка действий; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; внутренней позиции обучаю щегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необход имости учения, выраженного в преобладании учебно-познава тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, глобус, географи ческая карта, карточки для индивидуальной работы, тест | |||||
5 | Мир глазами историка. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - составлять рассказы о мире, с точки зрения историка; - характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся получит возможность научиться: готовить рассказ на основании экспонатов о прошлом своего региона, города (села); | Познавательные УУД: - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, тест | |||||
6 | Когда и где? | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; - обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; - работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - определять по «ленте времени» век исторического события, Обучающийся получит возможность научиться: - работать с исторической картой | Познавательные УУД: - самостоятельно формулиро вать познавательную цель; - искать и выделять необходи мую информацию; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, карточки лента времени, кроссворд, тест | |||||
7 | Мир глазами эколога. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о мире, с точки зрения эколога; - работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; - знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; - находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать ценность приро ды и необходи мость нести ответственность за её сохране ние, соблюдать правила эколо гичного поведе ния в школе и в быту и природной среде | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать в сотрудничест ве с учителем и одноклассника ми необходимые действия; - преобразовывать практичес кую задачу в познавательную Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совмест ной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников | Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, рисунки: банка, капля, пальма, ватман, каранда ши, конверт с деформированными пред ложениями, тест | |||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; - работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги; - читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений; - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать ценность приро ды и необходи мость нести ответственность за её сохране ние, соблюдать правила эколо гичного поведе ния в школе и в быту и природной среде | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, делать обобщение, выводы, извлекать информацию; - формирование логических действий сравнения, классификации природных объектов на основе их внешних признаков; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, слайды «Семь чудес света», Красная книга, тест | |||||
9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». | - Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Тест | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; Обучающийся получит возможность научиться: - планировать, контролировать и оценивать учебные дейст вия в процессе познания окружа ющего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Познавательные УУД: - формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка действий; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Коммуникативные УУД: - формулировать собственные высказывания | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - адекватное понимание причин успешности и неуспешности учебной деятельности; | Учебник, рабочая тетрадь | |||||
2 четверть – 7 ч | ||||||||||||
Раздел «Природа России» (11 ч) | ||||||||||||
10 | Равнины и горы России. | - Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить; - работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; - различать холмистые и плоские равнины; - характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям; - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; - выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; - работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - сравнивать, характеризовать формы земной поверхности России (равнины, горы) на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию; Обучающийся получит возможность научиться: - работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»; - готовить небольшие презентации, используя ИКТ | Познавательные УУД: - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, кросс сворд, физическая карта России | |||||
11 | Моря, озёра и реки России. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте; - различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов; - находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; - работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»; - готовить сочинения на тему урока; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; Обучающийся получит возможность научиться: - работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»; - готовить сочинения на тему урока; | Познавательные УУД: - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учеб нику, физическая карта России, тест | |||||
12 | Природные зоны России. |
— находить на карте природных зон области высотной поясности; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - различать природные зоны России; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать ценность приро ды и необходи мость нести ответственность за её сохране ние, соблюдать правила эколо гичного поведе ния в школе и в быту и природной среде | Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка действий; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, карта природных зон, слайды пейзажей, растений и животных разных природных зон, тест | |||||
13 | Зона арктических пустынь. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; — выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами; — работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания; — рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; — характеризовать зону арктических пустынь по плану; — извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее существенные признаки; Обучающийся получит возможность научиться: - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем одноклассниками необходимые действия; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон, тест | |||||
14 | Тундра. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами; - работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания; - рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповсдниках; - характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь; - изготавливать макет участка тундры; - извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практи ческая работа | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее существенные признаки; Обучающийся получит возможность научиться: - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения | Познавательные УУД: - самостоятельно находить информацию в материале учебника, осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать процесс, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон, кроссворд тест | |||||
15 | Леса России. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу тундры и лесных зон; - находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практи ческая работа | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее существенные признаки Обучающийся получит возможность научиться: - находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения, презентации | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем одноклассниками необходимые действия; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон, энциклопедии «Я познаю мир. Растения» «Я познаю мир. Живот ные», тест | |||||
16 | Лес и человек. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; - обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; - обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения; - совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; - характеризовать лесные зоны по плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, в быту и природной среде | Познавательные УУД: - самостоятельно находить информацию в материале учебника, осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать процесс, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, слайды животных и растений, занесенных в Красную книгу, карточки для работы в паре, тест | |||||
3 четверть – 10 ч | ||||||||||||
17 | Зона степей. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; - устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; - характеризовать зону степей по плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее существенные признаки Обучающийся получит возможность научиться: - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения, презентации | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем одноклассниками необходимые действия; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, гербарий, атлас-определитель, карт очки (верно/неверно), энциклопедии «Я познаю мир. Растения» «Я познаю мир. Живот ные», тест | |||||
18 | Пустыни. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; - обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; - изготавливать макет участка пустыни; - характеризовать зону пустынь по плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее существенные признаки Обучающийся получит возможность научиться: - изготавливать макет участка пустыни - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, в быту и природной среде | Познавательные УУД: - самостоятельно находить информацию в материале учебника, осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать процесс, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, гербарий, атлас-определи тель, карта природных зон, карточки для групп, кроссворд, энциклопедии «Я познаю мир. Растения» «Я познаю мир. Живот ные», тест | |||||
19 | У Чёрного моря. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; - устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания; - обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; - совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»; - обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; - работать с терминологическим словариком; - характеризовать зону субтропиков по плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее существенные признаки Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, в быту и природной среде | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем одноклассниками необходимые действия; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, карточка «Исправь ошибку»,энциклопедии «Я познаю мир. Растения» «Я познаю мир. Живот ные», тест | |||||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». | - Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Тест | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; Обучающийся получит возможность научиться: - планировать, контролировать и оценивать учебные дейст вия в процессе познания окружа ющего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Познавательные УУД: - формироване логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка действий; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Коммуникативные УУД: - формулировать собственные высказывания | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - адекватное понимание причин успешности и неуспешности учебной деятельности | Учебник, рабочая тетрадь | |||||
Раздел «Родной край – часть большой страны» (14 ч) | ||||||||||||
21 | Наш край. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; - характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; - оценивать свои достижения на уроке. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - находить на политико-административной карте России свой регион; - характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; Обучающийся получит возможность научиться: - рассказывать по карте о родном крае | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем одноклассниками необходимые действия; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | - Находить на карте свой регион и его столицу, описывать достопримечательности родного края, - формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, политико-администр. карта России, карта Новосибирской области, толковый словарь В,И. Даля | |||||
22 | Поверхность нашего края. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края; - обсуждать меры по охране поверхности своего края; - изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края; - работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - описывать формы земной поверхности родного края Обучающийся получит возможность научиться: - изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края; - работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с селом | Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию; - формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; | Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - выраженная устойчивая учебно-познавательной мотивации учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, слайды (пустыри, карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки, физическая карта России, тест | |||||
23 | Поверхность нашего края (экскурсия). | - Наблюдать объекты и явления природы; - определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - фиксировать результаты наблюдений; - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Экскурсия | Обучающийся научится: - определять природные объекты с помощью атласа-определителя; Обучающийся получит возможность научиться: - использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации | Познавательные УУД: - выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ Регулятивные УУД: - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - работать в парах и малых группах; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Проявлять интерес к природе своего края. Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фотоаппарат, планшет, карандаш, компас | |||||
24 | Водные богатства нашего края. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда); - моделировать значение водных богатств в жизни людей; - выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов; - обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»; - участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; - составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда); Обучающийся получит возможность научиться: - моделировать значение водных богатств в жизни людей; - участвовать в водоохранных мероприятиях в селе; - осознавать ценность природы и необходимость нести ответст венность за её сохранение, соблюдать правила экологич ного поведения в быту, в природной среде | Познавательные УУД: - извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, глобус, карта НСО, плакат «Схема реки», кроссворд, тест | |||||
25 | Наши подземные богатства. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; - практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу; - сравнивать изученные полезные ископаемые; - работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практиче ская работа | Обучающийся научится: - определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; - описывать изученное полезное ископаемое по плану Обучающийся получит возможность научиться: - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; | Познавательные УУД: - извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, атлас-опре делитель, физическая карта России, карта НСО, коллекция полезных ископаемыхлупа, кроссворд, тест | |||||
26 | Земля — кормилица. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; - работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»; - извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практи ческая работа | Обучающийся научится: - различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; Обучающийся получит возможность научиться: - извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; - изготавливать макет разреза почвы; - осознавать ценность природы и необходимость нести ответст венность за её сохранение, соблюдать правила экологич ного поведения в природной среде | Познавательные УУД: - самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты Регулятивные УУД: - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия | Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, образцы полезных ископаемых, физическая карта, карточки с заданиями, схема «Состав почвы», литература для работы в группах, тест | |||||
4 четверть – 8 ч | ||||||||||||
27 | Экскурсия в лес и на луг. | Наблюдать объекты и явления природы; - определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - фиксировать результаты наблюдений; - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Экскурсия | Обучающийся научится: - определять природные объекты с помощью атласа-определителя; Обучающийся получит возможность научиться: - использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации | Познавательные УУД: - выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ Регулятивные УУД: - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - работать в парах и малых группах; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Проявлять интерес к природе своего края. Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения | Фотоаппарат | |||||
28 | Жизнь леса. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; - рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; - моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; - обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; - обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практи ческая работа | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (растения, животные, грибы; яруса леса, лесная подстилка; - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки Обучающийся получит возможность научиться: - моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса; - осознавать ценность природы и необходимость нести ответст венность за её сохранение, соблюдать правила экологич ного поведения в природной среде | Познавательные УУД: - извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения; - адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, видеофильм «Жизнь леса», атлас-опре делитель, гербарий, муляжи грибов, тест | |||||
29 | Жизнь луга. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; - рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона; - моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию; - характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; - сравнивать природные особенности леса и луга; - приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; - составлять памятку «Как вести себя на лугу»; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практи ческая работа | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (растения, животные луга, грибы); - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; Обучающийся получит возможность научиться: - моделировать цепи питания на лугу, - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, - осознавать ценность природы и необходимость нести ответст венность за её сохранение, соблюдать правила экологич ного поведения в природной среде | Познавательные УУД: - извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, атлас-опре делитель, гербарий растений луга, тест | |||||
30 | Жизнь в пресных водах. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме; - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края; - моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; - характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; - обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; - извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практи ческая работа | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (расте ния, животные пресного водоёма); - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; Обучающийся получит возможность научиться: - моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма - осознавать ценность природы и необходимость нести ответст венность за её сохранение, соблюдать правила экологич ного поведения в природной среде | Познавательные УУД: - выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, атлас-опре делитель, гербарий растений луга и водоёма, тест | |||||
31 | Растениеводство в нашем крае. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; - практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур; - различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона); - работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие + практи ческая работа | Обучающийся научится: - узнавать изученные отрасли растениеводства; - определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; Обучающийся получит возможность научиться: - работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений | Познавательные УУД: - самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты Регулятивные УУД: - формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо охранного, нерасточитель ного, здоровьесберегаюшего поведения; - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, атлас-опре делитель, гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, кроссворд, тест | |||||
32 | Животноводство в нашем крае. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; - различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона); - работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учебное занятие | Обучающийся научится: - узнавать изученные отрасли животноводства; - различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона); Обучающийся получит возможность научиться: - работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными | Познавательные УУД: - самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты Регулятивные УУД: - формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | - Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - принятие обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения | Учебник, рабочая тетрадь, мульти- медиапро ектор, электрон ное при ложение к учебнику, кроссворд, тест | |||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». | - Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Тест | Обучающийся научится: - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; Обучающийся получит возможность научиться: - планировать, контролировать и оценивать учебные дейст вия в процессе познания окружа ющего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Познавательные УУД: - формироване логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка действий; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Коммуникативные УУД: - формулировать собственные высказывания | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - адекватное понимание причин успешности и неуспешности учебной деятельности | Учебник, рабочая тетрадь | |||||
34 | Презентация проектов (по выбору). | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей | Проект | Обучающийся научится: - использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; Обучающийся получит возможность научиться: - использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов | Познавательные УУД: - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, принимать и сохранять учебную задачу; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - адекватное понимание причин успешности и неуспешности учебной деятельности | Мульти- медиапро ектор, презентации пректов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...