урок по окружающему миру "Весна - утро года"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Зенцова Ольга Николаевна

программа Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 3 класс «Гармония»

Тема «Весна-утро года»

Цели: создать условия для формирования знаний о весенних явления в живой и неживой природе;

        развивать исследовательские навыки через выполнение практических работ; расширять умения обобщать, сравнивать, анализировать (учить выявлять взаимосвязи между состоянием неживой и живой природы);

        воспитывать чувство любви к окружающему миру.

ХОД УРОКА

1 Мотивирование к учебной деятельности (картина  музыкальный фон)

Слайд (весенней природы)

 * Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.
А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.
Г.Скребицкий

Пауза

-Что мы будем изучать сегодня на уроке? О чём будем говорить?

-  Давайте создадим исследовательский центр по изучению весны как времени года в нашем крае.

-Как думаете какие специалисты нам понадобятся?

 (читаю определения, слайд с этимологией профессия, сразу раздаю таблички)1. 1.Они изучают движение небесных светил, созвездия, кометы, планеты и их спутники. (астрономы)

2. Профессия этих людей связана с погодными явлениями, составлением прогнозов, наблюдением за температурными показателями….. (синоптики)

3.Труд следующей группы людей очень увлекательный. Изучая родную природу они наблюдают за растениями и животными леса. (лесничие)

4. Эти специалисты изучают какие явления, как ледостав и ледоход, время вскрытия озёр. (гидрологи)

5. Изучают обычаи, традиции народов; собирают народные легенды, придания, песни. (этнографы)

- Для того чтобы полноценно провести наше исследование создадим группы специалистов .

Постановка проблемы

-Начинаем работу нашего исследовательского бюро и проблема, над которой мы будем работать звучит так:

Почему весну называют утром года, а март - весной света?

-К такому убеждению народ пришёл в результате многолетних наблюдений. А мы сегодня попробуем это доказать.

 Для её решения мы должны, как  учёные выдвинуть гипотезы.

-может кто-то из вас уже знаком с этим словом?

Слайд

Выдвижение гипотез

-Почему наступает весна?

-По каким признакам мы определяем, что наступила весна?

-Как провожали зиму и встречали весну наши предки (казаки станицы Нижнеувельской)?

-Определим гипотезы, которые подтверждают данное высказывание.

 Слайд

*весной поступает больше солнечного света на поверхность Земли

*освобождаются ото льда водоёмы

*весной пробуждается всё живое

*в народном календаре нет весенних праздников

Решение гипотез

-Для каждой исследовательской группы приготовлено задание.

-Познакомьтесь с заданием, если всё понятно можно приступать к его выполнению.

Если возникли вопросы, поднимите руку. Распределите обязанности в группах

Метеорологи и астрологи

Гипотеза: весной поступает больше солнечного света на поверхность Земли

инструкция:

  1. Сравнить положение солнца в феврале и марте (создать модель на бумаге), можно использовать таблицу метеорологических наблюдений метеорологической станции г. Южноуральска.
  2. Показать долготу дня и ночи в феврале и марте.
  3. Назвать даты начала весны (календарные, астрономические).
  4. Сделать выводы.
  5. На схеме термометра показать утренние и ночные температуры февраля и марта. Объяснить, почему происходят данные перепады.
  6. На альбомном листе смоделировать схему природных явлений февраля и марта.

Слайд

март        февраль  

цвет неба

облака

осадки

ветер

природные явления

(виды облаков, →,дождь, снег, гроза, туман, гололёд, роса,…проталины, сосульки, ледоход, оттепель)

  1. Придумайте свои условные знаки, для определения явлений природы.

Заслушиваем 1 чес –февраль, 1 чел.- март

Гидрологи                                

 Гипотеза: освобождаются ото льда водоёмы

Проведите опыт                    инструкция: 

1.Налейте в тарелку воды,

положите на поверхность кусочки бумаги,

 создайте движение воды (подуть на воду, создавая её движение).

 2. Налейте в другую тарелку воды

 сверху положите бумагу, подождите, когда она намокнет.

3. Пронаблюдайте, в какой тарелке вода быстрее очистится от бумаги.

 4. Подумайте, что быстрее освобождается ото льда озера или реки.

При защите описать, какую работу выполняли.

- Изучите литературные источники  и выясните, дату освобождения ото льда озёр и рек нашего края.

-Выясните, какую опасность таят в себе водоёмы в начале весны?

Я предлагаю в нашей лаборатории создать модель весенних ручейков. (встали в две группы играем в игру «Ручеёк» (музыкальное сопровождение -  журчанье ручья)       

Слайд (лесной ручей)

Выслушиваем 1 чел.- опыты, 2 чел.- вопросы

Лесничие

  Слайд (животные леса)

Гипотеза: весной пробуждается всё живое              дерево

  1. Определите, какие изменения происходят в живой природе с наступлением весны в окрестностях города Южноуральска, опираясь на ваши собственные наблюдения, используйте материалы экскурсии, статьи В. Калишева из его книги «У природы нет плохой погоды».
  2. Дополните свои знания, изучив  материал атласа Челябинской области и тетради юного краеведа «Южноуральский городской округ».  
  3. Ответьте на вопросы:

-Как ведут себя животные нашего края с приходом весны? Какие у них возникают трудности в этот период? ( из-за ледяной корки трудно добывать пищу, ранят ноги о ледяную корку) какие животные просыпаются первыми?

-Какие птицы прилетают первыми ? Почему?

-Какие изменения происходят с растениями? Какие деревья просыпаются первыми?

Практич. работа

1 Рассмотрите почки деревьев и определите почему почки сверху покрыты плотной оболочкой. (защита от весенних заморозков) ?сравнить берёзовые и сирени, взятые с пришкольного участка.

Выступают 1 чел-опыты, 1 чел. -вопросы

Этнографы

Гипотеза: в народе встречают только зиму

    1.Прочитайте материал, предложенных вам статей из литературных источников, расскажите, как встречали весну казаки Станицы Нижнеувельской (ныне г. Южноуральск)

  1. Соберите народные приметы весны, поговорки.

3.Разучите с ребятами весеннюю зазывалку (если возможно сделать фонограмму).

* * *

Выходи народ,

Становись у ворот-

Весну закликать,

Зиму провожать.

4. Реализация построенного проекта. (на доске появляется календарная страница)

Выступление командиров групп

-А сейчас этнографы расскажут нам, как в давние времена наши предки (казаки станицы Нижнеувельской) встречали весну.

-Для чего народ придумал заклички? (хоровод с закличкой)

Рассказ учителя о жаворонках:    В начале марта на восходе солнца дети влезали на крыши изб, сараев, амбаров, бань – закликать весну. Подбрасывали вверх куликов, жаворонков, грачиков, сделанных мамами и бабушками из теста, помогали им в этом и дети, при этом пели заклички. Сейчас мы с вами и научился делать этих птиц из бумаги.

5. Рефлексия

Раньше на Руси ( да и в нашей казачьей станице) девочки с мамами пекли для встречи весны жаворонков. Сейчас на уроке мы научимся делать этих птиц из бумаги.

слайд (темы)

- Какая проблема стояла перед нами на уроке? Смогли ли вы её решить?

-Доказали мы это? Каждая группа шла своим путём. Доказали разными науками. Каждый из вас внёс свои старания в общее дело. Посадите своего жаворонка на верхние веточки, если вы считаете что у вас сегодня всё получилось, вы довольны собой, на нижние ветки, если не уверены в себе.

Список, используемой литературы

Астапенко, П. Д. Вопросы о погоде. Гидрометеоиздат.; Москва 1997.-337с.

 Вонич, А. Одна ласточка весны не делает. Мир.; Москва,1990.-116с.

Калишев, В. Б. Календарь природы.- В кн. Природа и мы. Южноуральское книжное издательство. Челябинск, 1998.-223с.

Летягин, А. Южноуральск –станица , крепость, город. Автограф.; Южноуральск, 1995.-285с.

Южноуральский городской округ. Тетрадь юного краеведа: Гиттис М, С.- «Абрис».; Челябинск, 2010.-31с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Весна-утро года"

Весна – самая долгожданная пора. Это пробуждение после долгой и затяжной зимы, Она приносит с собой много радостных моментов, свежий ветерок и тёплое солнышко. Как приятно ощущать действие весеннего н...

Воспитательное мероприятие "Весна - утро года".

Воспитательное  мероприятие ....

УМК "ПНШ" 2 класс. Весна – утро года

Цель деятельности учителя: познакомить о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман. Планируемые результаты:Предметные:- знать символическое п...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна-утро года"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна-утро года"...

Конспект урока + презентация по окружающему миру. Тема: "Весна - утро года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

laquo;Весна-утро года»Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года; Планируемые...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: «Весна - утро года!»

Тема входит в  систему уроков раздела «Весна, весна красная…». В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделялось развитию познавательного интереса учащихся 2 ...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года"

методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года". Урок о формировании представлений о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимост...