урок по окружающему миру "Весна - утро года"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3 класс «Гармония»
Тема «Весна-утро года»
Цели: создать условия для формирования знаний о весенних явления в живой и неживой природе;
развивать исследовательские навыки через выполнение практических работ; расширять умения обобщать, сравнивать, анализировать (учить выявлять взаимосвязи между состоянием неживой и живой природы);
воспитывать чувство любви к окружающему миру.
ХОД УРОКА
1 Мотивирование к учебной деятельности (картина музыкальный фон)
Слайд (весенней природы)
* Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.
А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.
Г.Скребицкий
Пауза
-Что мы будем изучать сегодня на уроке? О чём будем говорить?
- Давайте создадим исследовательский центр по изучению весны как времени года в нашем крае.
-Как думаете какие специалисты нам понадобятся?
(читаю определения, слайд с этимологией профессия, сразу раздаю таблички)1. 1.Они изучают движение небесных светил, созвездия, кометы, планеты и их спутники. (астрономы)
2. Профессия этих людей связана с погодными явлениями, составлением прогнозов, наблюдением за температурными показателями….. (синоптики)
3.Труд следующей группы людей очень увлекательный. Изучая родную природу они наблюдают за растениями и животными леса. (лесничие)
4. Эти специалисты изучают какие явления, как ледостав и ледоход, время вскрытия озёр. (гидрологи)
5. Изучают обычаи, традиции народов; собирают народные легенды, придания, песни. (этнографы)
- Для того чтобы полноценно провести наше исследование создадим группы специалистов .
Постановка проблемы
-Начинаем работу нашего исследовательского бюро и проблема, над которой мы будем работать звучит так:
Почему весну называют утром года, а март - весной света?
-К такому убеждению народ пришёл в результате многолетних наблюдений. А мы сегодня попробуем это доказать.
Для её решения мы должны, как учёные выдвинуть гипотезы.
-может кто-то из вас уже знаком с этим словом?
Слайд
Выдвижение гипотез
-Почему наступает весна?
-По каким признакам мы определяем, что наступила весна?
-Как провожали зиму и встречали весну наши предки (казаки станицы Нижнеувельской)?
-Определим гипотезы, которые подтверждают данное высказывание.
Слайд
*весной поступает больше солнечного света на поверхность Земли
*освобождаются ото льда водоёмы
*весной пробуждается всё живое
*в народном календаре нет весенних праздников
Решение гипотез
-Для каждой исследовательской группы приготовлено задание.
-Познакомьтесь с заданием, если всё понятно можно приступать к его выполнению.
Если возникли вопросы, поднимите руку. Распределите обязанности в группах
Метеорологи и астрологи
Гипотеза: весной поступает больше солнечного света на поверхность Земли
инструкция:
- Сравнить положение солнца в феврале и марте (создать модель на бумаге), можно использовать таблицу метеорологических наблюдений метеорологической станции г. Южноуральска.
- Показать долготу дня и ночи в феврале и марте.
- Назвать даты начала весны (календарные, астрономические).
- Сделать выводы.
- На схеме термометра показать утренние и ночные температуры февраля и марта. Объяснить, почему происходят данные перепады.
- На альбомном листе смоделировать схему природных явлений февраля и марта.
Слайд
март февраль
цвет неба
облака
осадки
ветер
природные явления
(виды облаков, →,дождь, снег, гроза, туман, гололёд, роса,…проталины, сосульки, ледоход, оттепель)
- Придумайте свои условные знаки, для определения явлений природы.
Заслушиваем 1 чес –февраль, 1 чел.- март
Гидрологи
Гипотеза: освобождаются ото льда водоёмы
Проведите опыт инструкция:
1.Налейте в тарелку воды,
положите на поверхность кусочки бумаги,
создайте движение воды (подуть на воду, создавая её движение).
2. Налейте в другую тарелку воды
сверху положите бумагу, подождите, когда она намокнет.
3. Пронаблюдайте, в какой тарелке вода быстрее очистится от бумаги.
4. Подумайте, что быстрее освобождается ото льда озера или реки.
При защите описать, какую работу выполняли.
- Изучите литературные источники и выясните, дату освобождения ото льда озёр и рек нашего края.
-Выясните, какую опасность таят в себе водоёмы в начале весны?
Я предлагаю в нашей лаборатории создать модель весенних ручейков. (встали в две группы играем в игру «Ручеёк» (музыкальное сопровождение - журчанье ручья)
Слайд (лесной ручей)
Выслушиваем 1 чел.- опыты, 2 чел.- вопросы
Лесничие
Слайд (животные леса)
Гипотеза: весной пробуждается всё живое дерево
- Определите, какие изменения происходят в живой природе с наступлением весны в окрестностях города Южноуральска, опираясь на ваши собственные наблюдения, используйте материалы экскурсии, статьи В. Калишева из его книги «У природы нет плохой погоды».
- Дополните свои знания, изучив материал атласа Челябинской области и тетради юного краеведа «Южноуральский городской округ».
- Ответьте на вопросы:
-Как ведут себя животные нашего края с приходом весны? Какие у них возникают трудности в этот период? ( из-за ледяной корки трудно добывать пищу, ранят ноги о ледяную корку) какие животные просыпаются первыми?
-Какие птицы прилетают первыми ? Почему?
-Какие изменения происходят с растениями? Какие деревья просыпаются первыми?
Практич. работа
1 Рассмотрите почки деревьев и определите почему почки сверху покрыты плотной оболочкой. (защита от весенних заморозков) ?сравнить берёзовые и сирени, взятые с пришкольного участка.
Выступают 1 чел-опыты, 1 чел. -вопросы
Этнографы
Гипотеза: в народе встречают только зиму
1.Прочитайте материал, предложенных вам статей из литературных источников, расскажите, как встречали весну казаки Станицы Нижнеувельской (ныне г. Южноуральск)
- Соберите народные приметы весны, поговорки.
3.Разучите с ребятами весеннюю зазывалку (если возможно сделать фонограмму).
* * *
Выходи народ,
Становись у ворот-
Весну закликать,
Зиму провожать.
4. Реализация построенного проекта. (на доске появляется календарная страница)
Выступление командиров групп
-А сейчас этнографы расскажут нам, как в давние времена наши предки (казаки станицы Нижнеувельской) встречали весну.
-Для чего народ придумал заклички? (хоровод с закличкой)
Рассказ учителя о жаворонках: В начале марта на восходе солнца дети влезали на крыши изб, сараев, амбаров, бань – закликать весну. Подбрасывали вверх куликов, жаворонков, грачиков, сделанных мамами и бабушками из теста, помогали им в этом и дети, при этом пели заклички. Сейчас мы с вами и научился делать этих птиц из бумаги.
5. Рефлексия
Раньше на Руси ( да и в нашей казачьей станице) девочки с мамами пекли для встречи весны жаворонков. Сейчас на уроке мы научимся делать этих птиц из бумаги.
слайд (темы)
- Какая проблема стояла перед нами на уроке? Смогли ли вы её решить?
-Доказали мы это? Каждая группа шла своим путём. Доказали разными науками. Каждый из вас внёс свои старания в общее дело. Посадите своего жаворонка на верхние веточки, если вы считаете что у вас сегодня всё получилось, вы довольны собой, на нижние ветки, если не уверены в себе.
Список, используемой литературы
Астапенко, П. Д. Вопросы о погоде. Гидрометеоиздат.; Москва 1997.-337с.
Вонич, А. Одна ласточка весны не делает. Мир.; Москва,1990.-116с.
Калишев, В. Б. Календарь природы.- В кн. Природа и мы. Южноуральское книжное издательство. Челябинск, 1998.-223с.
Летягин, А. Южноуральск –станица , крепость, город. Автограф.; Южноуральск, 1995.-285с.
Южноуральский городской округ. Тетрадь юного краеведа: Гиттис М, С.- «Абрис».; Челябинск, 2010.-31с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Весна-утро года"
Весна – самая долгожданная пора. Это пробуждение после долгой и затяжной зимы, Она приносит с собой много радостных моментов, свежий ветерок и тёплое солнышко. Как приятно ощущать действие весеннего н...
Воспитательное мероприятие "Весна - утро года".
Воспитательное мероприятие ....
УМК "ПНШ" 2 класс. Весна – утро года
Цель деятельности учителя: познакомить о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман. Планируемые результаты:Предметные:- знать символическое п...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна-утро года"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна-утро года"...
Конспект урока + презентация по окружающему миру. Тема: "Весна - утро года" (УМК "Перспектива", 2 класс)
laquo;Весна-утро года»Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года; Планируемые...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: «Весна - утро года!»
Тема входит в систему уроков раздела «Весна, весна красная…». В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделялось развитию познавательного интереса учащихся 2 ...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года"
методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года". Урок о формировании представлений о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимост...