Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 4 класс.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Грушина Светлана Натанильевна

УМК "Школа России". Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 4 класса на 2018-2019 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_4_okruzh_mir.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные  результаты

 Регулятивные

Обучающийся научится:

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

- планировать свои действия;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату и корректировать свои действия в учебном процессе;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

несущественных признаков;

- осуществлять критериям;  сравнение  и  классификацию  по  заданным

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии        с возрастными нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

- моделировать  экологические  связи  в  природных  сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

- аргументировать свою позицию;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

 Предметные результаты

Обучающийся научится:

- понимать особую роль России в мировой истории;

- рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

проводить несложные астрономические наблюдения;

- изготавливать модели планет и созвездий;

- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

давать краткую характеристику своего края;

- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

- рассказывать об охране природы в своём крае;

- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

- читать историческую карту;

- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

- раскрывать связь современной России с её историей;

- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Содержание учебного предмета

Земля и человечество

Звёзды  и  планеты. Солнце —  ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня  и  ночи.  Обращение   Земли вокруг

Солнца  как причина смены времён года.

Глобус  как  модель Земли. Географическая карта и план

История Отечества.

Охрана памятников истории и культуры. Счёт лет в истории

Человек  —  часть природы. Охрана при родных богатств

Охрана природных богатств.

Охрана памятников истории и культуры

Природа России

Важнейшие  природные   объекты своей страны.  Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны.

Природные зоны России: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу  изучаемых  зон, охрана природы)

Охрана природных богатств.

Отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, национальные парки,  их  роль  в  охране природы.

Родной край – часть большой страны

Родной  край —  частица России.

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые родного края.

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества.

Природные сообщества родного края. Дикорастущие и культурные растения. Значение труда в жизни человека и общества.

Дикие и домашние животные. Значение труда в жизни человека и общества.

Страницы всемирной истории

Духовно-нравственные и культурные ценности —  основа  жизнеспособности  общества. Понимание того,  как   складывается   и  развивается  культура общества и каждого её члена.

Общее представление о вкладе  в  культуру человечества

традиций  и религиозных воззрений разных народов.

Страницы истории России

История  Отечества.

Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена.

История Отечества.

Наиболее важные яркие  события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

Выдающиеся люди разных эпох как носители  базовых

национальных ценностей.

Современная Россия

Конституция —  Основной закон Российской Федерации. Права  ребёнка.  Россия — многонациональная страна.

Президент  Российской Федерации — глава  государства.  Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Государственная символика  России:  Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный

гимн  России; правила  поведения при прослушивании гимна.

Праздник в жизни общества как средство укрепления

общественной солидарности и  упрочения  духовно-

нравственных связей между соотечественниками.

Города России.  Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Уважительное отношение к своему и другим

народам.

Тематическое планирование

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку  для начального общего образования  и на основе авторской   программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (Рабочие программы. Предметная линия М 34  учебников  системы  «Школа  России».  1—4  классы: пособие  для  учителей  общеобразовательных.  Организаций /                          [А.А. Плешаков]. — М.: Просвещение, 2014)

На изучение предмета в 4-ом классе отводится 2 часа  в  неделю, всего                       68 часов  в год.

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

I

Земля и человечество

9

к/р – 1

стартовая – 1

II

Природа России

10

к/р – 1

III

Родной край – часть большой страны

15

к/р – 2

IV

Страницы всемирной истории

5

-

V

Страницы истории России

20

к/р – 3

ИККР – 1

VI

Современная Россия

9

ВПР – 1

Итого:

68

8

стартовая – 1

ВПР – 1

ИККР – 1

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Школа России»:

Учебник:  .

-  Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс.                         В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.

- Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс.                             В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2013. 


Календарно-тематический план

№  урока

Тема урока

кол-во

часов

план

по неделям

Дата выполнения

Примечание

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел: Земля и человечество.

9

1

Мир глазами астронома.

1

1 неделя

04.09.2018

2

Планеты Солнечной системы.

1

1 неделя

07.09.2018

3

Звёздное небо – Великая книга Природы

1

2 неделя

11.09.2018

4

Мир глазами географа.  Стартовая  работа.

1

2 неделя

14.09.2018

5

Мир глазами историка.

1

3 неделя

18.09.2018

6

Когда и где?

1

3 неделя

21.09.2018

7

Мир глазами эколога

1

4 неделя

25.09.2018

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

4 неделя

28.09.2018

9

Контрольная работа № 1 по теме «Земля и человечеств»

1

5 неделя

02.10.2018

Раздел:  Природа России.

10

10

Равнины и горы России

1

5 неделя

05.10.2018

11

Моря, озёра и реки России.

1

6 неделя

09.10.2018

12

Природные зоны России.

1

6 неделя

12.10.2018

13

Зона арктических пустынь

1

7 неделя

16.10.2018

14

Тундра.  

1

7 неделя

19.10.2018

15

Итоговая административная контрольная работа № 2   за 1 четверть.

1

8 неделя

23.10.2018

1

2

3

4

5

6

7

8

16

Леса  России. Лес и человек

1

8 неделя

26.10.2018

17

Зона степей.

1

9 неделя

06.11.2018

18

Пустыни.

1

9 неделя

09.11.2018

19

У Чёрного моря.

1

10 неделя

13.11.2018

Раздел:  Родной край – часть большой страны.

15

20

Наш край.

1

10 неделя

16.11.2018

21

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

11 неделя

20.11.2018

22

Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края.

1

11 неделя

23.11.2018

23

Контрольная работа № 3 по теме «Природа России»

1

12 неделя

27.11.2018

24

Наши подземные богатства.

1

12 неделя

30.11.2018

25

Земля – кормилица.

1

13 неделя

04.12.2018

26

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

13 неделя

07.12.2018

27

Жизнь леса.

1

14 неделя

11.12.2018

28

Жизнь луга

1

14 неделя

14.12.2018

29

Итоговая административная контрольная работа № 4  за 2 четверть.

1

15 неделя

18.12.2018

30

Жизнь в пресных водах. 

1

15 неделя

21.12.2018

31

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

16 неделя

25.122018

32

Растениеводство в нашем крае.

1

16 неделя

11.01.2019

33

Животноводство в нашем крае.

1

17 неделя

15.01.2019

34

Презентации проектов. Обобщающий урок.

1

17 неделя

18.01.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел:  Страницы всемирной истории.

5

35

Начало истории человечества

1

18 неделя

22.01.2019

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

18 неделя

25.01.2019

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

19 неделя

29.01.2019

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

19 неделя

01.02.2019

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

20 неделя

05.02.2019

Раздел:  Страницы истории России.

20

40

Жизнь древних славян.  

1

20 неделя

08.02.2019

41

Во времена Древней Руси.

1

21 неделя

12.02.2019

42

Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

21 неделя

15.02.2019

43

Контрольная работа № 5 по теме «Страницы всемирной истории»

1

22 неделя

19.02.2019

44

Трудные времена на Русской земле.

1

22 неделя

22.02.2019

45

Русь расправляет крылья.

1

23 неделя

26.02.2019

46

Куликовская  битва

1

23 неделя

01.03.2019

47

Иван  Третий

1

24 неделя

05.03.2019

48

Мастера печатных дел

1

24 неделя

08.03.2019

праздник

49

Патриоты России.  Пётр Великий.  

1

25 неделя

12.03.2019

50

Михаил Васильевич  Ломоносов.

1

26 неделя

15.03.2019

51

Итоговая административная контрольная работа № 6   за  3  четверть.

1

25 неделя

19.03.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

52

Екатерина  Великая.

1

26 неделя

22.03.2019

53

Отечественная война 1812 года

1

27 неделя

02.04.2019

54

Страницы истории  XIX  века.

1

27 неделя

05.04.2019

55

Контрольная работа № 7 по теме «Страницы истории России»

1

28  неделя

09.04.2019

56

Россия вступает в XX век.  

1

28 неделя

12.04.2019

57

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1

29 неделя

16.04.2019

58

Страна, открывшая путь в космос

1

29  неделя

19.04.2019

59

Великая  Отечественная война и великая Победа.

1

30 неделя

23.04.2019

Раздел:  Современная Россия.

9

60

Всероссийская проверочная работа № 8

1

30 неделя

26.04.2019

61

Основной закон России и права человека.

Итоговая комплексная контрольная работа

1

31 неделя

30.04.2019

62

Мы – граждане России.

1

31 неделя

03.05.2019

63

Славные символы России.

1

32 неделя

07.05.2019

64

Такие разные праздники.

1

32 неделя

10.05.2019

65

Путешествия по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.

1

33 неделя

14.05.2019

66

Путешествия по России. Народы России, особенности их традиционной культуры.

1

33 неделя

17.05.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

67

Путешествия по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.

 

1

34 неделя

21.05.2019

68

Обобщающий итоговый урок.

1

34 неделя

24.05.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планировние по русскому языку 1 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса. УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.). Разработано в соответсвии с требованиями ФГОС...

Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида

Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...